Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
Таблица № 13.
Определение школьной направленности и психоэмоционального состояния детей по рисункам на тему «Я учусь».
Критерии |
№ п/п |
Показатели группы «А» (в %) |
Показатели группы «Б» (в %) | |
Соответствие заданной теме |
12 |
Соответствовало – 86,3Не определённо – 13,7 |
75 15 не соответствовало – 10 | |
Описание сюжета (наиболее часто встречающиеся) |
3
4 |
Дети сидят за партой – 40Учитель говорит, что-либо показывает – 18,2 |
55 школьная мебель, людей нет – 15 | |
Размеры рисунка, его деталей |
5
6 ! 7 |
Рисунок большой, соразмерный – 45,5 Рисунок большой, не соразмерный – 13,6 Средний – 13,6 Мелкий – 18,2 |
35
нет 35 30 | |
Цветовое сочетание (по Люшеру) |
89 10
11 ! |
Тревожность – 48,2Активность – 32,7 Удовлетворённость – 37,3 Огорчение – 18,2
Настойчивость, усилие воли – 9,1 |
40 35
45 возбуждение – 45 настойчивость, усилие воли – 55 | |
Динамика изображения |
1213 |
Динамичное – 26,8 Статичное – 73,2 |
22 78 | |
Законченность рисунка |
1415 ! |
Завершённый – 63,6Незавершённый – 18,2 Не определённо – 18,2 |
55 45 нет |
Определение значимости процентных различий, обозначенных в таблице № 13 значений, было проведено с помощью критерия Фишера
Таблица № 13.1.
Нахождение значимых различий по критерию Фишера для таблицы № 13.
№ п/п |
|||||||||||
1 |
2,411 |
2,094 |
0,317 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,603217 |
|
2 |
0,758 |
0,795 |
-0,037 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,18713 |
|
3 |
1,369 |
1,671 |
-0,302 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,52736 |
|
4 |
0,881 |
0,795 |
0,086 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,434942 |
|
5 |
1,481 |
1,266 |
0,215 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,087356 |
|
6 |
0,755 |
1,266 |
-0,511 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-2,58437 |
! |
7 |
0,881 |
1,159 |
-0,278 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,40598 |
|
8 |
1,535 |
1,369 |
0,166 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,83954 |
|
9 |
1,217 |
1,266 |
-0,049 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,24782 |
|
10 |
1,314 |
1,471 |
-0,157 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,79402 |
|
11 |
0,613 |
1,671 |
-1,058 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-5,3508 |
! |
12 |
1,109 |
0,976 |
0,133 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,672643 |
|
13 |
2,033 |
2,165 |
-0,132 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,66759 |
|
14 |
1,846 |
1,671 |
0,175 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,885057 |
|
15 |
0,881 |
1,471 |
-0,59 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-2,98391 |
! |
Первоклассники изображали школьную жизнь не с позиции стороннего наблюдателя (как в сентябре), а «изнутри». Причем в экспериментальной группе рисунки детей больше соответствовали заданной теме, хотя и в группе «А» и в группе «Б» было примерно равное количество работ, по которым невозможно было определить их тематику. В контрольной группе остались дети (10 %), рисунки которых явно несли не школьную тематическую направленность. Вероятно, для этих детей школа ещё не стала значимой.
Основным персонажем работ всех детей были школьники, сидящие за партой. Роль учителя в процессе обучения была значимее для детей экспериментальной группы (на 3 %). Вероятно, сказалась включённость педагога в личностные проблемы первоклассников. Размер рисунка, по мнению учёных, может свидетельствовать об уровне самопринятия, самоутверждения, самооценки. К концу определённого нами периода данные качества ярче проявились в экспериментальной группе.
В таблице значимых различий отмечена разница по количеству детских рисунков среднего размера. Таких рисунков больше в группе «Б», что может свидетельствовать о недостаточно сформированном к концу октября уровне самопринятия, самооценки у детей данной группы.
При расшифровке цветового решения работ мы соотносились с предложенным Люшером описанием качеств личности соответственно цвета. По этому параметру невозможно было соотнести наличие качеств личности со 100 % результатом, так как в одном рисунке «прочитывались» разные качества. Наиболее часто встречающиеся: тревожность, усилие воли, настойчивость, активность, удовлетворённость, огорчение. Хотя в целом нам удалось обнаружить по цветописи более 15 разнообразных качеств личности первоклассников. Если говорить о качественной стороне этих данных, то следует отметить, что уровень тревожности в группах слабо выражен (отличается примерно на 2 %). Но в контрольной группе выделяются такие параметры, как «усилие воли, настойчивость» (55 %). Вероятно, это может свидетельствовать о том, что дети для обучения (уже с первых дней) прикладывают значительные усилия, которые могут привести к нервному истощению. Показательно то, что в экспериментальной группе данный параметр обнаружился лишь у 9,1 % детей. Данные математической обработки (табл. № 13.1.) подтверждают значимость различий по критерию «настойчивость, усилие воли» (- 5,35). Они свидетельствуют о том, что дети группы «А» более адаптированы к школьным требованиям в конце октября. Им не надо особого напряжения воли для выполнения заданий, т.к. взаимодействие «учитель - первоклассник» выстраивалось в условиях психологической поддержки, с применением методов, похожих на дошкольные. Педагог старается осуществить индивидуальный подход к детям, а также построить процесс взаимодействия с первоклассниками, учитывая их мнение детей и их право на ошибку.
По параметру динамичности результаты в обеих группах примерно одинаковы и не были для нас неожиданными - школьное обучение более статично воспринимается детьми, чем динамично. Вероятно, «динамика» для первоклассников (в силу возраста) - это не работа мысли, а работа мышц. Нас озадачил результат последнего параметра – «завершённость рисунка». Незавершённых рисунков примерно в два раза больше в контрольной группе, чем в экспериментальной, что отражено в таблице расчётов по критерию Фишера (№ 13.1.). Мы связываем данный факт с тем, что у первоклассников этой группы ещё не сформировано адекватного ощущения времени и закончить интересное дело (рисование) в указанное время для них сложно. А также незавершённость рисунка на школьную тематику может быть связана с нечётким (неопределённым) представлением детей первого класса о позиции школьника.
«Я играю» - сюжеты рисунков по данной теме весьма разнообразны. Причём в сентябре они более чем в 50-ти % отражали игры со сверстниками во дворе своего дома, с членами семьи, с детьми в детском саду.
В конце означенного нами периода адаптации рисунки детей были описаны, проинтерпретированы, математически обработаны с использованием критерия Фишера и данные представлены в таблицах 14 и 14.1
Таблица № 14.
Определение психоэмоционального состояния первоклассников по рисункам на тему «Я играю».
Критерии |
№ п/п |
Показатели группы «А» (в %) |
Показатели группы «Б» (в %) | |
Соответствие заданной теме |
12 |
Соответствовало – 80Не определённо – 20 |
75 25 | |
Описание сюжета |
3 !
4
5 |
Игры в войну, пиратов – 15Игры с животными, игрушками – 15 Компьютерные игры – 10 Игры с другими людьми – 28 Не определённо – 35 |
Прогулка – 15
50
10
20 | |
Размеры рисунка, его деталей |
Рисунок большой, – 40 Рисунок средний – 40 Рисунок мелкий – 20 |
40 25 35 | ||
Цветовое сочетание (по Люшеру) |
67 8 9 10 11
12 |
Удовлетворённость– 55Возбуждение – 50 Тревожность – 45 Активность – 25 Уверенность – 20 Стремление к общению – 15 Весёлость – 15 Огорчение – 15 |
55 50 30 20 15
25 15 нет | |
Динамика изображения |
1314 |
Динамичное – 55 Статичное – 45 |
50 50 | |
Законченность рисунка |
15 !16 ! |
Завершённый – 70Незавершённый – 30 |
35 65 |
Таблица № 14.1
Нахождение значимых различий по критерию Фишера для таблицы № 14.
№ п/п |
|||||||||||
1 |
2,214 |
2,094 |
0,12 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,606896 |
|
2 |
0,927 |
1,047 |
-0,12 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,6069 |
|
3 |
0,795 |
1,571 |
-0,776 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-3,9246 |
! |
4 |
0,644 |
0,644 |
0 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0 |
|
5 |
1,266 |
0,927 |
0,339 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,714482 |
!? |
6 |
1,671 |
1,671 |
0 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0 |
|
7 |
1,571 |
1,571 |
0 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0 |
|
8 |
1,471 |
1,159 |
0,312 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,57793 |
|
9 |
1,047 |
0,927 |
0,12 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,606896 |
|
10 |
0,927 |
0,795 |
0,132 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,667586 |
|
11 |
0,795 |
1,047 |
-0,252 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,27448 |
|
12 |
0,795 |
0,795 |
0 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0 |
|
13 |
1,671 |
1,571 |
0,1 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,505747 |
|
14 |
1,471 |
1,571 |
-0,1 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,50575 |
|
15 |
1,982 |
1,266 |
0,716 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
3,621147 |
! |
16 |
1,159 |
1,875 |
-0,716 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-3,62115 |
! |
Соответствие теме рисунков «Я играю» выше, чем рисунков «Я учусь», однако и здесь есть рисунки, по которым трудно определить их тематику. По критерию Фишера значимые различия были обнаружены в сюжетах рисунков. Дети контрольной группы больше «играют с животными и игрушками», а экспериментальной – «с другими людьми».
Эти данные показывают, что в период адаптации детей к школьному обучению необходимы игровые методы в процессе учебного взаимодействия со взрослым, с помощью которых дети могут решать волнующие их проблемы. Обучение посредством традиционных дидактических методов пробуждает, на наш взгляд, у детей желание уйти от общения с другими людьми к общению с тем (и кем), что (и кто) является не напрягающим, близким: игрушки, животные.
Можно предположить, что на «желание играть с людьми» детей группы «А» (и отсутствие такого параметра в группе «Б») повлияло наличие коммуникативных умений, более сформированных у детей экспериментальной группы. Данная обучающая работа с детьми проходила в рамках серии игр и упражнений психологической поддержки (направленных на сближение семантических полей участников образовательного процесса).
В зоне сомнительной значимости находятся данные по критерию «неопределённый сюжет». Вероятно, это связано с неразвитостью у отдельных детей изобразительных умений. (У двух детей - вообще отсутствовало желание рисовать в момент проведения эксперимента, они отдали пустые листы.)
Тематика и цветовая гамма рисунков мальчиков и девочек имели достаточно чёткие различия. Цветовое сочетание коррелировало с темой работы (например, война - тёмные, игры с мячом - светлые).
Соответственно цветоописанию (по Люшеру) на первом месте у детей и группы «А», и группы «Б» находится удовлетворённость и возбуждение, далее тревожность. Тревожность у детей экспериментальной группы на 15 % выше, мы связываем это с изображением войны и пиратов. Именно эти рисунки изобиловали тёмными цветами.
Как мы и предполагали, динамика рисунка «Я играю» выше рисунка «Я учусь». Однако статистической разницы между детьми экспериментальной и контрольной групп по этому параметру нет. Результаты отражены 13, 13.1, 14, 14.1.
Степень показателя «завершённость» (его статистическая значимость для группы «А») свидетельствует, вероятно, о том, что дети контрольной группы могут, изображая игру, как бы участвуют в ней, и этот процесс их увлекает. Поэтому, по окончании времени рисования, некоторые дети не смогли выйти из состояния игры в рисунке, и он остался недорисованным. Экспериментальная группа легче переключилась, реагируя на слова учителя «Завершаем работу через пять минут», о чём свидетельствует значительное количество завершённых работ.
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь