Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

2. Было определено, что проблемы адаптации первоклассников  к школьному обучению требуют  переосмысления, новых решений в  связи с переходом системы  образования на гуманитарную  парадигму. Гуманистическая психологическая основа адаптации выступает при этом как часть персонализации, утверждения личностного начала в каждом ребёнке, поступившем в первый класс. Попытки создания условий для самореализации, раскрытия творческих возможностей детей, с учётом их индивидуальности, предпринимаются в авторских инновационных школах.

3. Выявлено, что  традиционно адаптация к школе  понимается как определение и коррекция несформированных компонентов готовности ребёнка к школе, которую предложено проводить по мере раскрытия этих компонентов в учебном процессе или опережающим образом - до их проявления (пропедевтический курс «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман).

4. Разнообразны  взгляды отечественных и зарубежных  исследователей (К.А. Абдульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, А.В. Брушлинского, Е.И. Исаева, И.Б. Котовой, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, А.В. Петровского, В.А. Петровского, К. Роджерса, В.И. Слободчикова, Е.Н. Шиянова и др.) на то, как определить понятие «психологической поддержки», каким образом строить систему её и как осуществлять и т.д. Однако объединяет учёных понимание того, что поддержка необходима для развития «самости», стабилизации психоэмоционального состояния человека и т.п.

5. С целью  выяснения эффективности существующих  систем методов психологической поддержки первоклассников на этапе адаптации их к школе  принято использовать разнообразные диагностические методы, которые можно объединить в два подхода - естественнонаучный и гуманитарный. Наиболее перспективен гуманитарный подход, ориентированный на применение формирующего эксперимента, диалогической беседы, проективной диагностики и др.

 Анализ литературы  позволил выделить ряд условий,  соблюдение которых облегчит процесс адаптации ребёнка в школе. Эти условия состоят в следующем:

*сближение обыденных  представлений о школе и её требованиях у детей, родителей, педагогов;

*развёртывание  преемственной связи начала обучения  с решением жизненных и теоретических  (мировоззренческих) проблем, волнующих  вчерашнего дошкольника;

*сохранение, имеющего  места в дошкольный период, интереса к индивидуальным суждениям каждого ребёнка;

*обеспечение  активного личностного диалога  между всеми участниками образовательного процесса (сам ученик – его родители - педагоги - одноклассники);

*декларирование  права на ошибку как естественного  и закономерного условия совершенствования человека.

Создание этих условий и есть основная цель осуществления  психологической поддержки.

В связи со всем вышесказанным была поставлена задача: изучить, как протекает процесс  адаптации первоклассников в  школах на сегодняшний день и как может измениться данный процесс на основе предложенной нами программы психологической поддержки.

 

Глава. II. Экспериментальное  изучение особенностей адаптации детей в школе.

 

II.1. Организация  эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе.

Неизбежный  стресс, который испытывает ребёнок  при поступлении в школу, очевиден каждому внимательному наблюдателю, даже не обладающему специальными знаниями.

Исследованием «адаптационного синдрома» у  первоклассников занимались многие учёные и практики в разные годы. Но это явление постоянно остаётся актуальным, так как меняются социальные, психологические факторы, влияющие на первоклассника.

Всё чаще задумываются психологи, педагоги над тем, как  оздоровить образовательный процесс, уменьшить перегрузки (как физические, так и интеллектуальные), связанные с освоением всё увеличивающегося и усложняющегося информационного потока. Эту проблему ставили и разнообразными способами решали педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, Е. Лысенкова, М.Л. Шаталов, Г.Г. и Е.Е. Кравцовы, Е.А. Ямбург и др.). Однако, в изученной нами литературе, не обнаружено упоминания о том, чтобы проводился сравнительный психосемантический анализ восприятия школы разными социальными группами - участниками образовательного процесса (дети – родители - педагоги) и это исследование было бы базисным для организации процесса адаптации первоклассников в школе.

Цель первого этапа данного исследования состояла в изучении и оценке представлений о школе и школьных требованиях участников образовательного процесса (педагогов, детей – будущих первоклассников, их родителей); в определении степени проявления психоэмоционального состояния и уровня некоторых социальных умений как компонентов личностной готовности детей - первоклассников в учебных заведениях г. Таганрога в процессе обучения в школе в первые месяцы учебного года. Условия обучения на данном исследовательском этапе экспериментатором не изменялись, была лишь предложена диагностическая программа обследования первоклассников. На основе поставленной цели были сформулированы рабочие задачи первого этапа исследовательской работы (сентябрь - октябрь 1999г).

Рабочие задачи.

*В рамках  психосемантического подхода провести  контент-анализ высказываний трёх социальных групп испытуемых, сравнить значимость различий в их ответах.

*На основе  анализа психоэмоциональных состояний  и некоторых личностных качеств первоклассников оценить необходимость специально организованной деятельности по психологической поддержке в период адаптации первоклассников.

*Проанализировать целесообразность проведения психокоррекционных мероприятий в первые два месяца обучения первоклассников в школе.

*Соотнести степень  трудоёмкости диагностических методик  используемых в адаптационный период с практической ценностью получаемой с их помощью информации в процессе адаптации первоклассников к школе.

Применённый в  начале исследования психосемантический подход строился на следующих положениях:

  • описание субъективной реальности на основе личностных  смыслов опрашиваемых;
  • анализ обыденных понятий, относящихся к школе и школьной жизни, имеющих место у различных  участников образовательного процесса;
  • оценка посредством математической статистики различий в позициях субъектов, включенных в процесс образования;

Для решения  поставленных на первом этапе задач мы отобрали следующий диагностический материал:

-  для выявления  смысловых различий в понимании  школы между тремя социальными группами – участниками образовательного процесса – специально составленный опросник (анкета), (приложение №1);

-  для определения волевой готовности (произвольной регуляции поведения) – «Корректурная проба»;

-  для определения  тревожности и других эмоциональных  проявлений – методики «Дом - дерево – человек», тест тревожности В. Амена и других авторов, проективные рисунки «Я учусь», «Я играю», «Экран настроения»;

«Экран настроения»  представлял бумажную полоску, разделённую  по количеству дней недели. Каждый первоклассник в течение недели (в конце дня) любым, по желанию, цветным карандашом зарисовывал один квадратик (психолог интерпретировал цвет соответственно методике Люшера).

-  для определения  отношения ребенка к школе,  уровня школьной мотивации - анкета Н.Г Лускановой;

-  для определения  уровня коммуникативных навыков  со сверстниками - методика, основанная на совместном рисовании, предложенная Г.А. Урунтаевой, И.С. Афонькиной.

А также были использованы такие методы, как беседа с детьми и педагогами, анкетирование родителей.

К обследованию было привлечено 63 первоклассника комплекса  «Детский сад №78 - школа№26» и 47 первоклассников средней городской муниципальной школы 38, а также 114 родителей, 15 педагогов г. Таганрога.

В ходе экспериментальной  работы детей мы условно разделили  на две группы: обучающихся в начальной  школе 3 года - группа «А» (57 чел.); обучающихся в начальной школе 4 года - группа «Б» (53 чел).

Второй этап исследовательской работы с детьми проходил в сентябре - октябре 2000 года.

Цель формирующего эксперимента на втором этапе исследования - реорганизация периода адаптации первоклассников через внедрение программы психологической поддержки на основе результатов психосемантического анализа и оперативной диагностики.

Опираясь на поставленную в эксперименте цель, мы сформулировали следующие рабочие задачи второго этапа:

* апробировать  в процессе исследовательской работы набор методик  оперативной диагностики;

* предложить  систему работы по осуществлению  психологической поддержки первоклассников  в адаптационный период обучения  и оценить её эффективность, сравнивая результаты оценки психоэмоционального состояния, полученные при обследовании детей экспериментальной и контрольной групп.

Для проведения исследования мы отобрали следующий  материал оперативной диагностики (приложение № 2), обозначив цель каждого диагностического элемента:

- Лусканова  Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Оценка детских рисунков («Я учусь» и «Я играю»).

Цель: выявление  детей группы риска с негативным отношением к школе, школьной дизадаптацией.

- Дощицына З.  В. «Корректурная проба».

Цель: определение  умственной работоспособности с помощью фигурных таблиц как показателя волевой готовности, влияющей на развитие произвольности первоклассников.

- Проективная  методика «Нарисуй свою семью,  когда вы все заняты делом».

Цель: выяснение  предположительных внутрисемейных взаимоотношений в процессе труда для того, чтобы предположить возможные трудности совместной деятельности в процессе обучения.

- Проективная  методика «Несуществующее животное».

Цель: определение  психоэмоциональных состояний и  личностных качеств первоклассников.

- Проективная  методика «Дом - дерево – человек».

Цель: уточнение  психоэмоциональных состояний детей  в период их адаптации к школьному  обучению (тревожность, незащищённость и т.п.).

- Экран настроения.

Цель: посредством  динамики настроения отслеживание отношения первоклассников к школе.

«Экран настроения»  на втором этапе исследования первоклассники вели в школьном дневнике: каждый ребёнок  в конце учебного дня рисовал  рядом с числом квадратик того цвета, какое у него настроение на момент рисования.

- Т.П. Ульянова. Анкета для родителей.

Цель: выявление  показателей уровня школьной мотивации  у детей.

Широко использовались также диалогическая беседа со всеми  участниками образовательного процесса, психолого-педагогический консилиум (в основе которого лежал метод экспертной оценки творческих и индивидуальных особенностей детей и других участников эксперимента).

На втором этапе  экспериментальной работы было обследовано 42 первоклассника школы №38 и 67 первоклассников комплекса «Детский сад№78 - школы №26», а также 120 родителей, 22 педагога г. Таганрога. Все дети обучаются по программе четырёхлетней начальной школы. Экспериментальная группа - 41 человек. Она условно обозначена - группа «А». Контрольная группа - 68 человек - группа «Б».

Диагностические методики в процессе констатирующего эксперимента проводил психолог с детьми и педагогами после уроков, с родителями – на собраниях. В ходе формирующего эксперимента диагностические методики проводились с детьми в процессе урока учителем в присутствии психолога (проведение методик как игровых упражнений знакомым человеком – учителем, в знакомой обстановке – на уроке – снижали уровень тревожности детей при проведении диагностики; психолог наблюдал за детьми, контролировал ход диагностических процедур), с родителями – психологом на собрании, с педагогами – также психологом в свободное от уроков время. Первичная обработка результатов диагностики проводилась психологом. Более глубокий качественный анализ и интерпретация полученных данных по семантическому исследованию проводилась экспертной группой с применением контент-анализа.

Для подтверждения  достоверности результатов эмпирических исследований мы использовали разнообразные методы математической и статистической обработки материала, в том числе компьютерной.

В начале первого этапа исследовательской работы на основе психосемантического подхода нами (с привлечением экспертов) была проведена с помощью контент-анализа обработка содержания анкет родителей и педагогов и материала бесед с детьми – будущими первоклассниками. Далее экспертная группа (в которую вошли педагоги, психологи образовательных учреждений, студенты ТГПИ – всего 7 чел.) выделила категории счёта семантических единиц и предложила систему кодировки информации для компьютерной обработки. После чего была осуществлена математическая обработка частотных характеристик: а) подсчёт частот с использованием процедуры кросс-табуляции; б) выделение вариантов ответов с наибольшей частотой встречаемости; в) оценка значимости различий в ответах между группами испытуемых с использованием критерия c2 (хи-квадрат) Пирсона. Поскольку частота некоторых значений ответов была мала, значимость их различий мы дополнительно оценивали с помощью критерия V(ви) Крамера.

Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь