Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

  1. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 2.7.

Домашнее задание*

 

категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

Способ закрепления, повторения, тренировка

2

14

27

43

самостоятельная работа дома

17

4

12

33

Total

19

18

39

76


Таблица 2.7.1.

Chi-square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Ch-i -Square

22,236 a

2

,000

Likel-ihood Ratio

24,038

2

,000

L"i near-by-Li near Association

14,263

1

,000

N of valid Cases

76

 

 


а. О cells (,0%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 7,82

 

Таблица 2.7.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx sig.

Nominal by Phi

,541

,000

Nominal cramer's V

,541

,000

N of Valid Cases

76

 


a. Not assuming the null hypothesis. b. Using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 2.8.

Школьный психолог *

 

Категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

нет ответа

16

2

3

21

специалист: тестирующий, изучающий,

наблюдатель

 

3

 

3

 

11

 

17

метафора (доктор, духовник, Кашпировский)

 

17

 

7

 

12

 

36

помощник, наставник учителя, родителя, директора

 

3

 

5

 

5

 

13

помогающий работать (учит, как  не

психовать)

 

2

 

1

 

8

 

11

Total

41

18

39

98


Таблица 2.8.1.

Chi-square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

24,877 a

8

,002

Likelihood Ratio

24,733

8

,002

Linear-by-Linear Association

10,026

1

,002

N of Valid Cases

98

 

 


a. 6 cells (40,0%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 2,02.

Таблица 2.8.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx sig.

Nominal by Phi

,504

,002

Nominal Cramer's V

,356

,002

N of valid Cases

98

 


a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 2.9.

Каникулы *

 

Категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

отдых от занятий для детей и родителей

28

11

32

71

метафоры

 

5

7

12

счастливое, весёлое время, праздник

16

5

10

31

Total

44

21

49

114


Таблица 2.9.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

11,504 a

4

,021

Likelihood Ratio

15,101

4

,004

Linear-by-Linear Association

,491

1

,484

N of valid Cases

114

 

 


a. 2 cells (22,2%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 2,21.

Таблица 2.9.2

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx. sig.

Nomina by Phi Nominal Cramer's V N of valid Cases

,318 ,225

114

,021 ,021


  1. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 2.10.

1 сентября*

 

Категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

начало занятий, учебного года

27

7

21

55

праздник, День Знаний, Первый звонок

8

13

27

48

ура, я иду в школу!

6

1

 

7

Total

41

21

48

110


Таблица 2.10.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

19,973 a

4

,001

Likelihood Ratio

22,927

4

,000

Li near-by-Li near Association

,209

1

,648

N of Valid Cases

110

 

 


a. 3 cells (33,3%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 1,34.

 

 

Таблица 2.10.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx. Sig.

Nominal by Phi

,426

,001

Nominal Cramer's V

,301

,001

n of valid Cases

110

 


a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 2.11.

Парта *

 

категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

место, где лежат учебники

21

1

 

22

личное место

5

4

5

14

рабочее место школьника

14

8

14

36

предмет мебели, инвентарь

3

8

30

41

Total

43

21

49

113


Таблица 2.11.1.

Chi-Square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

50, 910 a

6

,000

L-ikelihood Ratio

59,374

6

,000

L-i near-by-L-i near Association

38,956

1

,000

N of valid Cases

113

 

 


a. 2 cells (16,7%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 2,60.

Таблица 2.11.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx. Sig

Nominal by Phi

,671

,000

Nominal cramer's v

,475

,000

N of valid Cases

113

 


a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

Таблица 2.12.

Директор *

 

категории отвечающих

Total

дети

педагоги

родители

главный, ответственный человек  в школе,

хозяин

 

8

 

5

 

18

 

31

человек, который следит за порядком

14

1

1

16

метафоры

 

4

11

15

организатор

5

1

1

7

руководитель, администратор

6

9

13

28

Total

33

20

44

97


Таблица 2.12.1.

Chi-square Tests

 

Значение критерия

df

Asymp. Sig. (2-sided)

Pearson Chi-Square

38,047 a

8

,000

Likelihood Ratio

42,159

8

,000

Linear-by-Linear Association

,109

1

,741

n of val-id Cases

97

 

 


  1. 5 cells (33,3%) have expected count less than 5. The minimum expected count "is 1,44.

Таблица 2.12.2.

Symmetric Measures

 

Значение критерия

Approx. Sig

Nominal by Phi

,626

,000

Nominal Cramer's V

,443

,000

N of valid Cases

97

 


a. Not assuming the null hypothesis. b. using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.

 

 

 

 

 

Приложение  № 6.

Положения программы  психологической поддержки.

Сближение семантических полей участников образовательного процесса (первоклассников, их родителей, педагогов) для адекватного восприятия школы.

  • Параллельное проведение проективного рисования на тему «Мой первый школьный день» с детьми и их родителями.
  • Создание в классе сменного фото-художественного плаката «Школа глазами семьи».
  • Познавательно-разъяснительные беседы педагогов школы с родителями о современных тенденциях воспитательно-образовательного процесса и его своеобразии именно в данном учереждении образования.

Продолжение решения проблем, волнующих ребёнка с дошкольного детства.

  • Проведение с первоклассниками бесед и рисования на свободную тему с целью выяснения данных проблем.
  • Ведение альбома - копилки «Я хочу узнать» (где учитель фиксирует вопросы и пожелания детей).
  • Сочинение сказок, фантазий о волнующих проблемах (для записи которых можно привлекать родственников детей).
  • Создание условий для двигательной активности детей.

Сохранение  интереса взрослого к индивидуальности ребёнка, к его суждениям, внутреннему миру.

  • Обращение к ребёнку должно быть по имени.
  • Следует отмечать и поощрять неординарные суждения или действия первоклассников.
  • Использование в работе стенда «Мои идеи».
  • Внимательное отношение к страхам и сомнениям ребёнка.

Сохранение  и принятие права ребёнка на ошибку (что даст возможность поставить ребёнка в позицию рефлексанта, самостоятельно решающего свои проблемы).

  • Отказ от отметок, что позволит сосредоточить внимание ребёнка на интересе к процессу постижения знаний, а не на внешнем их подкреплении.
  • Обязательность корректности и неспешности со стороны учителя в указании на недостатки первоклассников и исправлении их.
  • Поощрение высказываний детей по поводу найденного у себя недочёта и возможности его исправить.

Формирование  детского коллектива и взаимораскрытие участников процесса обучения.

  • Проведение тренинговых упражнений в игровой форме для сплочения детей (например, ролевая игра «Разговор с малознакомым человеком»).
  • Обсуждение возможных путей внедрения в жизнь различных идей одноклассников (например, идея общения с ребятами из других городов).
  • Организация совместных мероприятий (возможно с родителями), где дети имеют возможность показать свои возможности, способности (например, ярмарка «Страна мастеров»).

Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь