Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 1.
Диагностический материал, использовавшийся в констатирующем эксперименте (частично).
*Опросник (анкета) трем социальным группам – предполагаемым участникам образовательного процесса в первом классе.
«Напишите (скажите) пожалуйста в нескольких словах, как Вы понимаете смысл данных слов и словосочетаний:
Спасибо за ответы.»
*Вопросы для беседы с детьми (по Н.Г. Лускановой).
1. Отношение к учению.
2. Отношение к учителю.
3. Отношение к сверстникам.
4. Отношение к предметному миру.
*Анкета
для родителей (по Т.П.
1. Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу?
2. Вполне ли
он приспособлен к новому
3. Переживает ли по поводу учебных успехов или неудач?
4. Часто ли
ребёнок делится с вами
5. Сколько времени
в среднем тратит ребёнок
6. Нуждается ли ребёнок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?
7. Как ребёнок
преодолевает трудности в
8. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
9. Часто ли жалуется на одноклассников, обижается на них?
10. Справляется
ли ребёнок с учебной
Система оценки: «-2» - нет; «-1» - скорее нет, чем да (редко); «+1» - скорее да, чем нет (иногда); «+2» - да.
Приложение №2.
Материал
оперативной диагностики
* Лусканова Н.Г. Оценка детских рисунков «Я учусь» и «Я играю». Цель: выявление детей группы риска, с негативным отношением к школе, школьной дизадаптацией.
Схема оценки.
1. Соответствие заданной теме.
2. Описать сюжет (что именно изображено).
3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
4. Цветовое решение
(соответственно описанию
5. Динамика изображения.
6. Законченность рисунка (приблизительно).
* Дощицына З. В. Определение умственной работоспособности с помощью фигурных таблиц («Корректурная проба»).
Работа выполняется в течение 2-х мин. Предварительно детям даётся задание: «Просмотрите фигурки, отыскивая только 3- треугольник, кружок и флажок. В треугольнике ставьте чёрточку, в кружочке - крестик, во флажке – точку». Задание рисуется на доске. Повторяется дважды, затем стирается и даётся команда: «Начали работу!» Через 2 минуты работа останавливается, таблички собираются.
Оценка по объёму просмотренных фигур и качеству работы.
Рассчитывается коэффициент продуктивности умственной работоспособности: Q = С : (С + а), где С - количество просмотренных строчек, а - количество ошибок. Результат сравнивается со следующими значениями: ниже 35% - ниже среднего уровня, 35-65% - средний уровень, выше 65% - выше среднего уровня.
* Проективная методика «Нарисуй свою семью, когда вы все заняты делом». Цель: выяснить предположительные внутрисемейные взаимоотношения в процессе труда.
* Проективная
методика «Несуществующее
* Проективная методика «Дом - дерево – человек». Цель: выявить психо-эмоциональные состояния детей в период их адаптации к школьному обучению (тревожность, незащищённость и т.п.).
* Экран настроения. Цель: проследить каждодневную динамику изменения настроения ребёнка в течение периода адаптации.
* Т. П. Ульянова. Анкета для родителей. Цель: выявление неблагоприятных показателей уровня мотивации у детей.
Вопросы анкета для родителей.
1. Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу? (да, нет, не всегда)
2. Вполне ли
он приспособлен к новому
3. Переживает ли по поводу учебных успехов или неудач? (да, нет, не всегда)
4. Делится ли школьными впечатлениями? (да, нет, не всегда)
5. Каков преобладающий характер впечатлений? (положительный, отрицательный, нейтральный)
6. Как преодолевает
трудности при выполнении
7. Часто ли жалуется на одноклассников? (да, нет)
8. Как, на Ваш взгляд, справляется с учебной нагрузкой? (да, нет, не всегда)
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение? (стал спокойнее, или более раздражительный, или агрессивный, или напряжённый, или озабоченный, или весёлый, или __________)
10. Жалуется ли на беспричинные боли и, если да или иногда, то, как часто? (да, нет, иногда)
11. Когда ложится спать, сколько часов в сутки спит? Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна, с чем Вы это связываете, если да или иногда? (да, нет, иногда)
Приложение №3.
Экспресс - опрос для учителей.
1. Есть ли в ныне существующем программно-методическом обеспечении для обучения детей первого класса ссылки и указания на особенности психических процессов, учёт разности уровня развития детей 6 и 7 лет?
2. Назовите или опишите,
опираясь на Ваш
3. Какова доля игровых
методов в течение урока в
Вашей работе с
4. Как часто они применяются в течение дня, недели?
5. Как влияют особенности личности учителя на процесс адаптации ребёнка в школе?
6. Какая педагогическая
технология (П. Я. Гальперина, Д.
Б. Эльконина, Л. Н. Занкова,
проблемное обучение или
Приложение №4.
Форма психологического паспорта ученика
(составляется в адаптационный период психологом и учителем на ребёнка).
1. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения.
2. Первое впечатление учителя (2-3 строки).
3. Результаты
первичной оперативной
4. Совместное мнение педагога и психолога, основанное на результатах диагностического исследования.
5. Мнение родителей о своём ребёнке (2-3 строки).
Начало адаптационного периода (сентябрь) |
Окончание адаптационного периода (октябрь) |
Примечание: в графе «окончание адаптационного периода» сигнальным цветом отметить тех детей, которые не достаточно адаптировались (в силу индивидуальных особенностей либо других причин).
Приложение № 5.
Таблицы и графики компьютерной статистической обработки к параграфу II. 2.
Таблица № 1 со вспомогательными таблицами.
Сводная таблица данных, полученных в результате беседы с детьми 6-7 лет, о понимании ими терминов школьной тематики.
Весна 1999г.
(участвовали – 7 чел. + 13чел. + 12 чел. + 14чел. = 46чел.)
№ п/п |
Термин |
Определение термина |
Примечания |
1 |
Школа – это1 |
|
термины описаны восновном посредством глаголов; активно в высказываниях применяют дети знания о школе, которые черпают у старших братьев и сестёр |
2 |
Учительница – это3 |
|
|
3 |
Ученик – это4 |
|
Ошибка (смешение слов «учитель» «ученик» на слух), т.к. после уточнения экспериментатора дети исправлялись |
4 |
Урок – это5 |
|
|
5 |
Перемена – это6 |
|
|
6 |
Домашние задания – это7 |
|
Влияние родительской установки. |
7 |
Школьный психолог –это8 |
|
|
8 |
Каникулы – это15 |
|
|
9 |
1 сентября – это17 |
|
|
10 |
Портфель – это19 |
|
|
11 |
Парта – это22 |
|
|
12 |
Директор – это20 |
|
Сводная таблица данных, полученных в результате анкетирования педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений, о понимании ими терминов школьной тематики.
Весна 1999г.
(Возраст опрашиваемых – 23 – 60 лет, проанкетировано - 22чел.)
№ п/п |
Термин |
Определение термина |
Примечания |
1 |
Школа – это1 |
|
В начале ответа (как правило) написано существительное. |
2 |
Учительница – это3 |
|
|
3 |
Ученик – это4 |
|
|
4 |
Урок – это5 |
|
|
5 |
Перемена – это6 |
|
|
6 |
Домашние задания – это7 |
|
|
7 |
Школьный психолог –это8 |
|
|
8 |
Каникулы – это15 |
|
|
9 |
1 сентября – это17 |
|
|
10 |
Портфель – это19 |
|
|
11 |
Парта – это22 |
|
|
12 |
Директор – это20 |
|
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь