Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_psihologii_truda.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

1.Место психологии  труда в системе наук и ее  основные методологические принципы. Психология труда – это отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и проявления псих-ой деят-ти чел-ка в процессе его труда (Душкова), - это система психол-их знаний о труде, как деят-ти и трудящемся, как ее субъекте (Климов), - это научная дисциплина, которая изучает поведение рабочих людей и то, как они выполняют деят-ть в рамках организационных структур (Занковский). Цель: изучение псих-ой деят-ти людей с целью повышения трудовой эффективности и создание благоприятных условий для индив-го разв-ия и псих-го здоровья чел-ка. Предметом псих-ии труда является: - психол-ие компоненты, которые побуждают и регулируют трудовую активность субъекта, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется (Карпов), - условия, пути и методы научно – обоснованного решения практич-х задач в области функционирования чел-ка, как субъекте труда (Климов), - субъект труда, т.е. работник.Объект труда – это конкретный трудовой процесс, включ-ий предмет, средства, цели и задачи труда, а также правила исполнения работы и условия ее организации.Основные задачи псих-ии труда: 1) повышение производственности, эффективности трудовой деят-ти, 2) гуманизация трудовой деят-ти и содействие развитию личности в ней.

2. Предмет, цели  и задачи псих. труда.

Псих.труда – это отрасль псих-и, изучающая закон-ти форм-ия и проявл-ия псих-ой деят-ти чел-ка в процессе его труда.(Душкова). – это система психол-их знаний о труде, как деят-ти и трудящемся, как ее субъекте(Климов). – это научная дисциплина, которая изучает поведение рабочих людей и то, как они выполняют деят-ть в рамках орган-ых структур(Занковский). Цель: изучение псих-ой деят-ти людей с целью повыш-ия труд-ой эффек-ти и создание благоприятных условий для индив-го разв-ия и псих-го здоровья чел-ка. Предметом псих-и труда явл-ся: - психол-ие компоненты, которые побуждают и регул-ют труд-ую активность субъекта, а также свойства личности, через которые эта активность реализ-ся (Карпов), - условия, пути и методы научно-обоснованного реш-ия практ-их задач в области функцион-я чел-ка, как субъекта труда (Климов), - субъект труда, т.е. работник. Объект труда – это конкретный трудовой процесс, включ-ий предмет, средство, цели и задачи труда, а также правила испол-ия работы и усл-ия ее организ-ии. Основные задачи псих-ии труда: 1) повыш-ие производ-ти, эффектив-ти трудовой деят-ти; 2) гуманизация трудовой деят-ти и содействие развитию лич-ти в ней.

3. Экспериментальные  методы/Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет установить точный контроль за переменными, регулировать дозировку, создавать и контролировать необходимые условия, неоднократно воспроизводить эксперимент в тех же самых условиях.

Примером такого эксперимента является исследование формы подачи информации при обучении навыкам опиливания, проведенное В.Д. Шадриковым. Проведение лабораторного эксперимента на предприятии требует от психолога тщательного изучения реальной ситуации, выделения ее основных, узловых моментов, общих и специфических особенностей.

Естественный эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Экспериментальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимента является полная естественность условий.

Тестовый метод, используется только при изучении субъекта труда. В отечественной психодиагностике предлагается три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта и, соответственно, три группы тестов: объективный, субъективный и проективный.

Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Тесты, реализующие данный подход, называются объективными. К их числу относятся тесты интеллекта и тесты способностей, достижений, с одной стороны, и некоторые личностные тесты — с другой.

В психологии труда используют специально сконструированные тесты интеллекта для целей профориентационной работы (методика «Тест умственных способностей», представляющая собой русскоязычную версию Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра) и батареи профессиональных способностей, среди которых наиболее известны САВТ и ВАТ.

Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты — опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие интересы и установки людей. В профессиональной психодиагностике используют как общепсихологические тесты исследования личности (опросник  Р. Кеттелла, опросник Г. Айзенка), так и специально разработанные тесты для профессиональной сферы. К ним относятся: Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда; личностная анкета К11В, разработанная чешскими психологами для профориентационных целей; опросники для диагностики феномена «психического выгорания».

Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества. Группа проективных методик включает большое количество самых разнообразных тестов. Сфера их применения для диагностики профессионально важных качеств не так широка, как представителей первых двух направлений. Однако есть сведения об использовании проективных рисуночных тестов для диагностики специфических профессиональных феноменов (синдрома выгорания), а также как вспомогательных средств при профессиональном консультировании (методика «Нарисуй свою профессию»).

Таким образом, профессиография представляет собой одновременно и первый (описательный) этап психологического анализа деятельности, и комплексный метод ее изучения, включающий использование всех известных методов. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы — документального описания социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важная составная часть профессиограммы — психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Главной частью профессиограммы является психограмма, содержание и объем которой зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.

 

4. Неэкспериментальные методы/ Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.Важным принципом наблюдения является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т. п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков. Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Анализ продуктов трудовой деятельности может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше. Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он начал разрабатываться в отечественной психологии труда в 20-е годы XX в. Сущность его заключается в соединении в лице психолога исследователя, умеющего и желающего описать профессиональный труд, и работника, его знающего. Беседа является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем. Анкетирование предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности.

 

5. Трудовой метод  в психол-ом изучении профессии.

Он начал разрабатываться в отечественной псих-ии труда в 20-е годы 20века. Сущность его заключается в соединении в лице психолога исследователя, умеющего и желающего описать профес-ый труд, и работника, его знающего. Основными достоинствами этого метода являются:1) получение путем самонаблюдения некоторой инфор-ии, недоступной внешнему наблюдению и разным опросным методам, 2) изучение профес-ой деят-ти в лонгитюдинальном разрезе, т.е. рассмотрение самого процесса овладения ей, 3) более обоснованный подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деят-ти. Вместе с тем трудовой метод имеет ряд недостатков. Во –первых, он применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми элементами деят-ти в форме трудовых проб. Во – вторых, регистрация результатов метода сопряжена с опред-ми трудностями. Если запись результатов проводится по окончании рабочего дня по памяти, когда исследователь находится в состоянии утомления, это может отрицательно сказаться на ее качестве. Регистрация данных в ходе выполнения деят-ти нарушает естественный процесс ее протекания.  Несмотря на указанные недостатки, трудовой метод может давать очень ценный материал, что было подтверждено отечественными исследованиями.

 

6. Основные разделы психологии труда.

Условно можно выделить следующие основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности.1.Психология труда в традиционном варианте, где изучаются психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде и т. п.2.Инженерная психология, изучающая информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также изучающая различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора. 3.Психология управления (в более современном звучании — организационная психология), изучающая иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов.4.Профориентация (как один из уровней профориентации —профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения, а также «психология карьеры», где основной акцент сделан на построении «жизненного успеха»).При этом сама профориентация предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента и т. п.5. Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности.Можно было бы выделить и дополнительные разделы психологии труда, образуемые часто на стыке основных ее разделов: психофизиология труда; психогигиена труда; психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т. п. Таким образом, психология труда — это лишь часть разнообразных знаний о труде. Психология самостоятельно не в состоянии полностью познать такое глобальное явление культуры, как труд. Отсюда возникает проблема интеграции знаний различных наук о труде, психология труда могла бы выступить своеобразным инициатором такой интеграции.

 

7. Эргономика.

Для обозначения общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности, используется термин «эргономика» (область научно-прикладных исслед-ий, наход-ся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в кот-ой разраб-ся проблемы проектир-ия, оценки и модерниз-ии систем «человек-техника-среда»), как комплексное изучение человека в труде (на стыке разных наук). Это изучение многообразной системы «человек—коллектив—машина—среда—социум—культура—природа», которую часто и обозначают как «эргономическая система». Более конкретные направления изучают и более конкретные системы: в частности, инженерная психология в своем традиционном варианте рассматривает систему «человек—машина», организационная психология изучает систему «человек—коллектив (организация)» или же систему «руководитель—подчиненный» и т.п.Термин «эргономика» впервые предложен в 1921 г. В. Н. Мясищевым и В. М. Бехтеревым, но тогда термин не получил широкого распространения. В 1949 г. группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое общество, после чего началось широкое распространение термина. Е. Б. Моргунов приводит определение предмета эргономики: «Предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению. Эргономика является одновременно и научной, и проективной дисциплиной». Методы эргономического анализа (Моргунов) 1)аналитические и проективные, 2)производ-ые и лаборат-ые, 3)объект-ые и субъек-ые, 4)эмпирические и эксперим-ые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. История развития  психологии труда за рубежом.

Психология труда возникла на рубеже XIX и XX вв. как дисциплина, изучающая организацию и управление трудовой деятельностью. Она является относительно молодой отраслью. Первая научная система организации трудовой деятельности — тейлоризм была предложена американским инженером, а впоследствии крупным бизнесменом Ф. Тейлором (1856—1915). Он считал, что рост производительности труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда. Ф. Тейлор предложил систему рационализации и управления производством, направленную на увеличение производительности труда через оптимизацию трудовых действий и интенсификацию трудового процесса. Важнейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал стимулирование. Одновременно с системой Тейлора возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности.Собственно научное оформление первые исследования получили в начале XX в. в рамках психотехники (Т. Мюнстенберг, Д.Г. Мид, У. Липман и др.). Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Например, он разрабатывал наиболее оптимальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека. Основателем психотехники является Г. Мюнстенберг (1863—1916). Г. Мюнстенберг занимался самыми разными вопросами, которые впоследствии стали классикой психологии труда. Исследования в области профотбора, профориентации, пррфобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергнуты научному анализу в исследованиях именно этого ученого. Г. Мюнстенберг заложил основы психотерапии и психогигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для вагоновожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые попытался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. В США как нигде в мировой науке был силен прагматический аспект исследований. Еще в годы первой мировой войны в США была принята развернутая программа по профессиональному отбору «Армейские тесты альфа и бэта», в которой были собраны психологические тесты для отбора на различные армейские профессии. Особую известность получил знаменитый Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г. Мэйо Элтон в 1927—1932 гг. изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятии «Вестерн Электрик Компани» (Чикаго). Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях. Наконец, в 1947 г. была подготовлена «Психологическая программа по военной авиации», посвященная профессиональному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда.Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов организации труда и практических состояний, проведенное под руководством Г. Майера (1920 г.), явилось основой для крупных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Тестовые программы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., не потеряли своей ценности и по сей день.Заметное развитие исследования в области психологии груда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической науки в Европе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой деятельности перешло к США. Американская научная литература до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"