Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

 

Сводная таблица данных, полученных в результате анкетирования родителей будущих первоклассников, о понимании ими терминов школьной тематики.

Весна 1999г.

(Возраст опрашиваемых  – 22 – 60 лет, проанкетировано - 55чел.)

 

№ п/п

Термин 

 Определение термина

Примечания

1

Школа – это1

  • учебное заведение (где проходит основная жизнь ученика), помогающее ребёнку познать окружающий мир, получить начальное и среднее образование 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • первая степень становления личности в обществе
  • первый самостоятельный этап получения основных знаний
  • первая ступень к знаниям
  • второй дом 1,1,
  • «путёвка в жизнь»
  • храм науки, дом знаний 1,1,1,1,
  • учебно-воспитательное учреждение, где получают среднее образование (для получения знаний) 1,1,1,1,1,1,
  • первая академия для «маленького» человека
  • первоначальное образование
  • институт знаний
  • дом для приобретения знаний

дом, где ученики проводят половину своей жизни

 
   
  • большое здание (помещение), в котором учатся (учат), где получают знания  1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • вторая ступень развития ребёнка после детского сада
  • музей знаний
  • жизнь
  • мир, в котором воспитывается человек
  • там, где должны учиться
  • счастливая пора, самые лучшие годы 1,1,1,
  • место для получения (приобретения) начальное, среднего образования (где обучают знаниям и жизни)1,1,1,1,1.
 

2

Учительница – это3

  • педагог (человек), («та, которая обучает») обучающий (направляющий) детей (в доступной форме), дающий (свои) знания, имеющий высшее образование, проводящий урок  1, 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • человек в самом широком понимании, который не только учит ребёнка,  но и раскрывает его внешние способности
  • преподаватель учебного предмета (воспитатель)
  • проводник (человек) в стране (мире) знаний 1,1,1,1.
  • Терпеливый и настойчивый человек, дающий знания
  • Человек, который несёт добро и которого помнишь всю жизнь
  • Мать знаний
  • Урок
  • лицо, которое обучает чему-нибудь 
  • главный человек, после родителей
  • авторитет для ребёнка
  • наставник в усовершенствовании знаний 1,1,1,1,1,
  • помощник 1,1,1,
  • доброжелатель
  • вторая мама (которую дети должны слушаться и уважать) 1,1,1,
  • друг учеников 1,1,1,1,1,1,
  • советник
  • (один из) источник знаний 1,1,1,1,
  • школьный наставник 1,1,
  • идеал 1,1,
  • женщина с высшим пед. образованием, обучающая детей
  • альтруист, работающий на благо просвещения
  • самый любимый человек после мамы
 

3

Ученик – это4

  • ребёнок (человек, подросток), получающий знания (обучающийся в школе), который пришёл учиться, познающий мир в целом, впитывающий знания и жизненный опыт учителя; тот, кто получает знания, желающий получить знания 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • человек, который хочет чему-то научиться
  • шпаргалка
  • труженник
  • «губка», впитывающая (знания) всё новое 1,1,1,
  • субъект, стремящийся стать учителем
  • это благодатная почва, в которую сажают семя знаний
  • распускающийся цветок
  • ребёнок 1,1,
  • ребёнок, открывающий для себя мир
  • ребёнок, который хочет учиться
  • ответственный человек
  • мальчик или девочка, посещающие школу для получения знаний
  • учащийся (ребёнок) в школе, посещающий школу, который учится чему-нибудь у кого-нибудь  1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • наша надежда
  • обучаемый
  • горе-воин, жертва 1,1,1,
  • личность 1,1.
  • Путешественник в стране знаний 1,1,
  • Первооткрыватель в мире знаний
 

4

Урок – это5

  • время (промежуток его) для изучения (в которое учат) определённого материала (конкретной темы), слушать, отвечать и мыслить 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • время для (проведения) определённых занятий (учебного предмета) 1,1,1,1,1.
  • время знакомства детей с неизвестным
  • (отрезок) время для получения знаний (нового)1,1,1,1,
  • познание школы
  • задание, опрос
  • шаг к знанию
  • шкатулка со знаниями
  • ступенька в приобретении знаний
  • ограниченное пространство
  • познание неизвестного
  • иногда –мучение, иногда – интересно 1,1,
  • проведение нового предмета, объяснение новой темы, освоение или повторение учебного материала 1,1,1,
  • работа учителя и учеников над учебным материалом 1,1,1,
  • процесс познания, усвоения знаний 1,1,
  • мыслительный процесс
  • учебный процесс
  • передача знаний, навыков 1,1,
  • 45 (40) минут (внимания) 1,1,1,1,1,1,
  • увлекательное (интересное) занятие (времяпровождение), где ребёнок получает знания, познаёт новое 1,1,1,1,1,
  • интересное и доступное общение для детей
  • знания
  • учебный час
 

5

Перемена – это6

  • время (минутки) отдыха (и общения) , снятия усталости, отдых (активный) от (между) уроков 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • должна быть для того, чтобы ребёнок мог отдохнуть
  • фиеста
  • игра
  • весёлое времяпрепровождение, радость учащимся 1,1.
  • глоток воздуха, передышка, разрядка, расслабление (ребёнка) 1,1,1,1,1,1,1,
  • обсуждение урока (иногда)
  • перерыв (короткий) между уроками для отдыха, игры 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • время для того, чтобы перестроиться, с одного рода занятий на другой 1,1,1,1,1,
 

6

Домашние задания – это7

  • закрепление (повторение) школьного предмета, учебного материала, данного учителем 1,1,1,1,1,1,1,
  • упражнение (работа) для закрепления изученного 1,1,
  • обязанность
  • задача
  • наказание (задание) для родителей 1,1,
  • проверка знаний после урока 1,1.
  • То, что задают и надо выполнять
  • «буераки, реки, раки…»
 

7

Школьный психолог –это8

  • отвечающий за психологическую обстановку в коллективе, за психическое здоровье 1,1,
  • наблюдает за развитием ученика, контролирует его психологическое состояние 1,1,1,1,
  • человек, пытающийся сблизить ученика с учителем
  • сложно
  • «тайна за семью печатями»
  • «подспорье» учителям в работе с учениками 1,1,1,1,
  • профессионал, который может дать совет
  • воспитатель эмоциональных нагрузок
  • человек (лицо, специалист), который проверяет умственные способности, навыки и знания 1,1,1,1,1,1,1,
  • наставник, помощник
  • человек, который направляет дорогу в будущее
  • челровек помогающий разобраться в трудной ситуации
  • (!) педагог (учитель), знающий психологию (ребёнка) 1,1,
  • не знаю
  • человек, пытающийся содержать воспитуемого в определённых «рамках»
  • человек, который умничает (!)
  • человек, дающий в школе психологическую помощь детям, корректирующий поведение ребёнка, его окружения, помогающий адаптироваться ученикам в школе, в общении 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • беседа, анализ; узнать человека 1,1,
  • друг хороший
  • духовник 1,1,
  • скорая помощь
  • врач, знаток детской души 1,1,1,1,
  • мудрый руководитель (за кулисами)
  • человек, с которым можно поделиться всем и получить совет
  • учитель (помощник) для родителей 1,1,1,
  • «наверно, хорошо» 1,1,

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Каникулы – это15

  • отдых, море, солнце, лето («на них отдыхают» и дети, и родители) 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • радость, весёлая (золотая) пора, время, праздник отдыха и развлечений для детей 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • время (долгожданное; перерыв) отдыха (втечении учебного года, «маленький отпуск») от школы, от занятий; накопление, восстановление сил (подготовка) перед новым учебным годом 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • беззаботное времяпровождение
  • отдых для ума, возможность чувствовать себя свободным от учёбы
  • отдых от всех
  • самые лучшие дни в году
  • то, что всё время ждёшь
  • продолжительный отдых
  • расставание со школой
  • наборка сил для покорения новых этапов и ступенек обучения,
  • 3месяца отдыха после 9 месяцев учёбы
  • «балдёж (и для родителей)»
 

9

1 сентября – это17

  • День Знаний, большой (торжественно-радостный) праздник для первоклассника, Первый звонок 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • Начало большого пути
  • Начало учебного года (этапа), плодотворного труда в получении знаний 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • Самый важный день после дня рождения и Нового года
  • День открытия дверей в мир знаний
  • «то, что я жду с содраганием»
  • «…и снова в бой»
  • радостный день встречи с учителем и одноклассниками 1,1,
 

10

Портфель – это19

  • рабочая сумка («то», «куда собирают», ) для школьных принадлежностей, вещей(учебников, книг, тетрадей) 1,1.1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1.1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • хорошие отметки
  • то, с чем ходят в школу
  • продолжение моей руки на 10 лет
  • приспособление (предмет, личная, необходимая вещь) для учебников и другого (игрушек) 1,1,1,1,1,1,
  • школьный атрибут ученика , содержащий необходимые сподручные материалы 1,1,
  • помощник
  • «склад», «кладезь», «сборник всяких предметов», «сундук с трофеями» 1,1,1,1,1,
  • дом для укольных принадлежностей,
  • место для учебников 1,1,
  • обуза. тяжесть (за плечами) 1,1,1,
 

11

Парта – это22

  • школьный стол (предмет, мебель), за которым сидят ученики (на уроке) и «получают знания», стол и стул (удобный) 1,1,1,1,1,11,,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • не всегда удобное рабочее место
  • сосед
  • чтобы за ней сидеть
  • инвентарь
  • (первое) рабочее, учебное место (желающего получить знания) ученика для занятий 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • место, где много думаешь
  • «собственная» территория (святое, личное, постоянное, «моё» место) для каждого ученика 1,1,1,1,1,
  • «запасной аэродром» 1,1.
  • Вспомогательный предмет для удобства проведения занятий
  • на нем пишут, рисуют 1,1,
 

12

Директор – это20

  • «главный в школе учитель (старший, многоопытный, уважаемый педагог, товарищ)» 1,1,1,1,1,1,1,
  • Человек, Друг
  • «главный человек», начальник, авторитет, «голова дома знаний»,  «хозяин», «шеф» 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • контролёр учёбы и учеников
  • глава большой школьной семьи
  • «сатрап», гроза, наказание, «монстр» 1,1,1,1,
  • «кто-то очень важный и страшный», «очень серьёзный» 1,1,
  • наставник и назидатель 1,1,
  • всезнающий человек
  • руководитель, организатор (учебного процесса)1,1,1,1,1,1.1,1,1,1,1,
  • лицо заведующее, управляющее школой
  • режиссёр-постановщик
  • Администратор, хозяйственник 1,1,1,1,1,1,1,1,
  • Мудрый судья
  • Человек ответственный за происходящее в школе, за порядком 1,1,1,1,1,
  • Должность руководителя
 

 

Таблица № 1.а.

КОДОВАЯ расшифровка  математической матрицы Д-Р-П.

№ п/п

Понятие

№ кода

Расшифровка кода

1

Школа

0

1

2

 

3

4

 

5

6

7

8

9

Нет ответа или не знает

Процесс

Учреждение образования, место, где  дети учатся

Метафоры (яркие)

Учебное заведение, подготавливающее детей к жизни

Здание, помещение, где дети учатся

Начальная, вторая ступень обучения

Предмет восхищения

Дисциплинарное помещение

Невозможно классифицировать

2

Учительница

0

1

 

2

3

 

4

5

6

7

8

9

 

10

11

Не знаю, нет ответа

Человек, который даёт и объясняет  – обучает преподаёт

Помощник, наставник

Метафоры, ассоциации (альтруист, вторая мама, главный человек после родителей)

Носитель, источник знаний

Женщина

Ответственный за что-либо человек

Педагог, имеющий образование

Добрый друг, которого помнишь всю  жизнь

Учит культуре, не бегать, не прыгать  на перемене

Человек, ставящий оценки

Невозможно классифицировать

3

Ученик

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Нет ответа, не знаю

Ребёнок, учащийся в школе, открывающий  мир

Метафоры (подопытный кролик)

Посещает школу, член коллектива

Ребёнок, подросток, получающий знания

Человек, ребёнок, личность

Объект обучения, обучаемый

Субъект стремящийся, ответственный

Культурный человек

Человек, получающий оценки

Невозможно классифицировать

4

Урок 

0

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

Нет ответа или не знает

Учебное время, время занятий, обучения предмету

Время, когда человек получает знания

Метафоры

Работа, учебный процесс

Форма, способ обучения

Общение

Время для познания нового, интересного

Время, когда нельзя баловаться

Невозможно классифицировать

5

Перемена

0

1

2

3

4

 

5

6

Нет ответа или не знает

Время между уроками для отдыха, перерыв

Разрядка, физическая разминка, шум, веселье

Метафоры

Подготовка к следующему уроку, переключение на следующий предмет

Можно поесть

Невозможно классифицировать

6

Домашнее задание

0

1

2

3

 

4

 

5

6

7

8

9

10

11

Нет ответа или не знает

Обязаность, необходимость

Способ закрепления, повторения, тренировка

Метафоры (наказание для родителей, «буераки, реки, раки»)

Самостоятельная работа дома; задание, выполненное дома

Материал для закрепления

Форма общения с ребёнком

То, за что ставят оценку

То, что списывают с доски

Мама и папа садятся и учат вместе

Проверка

Невозможно классифицировать

7

Школьный психолог

0

1

 

2

 

3

4

5

6

7

8

 

9

10

11

Нет ответа или не знает

Человек, умеющий наладить контакт; сдерживающий ребёнка

Специалист: тестирующий изучающий  наблюдающий

Метафора (доктор, духовник, Кашпировский)

Помощник учителя, родителя, директора

Человек, знающий психологию детей

Помогающий ребёнку (учит, как не психовать)

Человек, который умничает

Человек, контролирующий, несущий  ответственность за психическое состояние, здоровье

Человек, который учит

Человек, корректирующий поведение

Невозможно классифицировать

8

Каникулы

0

1

2

3

4

5

6

7

Нет ответа или не знает

Отдых от занятий для детей и  родителей

Подготовка к следующей четверти, уч. году

Метафоры (отпуск)

Счастливое, весёлое время, праздник

Расставание со школой

Долгожданное время

Невозможно классифицировать

9

1 сентября

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Нет ответа или не знает

Начало занятий, учебного года

Праздник, День знаний, Первый звонок

Метафоры

«Ура, я иду в школу!»

когда заканчиваются каникулы

радость встречи

«То, что я жду с содроганием»

невозможно классифицировать

10

Портфель

0

1

 

2

3

4

5

6

Нет ответа или не знает

Ученическая сумка для школьных принадлежностей

Предмет, вещь, атрибут, место для  учебников

Метафора

С ним ходят в школу

Необходимость

Невозможно классифицировать

11

Парта

0

1

2

3

4

5

6

Нет ответа или не знает

Место, где лежат учебники, тетради

Личное место

Метафора

Рабочее место школьника

Предмет мебели (стол, стул), инвентарь

Невозможно классифицировать

12

Директор

0

1

 

2

3

4

5

6

 

7

8

9

Нет ответа или не знает

Главный, ответственный человек  в школе; «хозяин», хозяйственник

Человек, который следит за порядком

Метафоры (монстр, сотрап и т.п.)

Организатор

Руководитель, администратор

Прекрасный психолог, любящий детей  и своё дело, авторитет

Педагог, наставник

Всезнающий человек

Невозможно классифицировать


Приложение № 5.1.

Распределение ответов испытуемых до удаления категорий с незначимыми различиями.

 

Crosstabs

Таблица 1.1.

Case Processing Summary

 

Cases

Valid

Missing

Total

N

Percent

N

Percent

N

Percent

школа *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

учитель *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

ученик *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

урок *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

перемена *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

Домашнее задание *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

школьный психолог *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

каникулы *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

1сентября *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

парта *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%

директор *

123

100,0%

0

,0%

123

100,0%


Таблица 1.2.

Школа *

 

Категории отвечающих

Total

Дети

педагоги

родители

нет ответа

4

 

 

4

процесс

1.3

1

2

16

учреждение образования, место

8

5

12

25

метафора

 

4

13

17

учебное заведение. подготавливающее детей к жизни

2

10

14

26

здание, помещение

9

1

7

17

начальная (вторая) ступень  обучения

1

1

4

6

предмет восхищения

5

 

3

8

дисциплинарное заведение

4

 

 

4

Total

46

22

55

123


Таблица 1.2.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

Df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

56,857а

16

,000

Likelihood Ratio

67,762

16

,000

Linear-by-Linear Association

,546

1

,460

N of Valid Cases

123

 

 


a. 17 cells (63,0%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,72.

 

Таблица 1.2.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx. Sig.

Nominal by Phi Nominal Cramer's V

N of Valid Cases

,680

,481

123

,000

,000


a. Not assuming the null hypothesis. b. Using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 1.3.

Учитель *

 

категории отвечающих

Total

дети

педагоги

Родители

человек, который дает и объясняет, учит

29

10

23

62

помощник, наставник

2

3

6

11

метафоры, ассоциации

 

5

16

21

носитель, источник знаний

 

1

2

3

женщина

 

2

 

2

ответственный за что-либо

 

1

 

1

педагог, имеющий образование

4

 

3

7

человек добрый, друг, которого помнишь

 

 

5

5

учит культуре, не бегать, не прыгать на перемене

6

 

 

6

человек, который ставит оценки

4

 

 

4

невозможно классифицировать

1

 

 

1

Total

46

22

55

123


Таблица 1.3.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig.

(2-sided)

Pearson Chi-Square

59,3538

20

,000

Likelihood Ratio

70,252

20

,000

Linear-by-Linear Association

2,060

1

,151

N of Valid Cases

123

 

 


a. 28 cells (84,8%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,18.

 

Таблица 1.3.2.

Symmetric Measures

 

Значение

 

 

критерия

Approx. Sig.

Nominal by Phi

Nominal Cramer's V

,695

,491

,000

,000

N of Valid Cases

123

 


  1. Not assuming the null hypothesis.
  2. b. Using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 1.4.

Ученик *

 

категория отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

нет ответа, не знает

2

 

 

2

ребёнок, человек, который  учится (вшколе)

 

26

 

5

 

16

 

47

метафоры

 

6

14

20

посещает школу, член коллектива

1

1

7

9

ребёнок подросток, получающий знания

 

3

12

15

ребёнок, человек, личность

3

4

4

11

объект обучения, обучаемый

2

3

 

5

субъект стремящийся, ответственный

   

2

2

культурный человек

3

 

 

3

человек, получающий оценки

8

   

8

Невозможно классифицировать

1

   

1

Total

46

22

55

123


Таблица 1.4.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

68,19538

20

,000

Likelihood Ratio

84,609

20

,000

Linear-by-Linear Association

2,871

1

,090

N of Valid Cases

123

 

 

Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь