Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Мы попросили учителей условно выделить долю игровых методов  на уроках, ими проводимых. 75% учителей ответило - 50-60%; 25% учителей сказали, что употребление данных методов зависит от специфики урока и может составлять от 40 до 70% его. Что касается частоты применения игровых методов, то 87,5% опрошенных ответили, что надо применять их каждый день и лишь 12,5% - считают, что – «редко».

На вопрос «Ребёнок, с  какими индивидуальными особенностями  легче адаптируется к школьному  обучению?» были получены следующие ответы: такие качества личности, как любознательность, целеустремлённость, трудолюбие, общительность, были отмечены в более чем 60% опросных листов.

Нас также интересовало, насколько объективно учителя оценивают своё влияние на первоклассников и процесс их адаптации в школе. 37,5 % опрошенных сказали, что непосредственное влияние оказывает учительский профессионализм, доброта, понимание проблем ребёнка, требовательность, вежливость и др.; 25 % учителей ответили: «Очень сильно влияет» (без расшифровки, каким образом это происходит); 25 % - выделили эмоциональный спектр качеств учителя, влияющих на ребёнка в период его привыкания к школе (жизнерадостность, активность, участливость) и 12,5% учителей написали: «Традиционный подход с элементами опережающего обучения позволяет адаптироваться ребёнку в школе».

Среди значимых аспектов влияния  семьи на адаптацию первоклассников к школе, учителя указывали: нормальные бытовые условия, спокойные взаимоотношения в семье, понимание изменения социальной роли ребёнка родственниками (62,5%); заинтересованное отношение родителей к учебному процессу, привлечение родителей к совместной работе с учителями (50%); сложившиеся внутрисемейные установки на отношение к учению, обучающим взрослым, одноклассникам (25%). (Приведённые выше статистические данные невозможно привести к 100%, т. к. в опросных листах было по несколько совпадающих ответов).

Педагоги отметили, что  введение Министерством образования  изменений в процесс обучения (соответствующих современным требованиям) одновременно сопровождается выпуском пакета методических и учебных материалов. Учителя используют данные материалы, а также игру как приём обучения первоклассников, чтобы в процессе адаптации дети чувствовали себя комфортно в привычной форме обучающего взаимодействия.

Разнообразны  выделенные педагогами качества коллег (профессиональные, личностные), которые влияют на взаимоотношения с детьми и помогают первоклассникам адаптироваться к обучению. Однако меньше половины опрошенных учителей высказались о действенности только своего влияния на эффективность процесса адаптации детей без поддержки со стороны родителей, что свидетельствует о желании разделить обязанности и ответственность с ними. Для разъяснения и сближения позиций взрослых участников образовательного процесса были внедрены обучающие семинары для учителей и цикл встреч с родителями (§ II.4.).

Анализируя  ответы, следует отметить, что, несмотря на внешнюю расположенность к  реформам в системе школьного  обучения, у учителей, имеющих большой опыт работы, сильна  приверженность традиционной системе образования.

Эффективность прохождения детьми процесса адаптации педагоги связывали и со своими личностно - профессиональными качествами, однако, в большей степени с семейной ситуацией развития и особенностями воспитания детей; общегосударственные или другие социальные явления в ответах педагогов, как отягчающие или облегчающие факторы адаптации детей к обучению в школе, не фигурировали. Можно предположить, что каждодневные, близкие заботы отодвигают глобальные на второй план. Хотя, безусловно, не исключено влияние на участников образовательного процесса масштабных социальных явлений, о чём шла речь в первой главе.

По результатам  формирующего эксперимента мы пришли к выводу:

  1. На ход адаптационного процесса первоклассников экспериментальной группы существенное влияние оказала работа педагогов, направленная на сближение позиций, связанных с несовпадением школьных ожиданий, участников образовательного процесса (детей, их родителей и своих), описанная в § II.4.

2. Система психологической  поддержки явилась основой стабилизации психоэмоционального состояния первоклассников на этапе их вхождения в школьную жизнь.

3. Итоги диагностического  обследования позволяют констатировать, что педагоги с меньшим внутренним напряжением участвовали в проведении методик оперативной диагностики на втором этапе эксперимента, чем в процессе обследования детей в ходе констатирующего эксперимента. Это объясняется тем, на наш взгляд, что процесс наблюдения за детьми в ходе рисования (проведения проективных методик) относятся к профессиональным умениям учителя и не требует дополнительных усилий. Присутствие на таких уроках психолога не вызывало неудобств у детей, так как он не сидел за последней партой (возможно, вызывая тревогу у отдельных детей), а ходил вдоль парт, помогая, спрашивая, подбадривая, поглаживая и т.п.

4. Диагностическая  методика, проведённая как часть или целый урок, органично вписанная в учебный процесс, позволила снять напряжение, возникающее у детей перед новым видом деятельности, не тратить дополнительно время детей, тем самым, не увеличивала утомление. Поскольку в основе оперативной диагностики лежат проективные методики, их удобно проводить в ходе урока рисования, а также как часть урока чтения, математики («Корректурная проба») и других, на усмотрение учителя. Обработка (количественная и качественная) и интерпретация диагностических результатов проводилась психологом.

5. Преимущество  оперативной диагностической программы  (опирающейся на проективные техники) перед часто встречающимися на практике вербальными тестами заключается в близости рисуночного метода процессу свободного рисования на заданную тему (что соответствует, как правило, возможностям и желанию первоклассников).

6. Следствием  проведённой и проанализированной  диагностики явилось составление психологом «Психологического паспорта» на каждого ребёнка экспериментального класса (Приложение № 4), который стал «систематизатором» гипотез педагогов о первоклассниках.

В целом, проведенное эмпирическое исследование, проходившее в два этапа позволило сделать следующие выводы:

1. Мы исходили  из положения, что адаптированный ребёнок тот, который приспособлен к полноценному развитию своей личности, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него образовательной среде. В целом цель первого этапа была двунаправленной – выявление обыденных представлений, связанных со школой, трёх социальных групп – участниц образовательного процесса (первоклассников, родителей и педагогов) и определение степени проявления психоэмоционального состояния первоклассников (тревожность, незащищённость, депрессивность и др.) и на этой основе определение необходимости психологической поддержки в адаптационный период.

Результаты  констатирующей части исследования показали, что ожидания, связанные с образом школы, у детей, их родителей и педагогов не совпадают, а дети нуждаются в специально организованной психологической поддержке на этапе вхождения в школьную жизнь.

2. Диагностический  материал, использованный на первом  этапе, часто был не под силу  педагогам – сложно было включить  методики в образовательный процесс, дети иногда давали неадекватные (невротические) реакции. В связи с этим программа оперативной диагностики второго этапа была пересмотрена и изменена. На втором этапе экспериментального исследования элементы оперативной диагностики первоклассников были составлены таким образом, что они органично вписались в учебный процесс.

3. Опираясь на  идеи гуманизации, индивидуализации  вариативного образования (А.Г.  Асмолов, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург, и др.), а также на условия, облегчающие процесс адаптации первоклассников (выделенные в теоретической части исследования), мы определили пути облегчения адаптационного процесса и разработали основные положения программы психологической поддержки. Результаты внедрения, которых отслеживали посредством оперативной диагностики. Анализ выделенных параметров психоэмоционального состояния первоклассников показал значительные различия в контрольной и экспериментальной группах в конце второго этапа экспериментального исследования. Данные статистической обработки наглядно показывают преимущество реализованной в экспериментальной группе программы психологической поддержки.

4. В целом  итоги проведенного исследования  подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что адаптация первоклассников к школьному обучению в современном образовательном пространстве будет эффективной, если педагоги окажут ребёнку психологическую поддержку через использование в работе понятных и близких детям методов обучения (игровых и творческих), которые не стеснят процесса самореализации и самоутверждения. Результаты исследования показали, что психологическую поддержку первоклассникам целесообразно осуществлять комплексно, включая в неё работу психолога с учителями и родителями, которые непосредственно взаимодействуют с первоклассниками, осуществляя её через систему обучающих тренинговых занятий. Смысл данных занятий заключается в гуманизации процесса взаимодействия взрослых и детей. Путь опосредованного воздействия психолога на детей наименее травматичен для них. Психологу целесообразно непосредственно вмешиваться в работу с детьми, если ребёнок нуждается в индивидуальной специальной коррекции каких-либо его качеств.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалы проведенного исследования позволили доказать выдвинутые гипотезы и сформулировать основные выводы:

I .Теоретический  анализ современного состояния  проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе позволяет резюмировать, что в школах для разностороннего обследования детей применяется большое разнообразие диагностического материала, однако не всегда позволяющего педагогам своевременно получить данные для эффективного взаимодействия с детьми с первых школьных дней.

II.Адаптированный  ребёнок способен к полноценному  развитию своей личности, когда  чувствует себя комфортно в  новой для него образовательной среде. Поэтому проблема адаптации ребенка, поступившего в первый класс, связана с его психоэмоциональной сферой (защищенностью, тревожностью, депрессивностью и т.д.).

III.Результаты  эмпирической части исследования  показали, что ожидания от ребенка и от его обучения в школе у детей, их родителей и педагогов не совпадают, что является важнейшей причиной нарушений в психоэмоциональной сфере личности ребенка. В этой связи необходима специально организованная система мер психологической поддержкой детей при вхождении в школьную жизнь.

IV. Оперативную  диагностику в первые месяцы  обучения детей в школе целесообразно  органично вписывать в учебный  процесс с целью наименьшей травматизации психики ребенка. В целом итоги исследования подтвердили: адаптация первоклассников к школьному обучению в современном образовательном пространстве будет эффективной, если педагоги окажут ребёнку психологическую поддержку через использование в работе понятных и близких детям методов обучения (игровых и творческих), которые не стеснят процесса самореализации и самоутверждения.

V.Результаты  исследования показали, что психологическую  поддержку первоклассникам целесообразно осуществлять комплексно, включая в неё работу психолога не столько с детьми, сколько с учителями и родителями, с целью сближения их ожиданий от детей, которые начали обучение в школе. Путь опосредованного воздействия психолога на детей наименее травматичен для первоклассников.

VI. Психологу  целесообразно непосредственно  вмешиваться в работу с детьми, только в том случае, если ребёнок нуждается в индивидуальной специально организованной коррекции каких-либо его качеств и свойств, но желательно делать это через некоторое время после поступления в школу, дав ребенку возможность адаптироваться к школе.

 Ряд вопросов, возникавших в ходе исследовательской работы, мы лишь обозначили. Среди них: технологии взаимодействия семьи и школы в период адаптации первоклассников, влияние разных инновационных технологий на адаптирование детей к обучению, специфика адаптации к школе одарённых детей и другие. Они могут быть темами дальнейших самостоятельных исследований.

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

    1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 512с.
    2. Агафонова И.Н. «Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации» // Начальная школа. - 1999. - №1. - С.23-26.
    3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) – М.: Наука, 1976. – 272с.
    4. Алмазова Т.А. Педагогическая работа с детьми первого класса школы. - Алма-Ата, 1951. - 271с.
    5. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995. - 400с.
    6. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983.- 208с.
    7. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М.: Просвещение, 1986. - 218с.
    8. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Знание, 1980.
    9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. - 628с.
    10. Анастази А. Психологическое  тестирование. Т. 1: Пер. с английского. - М., 1982.
    11. Асмолов А.Г. «Со=действие ребёнку – развитие личности» //Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой. – М., 1996. – Вып.6. – С. 39-44
    12. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1969.
    13. Бабаева Т.И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 1993. - 128с.
    14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560с.
    15. Бабкина И.В. «Использование развивающих игр и упражнений в учебники процесс» //Начальная школа. 1998. - N 4. - с. 11-15.
    16. Безруких М., Ефремова С., Круглов Б. Почему учится трудно? - М.: Семья и школа, 1995. - 205с.
    17. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация. – Л.: Наука, 1988. – 267с.
    18. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность функции, перспективы. //Педагогика. - 1993. - №2. - С.10-15.
    19. Блехер Ф.Н. Грамота в дошкольном учреждении и подготовительном классе школы. - М., 1934. - 104с.
    20. Блонский П.П. Педология. М., 1943.
    21. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.
    22. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96с.
    23. Бреслов  Г.М. эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение, - М.: Педагогика, 1990. - 144с.
    24. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. - М.: Знание, 1994. - 160с.
    25. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Ника - Центр , 1997. - 128с.
    26. Вараксина А.В. Перспективы гуманизации коррекционно-развивающего обучения в начальных классах массовой школы. Дисс...канд. пед. наук. - Таганрог, 1999. - 193с.
    27. Василюк Ф.Е. «Методологический смысл психологического кризиса» //Вопросы психологии. -  1996. -  № 6. - С. 25 - 40.
    28. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - М.: ВНИК «Школа», 1989. - 80с.
    29. Волкова А. И. «Психологическая поддержка детей в образовании». //Материалы всероссийского научного симпозиума «Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования». - Таганрог: издательство ТРТУ, 1997. -186с.
    30. Волкова А. И. Психологическая поддержка развития личности ребёнка как стратегия личностно - развивающего взаимодействия. Дисс...канд. психол. наук. - Ростов н /Д, 1998. - 193с.
    31. Волкова А.Н. «Психолого-педагогическая поддержка детей - суицидантов» //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. - № 2. – С.36-48
    32. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.
    33. Выготский Л.С. Предисловие / Гезель А. Педология раннего возраста. - М.; Л.; 1932.
    34. Выготский Л.С. Проблема возраста. //Собрание сочинений в шести томах. Т.4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-269.
    35. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти томах – Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.
    36. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. Новые ценности образования, № 3, 1996. - М.: Институт педагогических инноваций.
    37. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.
    38. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. - М.: Знание, 1989.
    39. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов /Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова. - М., 1989.
    40. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М.: Знание, 1985.
    41. Гусев  А.Н. , Измайлов Ч.А. , Михайловская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум, - М.: Смысл, 1998. - 286с.
    42. Гюламерян Д.А. Особенности организации урока в подготовительном классе школы: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 - Ереван, 1983. - 141с.
    43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика 1986 - 240с.
    44. Диль Д.С., Лемерайз Э.А. и др. «Отношения с детьми раннего возраста и адаптация к школе» // Психология обучения. - 1999. - №1. - 8с.
    45. Дмитриев К.Ф., Ериф М.И., Эткинд А.М. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи (психологические проблемы индивидуальности) Выпуск № 3,Л.,М., 1985. - С.287 - 292.
    46. Долгополова А.В. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр - Самара, 1997. - 189с.
    47. Дорофеева Г.А. «Знания «по необходимости» или «по желанию» //Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 11. - С. 6-7.
    48. Дорофеева Г.А. «Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению» //Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 2. - С. 20-26.
    49. Дошкольная  педагогика /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение. 1983. - 304с.
    50. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. - М.: Новая школа, 1994.- 48с.
    51. Дубровина Т.Н., Сильвестру А.И. Учёт психофизиологических особенностей 6-летних детей в процессе обучения. - Кишенёв, 1986. - 42с.
    52. Жгенти М.Л. Воспитательная работа с 6-летними детьми в условиях школы: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 - Тбилиси, 1985. - 126с.
    53. Жданова Р.А. Формирование мотивации учения у младших школьников: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 - Ростов-на-Дону, 1971. - 276с.
    54. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. «Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей».// Начальная школа. - 1999. - №8.
    55. Закон Россйской Федерации «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.1992, № 3267- 1.- М., 1992. -57с.  
    56. Засорина Л.Н., Плюснина Е.М. «Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования».// Начальная школа. - 1999. - №1. - С.64-66.
    57. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1986.
    58. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской  психологии. - М., 1994.
    59. Иванова Н., Кузнецова М. «Вхождение в новый возраст и в новый отношения» //Директор школы . - 1997. - N 3. - С. 20-28.
    60. Ивановская О.Г. «Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников?»// Начальная школа. - 1999. - № 1. - С.61-63.
    61. Игра в воспитание и обучение шестилетних первоклассников. - Киев: Знание, 1988. - 16с.
    62. К вопросу о школьной реформе. - Петроград, 1915 - 15с.
    63. Как построить своё «я» /Под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.
    64. Каруле А.Я. Дидактические основы обучения 6-летних детей в школе: (на опыте ЛатвССР): Дисс... доктора пед. наук в форме научного доклада: 13.00.01 - Рига, 1990. - 59с.
    65. Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» // Начальная школа. - 1996. - №7. - С. 17 - 22.
    66. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение. 1988.- 190с.
    67. Компаниец В.В. Психолого-педагогическая характеристика  микропериодов младшего школьного возраста: Дис... канд. псих. наук: 19.00.07 - Киев, 1987. - 213с.
    68. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, 1974. – 405с.
    69. Конюхов Н.И. Словарь - справочник практического психолога - Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1996. - 224с.
    70. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании: Пер. с польского - М., 1990.
    71. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1988. - 304с.
    72. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов - н/Дону, Изд. РГПУ. 1997.
    73. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 80с.
    74. Краткий психологический словарь /Ред. - сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н /Д: Феникс, 1998. - 512с.
    75. Крупенин А.П., Крохина И.М. Эффективный учитель. - Ростов - н/Дону, Феникс, 1995. - 500с.
    76. Курпатов А.В., Алёхин А.Н. «Теория личности человека» // Вестник Балтийской академии. 1998. Вып. 17.
    77. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин, 1980.
    78. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993.
    79. Лангмейр Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - 314с.
    80. Лантух Т.В. Подготовка студентов к работе с 6 летними первоклассниками. - Гродно: Б.И., 1997. - 99с.
    81. Леднев В.С. Непрерывное образование: структура и содержание. - М., 1988.
    82. Леонтьев А.А. «Принципы воспитания в образовательной программе «Школа 2100». //Начальная школа: плюс - минус. - 1999, - № 6, - с. 3 - 12.
    83. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
    84. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. - М.: Знание, 1978. - 48с.
    85. «Личность и образование» (интервью с А.Г. Асмоловым) //Начальная школа: плюс – минус, - 2000, - № 6, - С. 3 - 6.
    86. Ловелле Р.Н. «Психологическое воздействие как метод улучшения здоровья» // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 93-96.
    87. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Фолиум, 1993. - 64с.
    88. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – 684с.
    89. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. // Педагогические сочинения в 8 томах. - Т.4.- М.
    90. Макарова Т.Д. «Обеспечение итого контроля» //Образовательные стандарты и контроль качества образования. - Вологда, 1996. - С. 67-77.
    91. Максимова Н.О. «Создание пространства в современной школе и детском саду». // Новые ценности образования. - 1996. - № 4. - М.: Институт педагогических инноваций.
    92. Мальцева О.А. Исследования представлений о взаимодействии субъектов образования с психологом (психосемантический подход): Дис... канд. псих. наук: 19.00.07 - Ставрополь, 2000. - 257с.
    93. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992. - 180с.
    94. Материалы к апробации проектов временных государственных образовательных стандартов. Диагностика и измерители. Вып. III. 4.1/ Отв. ред. Д. М. Зембицкий. - Ростов-н/Д: Издательство обл. ИУУ, 1995. - 184с.
    95. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. «Одарённые и талантливые дети». // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С.88-97.
    96. Мегре В. Пространство любви. - М.: Типография № 11, 1998. - 222 с.
    97. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1989. - 224с.
    98. Мир детства. Дошкольник. /Под. ред. А.Г. Хрипковой . - М.: Педагогика, 1979. - 41с.
    99. Михайлычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Автореф. доктора пед. наук. Екатеринбург, 1991. - 31с.
    100. Михайлычев Е.А. Терминология педагогической диагностики: Система и словарь. - Ростов н/Д.: Издательство Ростовского ИПК и ПРО, 1997. - 86с.
    101. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. - М., 1086.
    102. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! – М.: Глобус, 1995. – 128с.
    103. Научная школа члена-кореспондента РАО, профессора Бондаревской Е.В. // Известия Южного отделения РАО. Выпуск I, Ростов-н/Д: Изд. РГПУ, 1999. - 160с.
    104. Начальное образование в России: инновации и практика. - М.: Школа, 1994. - 263с.
    105. Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. - Таганрог: ТРТИ, 1989. - 82с.
    106. Непомнящий А.В., Непомнящий В.А. «К проблеме осознаваемого восприятия в развитии личности» //Материалы всероссийского научного симпозиума «Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования». - Таганрог: издательство ТРТУ,1997. -186с.
    107. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной  России. - Дубна, 1995.
    108. Никольская Н., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. - СПб.,  Рига ПЦ «Эксперимент», 1997. - 86с.
    109. Новые ценности образования. Забота – поддержка – консультирование. – М., Вып. 6, 1996.
    110. О «Концепции структуры и содержания общего среднего образования  (в  12-летней школе)» //Учительская газета. - 1999г. 14 декабря. - № 50, - с. 12-14.
    111. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995.
    112. Обухова Л.Ф. Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке: Докт. диссертация. - М., 1996.
    113. Общая Психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. - М., 1998.
    114. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240с.
    115. Одарённые дети /Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.
    116. Ожегов С.И. Словарь Русского языка, 1987 - 797с.
    117. Основы психолого-педагогической диагностики. Сост. Г.Ф. Карпова. - Ростов н /Д: РГПИ, 1986. - 12с.
    118. Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
    119. Отчёт о комплексной проблеме «Обучение детей с 6-ти летнего возраста», за 1983 -84 г.г. - М.: АПН СССР, 1983, 1984. - 58с.
    120. Педагогическая энциклопедия. Главный редактор И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1968г.
    121. Педагогический словарь. В 2-х т. Главный редактор И.А. Каиров. - М.: Изд. АПН, 1960 г.
    122. Петренко В.Ф.  Психосемантика сознания – М.: МГУ, 1988. – 208с.
    123. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - Смоленск: СГУ, 1997.- 400с.
    124. Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов н /Д: Феникс, 1996. - 512с.
    125. Петровский В.А., Калиненко В.А., Котова И.Б. Личностно - развивающее взаимодействие. - Ростов н/Дону, изд.РГПУ,1995. - 88с.
    126. Планирование, организация и содержание деятельности начальной школы. Сборник научно-методических и управленческих материалов. Часть1. Част 2.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. - 102 с.     
    127. Платонов К.К. Краткий  словарь системы  психологических  понятий, - М.:  высшая  школа  , 1984 - 174с.
    128. Полонский  В.М.  Научно -  педагогическая  информация:  Словарь  -справочник. -  М.: Новая  школа, 1995. -  256с.
    129. Практическая  психодиагностика.  Ред. - сост.   Д.Л. Райгородский. -  Самара:  Издательский  дом «Бахрах», 1998. - 672с.
    130. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра /Под ред. Е.И. Рогова. - Шахты, 1993. - 248с.
    131. Психодиагностика: Теория и практика: Пер. с нем. / Общ. ред. Н.Ф. Талызиной. - М., 1986.
    132. Психологическая диагностика учащихся: Методические рекомендации для  опытно-экспериментальной работы. - М., 1995.
    133. Психологическая диагностика учащихся: Методические рекомендации для опытно-экспериментальной работы. - Минск, 1988.
    134. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. - М., 1981.
    135. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.
    136. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240с.
    137. Психология.  Словарь /Под обш.  ред.  А.В. Петровского и др.  -  М.:  Политиздат,  1990. - 494с.
    138. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303с.
    139. Развитие общения у дошкольников: (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лысиной. - М., 1975.
    140. Реан А.А., Кострома С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. - СПб.,  1998.
    141. Рогов Е.И. «Многоуровневость профессиональных деформаций личности в педагогической деятельности» //Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1993, - С.60-61
    142. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 1996.
    143. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
    144. Самохвалова В.И. Индивидуальные различия в учебной работе школьников первого класса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 - М., 1952. - 298с.
    145. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
    146. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350с.
    147. Скрипкина Т.П. Доверие как социально – психологическое явление. – Автореф. док. дисс... Ростов н/Д, 1998. – 46с
    148. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М.: Просвещение, 1966. - 150с.
    149. Слободчиков В.И.,  Исаев  Е.И.  Основы  психологической  антропологии.  Психология  человека. -  М.:  Школа- пресс,  1995. -  384с.
    150. Советский  энциклопедический  словарь.  Главный  редактор  А.М. Прохоров - М.: Советская  энциклопедия, 1989. - 1632 с.
    151. Современный  словарь  иностранных  слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - 752 с.
    152. Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандритская. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 475с.
    153. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р.В. Танкова-Ямпольская. – М.: Медицина, 1980. – 232с.
    154. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. - М.: Академия, 1996. - 384с.
    155. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: Академия, 1996. - 160с.
    156. Стефановская  Т.А.   Педагогика:  наука  и  искусство. -  Н.: Совершенство, 1998 -  368с.
    157. Стоунс Э. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения: Пер. с английского. - М., 1984. 
    158. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего. – Дисс. канд. психол.наук – М., 1976. – 176с.
    159. Ульянова Т.П. «Школьная дезадаптация» // Начальная школа. - 1994. - №5. - С. 53 - 57.
    160. Управление развитием школы. /Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
    161. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291с.
    162. Учимся общаться с ребёнком. Авторы: В.А. Петровский, А.М. Виноградова и др. - М.: Просвещение, 1993. - 191с.
    163. Феинберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. - М., 1982.
    164. Филосовско - психологические проблемы развития образования /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1981. - 176 с.  
    165. Философский словарь. Главный редактор И.Т. Фролова. - М.: Политическая литература, 1980 г.
    166. Харламов Д.Н. Психологическое воздействие в психокоррекционной работе. //Психологическое обеспечение психического и физического здоровья человека. Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР. - М., 1989. - С. 49-50.
    167. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1998.
    168. Царёва Н.Д. «Диагностика психологического развития младших школьников» //Начальная школа. - 1995. - №6. - С.14-15.
    169. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.
    170. Шишов С.Е., Калней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России,  2000. - 320с.
    171. «Школа  2100».  Приоритетные  направления  развития  Образовательной  программы. /Под научной редакцией  А.А. Леонтьева.  Вып. 4.- М.: Баласс, 2000. - 208с.
    172. Школа самоопределения. Шаг второй. /Ред. и сост. А.Н. Тубельский. - М.: АО «Политекст», 1994. - 480с.
    173. Юревич А.В. «Системный кризис в психологии» //Вопросы психологии - 1999. - № 2. - С. 3 - 11.
    174. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Минск, 1998.
    175. Ямбург Е.Я. Школа для всех. - М., 1995. 
    176. Ярошенко Н.К. «Игровые программы для младших школьников» //Начальная школа. - 1997. - № 2 . - С. 67-69.

Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь