Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

 

Приложение  № 7.

Тематика обучающего семинара для учителей, набирающих первоклассников (12 часов).

№ п/п

Количество часов

Тема

1.

2ч.

Психосемантические особенности  восприятия школы участниками образовательного процесса (учителями, детьми, родителями).

2.

2ч.

Влияние новой социальной ситуации и роли первоклассника на его мироощущение и психоэмоциональное благополучие.

3.

2ч.

Особенности личности младшего школьника («Турнир знатоков»)

4.

2ч.

Общение младшего школьника со взрослыми  и сверстниками в первом классе (теоретический  аспект).

5.

2ч.

Общение младшего школьника со взрослыми и сверстниками в первом классе (практическая часть).

6.

2ч.

Итоговая игра «Шесть граней процесса адаптации первоклассника в школе»


Дополнение: шестая тема предполагала исследовательское рассмотрение вопроса адаптации со следующих точек зрения – статистической, позитивной, негативной, аналитической, творческой, эмоциональной (методика проведения: присутствующие делятся на подгруппы по числу точек зрения; продумывают исследовательские вопросы; проводят опрос коллег и обобщение материала опроса; систематизируют результаты опроса, отображают их на плакате).

 

Содержание  цикла встреч с родителями будущих  первоклассников.

№ п/п

Количество часов

Темы

1.

1ч.

«Мы» поступаем в первый класс. В процессе беседы вывести родителей на уровень осмысления того, что степень, уровень и качество адаптации их детей-первоклассников зависят (во многом) от взаимопонимания участников образовательного процесса, необходимости сближения семантических полей понимания школьной действительности.

2.

2ч.

Личностная готовность детей к школе и её влияние на процесс их адаптации. Опираясь на теорию вопроса, а также на результаты констатирующего эксперимента «нарисовать» картину действительного (а не только вербально озвученного детьми и взрослыми) отношения первоклассников к школе, своей новой социальной роли, общению с учителем и сверстниками.

3.

2ч.

Влияние на психоэмоциональное состояние  первоклассников их родителей. Обосновать влияние эмоциональной устойчивости первоклассников на успешность их учебной деятельности; проанализировать зависимость психоэмоционального состояния ребёнка от психоэмоционального состояния родителей.

4.

1ч.

Итоговая игра «Шесть граней процесса адаптации ребёнка в школе». Рассмотреть процесс адаптации первоклассников к школе с разных точек зрения (по предложенным вопросам).


Дополнение: четвёртая тема содержала нижеследующие «грани».

  • Статистическая (Сколько дней, недель и т.д., в среднем, длится период адаптации первоклассника в школе? Часто ли первоклассники уже в конце сентября отказываются ходить в школу? Какой процент детей-первоклассников из 100 %, на Ваш взгляд, остаётся к концу октября не адаптированным к школе?)
  • Позитивная (Что хорошего для взрослых в том, что ребёнок пойдёт в школу? Что может понравиться самому ребёнку? В каких делах, словах можно будет определить хорошее впечатление от школы а). у родителей, б). у первоклассников?)
  • Негативная (Что и кто может не понравиться ребёнку в школе? Какое поведение родителей может вызывать повышение тревоги детей? Какое неумение Вашего ребёнка будет «тормозить» его адаптацию к школе?)
  • Аналитическая (Какие причины могут выразить нежелание ребёнка ходить в школу? Почему большинство родителей считают интеллектуальную готовность ребёнка к школе более важной, чем личностную и психоэмоциональную?)
  • Творческая (Предложите фантастические идеи, которые помогли бы в индивидуально короткие сроки первоклассникам адаптироваться к школе.)
  • Эмоциональная (Какие чувства испытываете Вы в преддверии поступления ребёнка в школу? Что, по-вашему, испытывает сам первоклассник? Каким образом родитель может поддержать положительный эмоциональный настрой ребёнка в отношении школьного обучения - что делать и чего не делать?)

 

Приложение  № 8.

Содержание  игр и упражнений с первоклассниками.

 

Название и суть игры, упражнения.

*

Игры –  приветствия

-«Ромашка» - учитель называет своё имя, протягивает свою руку вперёд и предлагает детям, назвав себя, положить свою ладонь сверху. Каждый последующий ребёнок кладёт ладонь на руку предыдущего, затем все здороваются.

-Поздороваться со всеми присутствующими, не произнося слов – учитель и первоклассники с помощью жестов и мимики приветствуют друг друга.

*

Словесные игры

-«Я знаю, что другим людям  нравится…» - дети и учитель обмениваются мнениями, завершая данную фразу, стремясь не повторяться.

-«Делу время, потехе час» - мини-рассказы детей с опорой на рисунок, сделанный дома, о том, как и когда они с родителями трудятся или отдыхают.

-Совместное сочинение «А моя мама (папа) помнит, что в первом классе…» - дети (после предварительной беседы с родителями) рассказывают о том, во что были одеты родители, какие причёски носили, в какие игры на перемене играли и т.п. (Для проведения этой игры можно использовать диктофон).

-«Ты, я, он, она – вместе мы друзья» - дети поочереди, называя одного из одноклассников, говорят, что он любит и чего не любит. Учитель следит, чтобы не было повторов в назывании ребят, а также подсказывает синонимы тех или иных качеств человека.

-«Хорошо  – плохо» - предложенное учителем  понятие (например, школа, урок, перемена, ученик, учитель и др.) дети рассматривают как позитивное и негативное явление (учитель записывает их на доске). В ходе игры участники находят способы, как избежать негативного воздействия школьной реальности или ослабить его.

*

Игры с движениями

-«Круг» - стоя в круге дети, по команде учителя, хлопают руками по своим ногам, затем в ладоши, далее (поставив ладони в стороны около плеч) – легкие хлопки по рукам «соседей». Учитель может задавать ритм хлопков.

«Ты, я, он, она – вместе мы друзья»  - 2-3-ём детям предлагается подойти к одному из одноклассников, спросить, хотел бы он, чтобы ему сделали…(«так-то» – что-либо приятное: пожать руку, погладить по голове, подарить фишку и т.п.) и постараться выполнить то, что предложил.

-«Угадай-ка» - разбившись на пары, дети «рисуют» на спине партнёра какой-либо несложный рисунок и отгадывают, что «нарисовано».

-«Путаница» - водящий отворачивается от детей, стоящих в круге, пока они (не разжимая рук) запутываются. Задача водящего распутать ребят.

-«Зеркало» - один ребёнок показывает гримасу, а все дети её повторяют (вариант: гримаса, как эстафета, передаётся по кругу).

-«Скульптура» - один ребёнок в паре – «скульптор», а другой «материал». «Скульптор» «изображает» молча из «материала» хорошего (либо плохого) человека, ребята должны отгадать, какой это человек, и сказать, почему они так решили.

*

Тренинговое занятие « Добрые знакомые».

  • Игра «Передай» улыбку по кругу» (игра проводится сидя, можно использовать жесты).
  • Вводная беседа учителя с детьми на тему - кто такие «Новосёлы».
  • Формулирование задачи нашей встречи – выявить и постараться проанализировать индивидуальные способы поведения в ситуациях знакомства, встречи, недоумения и др.
  • Игра «Эмоциональная тропинка» - на доске нарисована дуга,  левый край называется «всё хорошо», правый – «всё снова хорошо», в середине – «ссора». Учитель предлагает любому из присутствующих развесить картинки по линии развития сюжета. Все обсуждают предложенный вариант, изменяют положение картинок (или приходят к общему мнению).
  • Проигрывание конкретных ситуаций (а также комментарии их детьми и учителем): твою вещь без спроса взяли; твою поделку нечаянно сломали; тебя толкнули в коридоре; ты сказал неправду и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь