Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
Безусловно, одним из важных аспектов, влияющих на успешность адаптации первоклассников к школьному обучению, является отношение к этому процессу их родителей. Учителя экспериментальной группы, продолжая начатую ранее работу по сближению семантических полей участников образовательного процесса в понимании школы и школьных требований, в начале четверти (на второй неделе обучения детей) провели родительские собрания. В начале родителям было предложено нарисовать разноцветными карандашами рисунки или цветовые пятна на листе - ассоциации своего состояния, когда они были первоклассниками. Выяснилось, что цветовая гамма во многом совпадает с рисунками своих детей на тему «Я учусь». Таким образом, мы выяснили, что одним родителям (как их первоклассникам) были свойственны тревожность и напряжение, у других на рисунке были изображены «радужные» впечатления (цветы, солнце и т.п.).
Принимая во внимание такую особенность рисуночного теста, как возможность увидеть проекцию бывших состояний на нынешние, в сходной жизненной ситуации, мы постарались разъяснить родителям важность снижения у себя негативных эмоций, связанных со школой. Опираясь на теоретические постулаты информационного обмена в едином информационном поле [42,96]. Мы предположили - чем менее тревожно, обеспокоено родители относятся к трудностям ребёнка в его первые дни адаптации к школе, тем легче дети адаптируются к новой ситуации. Результаты экспериментальной работы доказывают, что предположение о необходимости сближения семантических полей восприятия школы участниками образовательного процесса будет положительно влиять на ход адаптации первоклассников к школьному обучению, подтвердилось.
Проективный рисунок, изображающий семью первоклассника во время работы, дал информацию о наличии предпочитаемых членов семьи, о включённости ребёнка во внутрисемейные отношения. Эти данные позволили педагогу расширить поле гипотез, предположив, какие моменты потенциально могут стимулировать или задерживать процесс адаптации детей к школе. Результаты рисунка «Моя семья, когда все заняты делом» (в %) мы отразили в таблице 15.
Таблица № 15.
Показатели
внутрисемейных взаимоотношений
Критерии |
№ п/п |
Сентябрь 2000 |
Октябрь 2000 | ||
Группа «А» |
Группа «Б» |
Группа «А» |
Группа «Б» | ||
Сравнение состава нарисованной семьи с реальной: а) все члены семьи есть на рисунке б) нет одного члена семьи в) нет 2-х и более членов семьи г) больше членов, чем в основной семье (прим.: «основная» - мама, папа, дети) |
1 !/!
2 /!
3 !/!
4 |
63,7 13,6
9,1
13,6 |
35,3 25
31,3
8,4 |
70,3 8,5
5,5
15,7 |
38 30
20,1
11,9 |
Расположение членов семьи: Объединены Разъединены |
5 6 |
31,8 68,2 |
37,5 62,5 |
53,4 46,6 |
39,9 60,1 |
Последовательность и особенности рисования членов семьи: а) начинал с себя б) начинал с отца в) начинал с матери г) начинал с других членов семьи |
7 8 9
10 |
13,6 13.6 63,7
9,1 |
8,3 25 54,2
12,5 |
11,4 18,8 60,5
8,3 |
22,1 10,2 56
11,7 |
Таблица № 15.1.
Нахождение значимых различий, по критерию Фишера для таблицы № 15.
(сентябрь 2000г.)
№ п/п |
|||||||||||
1 |
1,848 |
1,272 |
0,576 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
2,913102 |
! |
2 |
0,755 |
1,047 |
-0,292 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,47678 |
|
3 |
0,613 |
1,187 |
-0,574 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-2,90299 |
! |
4 |
0,755 |
0,588 |
0,167 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,844597 |
|
5 |
1,198 |
1,318 |
-0,12 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,6069 |
|
6 |
1,943 |
1,823 |
0,12 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,606896 |
|
7 |
0,755 |
0,584 |
0,171 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,864827 |
|
8 |
0,755 |
1,047 |
-0,292 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,47678 |
|
9 |
1,848 |
1,655 |
0,193 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,976091 |
|
10 |
0,613 |
0,723 |
-0,11 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,55632 |
Таблица № 15.2.
Нахождение значимых различий, по критерию Фишера для таблицы № 15.
(октябрь 2000г.)
№ п/п |
|||||||||||
1 |
1,989 |
1,328 |
0,661 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
3,342986 |
! |
2 |
0,592 |
1,159 |
-0,567 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-2,86758 |
! |
3 |
0,473 |
0,93 |
-0,457 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-2,31126 |
! |
4 |
0,815 |
0,704 |
0,111 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,561379 |
|
5 |
1,693 |
1,367 |
0,326 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,648735 |
|
6 |
1,503 |
1,774 |
-0,271 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,37057 |
|
7 |
0,689 |
0,979 |
-0,29 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,46667 |
|
8 |
0,897 |
0,65 |
0,247 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,249195 |
|
9 |
1,782 |
1,691 |
0,091 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,46023 |
|
10 |
0,584 |
0,698 |
-0,114 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,57655 |
Сравнительный анализ результатов позволяет говорить о том, что в экспериментальной группе дети (по истечении двух месяцев пребывания в школе) стали меньше (на 7 %) «забывать» или «изолировать» членов своей семьи в процессе рисования её. Значительно увеличилась, судя по рисункам, сплочённость членов семьи в процессе совместной деятельности (более чем на 20%). В последовательности рисования членов семьи особых изменений не произошло: мама, как была значимой, особо активной в глазах ребёнка, так и осталась; несколько снизился уровень эгоцентризма.
Показателен тот факт, что на рисунках детей экспериментальной группы отсутствие «автора» (самого первоклассника) встречалось лишь в 9,1% случаев, в то время как в контрольной группе такая картина наблюдалась в 41,7% рисунков. Это, вероятно, свидетельствует о включённости членов семьи в жизнь друг друга, что положительно влияет на процесс адаптации в новой для ребёнка социальной ситуации (определяя уровень поддержки со стороны значимых близких людей, возможно усилившейся в связи с проводимой педагогами работой по психологической поддержке, сближению позиций участников образовательного процесса). В 12,6% рисунков детей контрольной группы нами было определено наличие внутрисемейной агрессии, соперничества. В экспериментальной группе лишь единично отмечена персональная агрессивность со стороны бабушки или мамы автора рисунка. Безусловно, подобные факты (стимулирующие агрессию) в жизни абсолютно исключены быть не могут.
Наиболее информативным
для определения
Таблица № 16.
Показатели психоэмоционального состояния первоклассников по тесту «Несуществующее животное».
Критерии |
№ п/п |
Сентябрь 2000 |
Октябрь 2000 | |||
Группа «А» |
Группа «Б» |
Группа «А» |
Группа «Б» | |||
Самооценка. Завышенная Заниженная Нормальная |
1/1 2/2 3/3 |
29,2 12,5 58,3 |
26,1 8,7 65,2 |
20,3 10 69,7 |
26,5 13,4 60,1 | |
Речевая активность. Повышенная Средняя Низкая |
4/4
5 /6 |
33,3 16,6 50 |
47,8 - 52,2 |
54 25,2 20,8 |
42,3 18,1 39,6 | |
Агрессивность, защита. Повышенная Средняя Низкая |
6/7 ! 7 /8 8/ 9 ! |
50 29,2 20,8 |
60,9 13 26,1 |
25,4 20,1 54,5 |
58,3 22,6 19,1 | |
Демонстративность Повышенная Средняя Низкая |
9 /10 ! !10/11 11/12 |
37,5 25 37,5 |
47,8 4,4 47,8 |
28,5 25 46,5 |
51 14,9 34,1 | |
Основательность несущей части фигуры Повышенная Средняя Низкая |
12/13 !13/14 14/15 |
20,8 37,5 41,6 |
26,1 17,4 56,5 |
43 24,8 32,2 |
29,2 19,9 40,9 | |
«Самораспространение», любознательность Повышенная Средняя Низкая |
!15/16! 16/17 !17/18! |
62,5 29,2 8,3 |
26,1 17,4 56,5 |
73,4 19 7,6 |
32,3 13,6 54,1 | |
Защита от окружающих, тревога, страхПовышенная Средняя Низкая |
18/19 19/20 20/21 |
47,5 29,2 23 |
56,5 17,4 26,1 |
36,1 27 36,9 |
49,1 24,7 26,2 |
Таблица № 16.1.
Нахождение значимых различий по критерию Фишера для таблицы №16 (сентябрь, 2000г.)
№ п/п |
|||||||||||
1 |
1,142 |
1,072 |
0,07 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,354023 |
|
2 |
0,723 |
0,599 |
0,124 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
0,627126 |
|
3 |
1,738 |
1,88 |
-0,142 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,71816 |
|
4 |
1,23 |
1,527 |
-0,297 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,50207 |
|
5 |
1,571 |
1,615 |
-0,044 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,22253 |
|
6 |
1,571 |
1,791 |
-0,22 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,11264 |
|
7 |
1,142 |
0,738 |
0,404 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
2,043217 |
!? |
8 |
0,947 |
1,072 |
-0,125 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,63218 |
|
9 |
1,318 |
1,527 |
-0,209 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,05701 |
|
10 |
1,047 |
0,423 |
0,624 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
3,15586 |
! |
11 |
1,318 |
1,527 |
-0,209 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,05701 |
|
12 |
0,947 |
1,072 |
-0,125 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,63218 |
|
13 |
1,318 |
0,861 |
0,457 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
2,311263 |
! |
14 |
1,402 |
1,701 |
-0,299 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-1,51218 |
|
15 |
1,823 |
1,072 |
0,751 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
3,798158 |
! |
16 |
1,142 |
0,861 |
0,281 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,421148 |
|
17 |
0,584 |
1,701 |
-1,117 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-5,64919 |
! |
18 |
1,521 |
1,701 |
-0,18 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,91034 |
|
19 |
1,142 |
0,861 |
0,281 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
1,421148 |
|
20 |
1 |
1,072 |
-0,072 |
41 |
68 |
2788 |
109 |
25,57798 |
5,057468 |
-0,36414 |
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь