Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
a. 26 cells (78,8%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,18.
Таблица 1.4.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,745 ,527 123 |
,000 ,000 |
Таблица 1.5.
Урок *
|
кат. отвеч |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
нет ответа, не знает |
6 |
|
|
6 |
учебное время, 45 мин., время занятий |
14 |
6 |
22 |
42 |
время получения знаний |
7 |
6 |
6 |
19 |
метафоры |
|
3 |
11 |
14 |
работа, учебный процесс |
8 |
3 |
5 |
16 |
форма, способ обучения |
2 |
3 |
4 |
9 |
Общение |
|
1 |
1 |
2 |
время для познания нового |
2 |
6 |
8 | |
где нельзя шуметь и баловаться |
5 |
5 | ||
невозможно классифицировать |
2 |
2 | ||
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.5.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
Df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
42,8563 |
18 |
,001 |
Likelihood Ratio |
52,363 |
18 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
,330 |
1 |
,566 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
a. 21 cells (70,0%) have expected count less than 5. The minimum expected count is ,36.
Таблица 1.5.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,590 ,417 123 |
,001 ,001 |
Таблица 1.6.
Перемена *
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
нет ответа, не знает |
3 |
|
|
3 |
время между уроками для отдыха, перерыв |
13 |
12 |
41 |
66 |
разрядка, физ. разминка, шум, веселье |
19 |
5 |
9 |
33 |
метафора |
|
4 |
2 |
6 |
подготовка к следующему уроку |
1 |
3 |
4 | |
когда можно поесть |
9 |
|
|
9 |
невозможно классифицировать |
2 |
2 | ||
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.6.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
52,245a |
12 |
,000 |
Likelihood Ratio |
57,182 |
12 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
13,044 |
1 |
,000 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
Таблица 1.6.2.
Symmetric Measures.
|
Значение критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,652 ,461 123 |
,000 ,000 |
Таблица 1.7.
Домашнее задание*
|
Категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
нет ответа, не знает |
7 |
|
|
7 |
обязанность, необходимость |
5 |
2 |
2 |
9 |
способ закрепления, повторения, тренировка |
2 |
14 |
27 |
43 |
метафора |
|
|
6 |
6 |
самостоятельная работа дома |
17 |
4 |
12 |
33 |
материал для закрепления |
2 |
1 |
1 |
4 |
форма общения с ребёнком |
1 |
1 |
2 | |
то, за что ставят оценку |
4 |
|
|
4 |
то, что списывают с доски |
3 |
3 | ||
мама и папа садятся и делают вместе |
1 |
1 |
2 | |
проверка |
1 |
|
5 |
6 |
Невозможно классифицировать |
3 |
1 |
4 | |
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.7.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
65,850 a |
22 |
,000 |
Likelihood Ratio |
80,537 |
22 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
1,447 |
1 |
,229 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
Таблица 1.7.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,732 ,517 123 |
,000 ,000 |
Таблица 1.8.
Школьный психолог
|
Категории отвечающих |
Total | ||
дети |
педагоги |
родители | ||
нет ответа |
16 |
2 |
3 |
21 |
Человек, умеющий наладить контакт |
2 |
4 |
6 | |
Специалист: тестирующий, изучающий; наблюдатель |
3 |
3 |
11 |
17 |
Метафоры (доктор, духовник, Кашпировский) |
17 |
7 |
12 |
36 |
Помощник, наставник учителя, родителя, директора |
3 |
5 |
5 |
13 |
Человек, знающий психологию детей |
2 |
1 |
2 |
5 |
Помогающий работать (учит, как не психовать) |
2 |
1 |
8 |
11 |
Человек, который умничает |
1 |
1 | ||
Человек, контролирующий психологическое состояние, здоровье |
3 |
3 | ||
Человек, который учит |
1 |
|
3 |
4 |
Человек, корректирующий поведение |
|
|
1 |
1 |
невозможно классифицировать |
2 |
1 |
2 |
5 |
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.8.1.
Chi-Square Tests
|
Значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
'37,995 a |
22 |
,018 |
Likelihood Ratio |
41,918 |
22 |
,006 |
Linear-by-Linear Association |
7,660 |
1 |
,006 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
Таблица 1.8.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,556 ,393 123 |
,018 ,018 |
Таблица 1.9.
Каникулы*
|
категории отвечающих |
Total | ||
дети |
Педагоги |
родители | ||
нет ответа, не знает |
1 |
|
|
1 |
отдых от занятий для детей и родителей |
28 |
11 |
32 |
71 |
подготовка к следующему учебному году |
1 |
2 |
3 | |
Метафоры |
|
5 |
7 |
12 |
счастливое, весёлое время, праздник |
16 |
5 |
10 |
31 |
расставание со школой |
1 |
|
1 |
2 |
долгожданное время |
|
|
2 |
2 |
невозможно классифицировать |
1 |
1 | ||
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.9.1.
Chi-Square Tests
|
Значение Критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
Pearson Chi-Square |
19,576 a |
14 |
,144 |
Likelihood Ratio |
25,683 |
14 |
,028 |
Linear-by-Linear Association |
,088 |
1 |
,766 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
а. 17 cells (70,8%) have expected count less than 5. The minimum expected count is 18.
Таблица 1.9.2.
Symmetric Measures
|
Значение критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,399 ,282 123 |
,144 ,144 |
a. Not assuming the null hypothesis. b. Using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Таблица 1.10.
1 сентября
|
Категории отвечающих |
Total | ||
Дети |
Педагоги |
родители | ||
нет ответа, не знает |
2 |
|
|
2 |
начало занятий, учебного года |
26 |
7 |
21 |
54 |
праздник, День Знаний, Первый звонок |
8 |
13 |
27 |
48 |
Метафоры |
|
|
4 |
4 |
ура, я иду в школу! |
6 |
1 |
|
7 |
когда заканчиваются каникулы |
2 |
2 | ||
радость встречи |
|
|
2 |
2 |
то, что я жду с содроганием |
1 |
1 | ||
Невозможно классифицировать |
2 |
1 |
|
3 |
Total |
46 |
22 |
55 |
123 |
Таблица 1.10.1.
Chi-Square Tests
|
•значение критерия |
df |
Asymp. Sig. (2-sided) |
ъ |
38,732 a |
18 |
,003 |
Likelihood Ratio |
46,259 |
18 |
,000 |
Linear-by-Linear Association |
,185 |
1 |
,667 |
N of Valid Cases |
123 |
|
|
Таблица 1.10.2.
Symmetric Measures
|
Значение. критерия |
Approx. Sig. |
Nominal by Phi Nominal Cramer's V N of Valid Cases |
,561 ,397 123 |
,003 ,003 |
a. Not assuming the null hypothesis. b. Using the asymptotic standard error assuming the null hypothesis.
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь