Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Таблица 1.11.

Парта*

 

Категории отвечающих

Total

Дети

педагоги

родители

нет ответа, не знает

3

 

1

4

место, где лежат учебники

21

1

 

22

личное место

5

4

5

14

метафоры

 

1

5

6

рабочее место школьника

14

8

14

36

предмет мебели, инвентарь

3

8

30

41

Total

46

22

55

123


Таблица 1.11.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

57,916 a

10

,000

Likelihood Ratio

68,561

10

,000

Linear-by-Linear Association

36,939

1

,000

N of Valid Cases

123

 

 


а. 8 cells (44,4%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,72.

Таблица 1.11.2.

Symmetric Measures

 

Value

Approx. Sig.

Nominal by Phi

Nominal Cramer's V

N of Valid Cases

,686

,485

123

,000

,000


  1. Not assuming the null hypothesis.
  2. b. Using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 1.12.

Директор *

 

категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

нет ответа, не знает

6

 

1

7

главный, ответственный  человек в школе, хозяин

8

5

18

31

человек, который следит за порядком

14

1

1

16

Метафоры

 

4

11

15

Организатор

5

1

1

7

руководитель, администратор

6

9

13

28

авторитет, прекрасный психолог, любящий

детей и своё дело

 

1

 

1

 

2

 

4

педагог, наставник

5

 

5

10

всезнающий человек

 

 

1

1

Невозможно классифицировать

1

1

2

4

Total

46

22

55

123


 

Таблица 1.12.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

48,617a

18

,000

Likelihood Ratio

56,783

18

,000

Linear-by-Linear Association

1,494

1

,222

N of Valid Cases

123

 

 


  1. 20 cells (66,7%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,18.

Таблица 1.12.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx. Sig.

Nominal by Phi

Nominal Cramer's V

N of Valid Cases

,629

,445

123

,000

,000


  1. Not assuming the null hypothesis.
  2. b. Using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

 

Приложение № 5.2.

Распределение ответов по группам  испытуемых и по категориям понятий после удаления категорий ответов с незначимыми различиями.

Таблица 2.1.

 

 

Cases

Valid

M"iss1nq

Total

N

Percent

N

Percent

N

Percent

школа *

76

61,8%

47

38,2%

123

100,0%

учитель *

73

59,3%

50

40,7%

123

100,0%

ученик *

87

70,7%

36

29,3%

123

100,0%

урок *

100

81,3%

23

18,7%

123

100,0%

перемена *

105

85,4%

18

14,6%

123

100,0%

домашнее задание *

76

61,8%

47

38,2%

123

100,0%

Школьный психолог *

98

79,7%

25

20,3%

123

100,0%

каникулы *

114

92,7%

9

7,3%

123

100,0%

1 сентября *

110

89,4%

13

10,6%

123

100,0%

парта •

113

91,3%

10

8,1%

123

100,0%

директор *

97

78,9%

26

21,1%

123

100,0%

 

 

 

 

 

 

 


Таблица 2.2.

Школа *

 

категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

процесс

13

1

2

16

метафора

 

4

13

17

учебное заведение, подготавливающее детей к жизни

 

2

 

10

 

14

 

26

здание, помещение

9

1

7

17

Total

24

16

36

76


Таблица 2.2.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson cm-Square

39,854 a

6

,000

Likelihood Ratio

44,937

6

,000

Linear-by-Linear Association

5,718

1

,017

N of valid cases

76

 

 


  1. 3 cells (25,0%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 3,37.

Таблица 2.2.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx.Sig.

Nominal by Phi

,724

,000

Nominal Cramer's V

,512

,000

N of valid Cases

76

 


a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 2.3.

Учитель *

 

 

категории отвечающих

Total

дети

Педагоги

родители

учитель человек, который даёт и  объясняет, учит

 помощник, наставник 

Total

29

 

2

31

10

 

3

13

23

 

6 29

62

 

11

73


Таблица 2.3.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

З,166 a

2

,205

Likelihood Ratio

3,443

2

,179

Li near-by-Linear Association

2,379

1

,123

N of valid Cases

73

 

 


a. 3 cells (50,0%) have expected count less than 5. The m-immum expected count -is 1,96.

 

 

 

Таблица 2.3.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx.Sig.

Nomina by Phi

,208

,205

Nom-inal Cramer's V

,208

,205

N of valid Cases

73

 


a. Not assuming the null hypothesis. . b. us-ing the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 2.4.

Ученик *

 

категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

ребёнок, человек, который учится (в  школе)

26

5

16

47

посещает школу, член коллектива

1

1

7

9

ребёнок подросток, получающий знания

 

3

12

15

ребёнок, человек, личность

3

4

4

11

объект обучения, обучаемый

2

3

 

5

Total

32

16

39

87


Таблица 2.4.1.

Chi-square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson cm-Square

30,217 a

8

,000

Likelihood Ratio

35,074

8

,000

Li near-by-Li near Association

4,424

1

,035

N of val-id cases

87

 

 


a. 10 cells (66,7%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,92.

Таблица 2.4.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx.Sig.

Nominal by Phi

,589

,000

Nominal cramer's V

,417

,000

N of vat-id Cases

87

 


a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 2.5.

Урок *

 

категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

урок учебное время, 45мин., время  занятий

 

14

 

6

 

22

 

42

время получения знаний

7

6

6

19

метафоры

 

3

11

14

работа, учебный процесс

8

3

5

16

форма, способ обучения

2

3

4

9

Total

31

21

48

100


Таблица 2.5.1.

Chi-square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-s-ided)

Pearson Chi-Square

14,236 a

8

,076

Likelihood Ratio

18,005

8

,021

Linear-by-Linear Association

,035

1

,852

N of Valid Cases

100

 

 


a. 8 cells (53,3%) have expected count less than 5. The mini mum expected count is 1,89.

Таблица 2.5.2.

 

Symmetric Measures

 

Значение  критерия

Approx.Sig.

Nominal by Phi

,377

 

,076

Nom-inal cramer's V

,267

 

,076

N of val-id Cases

100

 

 


a. Not assuming the null hypothesis. b. us-ing the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

 

 

 

Таблица 2.6.

Перемена *

 

кат. отвеч

Total

дети

педагоги

родители

перемена время между уроками  для отдыха, перерыв

 

13

 

12

 

41

 

66

разрядка, физ.разминка, шум, веселье

19

5

9

33

метафора

 

4

2

6

Total

32

21

52

105


 

 

 

 Таблица 2.6.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-s-ided)

Pearson cm-Square

25,059 a

4

,000

Likelihood Ratio

23,656

4

,000

Li near-by-Li near Association

7,301

1

,007

N of valid cases

105

 

 


a. 3 cells (33,3%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 1,20.

Таблица 2.6.2.

Symmetric Measures

 

Значение  критерия

 

 

  Approx.Sig.

 

Nominal by Phi

,489

,000

Nominal cramer's V

,345

,000

n of valid Cases

105

 

Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь