Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.
Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается содержательным сравнительным анализом фактов, полученных при использовании диагностических методик и приёмов, адекватных целям, задачам и гипотезе исследования, взаимопроверкой полученных результатов. Теоретические выводы проверены и подтверждены достаточным объёмом экспериментальной выборки, тщательным качественным и количественным анализом.
Апробация результатов работы. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ. Основные положения исследования, отражены в материалах XLIII Научно-теоретической конференции преподавателей ТГПИ (Таганрог, 1999). Были представлены в качестве стендового доклада на Всероссийской научно-практической конференции «Здравый смысл и достоинство в школе» (Москва, 1998). А также предварительные и окончательные выводы обсуждались на методических советах учителей начальных классов, психологов школ и детского сада, на заседании кафедры педагогики начального обучения ТГПИ, на заседании кафедры социальной и педагогической психологии РГПУ.
Экспериментальная база исследования - комплекс «Детский сад № 78 - школа № 26», средняя муниципальная школа № 38, школа раннего развития при доме детского художественного творчества г. Таганрога. Всего в обследовании приняло участие 219 детей первого класса, 46 дошкольников, 295 родителей и 37 педагогов.
Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 160 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 176 источников; содержит 31 таблицу, 14 диаграмм, 1 рисунок, приложения.
Глава I. Теоретический анализ
проблем адаптации и
I.1. Изучение
процесса адаптации в
Человек
существует в непрерывно
За годы обучения дети должны овладеть знаниями, которые человечество постигало и открывало тысячелетиями. Каждое поколение людей по-разному организовывало этот процесс, в большей или меньшей степени психологически поддерживая детей в ходе обучения.
В настоящее время продолжают существовать две разнонаправленные (по формам и методам работы) трактовки воспитательно-образовательного процесса и адаптации к нему. Согласно первой (отечественной педагогики советского времени), воспитание есть воздействие государства и его образовательных институтов (школы и т.п.) на развитие личности, осуществляемое в интересах государства или общества. В этом случае воспитание (в широком смысле слова) превращается в своего рода манипулирование психикой учащегося, навязывание ему тех или иных ценностей и направлений развития «сверху». Одновременно учащийся был практически лишен персональной социальной, этической и прочей ответственности за принимаемые им решения. Его мировоззрение, поведение и поступки оценивались только по степени их соответствия навязанному обществом эталону [82]. Ещё А.Н. Леонтьев (1975) указывал на психологическую несостоятельность схемы традиционного обучения, при которой сначала ставилась цель, а затем осуществлялась попытка «мотивационно оправдать действие в направлении данной цели» [83, 297]. Изначально познавательный мотив ребёнка не использовался и не формировался, а задавался извне, и возникала проблема адаптации к внешним целям образования в условиях отсутствия внутренней мотивации.
Традиционная парадигма образования имела «знаниевую» направленность и отношение к личности как к средству приобретения знаний, умений и навыков (ЗУН) [145]. Совокупность ЗУН в процессе обучения оставалась неизменным компонентом образовательной системы, а личность рассматривалась как вариативная переменная, содержащая разнообразные резервы адаптации к изначально и достаточно жёстко заданным организационным условиям и содержанию обучения. Относительно вариативным элементом образования выступала методика преподавания, которая характеризовалась разнообразными видами и объёмом наглядности, занимательности.
Второй, принципиально отличный подход связан с распространенной в демократических государствах идеей свободы ребенка, его права на самостоятельное принятие решений, касающихся его отношения к миру, обществу, своей дальнейшей судьбе и своему дальнейшему развитию. О.С. Газман называет такое обучение «педагогикой свободы», противопоставленной «педагогике необходимости» [82].
«Педагогика свободы» исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечить оптимальные условия для самостоятельного выбора и самостоятельного развития учащегося, его жизненного (личностного) самоопределения.
В процессе субъект - субъектного общения участников образовательного процесса необходимо адекватное понимание потребностей, мыслей, надежд между детьми, родителями и педагогами. Следовательно, (в соответствии с тремя сторонами межличностного пространства общения - предметной, инструментальной и аффективно-потребностной - и его составляющими в процессе межличностного взаимодействия: взаимопониманием (о предмете и мире), координацией (о способах и стратегиях) и согласованием (о намерениях и потребностях), взаимное принятие ценностей, смыслов и намерений участниками образовательного процесса является залогом согласия во взаимодействии между первоклассниками, их родителями и педагогами.
Является неоспоримым тот факт, что действие новой социальной среды (школы) окажет на развитие сознания первоклассника существенное влияние, определённым образом изменяя его личность в целом (угнетая или стимулируя личностный рост). Задача педагогического коллектива создать такие условия при обучении (посредством психологической поддержки), которые бы дали возможность максимально развиться самобытности личности, раскрыв её внутренний творческий потенциал, а не просто вооружили системой знаний, умений, навыков для выживания в окружающем мире.
Многозначность трактовки одних и тех же терминов приводит к тому, что один и тот же посыл разными людьми понимается по-разному. Для точности и однозначности понимания авторов данной работы прибегнем к расстановке акцентов в тех основных понятиях, которые использованы в данном исследовании («адаптация», «гуманизм», «диагноз», «психологическая диагностика», «психологическая поддержка» и др.).
Одним из
первых значимых понятий
Центральным понятием, используемым в нашем исследовании, является понятие «адаптация». Адаптация как процесс приспособления рассматривается в различных науках – физиологии, социологии, психологии и др. – с разных точек зрения.
Представим ряд позиций зарубежных и отечественных учёных-психологов на проблемы адаптации человека в мире. В. Вундт отмечал, что одной из главных задач психологии является «исследование взаимодействия индивидуумов со средой и выяснение процесса развития» [152]. В частности, он показал, что успешность развития индивидуума зависит от условий окружающей его среды и от того насколько человек будет к ним адаптирован.
Взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции, протекающее на фоне активности человека, являются основой психической (когнитивной, эмоциональной, поведенческой) адаптации индивида, по мнению Ж. Пиаже [88].
В гуманистических теориях личности А. Маслоу, К. Роджерса делается акцент на том, что адаптивность человека в мире зависит от того, насколько удовлетворена его потребность в «принадлежности и любви»; что рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об «идеальном Я» может вызвать нарушение психологической адаптации человека в мире [167].
В вышеперечисленных концепциях адаптация рассматривается как процесс социализации человека в мире; как форма развития, которая идёт от индивидуализации к социализации в процессе приспособления.
В словарях, энциклопедиях, справочной отечественной психологической литературе понятие адаптации традиционно рассматривается как приспособление субъекта к изменяющимся внешним условиям, а не как часть противоречивого и динамичного процесса взаимодействия субъекта со средой, в том числе социальной, также проявляющей свойства активности, адаптивности, вариативности [116;127;128;135;137;150].
В трудах Л.С.Выготского
показано, что процесс адаптации
человека имеет тесную связь с
культурно-историческими
Успешная адаптация в мире через освоение ведущего вида деятельности человека в том или ином возрасте рассмотрена в работах А.Н. Леонтьева [83].
Концепция персонализации (А.В.Петровский, В.А.Петровский), реализующая принцип отражённой субъектности и предполагающая взаимопереходы отношений «субъект - субъект – объект» и «субъект – объект – субъект» раскрывает явление адаптации как этап самореализации личности, направленный на «присвоение индивидом социальных норм и ценностей» [136, 17]. Данный этап предваряет процесс индивидуализации - открытия и утверждения собственной самобытности - и процесс интеграции - осуществления личностных вкладов в других людей, окружающую действительность. Адаптация выступает как часть акта персонализации, утверждения личностного начала, а не как этап ломки прежде сформированных интро- и интериндивидной структур в новых условиях.
А. В. Петровский
отмечает, что трудности адаптационного
периода могут подавлять тенден
Ряд отечественных учёных (Н.М. Голубева, Р.В. Танкова-Ямпольская и др.) считает, что социально ребёнок адаптируется, приобретая личный опыт, в процессе воспитания и обучения. Начинается этот процесс в семейном микросоциуме. [153].
В ракурсе рассматриваемого нами процесса адаптации интерес представляет и работа Е.В. Таранова, который провёл исследование процесса адаптации молодых рабочих. Одним из основных критериев адаптированности автор назвал эмоциональное самочувствие личности: эмоциональный комфорт либо дискомфорт, выражаемый через такие качества личности как уверенность, оптимизм, тревожность, беспокойство и др. [158].
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что процесс социальной адаптации в психологии достаточно хорошо разработан. Психоэмоциональный аспект адаптации, являющийся предметом данного исследования, представлен в литературе недостаточно.
В современной психолого-педагогической литературе под адаптацией понимается сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, новую систему требований и контроля, в новый коллектив. Говоря об адаптации детей к школе, мы подразумеваем и их приспособление к окружающему миру, окружающим людям и, наоборот, окружающего мира и людей к ним, т.е. это двусторонний процесс. При недостаточном развитии одной из сторон процесс адаптации детей к школьному обучению проходит длительно, болезненно, может закончиться отторжением ребёнка от нового, для него ещё непривычного социума - школы. Адаптация ребёнка, поступившего в первый класс, к школе, всегда была одной из актуальных проблем начальной школы. Однако из-за скоротечности видимых взрослому внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе, из-за множественности педагогических задач, решаемых учителем в этот же период и т.п. - процесс адаптации детей в современной школе остаётся не до конца изученным, а, следовательно, часто проблемным.
С нашей точки зрения, адаптация - это часть сложного, противоречивого, динамичного процесса, этап самореализации личности, направленный на присвоение социальных норм и ценностей. Психоэмоциональная адаптация – это системное свойство человека, заключающееся в эмоциональном переживании им несоответствия между своими представлениями о мире и теми требованиями, которые предъявляет окружающий мир, и регуляция своего эмоционального состояния и поведения в сторону соответствия требований предъявляемых миром.
Основными критериями адаптированности первоклассника являются - положительное отношение к школе, умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его, адекватное восприятие школьных требований, лёгкое усвоение учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений. Основным критерием, который позволяет судить о том, что человек (например, первоклассник) психоэмоционально адаптирован к среде пребывания, следует считать момент сближения представлений индивида об окружающем мире (например, мире школьного обучения) и требований окружающей действительности к нему (например, школьной жизни к первокласснику), который приведёт к стабилизации эмоционального состояния, снижения тревожности и т.п. Адаптационный период в данной работе мы определили как временной отрезок (от 3-4х недель до 2-3 месяцев (иногда более) в зависимости от индивидуальных особенностей человека), в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе.
Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь