Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
Сводная таблица данных, полученных в результате анкетирования родителей будущих первоклассников, о понимании ими терминов школьной тематики.
Весна 1999г.
(Возраст опрашиваемых – 22 – 60 лет, проанкетировано - 55чел.)
№ п/п |
Термин |
Определение термина |
Примечания |
1 |
Школа – это1 |
дом, где ученики проводят половину своей жизни |
|
|
|||
2 |
Учительница – это3 |
|
|
3 |
Ученик – это4 |
|
|
4 |
Урок – это5 |
|
|
5 |
Перемена – это6 |
|
|
6 |
Домашние задания – это7 |
|
|
7 |
Школьный психолог –это8 |
|
|
8 |
Каникулы – это15 |
|
|
9 |
1 сентября – это17 |
|
|
10 |
Портфель – это19 |
|
|
11 |
Парта – это22 |
|
|
12 |
Директор – это20 |
|
Таблица № 1.а.
КОДОВАЯ расшифровка математической матрицы Д-Р-П.
№ п/п |
Понятие |
№ кода |
Расшифровка кода |
1 |
Школа |
0 1 2
3 4
5 6 7 8 9 |
Нет ответа или не знает Процесс Учреждение образования, место, где дети учатся Метафоры (яркие) Учебное заведение, подготавливающее детей к жизни Здание, помещение, где дети учатся Начальная, вторая ступень обучения Предмет восхищения Дисциплинарное помещение Невозможно классифицировать |
2 |
Учительница |
0 1
2 3
4 5 6 7 8 9
10 11 |
Не знаю, нет ответа Человек, который даёт и объясняет – обучает преподаёт Помощник, наставник Метафоры, ассоциации (альтруист, вторая
мама, главный человек после Носитель, источник знаний Женщина Ответственный за что-либо человек Педагог, имеющий образование Добрый друг, которого помнишь всю жизнь Учит культуре, не бегать, не прыгать на перемене Человек, ставящий оценки Невозможно классифицировать |
3 |
Ученик |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Нет ответа, не знаю Ребёнок, учащийся в школе, открывающий мир Метафоры (подопытный кролик) Посещает школу, член коллектива Ребёнок, подросток, получающий знания Человек, ребёнок, личность Объект обучения, обучаемый Субъект стремящийся, ответственный Культурный человек Человек, получающий оценки Невозможно классифицировать |
4 |
Урок |
0 1
2 3 4 5 6 7 8 9 |
Нет ответа или не знает Учебное время, время занятий, обучения предмету Время, когда человек получает знания Метафоры Работа, учебный процесс Форма, способ обучения Общение Время для познания нового, интересного Время, когда нельзя баловаться Невозможно классифицировать |
5 |
Перемена |
0 1 2 3 4
5 6 |
Нет ответа или не знает Время между уроками для отдыха, перерыв Разрядка, физическая разминка, шум, веселье Метафоры Подготовка к следующему уроку, переключение на следующий предмет Можно поесть Невозможно классифицировать |
6 |
Домашнее задание |
0 1 2 3
4
5 6 7 8 9 10 11 |
Нет ответа или не знает Обязаность, необходимость Способ закрепления, повторения, тренировка Метафоры (наказание для родителей, «буераки, реки, раки») Самостоятельная работа дома; задание, выполненное дома Материал для закрепления Форма общения с ребёнком То, за что ставят оценку То, что списывают с доски Мама и папа садятся и учат вместе Проверка Невозможно классифицировать |
7 |
Школьный психолог |
0 1
2
3 4 5 6 7 8
9 10 11 |
Нет ответа или не знает Человек, умеющий наладить контакт; сдерживающий ребёнка Специалист: тестирующий изучающий наблюдающий Метафора (доктор, духовник, Кашпировский) Помощник учителя, родителя, директора Человек, знающий психологию детей Помогающий ребёнку (учит, как не психовать) Человек, который умничает Человек, контролирующий, несущий ответственность за психическое состояние, здоровье Человек, который учит Человек, корректирующий поведение Невозможно классифицировать |
8 |
Каникулы |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
Нет ответа или не знает Отдых от занятий для детей и родителей Подготовка к следующей Метафоры (отпуск) Счастливое, весёлое время, праздник Расставание со школой Долгожданное время Невозможно классифицировать |
9 |
1 сентября |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Нет ответа или не знает Начало занятий, учебного года Праздник, День знаний, Первый звонок Метафоры «Ура, я иду в школу!» когда заканчиваются каникулы радость встречи «То, что я жду с содроганием» невозможно классифицировать |
10 |
Портфель |
0 1
2 3 4 5 6 |
Нет ответа или не знает Ученическая сумка для школьных принадлежностей Предмет, вещь, атрибут, место для учебников Метафора С ним ходят в школу Необходимость Невозможно классифицировать |
11 |
Парта |
0 1 2 3 4 5 6 |
Нет ответа или не знает Место, где лежат учебники, тетради Личное место Метафора Рабочее место школьника Предмет мебели (стол, стул), инвентарь Невозможно классифицировать |
12 |
Директор |
0 1
2 3 4 5 6
7 8 9 |
Нет ответа или не знает Главный, ответственный человек в школе; «хозяин», хозяйственник Человек, который следит за порядком Метафоры (монстр, сотрап и т.п.) Организатор Руководитель, администратор Прекрасный психолог, любящий детей и своё дело, авторитет Педагог, наставник Всезнающий человек Невозможно классифицировать |
Приложение № 5.1.
Распределение ответов испытуемых до удаления категорий с незначимыми различиями.
Crosstabs
Таблица 1.1.
Case Processing Summary
|
Cases | |||||
Valid |
Missing |
Total | ||||
N |
Percent |
N |
Percent |
N |
Percent | |
школа * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
учитель * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
ученик * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
урок * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
перемена * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
Домашнее задание * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
школьный психолог * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
каникулы * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
1сентября * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
парта * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
директор * |
123 |
100,0% |
0 |
,0% |
123 |
100,0% |
Таблица 1.2.
Школа *
|
Категории отвечающих |
Total | ||
Дети |
педагоги |
родители | ||
нет ответа |
4 |
|
|
4 |
процесс |
1.3 |
1 |
2 |
16 |
учреждение образования, место |
8 |
5 |
12 |
25 |
метафора |
|
4 |
13 |
17 |
учебное заведение. подготавливающее детей к жизни |
2 |
10 |
14 |
26 |
здание, помещение |
9 |
1 |
7 |
17 |
начальная (вторая) ступень обучения |
1 |
1 |
4 |
6 |
предмет восхищения |
5 |
|
3 |
8 |
дисциплинарное заведение |
4 |
|
|
4 |
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.2.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
Df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
56,857а |
16 |
,000 |
Likelihood Ratio |
67,762 |
16 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
,546 |
1 |
,460 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
a. 17 cells (63,0%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,72.
Таблица 1.2.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,680 ,481 123 |
,000 ,000 |
a. Not assuming the null hypothesis. b. Using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 1.3.
Учитель *
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
Родители | ||
человек, который дает и объясняет, учит |
29 |
10 |
23 |
62 |
помощник, наставник |
2 |
3 |
6 |
11 |
метафоры, ассоциации |
|
5 |
16 |
21 |
носитель, источник знаний |
|
1 |
2 |
3 |
женщина |
|
2 |
|
2 |
ответственный за что-либо |
|
1 |
|
1 |
педагог, имеющий образование |
4 |
|
3 |
7 |
человек добрый, друг, которого помнишь |
|
|
5 |
5 |
учит культуре, не бегать, не прыгать на перемене |
6 |
|
|
6 |
человек, который ставит оценки |
4 |
|
|
4 |
невозможно классифицировать |
1 |
|
|
1 |
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.3.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
59,3538 |
20 |
,000 |
Likelihood Ratio |
70,252 |
20 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
2,060 |
1 |
,151 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
a. 28 cells (84,8%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,18.
Таблица 1.3.2.
Symmetric Measures
|
Значение |
|
|
критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V |
,695 ,491 |
,000 ,000 |
N of Valid Cases |
123 |
|
Таблица 1.4.
Ученик *
|
категория отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
нет ответа, не знает |
2 |
|
|
2 |
ребёнок, человек, который учится (вшколе) |
26 |
5 |
16 |
47 |
метафоры |
|
6 |
14 |
20 |
посещает школу, член коллектива |
1 |
1 |
7 |
9 |
ребёнок подросток, получающий знания |
|
3 |
12 |
15 |
ребёнок, человек, личность |
3 |
4 |
4 |
11 |
объект обучения, обучаемый |
2 |
3 |
5 | |
субъект стремящийся, ответственный |
2 |
2 | ||
культурный человек |
3 |
|
|
3 |
человек, получающий оценки |
8 |
8 | ||
Невозможно классифицировать |
1 |
1 | ||
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.4.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
68,19538 |
20 |
,000 |
Likelihood Ratio |
84,609 |
20 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
2,871 |
1 |
,090 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь