Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Безусловно, одним  из важных аспектов, влияющих на успешность адаптации первоклассников к школьному обучению, является отношение к этому процессу их родителей. Учителя экспериментальной группы, продолжая начатую ранее работу по сближению семантических полей участников образовательного процесса в понимании школы и школьных требований, в начале четверти (на второй неделе обучения детей) провели родительские собрания. В начале родителям было предложено нарисовать разноцветными карандашами рисунки или цветовые пятна на листе - ассоциации своего состояния, когда они были первоклассниками. Выяснилось, что цветовая гамма во многом совпадает с рисунками своих детей на тему «Я учусь». Таким образом, мы выяснили, что одним родителям (как их первоклассникам) были свойственны тревожность и напряжение, у других на рисунке были изображены «радужные» впечатления (цветы, солнце и т.п.).

Принимая во внимание такую особенность рисуночного  теста, как возможность увидеть проекцию бывших состояний на нынешние, в сходной жизненной ситуации, мы постарались разъяснить родителям важность снижения у себя негативных эмоций, связанных со школой. Опираясь на теоретические постулаты информационного обмена в едином информационном поле [42,96]. Мы предположили - чем менее тревожно, обеспокоено родители относятся к трудностям ребёнка в его первые дни адаптации к школе, тем легче дети адаптируются к новой ситуации. Результаты экспериментальной работы доказывают, что предположение о необходимости сближения семантических полей восприятия школы участниками образовательного процесса будет положительно влиять на ход адаптации первоклассников к школьному обучению, подтвердилось.

Проективный рисунок, изображающий семью первоклассника во время работы, дал информацию о наличии предпочитаемых членов семьи, о включённости ребёнка во внутрисемейные отношения. Эти данные позволили педагогу расширить поле гипотез, предположив, какие моменты потенциально могут стимулировать или задерживать процесс адаптации детей к школе. Результаты рисунка «Моя семья, когда все заняты делом» (в %) мы отразили в таблице 15.

Таблица № 15.

Показатели  внутрисемейных взаимоотношений первоклассников.

Критерии

п/п

Сентябрь 2000

Октябрь 2000

Группа «А»

Группа «Б»

Группа «А»

Группа «Б»

Сравнение состава нарисованной семьи с реальной:

а) все члены семьи  есть на рисунке

б) нет одного члена семьи

в) нет 2-х и более  членов семьи

г) больше членов, чем  в основной семье (прим.: «основная» - мама, папа, дети)

 

 

 

1 !/!

 

2   /!

 

3 !/!

 

 

 

4

 

 

 

63,7

13,6

 

9,1

 

 

 

13,6

 

 

 

35,3

25

 

31,3

 

 

 

8,4

 

 

 

70,3

8,5

 

5,5

 

 

 

15,7

 

 

 

38

30

 

20,1

 

 

 

11,9

Расположение членов семьи:

Объединены

Разъединены

 

 

5

6

 

 

31,8

68,2

 

 

37,5

62,5

 

 

53,4

46,6

 

 

39,9

60,1

Последовательность и  особенности рисования членов семьи:

а) начинал с себя

б) начинал с отца

в) начинал с матери

г) начинал с других членов семьи

 

 

 

7

8

9

 

10

 

 

 

13,6

13.6

63,7

 

9,1

 

 

 

8,3

25

54,2

 

12,5

 

 

 

11,4

18,8

60,5

 

8,3

 

 

 

22,1

10,2

56

 

11,7


 

 

Таблица № 15.1.

 

Нахождение значимых различий, по критерию Фишера для таблицы  № 15.

(сентябрь 2000г.)

п/п

 

1

1,848

1,272

0,576

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

2,913102

!

2

0,755

1,047

-0,292

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,47678

 

3

0,613

1,187

-0,574

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-2,90299

!

4

0,755

0,588

0,167

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,844597

 

5

1,198

1,318

-0,12

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,6069

 

6

1,943

1,823

0,12

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,606896

 

7

0,755

0,584

0,171

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,864827

 

8

0,755

1,047

-0,292

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,47678

 

9

1,848

1,655

0,193

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,976091

 

10

0,613

0,723

-0,11

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,55632

 

 

Таблица № 15.2.

 

Нахождение значимых различий, по критерию Фишера для таблицы  № 15.

(октябрь 2000г.)

п/п

 

1

1,989

1,328

0,661

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

3,342986

!

2

0,592

1,159

-0,567

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-2,86758

!

3

0,473

0,93

-0,457

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-2,31126

!

4

0,815

0,704

0,111

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,561379

 

5

1,693

1,367

0,326

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

1,648735

 

6

1,503

1,774

-0,271

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,37057

 

7

0,689

0,979

-0,29

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,46667

 

8

0,897

0,65

0,247

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

1,249195

 

9

1,782

1,691

0,091

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,46023

 

10

0,584

0,698

-0,114

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,57655

 

 

Сравнительный анализ результатов позволяет говорить о том, что в экспериментальной группе дети (по истечении двух месяцев пребывания в школе) стали меньше (на 7 %) «забывать» или «изолировать» членов своей семьи в процессе рисования её. Значительно увеличилась, судя по рисункам, сплочённость членов семьи в процессе совместной деятельности (более чем на 20%).  В последовательности рисования членов семьи особых изменений не произошло: мама, как была значимой, особо активной в глазах ребёнка, так и осталась; несколько снизился уровень эгоцентризма.

Показателен тот  факт, что на рисунках детей экспериментальной группы отсутствие «автора» (самого первоклассника) встречалось лишь в 9,1% случаев, в то время как в контрольной группе такая картина наблюдалась в 41,7% рисунков. Это, вероятно, свидетельствует о включённости членов семьи в жизнь друг друга, что положительно влияет на процесс адаптации в новой для ребёнка социальной ситуации (определяя уровень поддержки со стороны значимых близких людей, возможно усилившейся в связи с проводимой педагогами работой по психологической поддержке, сближению позиций участников образовательного процесса). В 12,6% рисунков детей контрольной группы нами было определено наличие внутрисемейной агрессии, соперничества. В экспериментальной группе лишь единично отмечена персональная агрессивность со стороны бабушки или мамы автора рисунка. Безусловно, подобные факты (стимулирующие агрессию) в жизни абсолютно исключены быть не могут.

Наиболее информативным  для определения психоэмоциональных показателей оказался тест «Несуществующее животное». Результат его мы сгруппировали в таблицы 16, 16.1, 16.2.

 

Таблица № 16.

Показатели  психоэмоционального состояния  первоклассников по тесту «Несуществующее животное».

Критерии

п/п

Сентябрь 2000

Октябрь 2000

Группа «А»

Группа «Б»

Группа «А»

Группа «Б»

Самооценка.

Завышенная

Заниженная

Нормальная

 

1/1

2/2

3/3

 

29,2

12,5

58,3

 

26,1

8,7

65,2

 

20,3

10

69,7

 

26,5

13,4

60,1

Речевая активность.

Повышенная 

Средняя

Низкая 

 

4/4

  1. /5

5 /6

 

33,3

16,6

50

 

          47,8

            -

          52,2

 

54

25,2

20,8

 

42,3

18,1

39,6

Агрессивность, защита.

Повышенная 

Средняя

Низкая

 

6/7 !

7 /8

8/ 9 !

 

50

29,2

20,8

 

60,9

13

26,1

 

25,4

20,1

54,5

 

58,3

22,6

19,1

Демонстративность

Повышенная 

Средняя

Низкая

 

9 /10 !

!10/11

11/12

 

37,5

25

37,5

 

47,8

4,4

47,8

 

28,5

25

46,5

 

51

14,9

34,1

Основательность несущей части фигуры

Повышенная 

Средняя

Низкая

 

 

12/13

!13/14

14/15

 

 

20,8

37,5

41,6

 

 

26,1

17,4

56,5

 

 

43

24,8

32,2

 

 

29,2

19,9

40,9

«Самораспространение», любознательность

Повышенная 

Средняя

Низкая

 

 

!15/16!

16/17

!17/18!

 

 

62,5

29,2

8,3

 

 

26,1

17,4

56,5

 

 

73,4

19

7,6

 

 

32,3

13,6

54,1

Защита от окружающих, тревога, страх

Повышенная 

Средняя

Низкая

 

 

18/19

19/20

20/21

 

 

47,5

29,2

23

 

 

56,5

17,4

26,1

 

 

36,1

27

36,9

 

 

49,1

24,7

26,2


 

 

 

 

Таблица № 16.1.

Нахождение  значимых различий по критерию Фишера для таблицы №16 (сентябрь, 2000г.)

п/п

 

1

1,142

1,072

0,07

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,354023

 

2

0,723

0,599

0,124

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

0,627126

 

3

1,738

1,88

-0,142

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,71816

 

4

1,23

1,527

-0,297

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,50207

 

5

1,571

1,615

-0,044

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,22253

 

6

1,571

1,791

-0,22

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,11264

 

7

1,142

0,738

0,404

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

2,043217

!?

8

0,947

1,072

-0,125

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,63218

 

9

1,318

1,527

-0,209

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,05701

 

10

1,047

0,423

0,624

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

3,15586

!

11

1,318

1,527

-0,209

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,05701

 

12

0,947

1,072

-0,125

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,63218

 

13

1,318

0,861

0,457

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

2,311263

!

14

1,402

1,701

-0,299

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-1,51218

 

15

1,823

1,072

0,751

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

3,798158

!

16

1,142

0,861

0,281

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

1,421148

 

17

0,584

1,701

-1,117

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-5,64919

!

18

1,521

1,701

-0,18

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,91034

 

19

1,142

0,861

0,281

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

1,421148

 

20

1

1,072

-0,072

41

68

2788

109

25,57798

5,057468

-0,36414

 

Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь