Мы попросили учителей
условно выделить долю игровых методов
на уроках, ими проводимых. 75% учителей
ответило - 50-60%; 25% учителей сказали, что
употребление данных методов зависит
от специфики урока и может составлять
от 40 до 70% его. Что касается частоты применения
игровых методов, то 87,5% опрошенных ответили,
что надо применять их каждый день и лишь
12,5% - считают, что – «редко».
На вопрос «Ребёнок, с
какими индивидуальными особенностями
легче адаптируется к школьному
обучению?» были получены следующие
ответы: такие качества личности, как любознательность,
целеустремлённость, трудолюбие, общительность,
были отмечены в более чем 60% опросных
листов.
Нас также интересовало,
насколько объективно учителя оценивают
своё влияние на первоклассников и процесс
их адаптации в школе. 37,5 % опрошенных сказали,
что непосредственное влияние оказывает
учительский профессионализм, доброта,
понимание проблем ребёнка, требовательность,
вежливость и др.; 25 % учителей ответили:
«Очень сильно влияет» (без расшифровки,
каким образом это происходит); 25 % - выделили
эмоциональный спектр качеств учителя,
влияющих на ребёнка в период его привыкания
к школе (жизнерадостность, активность,
участливость) и 12,5% учителей написали:
«Традиционный подход с элементами опережающего
обучения позволяет адаптироваться ребёнку
в школе».
Среди значимых аспектов влияния
семьи на адаптацию первоклассников к
школе, учителя указывали: нормальные
бытовые условия, спокойные взаимоотношения
в семье, понимание изменения социальной
роли ребёнка родственниками (62,5%); заинтересованное
отношение родителей к учебному процессу,
привлечение родителей к совместной работе
с учителями (50%); сложившиеся внутрисемейные
установки на отношение к учению, обучающим
взрослым, одноклассникам (25%). (Приведённые
выше статистические данные невозможно
привести к 100%, т. к. в опросных листах было
по несколько совпадающих ответов).
Педагоги отметили, что
введение Министерством образования
изменений в процесс обучения (соответствующих
современным требованиям) одновременно
сопровождается выпуском пакета методических
и учебных материалов. Учителя используют
данные материалы, а также игру как приём
обучения первоклассников, чтобы в процессе
адаптации дети чувствовали себя комфортно
в привычной форме обучающего взаимодействия.
Разнообразны
выделенные педагогами качества коллег
(профессиональные, личностные), которые
влияют на взаимоотношения с детьми и
помогают первоклассникам адаптироваться
к обучению. Однако меньше половины опрошенных
учителей высказались о действенности
только своего влияния на эффективность
процесса адаптации детей без поддержки
со стороны родителей, что свидетельствует
о желании разделить обязанности и ответственность
с ними. Для разъяснения и сближения позиций
взрослых участников образовательного
процесса были внедрены обучающие семинары
для учителей и цикл встреч с родителями
(§ II.4.).
Анализируя
ответы, следует отметить, что, несмотря
на внешнюю расположенность к
реформам в системе школьного
обучения, у учителей, имеющих большой опыт
работы, сильна приверженность традиционной
системе образования.
Эффективность
прохождения детьми процесса адаптации педагоги связывали
и со своими личностно - профессиональными
качествами, однако, в большей степени
с семейной ситуацией развития и особенностями
воспитания детей; общегосударственные
или другие социальные явления в ответах
педагогов, как отягчающие или облегчающие
факторы адаптации детей к обучению в
школе, не фигурировали. Можно предположить,
что каждодневные, близкие заботы отодвигают
глобальные на второй план. Хотя, безусловно,
не исключено влияние на участников образовательного
процесса масштабных социальных явлений,
о чём шла речь в первой главе.
По результатам
формирующего эксперимента мы пришли
к выводу:
- На ход адаптационного процесса первоклассников экспериментальной группы существенное влияние оказала работа педагогов, направленная на сближение позиций, связанных с несовпадением школьных ожиданий, участников образовательного процесса (детей, их родителей и своих), описанная в § II.4.
2. Система психологической
поддержки явилась основой стабилизации психоэмоционального состояния
первоклассников на этапе их вхождения
в школьную жизнь.
3. Итоги диагностического
обследования позволяют констатировать, что педагоги с меньшим
внутренним напряжением участвовали в
проведении методик оперативной диагностики
на втором этапе эксперимента, чем в процессе
обследования детей в ходе констатирующего
эксперимента. Это объясняется тем, на
наш взгляд, что процесс наблюдения за
детьми в ходе рисования (проведения проективных
методик) относятся к профессиональным
умениям учителя и не требует дополнительных
усилий. Присутствие на таких уроках психолога
не вызывало неудобств у детей, так как
он не сидел за последней партой (возможно,
вызывая тревогу у отдельных детей), а
ходил вдоль парт, помогая, спрашивая,
подбадривая, поглаживая и т.п.
4. Диагностическая
методика, проведённая как часть
или целый урок, органично вписанная в
учебный процесс, позволила снять напряжение,
возникающее у детей перед новым видом
деятельности, не тратить дополнительно
время детей, тем самым, не увеличивала
утомление. Поскольку в основе оперативной
диагностики лежат проективные методики,
их удобно проводить в ходе урока рисования,
а также как часть урока чтения, математики
(«Корректурная проба») и других, на усмотрение
учителя. Обработка (количественная и
качественная) и интерпретация диагностических
результатов проводилась психологом.
5. Преимущество
оперативной диагностической программы
(опирающейся на проективные техники)
перед часто встречающимися на практике
вербальными тестами заключается в близости
рисуночного метода процессу свободного
рисования на заданную тему (что соответствует,
как правило, возможностям и желанию первоклассников).
6. Следствием
проведённой и проанализированной
диагностики явилось составление психологом
«Психологического паспорта» на каждого
ребёнка экспериментального класса (Приложение
№ 4), который стал «систематизатором»
гипотез педагогов о первоклассниках.
В целом,
проведенное эмпирическое исследование,
проходившее в два этапа
позволило сделать следующие выводы:
1. Мы исходили
из положения, что адаптированный ребёнок тот, который приспособлен
к полноценному развитию своей личности,
физического, интеллектуального и других
потенциалов в новой для него образовательной
среде. В целом цель первого этапа была
двунаправленной – выявление обыденных
представлений, связанных со школой, трёх
социальных групп – участниц образовательного
процесса (первоклассников, родителей
и педагогов) и определение степени проявления
психоэмоционального состояния первоклассников
(тревожность, незащищённость, депрессивность
и др.) и на этой основе определение необходимости
психологической поддержки в адаптационный
период.
Результаты
констатирующей части исследования
показали, что ожидания, связанные с образом
школы, у детей, их родителей и педагогов
не совпадают, а дети нуждаются в специально
организованной психологической поддержке
на этапе вхождения в школьную жизнь.
2. Диагностический
материал, использованный на первом
этапе, часто был не под силу
педагогам – сложно было включить
методики в образовательный процесс, дети иногда
давали неадекватные (невротические) реакции.
В связи с этим программа оперативной
диагностики второго этапа была пересмотрена
и изменена. На втором этапе экспериментального
исследования элементы оперативной диагностики
первоклассников были составлены таким
образом, что они органично вписались
в учебный процесс.
3. Опираясь на
идеи гуманизации, индивидуализации
вариативного образования (А.Г.
Асмолов, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьев,
В.И. Слободчиков, А.Н. Тубельский,
Е.А. Ямбург, и др.), а также на условия, облегчающие
процесс адаптации первоклассников (выделенные
в теоретической части исследования),
мы определили пути облегчения адаптационного
процесса и разработали основные положения
программы психологической поддержки.
Результаты внедрения, которых отслеживали
посредством оперативной диагностики.
Анализ выделенных параметров психоэмоционального
состояния первоклассников показал значительные
различия в контрольной и экспериментальной
группах в конце второго этапа экспериментального
исследования. Данные статистической
обработки наглядно показывают преимущество
реализованной в экспериментальной группе
программы психологической поддержки.
4. В целом
итоги проведенного исследования
подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что адаптация
первоклассников к школьному обучению
в современном образовательном пространстве
будет эффективной, если педагоги окажут
ребёнку психологическую поддержку через
использование в работе понятных и близких
детям методов обучения (игровых и творческих),
которые не стеснят процесса самореализации
и самоутверждения. Результаты исследования
показали, что психологическую поддержку
первоклассникам целесообразно осуществлять
комплексно, включая в неё работу психолога
с учителями и родителями, которые непосредственно
взаимодействуют с первоклассниками,
осуществляя её через систему обучающих
тренинговых занятий. Смысл данных занятий
заключается в гуманизации процесса взаимодействия
взрослых и детей. Путь опосредованного
воздействия психолога на детей наименее
травматичен для них. Психологу целесообразно
непосредственно вмешиваться в работу
с детьми, если ребёнок нуждается в индивидуальной
специальной коррекции каких-либо его
качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материалы проведенного
исследования позволили доказать выдвинутые гипотезы и сформулировать
основные выводы:
I .Теоретический
анализ современного состояния
проблемы адаптации первоклассников к обучению
в школе позволяет резюмировать, что в
школах для разностороннего обследования
детей применяется большое разнообразие
диагностического материала, однако не
всегда позволяющего педагогам своевременно
получить данные для эффективного взаимодействия
с детьми с первых школьных дней.
II.Адаптированный
ребёнок способен к полноценному
развитию своей личности, когда
чувствует себя комфортно в
новой для него образовательной среде. Поэтому проблема
адаптации ребенка, поступившего в первый
класс, связана с его психоэмоциональной
сферой (защищенностью, тревожностью,
депрессивностью и т.д.).
III.Результаты
эмпирической части исследования
показали, что ожидания от ребенка и от его обучения
в школе у детей, их родителей и педагогов
не совпадают, что является важнейшей
причиной нарушений в психоэмоциональной
сфере личности ребенка. В этой связи необходима
специально организованная система мер
психологической поддержкой детей при
вхождении в школьную жизнь.
IV. Оперативную
диагностику в первые месяцы
обучения детей в школе целесообразно
органично вписывать в учебный
процесс с целью наименьшей травматизации психики
ребенка. В целом итоги исследования подтвердили:
адаптация первоклассников к школьному
обучению в современном образовательном
пространстве будет эффективной, если
педагоги окажут ребёнку психологическую
поддержку через использование в работе
понятных и близких детям методов обучения
(игровых и творческих), которые не стеснят
процесса самореализации и самоутверждения.
V.Результаты
исследования показали, что психологическую
поддержку первоклассникам целесообразно
осуществлять комплексно, включая в неё
работу психолога не столько с детьми,
сколько с учителями и родителями, с целью
сближения их ожиданий от детей, которые
начали обучение в школе. Путь опосредованного
воздействия психолога на детей наименее
травматичен для первоклассников.
VI. Психологу
целесообразно непосредственно
вмешиваться в работу с детьми, только в том
случае, если ребёнок нуждается в индивидуальной
специально организованной коррекции
каких-либо его качеств и свойств, но желательно
делать это через некоторое время после
поступления в школу, дав ребенку возможность
адаптироваться к школе.
Ряд вопросов,
возникавших в ходе исследовательской
работы, мы лишь обозначили. Среди них:
технологии взаимодействия семьи и школы
в период адаптации первоклассников, влияние
разных инновационных технологий на адаптирование
детей к обучению, специфика адаптации
к школе одарённых детей и другие. Они
могут быть темами дальнейших самостоятельных
исследований.
БИБЛИОГРАФИЯ.
- Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 512с.
- Агафонова И.Н. «Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации» // Начальная школа. - 1999. - №1. - С.23-26.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) – М.: Наука, 1976. – 272с.
- Алмазова Т.А. Педагогическая работа с детьми первого класса школы. - Алма-Ата, 1951. - 271с.
- Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995. - 400с.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983.- 208с.
- Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М.: Просвещение, 1986. - 218с.
- Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Знание, 1980.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. - 628с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1: Пер. с английского. - М., 1982.
- Асмолов А.Г. «Со=действие ребёнку – развитие личности» //Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой. – М., 1996. – Вып.6. – С. 39-44
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1969.
- Бабаева Т.И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 1993. - 128с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560с.
- Бабкина И.В. «Использование развивающих игр и упражнений в учебники процесс» //Начальная школа. 1998. - N 4. - с. 11-15.
- Безруких М., Ефремова С., Круглов Б. Почему учится трудно? - М.: Семья и школа, 1995. - 205с.
- Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация. – Л.: Наука, 1988. – 267с.
- Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность функции, перспективы. //Педагогика. - 1993. - №2. - С.10-15.
- Блехер Ф.Н. Грамота в дошкольном учреждении и подготовительном классе школы. - М., 1934. - 104с.
- Блонский П.П. Педология. М., 1943.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.
- Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96с.
- Бреслов Г.М. эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение, - М.: Педагогика, 1990. - 144с.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. - М.: Знание, 1994. - 160с.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Ника - Центр , 1997. - 128с.
- Вараксина А.В. Перспективы гуманизации коррекционно-развивающего обучения в начальных классах массовой школы. Дисс...канд. пед. наук. - Таганрог, 1999. - 193с.
- Василюк Ф.Е. «Методологический смысл психологического кризиса» //Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 25 - 40.
- Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - М.: ВНИК «Школа», 1989. - 80с.
- Волкова А. И. «Психологическая поддержка детей в образовании». //Материалы всероссийского научного симпозиума «Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования». - Таганрог: издательство ТРТУ, 1997. -186с.
- Волкова А. И. Психологическая поддержка развития личности ребёнка как стратегия личностно - развивающего взаимодействия. Дисс...канд. психол. наук. - Ростов н /Д, 1998. - 193с.
- Волкова А.Н. «Психолого-педагогическая поддержка детей - суицидантов» //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. - № 2. – С.36-48
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.
- Выготский Л.С. Предисловие / Гезель А. Педология раннего возраста. - М.; Л.; 1932.
- Выготский Л.С. Проблема возраста. //Собрание сочинений в шести томах. Т.4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-269.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти томах – Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. Новые ценности образования, № 3, 1996. - М.: Институт педагогических инноваций.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.
- Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. - М.: Знание, 1989.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов /Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова. - М., 1989.
- Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М.: Знание, 1985.
- Гусев А.Н. , Измайлов Ч.А. , Михайловская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум, - М.: Смысл, 1998. - 286с.
- Гюламерян Д.А. Особенности организации урока в подготовительном классе школы: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 - Ереван, 1983. - 141с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика 1986 - 240с.
- Диль Д.С., Лемерайз Э.А. и др. «Отношения с детьми раннего возраста и адаптация к школе» // Психология обучения. - 1999. - №1. - 8с.
- Дмитриев К.Ф., Ериф М.И., Эткинд А.М. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи (психологические проблемы индивидуальности) Выпуск № 3,Л.,М., 1985. - С.287 - 292.
- Долгополова А.В. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр - Самара, 1997. - 189с.
- Дорофеева Г.А. «Знания «по необходимости» или «по желанию» //Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 11. - С. 6-7.
- Дорофеева Г.А. «Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению» //Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 2. - С. 20-26.
- Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение. 1983. - 304с.
- Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. - М.: Новая школа, 1994.- 48с.
- Дубровина Т.Н., Сильвестру А.И. Учёт психофизиологических особенностей 6-летних детей в процессе обучения. - Кишенёв, 1986. - 42с.
- Жгенти М.Л. Воспитательная работа с 6-летними детьми в условиях школы: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 - Тбилиси, 1985. - 126с.
- Жданова Р.А. Формирование мотивации учения у младших школьников: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 - Ростов-на-Дону, 1971. - 276с.
- Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. «Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей».// Начальная школа. - 1999. - №8.
- Закон Россйской Федерации «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.1992, № 3267- 1.- М., 1992. -57с.
- Засорина Л.Н., Плюснина Е.М. «Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования».// Начальная школа. - 1999. - №1. - С.64-66.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1986.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994.
- Иванова Н., Кузнецова М. «Вхождение в новый возраст и в новый отношения» //Директор школы . - 1997. - N 3. - С. 20-28.
- Ивановская О.Г. «Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников?»// Начальная школа. - 1999. - № 1. - С.61-63.
- Игра в воспитание и обучение шестилетних первоклассников. - Киев: Знание, 1988. - 16с.
- К вопросу о школьной реформе. - Петроград, 1915 - 15с.
- Как построить своё «я» /Под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.
- Каруле А.Я. Дидактические основы обучения 6-летних детей в школе: (на опыте ЛатвССР): Дисс... доктора пед. наук в форме научного доклада: 13.00.01 - Рига, 1990. - 59с.
- Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» // Начальная школа. - 1996. - №7. - С. 17 - 22.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение. 1988.- 190с.
- Компаниец В.В. Психолого-педагогическая характеристика микропериодов младшего школьного возраста: Дис... канд. псих. наук: 19.00.07 - Киев, 1987. - 213с.
- Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, 1974. – 405с.
- Конюхов Н.И. Словарь - справочник практического психолога - Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1996. - 224с.
- Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании: Пер. с польского - М., 1990.
- Костюк Г.С. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1988. - 304с.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов - н/Дону, Изд. РГПУ. 1997.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 80с.
- Краткий психологический словарь /Ред. - сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н /Д: Феникс, 1998. - 512с.
- Крупенин А.П., Крохина И.М. Эффективный учитель. - Ростов - н/Дону, Феникс, 1995. - 500с.
- Курпатов А.В., Алёхин А.Н. «Теория личности человека» // Вестник Балтийской академии. 1998. Вып. 17.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин, 1980.
- Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993.
- Лангмейр Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - 314с.
- Лантух Т.В. Подготовка студентов к работе с 6 летними первоклассниками. - Гродно: Б.И., 1997. - 99с.
- Леднев В.С. Непрерывное образование: структура и содержание. - М., 1988.
- Леонтьев А.А. «Принципы воспитания в образовательной программе «Школа 2100». //Начальная школа: плюс - минус. - 1999, - № 6, - с. 3 - 12.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
- Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. - М.: Знание, 1978. - 48с.
- «Личность и образование» (интервью с А.Г. Асмоловым) //Начальная школа: плюс – минус, - 2000, - № 6, - С. 3 - 6.
- Ловелле Р.Н. «Психологическое воздействие как метод улучшения здоровья» // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 93-96.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Фолиум, 1993. - 64с.
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – 684с.
- Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. // Педагогические сочинения в 8 томах. - Т.4.- М.
- Макарова Т.Д. «Обеспечение итого контроля» //Образовательные стандарты и контроль качества образования. - Вологда, 1996. - С. 67-77.
- Максимова Н.О. «Создание пространства в современной школе и детском саду». // Новые ценности образования. - 1996. - № 4. - М.: Институт педагогических инноваций.
- Мальцева О.А. Исследования представлений о взаимодействии субъектов образования с психологом (психосемантический подход): Дис... канд. псих. наук: 19.00.07 - Ставрополь, 2000. - 257с.
- Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992. - 180с.
- Материалы к апробации проектов временных государственных образовательных стандартов. Диагностика и измерители. Вып. III. 4.1/ Отв. ред. Д. М. Зембицкий. - Ростов-н/Д: Издательство обл. ИУУ, 1995. - 184с.
- Матюшкин А.М., Сиск Д.А. «Одарённые и талантливые дети». // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С.88-97.
- Мегре В. Пространство любви. - М.: Типография № 11, 1998. - 222 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1989. - 224с.
- Мир детства. Дошкольник. /Под. ред. А.Г. Хрипковой . - М.: Педагогика, 1979. - 41с.
- Михайлычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Автореф. доктора пед. наук. Екатеринбург, 1991. - 31с.
- Михайлычев Е.А. Терминология педагогической диагностики: Система и словарь. - Ростов н/Д.: Издательство Ростовского ИПК и ПРО, 1997. - 86с.
- Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. - М., 1086.
- Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! – М.: Глобус, 1995. – 128с.
- Научная школа члена-кореспондента РАО, профессора Бондаревской Е.В. // Известия Южного отделения РАО. Выпуск I, Ростов-н/Д: Изд. РГПУ, 1999. - 160с.
- Начальное образование в России: инновации и практика. - М.: Школа, 1994. - 263с.
- Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. - Таганрог: ТРТИ, 1989. - 82с.
- Непомнящий А.В., Непомнящий В.А. «К проблеме осознаваемого восприятия в развитии личности» //Материалы всероссийского научного симпозиума «Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования». - Таганрог: издательство ТРТУ,1997. -186с.
- Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна, 1995.
- Никольская Н., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. - СПб., Рига ПЦ «Эксперимент», 1997. - 86с.
- Новые ценности образования. Забота – поддержка – консультирование. – М., Вып. 6, 1996.
- О «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» //Учительская газета. - 1999г. 14 декабря. - № 50, - с. 12-14.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке: Докт. диссертация. - М., 1996.
- Общая Психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. - М., 1998.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240с.
- Одарённые дети /Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.
- Ожегов С.И. Словарь Русского языка, 1987 - 797с.
- Основы психолого-педагогической диагностики. Сост. Г.Ф. Карпова. - Ростов н /Д: РГПИ, 1986. - 12с.
- Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
- Отчёт о комплексной проблеме «Обучение детей с 6-ти летнего возраста», за 1983 -84 г.г. - М.: АПН СССР, 1983, 1984. - 58с.
- Педагогическая энциклопедия. Главный редактор И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1968г.
- Педагогический словарь. В 2-х т. Главный редактор И.А. Каиров. - М.: Изд. АПН, 1960 г.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания – М.: МГУ, 1988. – 208с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - Смоленск: СГУ, 1997.- 400с.
- Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов н /Д: Феникс, 1996. - 512с.
- Петровский В.А., Калиненко В.А., Котова И.Б. Личностно - развивающее взаимодействие. - Ростов н/Дону, изд.РГПУ,1995. - 88с.
- Планирование, организация и содержание деятельности начальной школы. Сборник научно-методических и управленческих материалов. Часть1. Част 2.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. - 102 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий, - М.: высшая школа , 1984 - 174с.
- Полонский В.М. Научно - педагогическая информация: Словарь -справочник. - М.: Новая школа, 1995. - 256с.
- Практическая психодиагностика. Ред. - сост. Д.Л. Райгородский. - Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. - 672с.
- Профессиональная деятельность детского городского психологического центра /Под ред. Е.И. Рогова. - Шахты, 1993. - 248с.
- Психодиагностика: Теория и практика: Пер. с нем. / Общ. ред. Н.Ф. Талызиной. - М., 1986.
- Психологическая диагностика учащихся: Методические рекомендации для опытно-экспериментальной работы. - М., 1995.
- Психологическая диагностика учащихся: Методические рекомендации для опытно-экспериментальной работы. - Минск, 1988.
- Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. - М., 1981.
- Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240с.
- Психология. Словарь /Под обш. ред. А.В. Петровского и др. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
- Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303с.
- Развитие общения у дошкольников: (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лысиной. - М., 1975.
- Реан А.А., Кострома С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. - СПб., 1998.
- Рогов Е.И. «Многоуровневость профессиональных деформаций личности в педагогической деятельности» //Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1993, - С.60-61
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 1996.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
- Самохвалова В.И. Индивидуальные различия в учебной работе школьников первого класса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 - М., 1952. - 298с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350с.
- Скрипкина Т.П. Доверие как социально – психологическое явление. – Автореф. док. дисс... Ростов н/Д, 1998. – 46с
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М.: Просвещение, 1966. - 150с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. - М.: Школа- пресс, 1995. - 384с.
- Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1632 с.
- Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - 752 с.
- Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандритская. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 475с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р.В. Танкова-Ямпольская. – М.: Медицина, 1980. – 232с.
- Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. - М.: Академия, 1996. - 384с.
- Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: Академия, 1996. - 160с.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - Н.: Совершенство, 1998 - 368с.
- Стоунс Э. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения: Пер. с английского. - М., 1984.
- Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего. – Дисс. канд. психол.наук – М., 1976. – 176с.
- Ульянова Т.П. «Школьная дезадаптация» // Начальная школа. - 1994. - №5. - С. 53 - 57.
- Управление развитием школы. /Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291с.
- Учимся общаться с ребёнком. Авторы: В.А. Петровский, А.М. Виноградова и др. - М.: Просвещение, 1993. - 191с.
- Феинберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. - М., 1982.
- Филосовско - психологические проблемы развития образования /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1981. - 176 с.
- Философский словарь. Главный редактор И.Т. Фролова. - М.: Политическая литература, 1980 г.
- Харламов Д.Н. Психологическое воздействие в психокоррекционной работе. //Психологическое обеспечение психического и физического здоровья человека. Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР. - М., 1989. - С. 49-50.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1998.
- Царёва Н.Д. «Диагностика психологического развития младших школьников» //Начальная школа. - 1995. - №6. - С.14-15.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.
- Шишов С.Е., Калней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320с.
- «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы. /Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Вып. 4.- М.: Баласс, 2000. - 208с.
- Школа самоопределения. Шаг второй. /Ред. и сост. А.Н. Тубельский. - М.: АО «Политекст», 1994. - 480с.
- Юревич А.В. «Системный кризис в психологии» //Вопросы психологии - 1999. - № 2. - С. 3 - 11.
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Минск, 1998.
- Ямбург Е.Я. Школа для всех. - М., 1995.
- Ярошенко Н.К. «Игровые программы для младших школьников» //Начальная школа. - 1997. - № 2 . - С. 67-69.