Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

 

 ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение  № 1.

Диагностический материал, использовавшийся в констатирующем эксперименте (частично).

*Опросник (анкета) трем социальным группам – предполагаемым участникам образовательного процесса в первом классе.

«Напишите (скажите) пожалуйста в нескольких словах, как  Вы понимаете смысл данных слов и словосочетаний:

    1. школа…
    2. учительница…
    3. ученик…
    4. урок…
    5. перемена…
    6. домашнее задание…
    7. школьный психолог…
    8. каникулы…
    9. 1-ое сентября…
    10. парта…
    11. директор…

Спасибо за ответы.»

*Вопросы  для беседы с детьми (по Н.Г.  Лускановой).

1. Отношение  к учению.

    • Хочешь ли ты ходить в школу или нет?
    • Что тебе нравится больше - урок или перемена?
    • Какой урок тебе больше нравится?
    • Если ты легко заболел, то пойдёшь ли ты в школу или останешься дома? Почему?

2. Отношение  к учителю.

    • Нравится ли тебе учитель? Почему?
    • Хотел бы ты учиться у другого учителя?
    • Представь себя и учителя в виде каких-нибудь животных. Какие это будут животные?

3. Отношение  к сверстникам.

    • Есть ли у тебя друзья в классе?
    • Назови трёх лучших друзей.
    • Хотят ли с тобой дружить одноклассники? Почему ты так думаешь?

4. Отношение  к предметному миру.

    • Чего тебе не хватает, и что бы ты хотел принести в класс?
    • Какие предметы, в классе и в школе помогают тебе учится?

*Анкета  для родителей (по Т.П. Ульяновой).

1. Охотно ли  Ваш ребёнок идёт в школу? 

2. Вполне ли  он приспособлен к новому режиму?

3. Переживает  ли по поводу учебных успехов  или неудач?

4. Часто ли  ребёнок делится с вами школьными  впечатлениями?

5. Сколько времени  в среднем тратит ребёнок ежедневно на выполнение домашних заданий?

6. Нуждается  ли ребёнок в вашей помощи  при выполнении домашних заданий?

7. Как ребёнок  преодолевает трудности в работе? (самостоятельно; может попытаться самостоятельно, но потом просит помощи; просит помощи сразу; настойчив в преодолении трудностей.)

8. Способен ли  ребёнок сам проверить свою  работу, найти и исправить ошибки?

9. Часто ли  жалуется на одноклассников, обижается  на них?

10. Справляется  ли ребёнок с учебной нагрузкой  без напряжения?

Система оценки: «-2» - нет; «-1» - скорее нет, чем да (редко); «+1» - скорее да, чем нет (иногда); «+2» - да.

 

Приложение  №2.

Материал  оперативной диагностики второго  этапа обследования первоклассников:

* Лусканова  Н.Г. Оценка детских рисунков  «Я учусь» и «Я играю». Цель: выявление детей группы риска, с негативным отношением к школе, школьной дизадаптацией.

Схема оценки.

1. Соответствие  заданной теме.

2. Описать сюжет  (что именно изображено).

3. Размеры рисунка  и отдельных деталей.

4. Цветовое решение  (соответственно описанию Люшера).

5. Динамика изображения.

6. Законченность  рисунка (приблизительно).

* Дощицына  З. В. Определение умственной  работоспособности с помощью фигурных таблиц («Корректурная проба»).

Работа выполняется  в течение 2-х мин. Предварительно детям даётся задание: «Просмотрите фигурки, отыскивая только 3- треугольник, кружок и флажок. В треугольнике ставьте чёрточку, в кружочке - крестик, во флажке – точку». Задание рисуется на доске. Повторяется дважды, затем стирается и даётся команда: «Начали работу!» Через 2 минуты работа останавливается, таблички собираются.

Оценка по объёму просмотренных фигур и качеству работы.

Рассчитывается  коэффициент продуктивности умственной работоспособности: Q = С : (С + а), где С - количество просмотренных строчек, а - количество ошибок. Результат сравнивается со следующими значениями: ниже 35% - ниже среднего уровня, 35-65% - средний уровень, выше 65% - выше среднего уровня.

* Проективная  методика «Нарисуй свою семью,  когда вы все заняты делом». Цель: выяснить предположительные внутрисемейные взаимоотношения в процессе труда.

* Проективная  методика «Несуществующее животное». Цель: определить личностные состояния и качества первоклассников.

* Проективная  методика «Дом - дерево – человек». Цель: выявить психо-эмоциональные состояния детей в период их адаптации к школьному обучению (тревожность, незащищённость и т.п.).

* Экран  настроения. Цель: проследить каждодневную динамику изменения настроения ребёнка в течение периода адаптации.

* Т. П. Ульянова. Анкета для родителей. Цель: выявление неблагоприятных показателей уровня мотивации у детей.

Вопросы анкета для родителей.

1. Охотно ли  Ваш ребёнок идёт в школу? (да, нет, не всегда)

2. Вполне ли  он приспособлен к новому режиму, принимает ли новый распорядок? (да, нет, не всегда)

3. Переживает  ли по поводу учебных успехов или неудач? (да, нет, не всегда)

4. Делится ли  школьными впечатлениями? (да, нет,  не всегда)

5. Каков преобладающий  характер впечатлений? (положительный,  отрицательный, нейтральный)

6. Как преодолевает  трудности при выполнении домашнего задания? (самостоятельно; может попытаться самостоятельно, но потом просит помощи; просит помощи сразу; свои варианты __________.)

7. Часто ли  жалуется на одноклассников? (да, нет)

8. Как, на  Ваш взгляд, справляется с учебной  нагрузкой? (да, нет, не всегда)

9. Как по сравнению  с прошлым годом изменилось  его поведение? (стал спокойнее, или более раздражительный, или агрессивный, или напряжённый, или озабоченный, или весёлый, или __________)

10. Жалуется  ли на беспричинные боли и,  если да или иногда, то, как часто? (да, нет, иногда)

11. Когда ложится  спать, сколько часов в сутки  спит? Изменился ли по сравнению  с прошлым годом характер сна,  с чем Вы это связываете, если да или иногда? (да, нет, иногда)

 

Приложение  №3.

Экспресс - опрос для учителей.

1. Есть ли в ныне существующем программно-методическом обеспечении для обучения детей первого класса ссылки и указания на особенности психических процессов, учёт разности уровня развития детей 6 и 7 лет?

2. Назовите или опишите,  опираясь на Ваш педагогический  опыт, 2 - 4 основные метода, которые использовались в основном в работе с шестилетними детьми.

3. Какова доля игровых  методов в течение урока в  Вашей работе с первоклассниками (из расчёта: весь урок - 100 %)?

4. Как часто  они применяются в течение  дня, недели?

5.  Как влияют  особенности личности учителя  на процесс адаптации ребёнка  в школе?

6. Какая педагогическая  технология (П. Я. Гальперина, Д.  Б. Эльконина, Л. Н. Занкова,  проблемное обучение или обучение  по другим инновационным технологиям и др.) позволяет быстрее и эффективнее адаптироваться ребёнку в школе? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Назовите значимые аспекты влияния семьи и социальной среды на адаптацию первоклассника к школе.

 

Приложение  №4.

Форма психологического паспорта ученика

(составляется  в адаптационный период психологом и учителем на ребёнка).

1. Фамилия, имя  ребёнка, дата рождения.

2. Первое впечатление  учителя (2-3 строки).

3. Результаты  первичной оперативной диагностики.

4. Совместное  мнение педагога и психолога,  основанное на результатах диагностического исследования.

5. Мнение родителей  о своём ребёнке (2-3 строки).

Начало адаптационного периода (сентябрь)

Окончание адаптационного периода (октябрь)

   

Примечание: в  графе «окончание адаптационного периода» сигнальным цветом отметить тех детей, которые не достаточно адаптировались (в силу индивидуальных особенностей либо других причин).

 Приложение № 5.

Таблицы и  графики компьютерной статистической обработки к параграфу II. 2.

Таблица № 1 со вспомогательными таблицами.

Сводная таблица данных, полученных в результате беседы с детьми 6-7 лет, о понимании ими терминов школьной тематики.

Весна 1999г.

(участвовали – 7 чел. + 13чел. + 12 чел. + 14чел. = 46чел.)

 

№ п/п

Термин 

 Определение термина

Примечания 

1

Школа – это1

  • Где учатся, занимаются, развиваются дети – 1,1,1,1,1,1.1,1, 1,1,
  • Учат писать буквы и цифры, составлять примеры, рисовать, англ. языку, петь, лазать по канату 1,1,1,1,1,1,1,1,
  • Здание (дом), где учатся (дети) и всё знают 1,1,
  • Чтобы мальчики не баловались
  • Где нельзя сильно шуметь, если будешь баловаться – ставят «2» 1,1,
  • Чтобы быть грамотной
  • Где пишут и читают – 1,1,1,1,1,1.1,1,
  • Где учат новые стихи

термины описаны восновном посредством глаголов;

активно в высказываниях применяют дети знания о школе, которые черпают у старших братьев и сестёр

2

Учительница – это3

  • Учит детей писать и читать, рисовать, англ.яз.,математике – 1,1,1,1,1,1,1,1,
  • Тот, кто учит 1,1,
  • Показывает как писать (прописные буквы)1,1,
  • Учит не бегать, не кричать
  • Которая всему учит («то, что нужно во взрослой жизни», буквам, примерам)1,1,1,1,1,
  • Человек, который всему учит
  • Он выучится сам, а потом других учит
  • Она задаёт предметы
  • Хорошая
  • Ставит оценки (хорошие и плохие)1,1,1,
  • Учит не бегать по классу на перемене
  • Учат культуре 1,1,
 

3

Ученик – это4

  • Учит детей 1,1,1.
  • Учится (ходит) в школе (у учителя)– 1,1,1,1,1,1,
  • Идёт в школу и сидит за партой – 1,1,1,1,1,
  • Кто слушает учителя 1,1,
  • Это мальчик или девочка 1,1,
  • Кто выполняет задания, пишет в тетради 1,1,1,1,1,
  • Кто учится всему
  • Кого учит учитель
  • Кто учится читать, писать, рисовать 1.1,1,1,
  • Добрый мальчик
  • Он получиет оценки (пятёрки)1,1,1,
  • Приходит, садится и не бегает

Ошибка (смешение слов «учитель» «ученик» на слух), т.к. после уточнения экспериментатора дети исправлялись

4

Урок – это5

  • Там, где детям задают задачи 1,1,1,1,1,1,1,
  • Где дети не бегают и не кричат, «тихо сидят» (нельзя шуметь, баловаться) 1,1,1,1,1,
  • Где нельзя есть конфеты
  • Где учитель задаёт задание, а дети пишут (не спеша) 1,1,1,
  • Когда (где) учатся, работают, занимаются 1,1,1,1,1,1,
  • Где пишут, читают, рисуют 1,1,1,1,
  • Там учитель пишет на доске, а ученики списывают
  • Чтобы туда заходили дети, садились и учились
 

5

Перемена – это6

  • Где можно походить, уйти из класса 1.1,1,
  • Можно побегать (покататься на санках) 1,1,1,1,1,1,
  • Где можно перекусить и идти на урок 1,1,1,1,1,1,
  • Где можно сделать уроки
  • Можно порисовать, что хочешь
  • Когда могут походить по классу
  • Дети играют, делают то, что хотят 1,1,1,1,1,
  • Когда отдыхают, гуляют (на улице) 1,1,1,1,1,1,1,1,1,
 

6

Домашние задания – это7

  • Выучить новые стихи
  • Что-то построить
  • Всё, что учитель написала дома выполнить, повторить, изучить 1,1,1,1,1,
  • «Это когда мама или папа садятся и учат вместе»
  • То, что записано на доске
  • То, что знает учитель
  • Что задают домой, дети выполняют (красиво), доделывают до конца и получают оценку 1,1,1,1,1,1,1,1,
  • «Надо стараться, чтобы не получить 2»
  • Дома нужно написать (ручкой), читать 1,1,1,1,1,1,1,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние родительской установки.

7

Школьный психолог –это8

  • Осматривает, если закашлял ребёнок, лечит (как врач, доктор) 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • Если упал, забирает в больницу и лечит
  • Помогает учителям учить детей
  • Приходит, когда директору что-то надо сделать, «помогает как советник» 1,1,
  • «учит детей не психовать»
  • Есть дети, у которых проблемы с психикой, их приводят к психологу
  • С психологом занимаются
  • Не знаю 1,1,1,1,
 

8

Каникулы – это15

  • Когда отдыхают всё лето – 1,1,1,
  • Когда отдыхаешь (дома, от школы)– 1,1,1,1,1,1,1,1,
  • Гуляешь во дворе, на улице 1,1,
  • « Это время, когда» Не ходишь в школу (неделю) 1,1,1,1,1,1,1,
  • когда дети смотрят телевизор
  • Дома, летом закаляются, плавают 1,1,1,
  • Когда дети с родителями едут на дачу
 

9

1 сентября – это17

  • Когда (дети) (первый раз) идут (собираются) в школу (я мечтаю)– 1,1,1,1,1.1,1,1,1,1,1,1,
  • Когда день рождения
  • Когда заканчиваются каникулы
  • Это праздник
  • Начало осени
  • Едут первый раз в школу
 

10

Портфель – это19

  • Где носят тетради, счётные палочки 1,1,
  • Куда (на который, в который) ложат то, что надо в школу (школьные принадлежности) 1,1,1,1,1,1,1,1,
  • «это и есть сама школьная принадлежность»
  • сумка, скоторой ходят в школу
  • Чтобы положить папку, тетради, пенал, дневник 1,1,1,1.1,1,1,1,
  • То, что носят первоклассники
  • С чем ходят в школу («Не с кульком же ходить?!») 1,1,
 

11

Парта – это22

  • Где дети пишут в тетради – 1,1,1,1,1,
  • Там, где скользко
  • Где дети садятся на свой стул, за ней сидят дети 1,1,1,1,
  • Куда выкладывают свои вещи (книги, тетрадь, альбом) – 1,1,1,1,1,1,1,1,
  • «Это на чём сидят»
  • «Это школьный стол, на который можно положить тетради и карандаши»
  • «Где дети учатся»
  • Где лепят, рисуют 1,1,
 

12

Директор – это20

  • Начальник, «он (самый) главный», заведующий, всем управляет, командует, руководит – 1,1,1.1,1,1,1,1,1,1,1,
  • «Приготовитель школы», организует школу, решает проблемы, знает, что делать, «кто сидит в школе» 1,1,1,1,
  • Пишет - кто пришёл, а кто нет
  • Кто следит – бегают дети или нет и говорит: «Не бегайте!», записывает (плохих) учеников - 1,1,1,1,
  • Учителя жалуются ему, а он разбирается («ставит в угол») 1,1,1,
  • Кто учит («как хорошо себя вести»), преподаёт детям и учителям 1,1,1,1,
  • Говорит учителям, что делать, собирает их, может уволить 1,1,1,
  • Домой приезжает к детям
 

 

Сводная таблица данных, полученных в результате анкетирования педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений, о понимании ими терминов школьной тематики.

Весна 1999г.

(Возраст опрашиваемых  – 23 – 60 лет, проанкетировано - 22чел.)

 

№ п/п

Термин 

 Определение термина

Примечания

1

Школа – это1

  • учреждение, где дети получают (им дают) знания и образование 1,1.1,1,1
  • университет
  • жизнь
  • место, где дети получают знания, учителя работают
  • путь к знаниям
  • начальная ступень обучения
  • Объективная реальность
  • Место получения аттестата
  • (первое) учебное заведение, в котором детей обучают основам знаний 1,1.1,1,1,1,1,1,1,1,
  • здание, в котором учатся дети
  • храм науки

В начале ответа (как правило) написано существительное.

2

Учительница – это3

  • человек, который помогает детям получать знания и умения (дающий, несущий их) 1,1,1,1,1,1,1,1,
  • мама
  • женщина, которая учит детей
  • путеводитель по жизни
  • человек, которыйобъясняет детям учебный материал
  • друг (мудрый, добрый) и помощник в учении 1,1,
  • человек, заботящийся об образовании и воспитании чужих детей, обучающий 1,1,
  • женщина, которая учит
  • носитель знаний
  • вторая мама
  • классный руководитель
  • человек, который отвечает за любую работу в классе
  • наставник подрастающего поколения 1,1,
  • «движение всего святого»
 

3

Ученик – это4

  • мальчик, который учится в школе
  • тот, кого учат, и кто должен учиться
  • подопытный «кролик» (для взрослых) 1,1,1,
  • объект обучения, на который направлены знания 1,1,
  • ребёнок, который учится
  • человек, идущий по жизни
  • мой ребёнок и друг
  • ребёнок 1,1,
  • человек (ребёнок), который учится в школе (получающий знания от учителя) 1,1,1,1,1,
  • человек
  • член коллектива (класса)
  • «губка», впитывающая знания
  • «поглотитель» наук
  • человек, который хочет «знать»
 

4

Урок – это5

  • учебное время длительностью 45 минут (учебный процесс) 1,1,1,1,
  • время для получения знаний 1,1,1,1,1,1,1,
  • жизнь
  • работа
  • общение
  • способ обучения
  • организованная форма обучения, 1,1,1,
  • время для обучения («за которое надо успеть что-то понять»)1,1,1,1,1,
  • «в мире интересного»
  • занятия, на которых дети получают знания, учитель даёт их
  • процесс, во время которого нужно успеть всё
  • погружение, останавливается время
 

5

Перемена – это6

  • время между уроками для отдыха («от знаний») («короткая передышка» «вздох») разрядка.физминутки 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • отдых
  • подготовка к следующему уроку
  • «шум, беготня,смех и слёзы», «маленький кусочек времени, побегать по коридору», расслабление,кошмар 1,1,1
  • время перевести дыхание: сделать вдох и выдох
  • отдых между уроками
  • тихий ужас
 

6

Домашние задания – это7

  • задание (закрепляющий материал), которое нужно сделать дома 1,1,1,1
  • повторение (закрепление) разученного (пройденного в классе) на уроке 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1.1
  • способ закрепления знаний, полученных на уроке в школе
  • необходимость
  • самостоятельная подготовка
  • надо
  • работа ученика дома
  • форма общения с ребёнком
 

7

Школьный психолог –это8

  • человек, который помогает решить школьные, личные проблемы, направляющий взаимоотношения и взрослых (учителей, родителей), и детей 1,1,1,1,1,1,1,
  • специалист, исследующий уровень развития, знаний у детей
  • близкий родственник
  • бабушка
  • научный руководитель, помогающий и учителям, и детям
  • человек способный общаться, понимать школьников
  • друг
  • помощник
  • человек, знающий психологию детей
  • человек, следящий за адаптацией ребёнка в школе
  • человек, тестирующий детей
  • весы, с одной стороны которых дети, а с другой – все остальные
  • «Кашпировский»
  • доктор внутреннего мира 1,1,

 

 

 

8

Каникулы – это15

  • долгожданный отдых от занятий, (долгожданный, малый) отпуск, «счастливое и беззаботное время для всей семьи» 1,1,1,1,1,
  • время длительного отдыха
  • подготовка к следующему учебному году
  • сон, книга, музыка, друзья, путешествия
  • длительная перемена (в несколько дней или месяцев)
  • «сон», грёзы
  • «весёлая пора детства»
  • мечта
  • очеть большая «перемена»
  • весёлая, прекрасная пора, отдых от всего (занятий, учёбы) 1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • лучшее время
 

9

1 сентября – это17

  • начало учебного года 1,1,1,1,1,1,
  • Праздник, цветы, День Знаний, 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1.
  • новые встречи, надежды
  • начало года
  • день знаний, начало учебного года
  • праздник
  • ура, я, как все, иду в школу
  • первый день учёбы 1,1,
 

10

Портфель – это19

  • (школьная, ученическая) Сумка, «сундук», куда складывают школьные принадлежности (учебники) 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1
  • предмет для хранения учебников, школьных принадлежностей 1,1,1,
  • «неподъёмная ноша», тяжесть 1,1,
  • «дом» знаний на плечах
  • Моё сокровище
  • Я школьник, я герой, я взрослый
  • Школьная сумка, в которой носят школьные принадлежности
  • Груз
 

11

Парта – это22

  • Стол в школе (на 2 чел.) 1,1,1,1,1,1,
  • Предмет мебели для школьника 1,1,1,
  • Рабочее место школьника 1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,
  • «моё» (личное) место 1,1,
  • стол
  • неусовершенствованная необходимость
  • рабочее место школьника в школе, классе
 

12

Директор – это20

  • самый главный человек в школе, «хозяин» 1,1,1,
  • Алибаба
  • Отец большой семьи
  • «деталь» урока
  • администратор, несущий ответственность за всё происходящее в школе
  • «всему голова», «ответственное лицо», руководитель 1,1,1,1,1,1,1,
  • «прекрасный психолог, любящий детей и своё дело»
  • гроза всей школы
  • человек
  • педагог  
  • организатор
  • администратор 1,1,1,1,
  • человек, который следит за порядком в школе
 

Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь