Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология труда".

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_psihologii_truda.doc

— 801.50 Кб (Скачать файл)

 

25. Проблема  стресса и дистресса в труде

Выдающийся психофизиолог и философ основатель теории стрессов Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Комплекс физиологических реакций Селье назвал стрессом — напряжением, или общим адаптационным синдромом, представляющим собой трехфазную реакцию адаптации, состоящую из фаз: тревоги, повышенной резистентности и истощения. Стресс — это неспецифический ответ организма на любое воздействие — стрессор. Неспецифические требования, предъявляемые к воздействиям как таковым, — это и есть сущность стресса. Выделяют системный, или физический, стресс, отражающий, в основном, напряжение биологических систем (отравление, ушибы, воспаление), и психологический стресс — отражающий вовлечение в реакцию эмоциональной сферы. В широком понимании стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма, это нормальное состояние для человека. Дело в его выраженности. При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Практически, современный человек постоянно находится в состоянии стресса. Выделяют шесть основных симптомов хронического стресса: бессонница, мышечные боли в груди, кашель (покашливание «для очистки горла»), сексуальная неудовлетворенность, эмоциональный дисбаланс (перепады настроения). Частыми проявлениями стресса бывают хроническая усталость и избыточный вес. Профилактика психологического стресса может идти по следующим направлениям. Выяснение природы, причин стрессового состояния. Выявление стресс-факторов и выработка условий, позволяющих их контролировать или нейтрализовать. Использование различных способов релаксации: психологическая, мышечная, дыхательная, саморегуляция, аутотренинг. Применение физических нагрузок: бег трусцой, ходьба и другие виды активности в аэробном режиме. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать: «...всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление». Дистресс – дисфункциональный стресс: фаза и тип стресса, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний.Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) :информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т. п. Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:в зависимости от частоты и силы проявления кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;в зависимости от направленности стрессовой агрессии — на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций. В основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».

Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:раздражительность в деловом общении, причины — привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека Главная проблема — человек не всегда осознает собственную агрессивность (для него все это «нормальное явление», хотя сам же он и страдает).Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить».

  1. Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха.Особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде»: в более узкой трактовке стресс — это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, т. е. перегрузка, сверхстимуляция и т. п.;в более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек — среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, не использование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция).Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых воротничков» и выявили следующие их группы:1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: слишком много работы (перегрузки); плохие физические условия труда; дефицит времени (когда все время чего-то 2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства; 3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе.4.Факторы, связанные с деловой карьерой: 5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом. Таким образом, в самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности. Ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации.

 

26. Принципы и методы диаг-ки и коррекции функц-ых состояний чел-ка в труде.

Психодиагностика функциональных состояний проводится на основе принципа:• системности, т. е. следует рассматривать состояние как функциональную систему, определяемую в каждый момент как состояние различных подсистем, обеспечивающих реализацию данной деятельности;комплексности. Под этим подразумевается необходимость разработки психодиагностического комплекса, включающего регистрацию показателей разного уровня анализа: психологического, психофизиологического, деятельностного;деятельной отнесенности, или включенности. Это предполагает включение в диагностический комплекс в качестве определяющих параметров показателей деятельности;динамичности, т. е. динамический анализ, позволяющий контролировать наличие детерминант исследуемых состояний, моментов их проявления на разных уровнях и последствий в развитии состояний; целостности. Означает, что психодиагностика ФС не должна нарушать целостности выполняемой человеком деятельности, особенно в реальных условиях, не прерывать ее, не переключать человека на другую деятельность, что может в реальных условиях вызвать ошибки и даже срыв деятельности; объективности. Предполагает, что психодиагностика ФС не должна зависеть от квалификации экспериментатора или эксперта и должна иметь однозначную интерпретацию, быть статистически достоверной;достоверности. Является существенным для ситуаций,когда высока цена ошибки человека, когда оценка готовности человека к деятельности должна быть проверена в очень короткие сроки, в реальном режиме времени; прогностичности, позволяющий на основе проведенной психодиагностики текущего наличного состояния предвидеть качественные и количественные сдвиги в состоянии работоспособности человека; выделения системообразующего фактора исследуемого континуума состояний. Позволяет направленно создавать психодиагностический комплекс; валидности. Предполагает выделение области применения психодиагностической процедуры, разработку индивидуальных норм для различных групп. Выделяют две группы критериев, с помощью которых оценивают состояние субъекта: физиологические и психологические показатели.Значение физиологических методов состоит в том, что они дают возможность,-  во-первых, объективной диагностики состояния, обеспечивают возможность соотнесения психологических явлений с органической основой; во-вторых, количественно оценить наблюдаемые сдвиги в функционировании той или иной системы. В психологических методах исследования выделяют два направления: методики субъективной диагностики, среди которых — методы субъективного шкалирования и опросники; и методы психометрического тестирования. Преимущества опросников — хорошо разработанная симптоматика того или иного состояния, простота ответа, удобства обработки. Недостатки — отсутствие количественной оценки выраженности состояния. Обычно опросник рассчитан на диагностику строго определенного вида состояния (стресс, утомление, монотония), т. е. заранее предполагается наличие определенного состояния. Достоинства шкалирования состояния — в возможности получения количественной оценки признака. Недостатки данного метода состоят в трудности дифференцировки и анализа признаков, необходим определенный уровень обучения, культуры, интеллекта у исследуемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.Сущность и структура производственного конфликта

Конфликт (от лат.— столкновение) рассматривается в разных науках. В психологии конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей — связанное с острыми отрицательными переживаниями.

Существуют два основных подхода к определению конфликта. Первый ориентирован на актуальные действия, где у противоборствующих сторон часто взаимоисключающие или несовместимые ценности, что исключает соревнование, конкуренцию и т. п. по обладанию этими ценностями (поскольку ценности разные); второй ориентирован на мотивы и действия, где ценности могут и совпадать, но различаются психологические состояния конфликтующих сторон (конфликт идей, ценностей, установок, мотивов и т. п.).Различными авторами формулируются основные функции и возможные результаты конфликта. При этом главная функция конфликта — выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы).В целом можно перечислить следующие функции:сигнальная функция характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества (что-то в системе расстроилось и нуждается в преобразованиях);информационная функция — отражение и выявление причин неблагополучия в системе:дифференцирующая функция — это процесс социальной дифференциации, отражающий переориентацию и перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил;динамическая функция — способствование социальному прогрессу, где конфликт — это толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.Выделяется также функциональная противоречивость конфликта. Эта противоречивость основана на взаимодействии противоположно направленных тенденций. На основе такого понимания функциональной противоречивости польский ученый Я. Штумпский выделил следующие пять противоположных пар функций социального конфликта:различающая и отождествляющая функции (когда, например, в ходе конфликта интересы могут сблизиться или, наоборот, еще больше разойтись);интегрирующая и дезинтегрирующая (либо противоборствующая сторона сплачивается, либо разрушается); маскирующая и демаскирующая;прогрессивная и регрессивная;позитивная и негативная функции.Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк выделяют функции конфликта в условиях производства:балансирование рабочих мест;формирование необходимых производственных связей (которых не было до конфликта);Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно определить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта. Сами структурные элементы — это необходимые сущностные параметры явления, без которых конфликт не может развиваться как динамически взаимосвязанная целостная система и как процесс.Основные элементы (составляющие) конфликта:инцидент (информационный) — событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия;инцидент (деятелъностный) — повод для объявления конфронтационных действий из-за различия интересов и ценностных ориентации;конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период;субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией;предмет конфликта — конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт);конфликтные отношения — форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.Основные характеристики конфликта, позволяющие адекватно уценивать конкретные конфликтные ситуации:1. Острота конфликта2. Временные характеристики конфликта.3. Пространственные характеристики конфликта: сферы возникновения и проявления конфликта; условия и повод возникновения; конкретные формы проявления; средства и действия, которыми пользуются участники конфликта; количество вовлеченных в конфликт сторон, ресурсов и т. п.Основные фазы развития конфликта:конфронтационная (военная) фаза, когда каждая сторона противопоставляет свои интересы интересам другой стороны;компромиссная (политическая) фаза — стороны стремятся достигнуть своих целей через переговоры;коммуникационная (управленческая) фаза — стороны стремятся достигнуть общего понимания ситуации (консенсус) через понимание того, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы; стремление к взаимодополнению интересов/Управление конфликтом — это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, т. е. переход к последующей фазе развития конфликта. Таким образом, высшим искусством реагирования на конфликтную ситуацию является не «борьба» с конфликтом, а способствование развитию конфликтных отношений.

 

28.Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей

Причинам возникновения конфликтных отношений особое внимание уделяют многие авторы. Например, В. Р. Дольник считает, что в основе человеческих конфликтов лежат биологические программы, направленные на стремление выжить в схватке за существование (соревнование особи с враждебным миром, с представителями других видов, с сородичами). Дж. Ролз главную причину конфликтов в человеческом обществе связывает с нарушением норм социальной справедливости и как следствие — ущемленное чувство собственного достоинства. При этом сама справедливость — это соответствие между вкладом человека в решение каких-то вопросов и получаемыми за это благами (моральными или материальными). Данное «соответствие» определяется уровнем развития конкретного общества, группы или отдельного индивида. Исходя из этого часто конфликт порождается либо нарушением существующих и общепринятых норм справедливости, либо столкновением разных представлений о нормах справедливости.С. Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов: противоположные ориентации вступающих во взаимодействие людей (различие потребностей); идеологические причины; причины экономического и социального порядка; противоречия между элементами социальной структуры (например, когда цели и задачи разных уровней организации или управления обществом не соответствуют друг другу).Перечисляются также и более конкретные причины конфликтов:социально-психологические причины (неудовлетворенность отдельных людей своим положением в группе, в организации, в обществе);причины морально-этического порядка (отрицание некоторых общественных норм и ценностей данного коллектива или группы);причины организационного характера (проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненных);причины конфликтов по информационным факторам; например: неполные или неточные факты о каком-либо объекте (порождают неправильное представления и слухи); нежелательное обнародование информации; невольная (или осознанная) дезинформация; некорректная интерпретация фактов и т. п.;причины конфликтов по структурным факторам; например: неопределенность вопросов законности власти; неопределенность вопросов подотчетности; неясность в вопросах собственности и т. п.;ценностные факторы конфликта; например: нарушение групповых верований и норм поведения; нарушение профессиональных ценностей и интересов; нетерпимость в отношении ценностей других групп или людей и т. п.;факторы отношений; например: неудовлетворенность существующими отношениями; несогласованные цели взаимоотношений (непонимание друг друга); неудовлетворенность длительностью отношений и т. п.;поведенческие факторы; например: поведение угрожает безопасности кого-либо; поведение создает для кого-то дискомфорт и т. п.М. X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн выделяют основные причины производственных, организационных конфликтов:проблемы распределения ресурсов в организации (проблема несправедливости распределения);различия в целях (чем больше специализация внутри организации, тем больше взаимного непонимания, так как у каждого структурного подразделения свои интересы);различия в представлениях о ценностях (например, о такой ценности, как право выражать свое мнение в присутствии начальника);различия в манере поведения и жизненном опыте (особенно если люди работают в одном подразделении);неудовлетворительные коммуникации, часто ведущие к взаимному непониманию сотрудничающих сторон.Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк выделяют общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения. В целом конфликтные личности характеризуются: 1) резким отличием партнеров по своим психологических характеристикам (например, если мы медлительны и основательны, нас будут раздражать чья-то суетливость и торопливость); 2) недостатком общей культуры и психологической культуры общения; 3) общим уровнем конфликтности (или неконфликтности) данного человека. Авторы выделяют шесть типов конфликтных личностей.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология труда"