Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
Диаграммы № 11 и 12.
С увеличением учебной нагрузки в школе режим первоклассника претерпевает изменение (появляются обязательные ежедневные уроки, домашнее чтение, уменьшается время свободных игр и т.п.). С этим связано появление к концу октября и в группе «А», и в группе «Б» детей, которые с трудом приспосабливаются к новому режиму. Хотя в экспериментальной группе к концу октября наметилась небольшая тенденция увеличения детей, которые успешно приспосабливаются к новому режиму.
Диаграммы № 13 и 14.
По мнению родителей экспериментальной группы, характер преобладающих впечатлений от посещения школы к концу октября улучшился. Результаты ответов родителей контрольной группы свидетельствуют о появлении детей, имеющих к школе отрицательное отношение, чего не было в начале сентября.
Остальные ответы на вопросы были систематизированы в таблице 18, значимость различий данных таблицы 18 отражена в таблицах 18.1 и 18.2.
Таблица № 18.
Отношение первоклассников к школе с точки зрения их родителей.
Критерии |
№ п/п |
Сентябрь 2000 |
Октябрь 2000 | ||
Группа «А» |
Группа «Б» |
Группа «А» |
Группа «Б» | ||
Переживает ли по поводу учебных успехов или неудач: |
|||||
а) да б) нет в) не всегда |
1/1 2/- 3/2 |
72,7 9,1 18,2 |
73,7 10,5 15,8 |
65,7 - 34,3 |
72,5 10 17,5 |
делится ли ребенок школьными впечатлениями: |
|||||
а) да б) нет в) не всегда |
4/3 5/4 6/5 |
72,7 9,1 18,2 |
63,1 10,6 26,3 |
83,4 9,1 7,5 |
65,3 15,8 18,9 |
Как преодолевает трудности при выполнении домашнего задания: |
|||||
а) самостоятельно б) сначала самостоятельно, потом просит помощи в) просит помощь сразу |
7/6
8/7
9/8 |
9,1
76,3
14,6 |
36,8
47,4
15,8 |
63,6
27,3
9,1 |
33,4
50,8
15,8 |
Справляется ли со школьными нагрузками: |
|||||
а) да б) нет в) не всегда |
10/9
-/10 |
72,7 - 27,3 |
100 - - |
81,8 - 18,2 |
89,5 - 10,5 |
Жалуется ли на одноклассников: |
|||||
а) да б) нет |
11/11 12/12 |
9,1 90,9 |
10,5 89,5 |
9,1 90,9 |
10,5 89,5 |
Изменение поведения по сравнению с прошлым годом: |
|||||
Не изменился Спокойнее Напряженнее Озабоченнее Веселее Серьезнее |
13/13 -/14 -/- 14/- -/- -/15 |
72,7 - 18,2 9,1 - - |
73,6 5,3 - 10,5 5,3 5,3 |
27,3 27,3 - - - 45,4 |
47,4 10,5 - 26,3 - 15,8 |
Таблица №18.1.
Нахождение значимых различий по критерию Фишера для таблицы №18 (сентябрь, 2000г.)
№ п/п |
|||||||||||
1 |
2,042 |
2,165 |
-0,123 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,62207 |
|
2 |
0,613 |
0,66 |
-0,047 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,2377 |
|
3 |
0,881 |
0,818 |
0,063 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,31862 |
|
4 |
2,042 |
1,836 |
0,206 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,041838 |
|
5 |
0,613 |
0,663 |
-0,05 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,25287 |
|
6 |
0,881 |
1,077 |
-0,196 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,99126 |
|
7 |
0,613 |
1,304 |
-0,691 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-3,49471 |
! |
8 |
2,125 |
1,519 |
0,606 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
3,064826 |
! |
9 |
0,784 |
0,818 |
-0,034 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,17195 |
|
10 |
2,033 |
3,142 |
-1,109 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-5,60873 |
! |
11 |
0,613 |
0,66 |
-0,047 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,2377 |
|
12 |
2,53 |
2,496 |
0,034 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,171954 |
|
13 |
2,042 |
2,062 |
-0,02 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,10115 |
|
14 |
0,613 |
0,66 |
-0,047 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,2377 |
|
15 |
0,613 |
0,66 |
-0,047 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,2377 |
|
16 |
1,958 |
1,948 |
0,01 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,050575 |
|
17 |
0,976 |
0,955 |
0,021 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,106207 |
|
18 |
0,959 |
0,818 |
0,141 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,713103 |
|
19 |
2,182 |
2,365 |
-0,183 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,92552 |
Таблица № 18.2
Нахождение значимых различий по критерию Фишера для таблицы № 18
(октябрь, 2000г.)
№ п/п |
|||||||||||
1 |
1,89 |
2,038 |
-0,148 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,74851 |
|
2 |
1,251 |
0,863 |
0,388 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,962298 |
!? |
3 |
2,348 |
1,882 |
0,466 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
2,35678 |
! |
4 |
0,613 |
0,818 |
-0,205 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,03678 |
|
5 |
0,555 |
0,9 |
-0,345 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,74483 |
!? |
6 |
1,846 |
1,232 |
0,614 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
3,105285 |
! |
7 |
1,1 |
1,587 |
-0,487 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-2,46299 |
! |
8 |
0,613 |
0,818 |
-0,205 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,03678 |
|
9 |
2,266 |
2,496 |
-0,23 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,16322 |
|
10 |
0,881 |
0,66 |
0,221 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,1177 |
|
11 |
0,613 |
0,66 |
-0,047 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,2377 |
|
12 |
2,503 |
2,496 |
0,007 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,035402 |
|
13 |
1,1 |
1,519 |
-0,419 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-2,11908 |
!? |
14 |
1,1 |
0,66 |
0,44 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
2,225286 |
!? |
15 |
1,479 |
0,818 |
0,661 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
3,342986 |
! |
16 |
2,122 |
2,035 |
0,087 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,44 |
|
17 |
1,019 |
1,077 |
-0,058 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,29333 |
|
18 |
0,676 |
0,784 |
-0,108 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,54621 |
|
19 |
2,481 |
2,4 |
0,081 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,409655 |
Переживания по поводу учебных успехов или неудач наблюдаются у большинства первоклассников. Различие между процентными долями обследуемых групп - незначительно.
Отсутствие переживаний по поводу успехов и неудач в экспериментальной группе в октябре 2000г., на наш взгляд, говорит не об охлаждении детей к школьному процессу, а о стабилизации этого отношения, замене переживаний на спокойное принятие ситуации.
Значимые различия показателей наблюдаются в конце периода адаптации по критерию «делится ли ребёнок школьными впечатлениями». Детей, желающих рассказать своим родителям о школьной жизни, в конце октября в группе «А» стало больше. Данный факт связан с тем, что учителя экспериментальной группы постоянно старались поддерживать незримую нить контакта «учитель - ребёнок – родитель», сближая существующие у них смысловые различия по поводу школы.
Трудности адаптационного периода маленькому школьнику бывает сложно преодолевать. И тем показательнее результаты экспериментальной группы. По мнению родителей, количество самостоятельно выполняющих домашнее задание (сюда входят творческие работы и домашнее чтение) детей увеличилось в 7 раз. В контрольной группе этот показатель понизился на 3%, вероятно, из-за нарастающей сложности и количества задаваемого на дом материала. Данные математической статистики свидетельствуют о том, что в сентябре самостоятельностью в выполнении домашнего задания значимо отличались дети группы «Б», первоклассники группы «А» часто прибегали к помощи родителей. В конце периода адаптации самостоятельность детей группы «А» значительно возросла, а первоклассники группы «Б» стали больше пользоваться помощью родителей при выполнении домашней работы. Показатели в экспериментальной группе зависели от заинтересованного и осмысленного отношения детей к заданиям. Их можно было выполнять, опросив родителей или привлекая их к сотворчеству. Детям была дана установка на то, что любой человек (в том числе и ребёнок) может ошибаться. Важно научиться самостоятельно (при первоначальной помощи со стороны взрослых) находить ошибки и выход из ошибочных ситуаций.
Жалобы на одноклассников единичны в обеих группах и носят ситуативный характер.
Школьная нагрузка и умение детей справляться с ней также оценивалась родителями. На наш взгляд, этот параметр ими был несколько завышен, однако тенденцию проследить можно. В экспериментальной группе этот параметр повысился на 9%, в контрольной - на 10% снизился. Статистическая значимость обнаружена лишь в начале периода адаптации - родители контрольной группы были полностью уверены в возможностях своих детей, в конце октября эта уверенность уменьшилась. Данный факт, вероятно, связан с методами работы учителей в экспериментальной и контрольной группах, а также с эффектом, оказываемым психологической поддержкой первоклассникам группы «А».
К концу периода адаптации родители группы «А» в ходе анкетирования отметили возросшую серьёзность детей, успокоенность, связанную с большей уверенностью в своих силах. Именно эти показатели имели статистически значимые различия (табл. 18.1. и 18.2.) Не изменившимися считают своих детей лишь 27,3 % родителей группы «А» (в сентябре эта цифра составляла 72,2 %). В контрольной группе родители также отметили изменения у детей, однако, они были менее выражены.
Нас интересовали и некоторые параметры состояния здоровья первоклассников, которые внешне могли наблюдать родители. В сентябре незначительный процент родителей обеих групп отметили наличие у своих детей жалоб на головную боль и боли в животе. К концу октября данные соматические симптомы в экспериментальной группе не отмечены вообще, в контрольной - снизились. Характер сна в начале учебного года примерно у пятой части детей, по мнению родителей, стал крепче из-за того, что дети устают. К концу четверти эта тенденция ослабела, но не исчезла. Однако процентные показатели не имели статистически значимых различий.
Родители, стараясь ответить на вопросы, иногда завышали показатели детей, были не до конца искренни, иногда неоднозначно понимали термины. Но общую тенденцию протекания адаптации первоклассников к школьному обучению (как её видят родители) нам проследить удалось. При сравнении данных экспериментальной и контрольной групп явно просматривается положительное влияние системы психологической поддержки на детей, осуществляемой учителем совместно с психологом и родителями.
Успешность процесса адаптации первоклассников, безусловно, зависела от того, насколько учителя учитывают нынешнюю ситуацию в образовании - когда в первом классе находятся дети и 6, и 7 лет.
В ходе проведения II-го этапа эксперимента педагогам (участвовало 22 человека) был предложен опросник (Приложение № 3), цель которого выяснение, насколько учителя осознают различия в стиле, методах, формах обучения детей 6 и 7 лет. Были получены и проанализированы результаты, сделаны выводы. На первый вопрос 36,3% опрошенных ответили, что в методической литературе есть информация, описывающая различия в методах работы с 6- и 7-летними детьми. Все учителя (100%), обучающие первоклассников по программе «Школа 2100», отмечают, что авторы разработали методику учебных дисциплин для 6-леток и 7-леток отдельно.
В опросе участвовали как начинающие учителя, так и педагоги с большим стажем работы в школе. Следовательно, были опросные листы (примерно 23%), где стоял прочерк в ответе на вопрос, связанный с личным опытом применения методов работы с 6-летними детьми; 27,6% учителей указали, что используют игру и исследовательский метод; 25,1% - работу в подгруппах, игровые моменты, частую смену видов деятельности, активный отдых и 24,3% учителя, работающие по программе «Школа 2100», сказали, что используют иллюстрированные рабочие тетради с картинками (по ним - самостоятельное придумывание, дорисовывание и т.п.), по мимо игровых и других методов обучения.
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь