Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
Приложение № 7.
Тематика обучающего семинара для учителей, набирающих первоклассников (12 часов).
№ п/п |
Количество часов |
Тема |
1. |
2ч. |
Психосемантические |
2. |
2ч. |
Влияние новой социальной ситуации и роли первоклассника на его мироощущение и психоэмоциональное благополучие. |
3. |
2ч. |
Особенности личности младшего школьника («Турнир знатоков») |
4. |
2ч. |
Общение младшего школьника со взрослыми и сверстниками в первом классе (теоретический аспект). |
5. |
2ч. |
Общение младшего школьника со взрослыми и сверстниками в первом классе (практическая часть). |
6. |
2ч. |
Итоговая игра «Шесть граней процесса адаптации первоклассника в школе» |
Дополнение: шестая тема предполагала исследовательское рассмотрение вопроса адаптации со следующих точек зрения – статистической, позитивной, негативной, аналитической, творческой, эмоциональной (методика проведения: присутствующие делятся на подгруппы по числу точек зрения; продумывают исследовательские вопросы; проводят опрос коллег и обобщение материала опроса; систематизируют результаты опроса, отображают их на плакате).
Содержание цикла встреч с родителями будущих первоклассников.
№ п/п |
Количество часов |
Темы |
1. |
1ч. |
«Мы» поступаем в первый класс. В процессе беседы вывести родителей на уровень осмысления того, что степень, уровень и качество адаптации их детей-первоклассников зависят (во многом) от взаимопонимания участников образовательного процесса, необходимости сближения семантических полей понимания школьной действительности. |
2. |
2ч. |
Личностная готовность детей к школе и её влияние на процесс их адаптации. Опираясь на теорию вопроса, а также на результаты констатирующего эксперимента «нарисовать» картину действительного (а не только вербально озвученного детьми и взрослыми) отношения первоклассников к школе, своей новой социальной роли, общению с учителем и сверстниками. |
3. |
2ч. |
Влияние на психоэмоциональное состояние первоклассников их родителей. Обосновать влияние эмоциональной устойчивости первоклассников на успешность их учебной деятельности; проанализировать зависимость психоэмоционального состояния ребёнка от психоэмоционального состояния родителей. |
4. |
1ч. |
Итоговая игра «Шесть граней процесса адаптации ребёнка в школе». Рассмотреть процесс адаптации первоклассников к школе с разных точек зрения (по предложенным вопросам). |
Дополнение: четвёртая тема содержала нижеследующие «грани».
Приложение № 8.
Содержание игр и упражнений с первоклассниками.
Название и суть игры, упражнения. | |
* |
Игры – приветствия-«Ромашка» - учитель называет своё имя, протягивает свою руку вперёд и предлагает детям, назвав себя, положить свою ладонь сверху. Каждый последующий ребёнок кладёт ладонь на руку предыдущего, затем все здороваются. -Поздороваться со всеми присутствующими, не произнося слов – учитель и первоклассники с помощью жестов и мимики приветствуют друг друга. |
* |
Словесные игры-«Я знаю, что другим людям нравится…» - дети и учитель обмениваются мнениями, завершая данную фразу, стремясь не повторяться. -«Делу время, потехе час» - мини-рассказы детей с опорой на рисунок, сделанный дома, о том, как и когда они с родителями трудятся или отдыхают. -Совместное сочинение «А моя мама (папа) помнит, что в первом классе…» - дети (после предварительной беседы с родителями) рассказывают о том, во что были одеты родители, какие причёски носили, в какие игры на перемене играли и т.п. (Для проведения этой игры можно использовать диктофон). -«Ты, я, он, она – вместе мы друзья» - дети поочереди, называя одного из одноклассников, говорят, что он любит и чего не любит. Учитель следит, чтобы не было повторов в назывании ребят, а также подсказывает синонимы тех или иных качеств человека. -«Хорошо – плохо» - предложенное учителем понятие (например, школа, урок, перемена, ученик, учитель и др.) дети рассматривают как позитивное и негативное явление (учитель записывает их на доске). В ходе игры участники находят способы, как избежать негативного воздействия школьной реальности или ослабить его. |
* |
Игры с движениями-«Круг» - стоя в круге дети, по команде учителя, хлопают руками по своим ногам, затем в ладоши, далее (поставив ладони в стороны около плеч) – легкие хлопки по рукам «соседей». Учитель может задавать ритм хлопков. «Ты, я, он, она – вместе мы друзья» - 2-3-ём детям предлагается подойти к одному из одноклассников, спросить, хотел бы он, чтобы ему сделали…(«так-то» – что-либо приятное: пожать руку, погладить по голове, подарить фишку и т.п.) и постараться выполнить то, что предложил. -«Угадай-ка» - разбившись на пары, дети «рисуют» на спине партнёра какой-либо несложный рисунок и отгадывают, что «нарисовано». -«Путаница» - водящий отворачивается от детей, стоящих в круге, пока они (не разжимая рук) запутываются. Задача водящего распутать ребят. -«Зеркало» - один ребёнок показывает гримасу, а все дети её повторяют (вариант: гримаса, как эстафета, передаётся по кругу). -«Скульптура» - один ребёнок в паре – «скульптор», а другой «материал». «Скульптор» «изображает» молча из «материала» хорошего (либо плохого) человека, ребята должны отгадать, какой это человек, и сказать, почему они так решили. |
* |
Тренинговое занятие « Добрые знакомые».
|
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь