Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Таблица № 13.

Определение школьной направленности и психоэмоционального  состояния детей по рисункам на тему «Я учусь».

Критерии 

№ п/п

Показатели группы

«А» (в %)

Показатели группы «Б» (в %)

Соответствие заданной теме

1

2

Соответствовало – 86,3

Не определённо – 13,7

75

15

не соответствовало  – 10

Описание сюжета (наиболее часто встречающиеся)

3

 

4

Дети сидят за партой – 40

Учитель говорит, что-либо показывает – 18,2

 

55

школьная мебель, людей нет – 15

Размеры рисунка, его  деталей

5

 

 

 

6 !

7

Рисунок большой, соразмерный – 45,5

Рисунок большой, не соразмерный – 13,6

Средний – 13,6

Мелкий – 18,2

 

35

 

нет

35

30

Цветовое сочетание (по Люшеру)

8

9

10

 

 

 

11 !

Тревожность – 48,2

Активность – 32,7

Удовлетворённость – 37,3

Огорчение – 18,2

 

Настойчивость, усилие воли – 9,1

40

35

 

45

возбуждение – 45

настойчивость, усилие воли – 55

Динамика изображения

12

13

Динамичное – 26,8

Статичное – 73,2

22

78

Законченность рисунка

14

15 !

Завершённый – 63,6

Незавершённый – 18,2

Не определённо – 18,2

55

45

нет


 

Определение значимости процентных различий, обозначенных в  таблице № 13 значений, было проведено с помощью критерия Фишера

Таблица № 13.1.

Нахождение  значимых различий по критерию Фишера для таблицы № 13.

п/п

 

1

2,411

2,094

0,317

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

1,603217

 

2

0,758

0,795

-0,037

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,18713

 

3

1,369

1,671

-0,302

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,52736

 

4

0,881

0,795

0,086

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,434942

 

5

1,481

1,266

0,215

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

1,087356

 

6

0,755

1,266

-0,511

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-2,58437

!

7

0,881

1,159

-0,278

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,40598

 

8

1,535

1,369

0,166

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,83954

 

9

1,217

1,266

-0,049

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,24782

 

10

1,314

1,471

-0,157

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,79402

 

11

0,613

1,671

-1,058

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-5,3508

!

12

1,109

0,976

0,133

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,672643

 

13

2,033

2,165

-0,132

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,66759

 

14

1,846

1,671

0,175

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,885057

 

15

0,881

1,471

-0,59

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-2,98391

!


 

Первоклассники  изображали школьную жизнь не с позиции  стороннего наблюдателя (как в сентябре), а «изнутри». Причем в экспериментальной группе рисунки детей больше соответствовали заданной теме, хотя и в группе «А» и в группе «Б» было примерно равное количество работ, по которым невозможно было определить их тематику. В контрольной группе остались дети (10 %), рисунки которых явно несли не школьную тематическую направленность.  Вероятно, для этих детей школа ещё не стала значимой.

Основным персонажем работ всех детей были школьники, сидящие за партой. Роль учителя в процессе обучения была значимее для детей экспериментальной группы (на 3 %). Вероятно, сказалась включённость педагога в личностные проблемы первоклассников. Размер рисунка, по мнению учёных, может свидетельствовать об уровне самопринятия, самоутверждения, самооценки. К концу определённого нами периода данные качества ярче проявились в экспериментальной группе.

В таблице значимых различий отмечена разница по количеству детских рисунков среднего размера. Таких рисунков больше в группе «Б», что может свидетельствовать о недостаточно сформированном к концу октября уровне самопринятия, самооценки у детей данной группы.

 При расшифровке  цветового решения работ мы  соотносились с предложенным Люшером описанием качеств личности соответственно цвета. По этому параметру невозможно было соотнести наличие качеств личности со 100 % результатом, так как в одном рисунке «прочитывались» разные качества. Наиболее часто встречающиеся: тревожность, усилие воли, настойчивость, активность, удовлетворённость, огорчение. Хотя в целом нам удалось обнаружить по цветописи более 15 разнообразных качеств личности первоклассников. Если говорить о качественной стороне этих данных, то следует отметить, что уровень тревожности в группах слабо выражен (отличается примерно на 2 %). Но в контрольной группе выделяются такие параметры, как «усилие воли, настойчивость» (55 %). Вероятно, это может свидетельствовать о том, что дети для обучения (уже с первых дней) прикладывают значительные усилия, которые могут привести к нервному истощению. Показательно то, что в экспериментальной группе данный параметр обнаружился лишь у 9,1 % детей. Данные математической обработки (табл. № 13.1.) подтверждают значимость различий по критерию «настойчивость, усилие воли» (- 5,35). Они свидетельствуют о том, что дети группы «А» более адаптированы к школьным требованиям в конце октября. Им не надо особого напряжения воли для выполнения заданий, т.к. взаимодействие «учитель - первоклассник» выстраивалось в условиях психологической поддержки, с применением методов, похожих на дошкольные. Педагог старается осуществить индивидуальный подход к детям, а также построить процесс взаимодействия с первоклассниками, учитывая их мнение детей и их право на ошибку.

По параметру  динамичности результаты в обеих  группах примерно одинаковы и не были для нас неожиданными - школьное обучение более статично воспринимается детьми, чем динамично. Вероятно, «динамика» для первоклассников (в силу возраста) - это не работа мысли, а работа мышц. Нас озадачил результат последнего параметра – «завершённость рисунка». Незавершённых рисунков примерно в два раза больше в контрольной группе, чем в экспериментальной, что отражено в таблице расчётов по критерию Фишера (№ 13.1.). Мы связываем данный факт с тем, что у первоклассников этой группы ещё не сформировано адекватного ощущения времени и закончить интересное дело (рисование) в указанное время для них сложно. А также незавершённость рисунка на школьную тематику может быть связана с нечётким (неопределённым) представлением детей первого класса о позиции школьника.

«Я играю» - сюжеты рисунков по данной теме весьма разнообразны. Причём в сентябре они более чем в 50-ти % отражали игры со сверстниками во дворе своего дома, с членами семьи, с детьми в детском саду.

В конце означенного  нами периода адаптации рисунки  детей были описаны, проинтерпретированы, математически обработаны с использованием критерия Фишера и данные представлены в таблицах 14 и 14.1

 

 

 

 

Таблица № 14.

Определение психоэмоционального состояния первоклассников по рисункам на тему «Я играю».

Критерии

№ п/п

Показатели группы

«А» (в %)

Показатели группы «Б» (в %)

Соответствие заданной теме

1

2

Соответствовало – 80

Не определённо – 20

75

25

Описание сюжета

 

 

 

3 !

 

4

 

 

5

Игры в войну, пиратов – 15

Игры с животными, игрушками – 15

Компьютерные игры – 10

Игры с другими людьми – 28

Не определённо – 35

Прогулка – 15

 

 

50

 

10

 

 

20

Размеры рисунка, его  деталей

 

Рисунок большой, – 40

Рисунок средний – 40

Рисунок мелкий – 20

40

25

35

Цветовое сочетание (по Люшеру)

6

7

8

9

10

11

 

12

Удовлетворённость– 55

Возбуждение – 50

Тревожность – 45

Активность – 25

Уверенность – 20

Стремление к общению  – 15

Весёлость – 15

Огорчение – 15

55

50

30

20

15

 

25

15

нет

Динамика изображения

13

14

Динамичное – 55

Статичное – 45

50

50

Законченность рисунка

15 !

16 !

Завершённый – 70

Незавершённый – 30

35

65


 

Таблица № 14.1

Нахождение значимых различий по критерию Фишера для таблицы  № 14.

 

п/п

 

1

2,214

2,094

0,12

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,606896

 

2

0,927

1,047

-0,12

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,6069

 

3

0,795

1,571

-0,776

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-3,9246

!

4

0,644

0,644

0

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0

 

5

1,266

0,927

0,339

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

1,714482

!?

6

1,671

1,671

0

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0

 

7

1,571

1,571

0

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0

 

8

1,471

1,159

0,312

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

1,57793

 

9

1,047

0,927

0,12

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,606896

 

10

0,927

0,795

0,132

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,667586

 

11

0,795

1,047

-0,252

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,27448

 

12

0,795

0,795

0

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0

 

13

1,671

1,571

0,1

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,505747

 

14

1,471

1,571

-0,1

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,50575

 

15

1,982

1,266

0,716

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

3,621147

!

16

1,159

1,875

-0,716

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-3,62115

!


 

Соответствие  теме рисунков «Я играю» выше, чем рисунков «Я учусь», однако и здесь есть рисунки, по которым трудно определить их тематику. По критерию Фишера значимые различия были обнаружены в сюжетах рисунков. Дети контрольной группы больше «играют с животными и игрушками», а экспериментальной – «с другими людьми».

Эти данные показывают, что в период адаптации детей  к школьному обучению необходимы игровые методы в процессе учебного взаимодействия со взрослым, с помощью которых дети могут решать волнующие их проблемы. Обучение посредством традиционных дидактических методов пробуждает, на наш взгляд, у детей желание уйти от общения с другими людьми к общению с тем (и кем), что (и кто) является не напрягающим, близким: игрушки, животные.

Можно предположить, что на «желание играть с людьми»  детей группы «А» (и отсутствие такого параметра в группе «Б») повлияло наличие коммуникативных умений, более сформированных у детей экспериментальной группы. Данная обучающая работа с детьми проходила в рамках серии игр и упражнений психологической поддержки (направленных на сближение семантических полей участников образовательного процесса).

В зоне сомнительной значимости находятся данные по критерию «неопределённый сюжет». Вероятно, это связано с неразвитостью у отдельных детей изобразительных умений. (У двух детей - вообще отсутствовало желание рисовать в момент проведения эксперимента, они отдали пустые листы.)

Тематика и  цветовая гамма рисунков мальчиков и девочек имели достаточно чёткие различия. Цветовое сочетание коррелировало с темой работы (например, война - тёмные, игры с мячом - светлые).

Соответственно  цветоописанию (по Люшеру) на первом месте  у детей и группы «А», и группы «Б» находится удовлетворённость и возбуждение, далее тревожность. Тревожность у детей экспериментальной группы на 15 % выше, мы связываем это с изображением войны и пиратов. Именно эти рисунки изобиловали тёмными цветами.

Как мы и предполагали, динамика рисунка «Я играю» выше рисунка «Я учусь». Однако статистической разницы между детьми экспериментальной и контрольной групп по этому параметру нет. Результаты отражены 13, 13.1, 14, 14.1.

Степень показателя «завершённость» (его статистическая значимость для группы «А») свидетельствует, вероятно, о том, что дети контрольной группы могут, изображая игру, как бы участвуют в ней, и этот процесс их увлекает. Поэтому, по окончании времени рисования, некоторые дети не смогли выйти из состояния игры в рисунке, и он остался недорисованным. Экспериментальная группа легче переключилась, реагируя на слова учителя «Завершаем работу через пять минут», о чём свидетельствует значительное количество завершённых работ.

Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь