Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
Таблица 1.11.
Парта*
|
Категории отвечающих |
Total | ||
Дети |
педагоги |
родители | ||
нет ответа, не знает |
3 |
|
1 |
4 |
место, где лежат учебники |
21 |
1 |
22 | |
личное место |
5 |
4 |
5 |
14 |
метафоры |
|
1 |
5 |
6 |
рабочее место школьника |
14 |
8 |
14 |
36 |
предмет мебели, инвентарь |
3 |
8 |
30 |
41 |
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.11.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
57,916 a |
10 |
,000 |
Likelihood Ratio |
68,561 |
10 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
36,939 |
1 |
,000 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
а. 8 cells (44,4%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,72.
Таблица 1.11.2.
Symmetric Measures
|
Value |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,686 ,485 123 |
,000 ,000 |
Таблица 1.12.
Директор *
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
нет ответа, не знает |
6 |
|
1 |
7 |
главный, ответственный человек в школе, хозяин |
8 |
5 |
18 |
31 |
человек, который следит за порядком |
14 |
1 |
1 |
16 |
Метафоры |
|
4 |
11 |
15 |
Организатор |
5 |
1 |
1 |
7 |
руководитель, администратор |
6 |
9 |
13 |
28 |
авторитет, прекрасный психолог, любящий детей и своё дело |
1 |
1 |
2 |
4 |
педагог, наставник |
5 |
|
5 |
10 |
всезнающий человек |
|
|
1 |
1 |
Невозможно классифицировать |
1 |
1 |
2 |
4 |
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.12.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
48,617a |
18 |
,000 |
Likelihood Ratio |
56,783 |
18 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
1,494 |
1 |
,222 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
Таблица 1.12.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,629 ,445 123 |
,000 ,000 |
Приложение № 5.2.
Распределение ответов по группам испытуемых и по категориям понятий после удаления категорий ответов с незначимыми различиями.
Таблица 2.1.
|
Cases | |||||
Valid |
M"iss1nq |
Total | ||||
N |
Percent |
N |
Percent |
N |
Percent | |
школа * |
76 |
61,8% |
47 |
38,2% |
123 |
100,0% |
учитель * |
73 |
59,3% |
50 |
40,7% |
123 |
100,0% |
ученик * |
87 |
70,7% |
36 |
29,3% |
123 |
100,0% |
урок * |
100 |
81,3% |
23 |
18,7% |
123 |
100,0% |
перемена * |
105 |
85,4% |
18 |
14,6% |
123 |
100,0% |
домашнее задание * |
76 |
61,8% |
47 |
38,2% |
123 |
100,0% |
Школьный психолог * |
98 |
79,7% |
25 |
20,3% |
123 |
100,0% |
каникулы * |
114 |
92,7% |
9 |
7,3% |
123 |
100,0% |
1 сентября * |
110 |
89,4% |
13 |
10,6% |
123 |
100,0% |
парта • |
113 |
91,3% |
10 |
8,1% |
123 |
100,0% |
директор * |
97 |
78,9% |
26 |
21,1% |
123 |
100,0% |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.2.
Школа *
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
процесс |
13 |
1 |
2 |
16 |
метафора |
|
4 |
13 |
17 |
учебное заведение, подготавливающее детей к жизни |
2 |
10 |
14 |
26 |
здание, помещение |
9 |
1 |
7 |
17 |
Total |
24 |
16 |
36 |
76 |
Таблица 2.2.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson cm-Square |
39,854 a |
6 |
,000 |
Likelihood Ratio |
44,937 |
6 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
5,718 |
1 |
,017 |
N of valid cases |
76 |
|
|
Таблица 2.2.2.
Symmetric Measures
Значение критерия |
Approx.Sig. | ||
Nominal by Phi |
,724 |
,000 | |
Nominal Cramer's V |
,512 |
,000 | |
N of valid Cases |
76 |
|
a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 2.3.
Учитель *
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
Педагоги |
родители | ||
учитель человек, который даёт и объясняет, учит помощник, наставник Total |
29
2 31 |
10
3 13 |
23
6 29 |
62
11 73 |
Таблица 2.3.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
З,166 a |
2 |
,205 |
Likelihood Ratio |
3,443 |
2 |
,179 |
Li near-by-Linear Association |
2,379 |
1 |
,123 |
N of valid Cases |
73 |
|
|
a. 3 cells (50,0%) have expected count less than 5. The m-immum expected count -is 1,96.
Таблица 2.3.2.
Symmetric Measures
Значение критерия |
Approx.Sig. | ||
Nomina by Phi |
,208 |
,205 | |
Nom-inal Cramer's V |
,208 |
,205 | |
N of valid Cases |
73 |
|
a. Not assuming the null hypothesis. . b. us-ing the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 2.4.
Ученик *
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
ребёнок, человек, который учится (в школе) |
26 |
5 |
16 |
47 |
посещает школу, член коллектива |
1 |
1 |
7 |
9 |
ребёнок подросток, получающий знания |
|
3 |
12 |
15 |
ребёнок, человек, личность |
3 |
4 |
4 |
11 |
объект обучения, обучаемый |
2 |
3 |
5 | |
Total |
32 |
16 |
39 |
87 |
Таблица 2.4.1.
Chi-square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson cm-Square |
30,217 a |
8 |
,000 |
Likelihood Ratio |
35,074 |
8 |
,000 |
Li near-by-Li near Association |
4,424 |
1 |
,035 |
N of val-id cases |
87 |
|
|
a. 10 cells (66,7%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,92.
Таблица 2.4.2.
Symmetric Measures
Значение критерия |
Approx.Sig. | |||
Nominal by Phi |
,589 |
,000 | ||
Nominal cramer's V |
,417 |
,000 | ||
N of vat-id Cases |
87 |
|
a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 2.5.
Урок *
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
урок учебное время, 45мин., время занятий |
14 |
6 |
22 |
42 |
время получения знаний |
7 |
6 |
6 |
19 |
метафоры |
|
3 |
11 |
14 |
работа, учебный процесс |
8 |
3 |
5 |
16 |
форма, способ обучения |
2 |
3 |
4 |
9 |
Total |
31 |
21 |
48 |
100 |
Таблица 2.5.1.
Chi-square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-s-ided) |
Pearson Chi-Square |
14,236 a |
8 |
,076 |
Likelihood Ratio |
18,005 |
8 |
,021 |
Linear-by-Linear Association |
,035 |
1 |
,852 |
N of Valid Cases |
100 |
|
|
a. 8 cells (53,3%) have expected count less than 5. The mini mum expected count is 1,89.
Таблица 2.5.2.
Symmetric Measures
Значение критерия |
Approx.Sig. | ||||
Nominal by Phi |
,377
|
,076 | |||
Nom-inal cramer's V |
,267
|
,076 | |||
N of val-id Cases |
100
|
|
a. Not assuming the null hypothesis. b. us-ing the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 2.6.
Перемена *
|
кат. отвеч |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
перемена время между уроками для отдыха, перерыв |
13 |
12 |
41 |
66 |
разрядка, физ.разминка, шум, веселье |
19 |
5 |
9 |
33 |
метафора |
|
4 |
2 |
6 |
Total |
32 |
21 |
52 |
105 |
Таблица 2.6.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-s-ided) |
Pearson cm-Square |
25,059 a |
4 |
,000 |
Likelihood Ratio |
23,656 |
4 |
,000 |
Li near-by-Li near Association |
7,301 |
1 |
,007 |
N of valid cases |
105 |
|
|
a. 3 cells (33,3%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 1,20.
Таблица 2.6.2.
Symmetric Measures
Значение критерия
|
Approx.Sig. |
||
Nominal by Phi |
,489 |
,000 | |
Nominal cramer's V |
,345 |
,000 | |
n of valid Cases |
105 |
|
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь