Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
Таблица 2.7.
Домашнее задание*
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
Способ закрепления, повторения, тренировка |
2 |
14 |
27 |
43 |
самостоятельная работа дома |
17 |
4 |
12 |
33 |
Total |
19 |
18 |
39 |
76 |
Таблица 2.7.1.
Chi-square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Ch-i -Square |
22,236 a |
2 |
,000 |
Likel-ihood Ratio |
24,038 |
2 |
,000 |
L"i near-by-Li near Association |
14,263 |
1 |
,000 |
N of valid Cases |
76 |
|
|
а. О cells (,0%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 7,82
Таблица 2.7.2.
Symmetric Measures
Значение критерия |
Approx sig. | |
Nominal by Phi |
,541 |
,000 |
Nominal cramer's V |
,541 |
,000 |
N of Valid Cases |
76 |
|
a. Not assuming the null hypothesis. b. Using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 2.8.
Школьный психолог *
|
Категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
нет ответа |
16 |
2 |
3 |
21 |
специалист: тестирующий, изучающий, наблюдатель |
3 |
3 |
11 |
17 |
метафора (доктор, духовник, Кашпировский) |
17 |
7 |
12 |
36 |
помощник, наставник учителя, родителя, директора |
3 |
5 |
5 |
13 |
помогающий работать (учит, как не психовать) |
2 |
1 |
8 |
11 |
Total |
41 |
18 |
39 |
98 |
Таблица 2.8.1.
Chi-square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
24,877 a |
8 |
,002 |
Likelihood Ratio |
24,733 |
8 |
,002 |
Linear-by-Linear Association |
10,026 |
1 |
,002 |
N of Valid Cases |
98 |
|
|
a. 6 cells (40,0%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 2,02.
Таблица 2.8.2.
Symmetric Measures
Значение критерия |
Approx sig. | |||
Nominal by Phi |
,504 |
,002 | ||
Nominal Cramer's V |
,356 |
,002 | ||
N of valid Cases |
98 |
|
a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 2.9.
Каникулы *
|
Категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
отдых от занятий для детей и родителей |
28 |
11 |
32 |
71 |
метафоры |
|
5 |
7 |
12 |
счастливое, весёлое время, праздник |
16 |
5 |
10 |
31 |
Total |
44 |
21 |
49 |
114 |
Таблица 2.9.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
11,504 a |
4 |
,021 |
Likelihood Ratio |
15,101 |
4 |
,004 |
Linear-by-Linear Association |
,491 |
1 |
,484 |
N of valid Cases |
114 |
|
|
a. 2 cells (22,2%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 2,21.
Таблица 2.9.2
Symmetric Measures
Значение критерия |
Approx. sig. | |
Nomina by Phi Nominal Cramer's V N of valid Cases |
,318 ,225 114 |
,021 ,021 |
Таблица 2.10.
1 сентября*
|
Категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
начало занятий, учебного года |
27 |
7 |
21 |
55 |
праздник, День Знаний, Первый звонок |
8 |
13 |
27 |
48 |
ура, я иду в школу! |
6 |
1 |
7 | |
Total |
41 |
21 |
48 |
110 |
Таблица 2.10.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
19,973 a |
4 |
,001 |
Likelihood Ratio |
22,927 |
4 |
,000 |
Li near-by-Li near Association |
,209 |
1 |
,648 |
N of Valid Cases |
110 |
|
|
a. 3 cells (33,3%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 1,34.
Таблица 2.10.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi |
,426 |
,001 |
Nominal Cramer's V |
,301 |
,001 |
n of valid Cases |
110 |
|
a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 2.11.
Парта *
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
место, где лежат учебники |
21 |
1 |
22 | |
личное место |
5 |
4 |
5 |
14 |
рабочее место школьника |
14 |
8 |
14 |
36 |
предмет мебели, инвентарь |
3 |
8 |
30 |
41 |
Total |
43 |
21 |
49 |
113 |
Таблица 2.11.1.
Chi-Square Tests
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) | |
Pearson Chi-Square |
50, 910 a |
6 |
,000 |
L-ikelihood Ratio |
59,374 |
6 |
,000 |
L-i near-by-L-i near Association |
38,956 |
1 |
,000 |
N of valid Cases |
113 |
|
|
a. 2 cells (16,7%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 2,60.
Таблица 2.11.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig |
Nominal by Phi |
,671 |
,000 |
Nominal cramer's v |
,475 |
,000 |
N of valid Cases |
113 |
|
a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 2.12.
Директор *
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
главный, ответственный человек в школе, хозяин |
8 |
5 |
18 |
31 |
человек, который следит за порядком |
14 |
1 |
1 |
16 |
метафоры |
|
4 |
11 |
15 |
организатор |
5 |
1 |
1 |
7 |
руководитель, администратор |
6 |
9 |
13 |
28 |
Total |
33 |
20 |
44 |
97 |
Таблица 2.12.1.
Chi-square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
38,047 a |
8 |
,000 |
Likelihood Ratio |
42,159 |
8 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
,109 |
1 |
,741 |
n of val-id Cases |
97 |
|
|
Таблица 2.12.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig |
Nominal by Phi |
,626 |
,000 |
Nominal Cramer's V |
,443 |
,000 |
N of valid Cases |
97 |
|
a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Приложение № 6.
Положения программы психологической поддержки.
Сближение семантических полей участников образовательного процесса (первоклассников, их родителей, педагогов) для адекватного восприятия школы.
Продолжение решения проблем, волнующих ребёнка с дошкольного детства.
Сохранение интереса взрослого к индивидуальности ребёнка, к его суждениям, внутреннему миру.
Сохранение и принятие права ребёнка на ошибку (что даст возможность поставить ребёнка в позицию рефлексанта, самостоятельно решающего свои проблемы).
Формирование детского коллектива и взаимораскрытие участников процесса обучения.
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь