Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:55, диссертация

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.
3. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

Содержание работы

Оглавление.
Введение. 2
Глава I. Теоретический анализ проблем адаптации и психологической поддержки человека. I.1. Изучение процесса адаптации в психолого-педагогической науке и практике. 9
I.2. Исследование особенностей и условий адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. 24
I.3. Процесс адаптации первоклассников в современных инновационных школах. 39
I.4. Исследование психологической поддержки в зарубежной и отечественной психологии. 44
I.5. Психологический инструментарий, как компонент успешной организации педагогической деятельности. 50
Выводы. 60
Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.
II.1. Организация эмпирического исследования адаптации первоклассников к обучению в школе. 62
II.2. Анализ ожиданий от школы участников образовательного про-цесса (психосемантический подход). 71
II.3. Исследование первоклассников в период адаптации к школьному обучению. 82
II.4. Система работы с участниками образовательного процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе. 105
II.5. Результаты влияния системы психологической поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе. 113
Выводы. 142
Заключение. 145
Библиография. 147
Приложения. 161

Файлы: 1 файл

ДИП.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Российской  Федерации

 

Ростовский  государственный педагогический университет

 

 

 

На правах рукописи

 

Дорофеева Галина Анатольевна

 

 

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ПРИ ВХОЖДЕНИИ  В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ.

 

 

 

 

Специальность 19.00.07. –  педагогическая психология.

Диссертация на соискание  учёной степени

кандидата психологических  наук

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор,

Скрипкина Т.П.

Ростов-на-Дону

2001

 

Оглавление.

 

Введение.                                                                                          

2

Глава I. Теоретический анализ проблем  адаптации и психологической поддержки человека.

 

I.1. Изучение  процесса адаптации в психолого-педагогической  науке и практике.

 

9

I.2.  Исследование  особенностей и условий адаптации  детей 6-7 лет к учебной деятельности.

 

24

I.3. Процесс адаптации  первоклассников в современных  инновационных школах.

 

39

I.4. Исследование  психологической поддержки в  зарубежной и отечественной психологии.

 

44

I.5. Психологический  инструментарий, как компонент успешной  организации педагогической деятельности.

 

50

Выводы.

60

   

Глава. II. Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей в школе и организация психологической поддержки.

 

II.1. Организация  эмпирического исследования адаптации  первоклассников к обучению в школе.

 

62

II.2. Анализ ожиданий  от школы участников образовательного  процесса (психосемантический подход).

 

71

II.3. Исследование  первоклассников в период адаптации к школьному обучению.

 

82

II.4. Система  работы с участниками образовательного  процесса по организации психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе.

 

 

105

II.5. Результаты  влияния системы психологической  поддержки на процесс адаптации первоклассников к школе.

 

113

Выводы.

142

Заключение.

145

Библиография. 

147

Приложения.

161


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  и постановка проблемы исследования. Перенос акцентов в образовании с традиции, ориентированной на развитие исключительно когнитивных функций, к идее о том, что образование должно быть ориентировано на развитие целостной личности, влечёт, соответственно, и перенос акцентов в системе взаимоотношений, на поиск средств, способов и механизмов партнёрского взаимодействия всех субъектов, включенных в образовательный процесс. В данной ситуации речь должна идти о перестройке взаимоотношений на всех ступенях обучения, начиная с того момента, когда ребенок впервые поступает в образовательное учреждение. В этом контексте исключительное значение приобретает период адаптации первоклассников к школьному обучению, без которого невозможно эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей, динамики становления учебной деятельности всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема адаптации 6-7-летних детей к школе и школьному обучению оказалась на периферии внимания, и научно-эмпирических и методических разработок на эту тему недостаточно. Сегодня следует активно разрабатывать подходы, с помощью которых возможно переосмысление и перестройка технологий практической деятельности психолога и педагога в период адаптации первоклассников к школе.

Анализ литературы позволяет резюмировать, что проблемы адаптации исследуются в физиологии, медицине – Ю.А. Александровский (1976), Ф.Б. Березин (1988) и др.; в последние десятилетия ХХ в. – в социальной психологии – К.А. Абдульханова-Славская (1981), С.А. Бадоева (1995), О.И. Зотова, И.К. Кряжева (1977), Я.Л. Коломинский (1977) и др.

Изучению и  описанию разных позиций взаимодействия взрослого и ребёнка в научной  литературе посвящено значительное количество исследований, которые связаны, прежде всего, с именами Л.Н. Абрамовой, Л.А. Венгер, Е.М. Гаспаровой, И.В. Дубровиной, М.Г. Елагиной, А.А. Леонтьева, В.С. Мухиной, В.И. Петравского, В.И. Слободчикова, Г.А. Урунтаевой и др.

Большое количество разноплановых диагностических  методик описано и давно используется психологами и педагогами при  поступлении ребёнка в школу, а также в начальный период обучения. Готовность к школе изучают отечественные и зарубежные учёные - М.М. Безруких, Н.И. Гуткина, С.П. Ефимова (1991), Д. Чейпи (1992). принципы разработки и применения диагностических методов описаны у И. Аргинской (1984), Г. Витцлака (1966). диагностика в комплексе работы школьного психолога - И.В. Дубровиной (1991), Р.В. Овчаровой (1996) и др. Следует заметить, что в силу сложившейся в отечественной психолого-педагогической науке традиции, диагностике подвергалась преимущественно интеллектуальная готовность к школе и интеллектуальные успехи (Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Т.Д. Марцинковская, З.В. Дощицина и др.), что отражает реальную доминанту «знаниевой» педагогики. В последние десятилетия ХХ в. учёные уделяли внимание изучению социально-психологической и личностной готовности ребенка к школе (Л.С. Славина, 1968, лаборатория РАО под руководством И.В. Дубровиной, с 1975, Т.П. Ульянова, 1994, и др.).

В исследованиях  преимущественно освещаются отдельные аспекты диагностики и построения процесса обучения в школе: С.А. Бадоева (Ярославль, 1995), Д.А. Гюламирян (Ереван, 1983), М.Л. Жгенти (Тбилиси, 1985), А.Я. Каруле (Рига, 1990), О.В. Панфёрова (М., 1996), Т.И. Ронгинская (СПб, 1995), Д.В. Рязанова (М., 1995), Л.В. Тимошенко (Омск, 1997) и др.

Поступление в  школу полностью перестраивает  жизнь ребёнка. Кардинальная перестройка жизни ребенка, естественно, не может не сказываться на эмоциональной сфере еще не полностью сложившейся личности, что значительно затрудняет его адаптацию к новым условиям жизни. С другой стороны, окружающие ребенка люди, подчас сами недостаточно сориентированы, и до конца не осознают трудности перестройки жизни первоклассника. В этой связи поиск способов и средств, облегчающих процесс вхождения в школьную среду детей с разным уровнем готовности к школе и с самыми разнообразными личностными свойствами и качествами, становится самостоятельной задачей деятельности всех субъектов, включённых в образовательный процесс (детей, педагогов, психолога, родителей).

Итак, проблему исследования можно сформулировать следующим образом: какова необходимость осуществления психологической поддержки психоэмоционального состояния первоклассников на этапе вхождения в школьную жизнь? Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объектом  исследования выступили особенности личности первоклассников, связанные с перестройкой жизни ребенка на этапе адаптации при поступлении в школу, а его предметом – психоэмоциональная адаптация первоклассников к обучению в школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

* положения  о построении личностно-ориентированного  воспитательно-образовательного процесса, гуманистического, развивающего, вариативного образования - А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Б. Котовой, М.В. Кларин, А.А. Леонтьева, И.Я. Лернер, М.К. Мамардашвили, Н.А. Менчинской, А.В. Петровского, М.Н. Скаткина, А.Н. Тубельского, А.В. Усовой, В.Т. Фоменко, Е.Н. Шиянова, Д.Б. Эльконина, Е.А. Ямбурга и др.;

* основные подходы  к проблеме адаптации детей  к школьному обучению - Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, Л.И. Божович, Т.Н. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.И. Липкиной, Н.Г. Лускановой, Е.А. Панько, А.В. Петровского, Г. Салье, А.И. Сильвестру, Л.С. Славиной, Г.А. Цукерман, Г.М. Чуткиной и др.

Гипотезы исследования:

  1. Субъекты образовательного процесса, включенные в школьную жизнь имеют, различные ожидания от школы и от обучения первоклассников на этапе вхождения в школьную жизнь.

          2. Процесс адаптации первоклассников будет протекать значительно легче при специально организованной психологической поддержке детей, направленной на стабилизацию психоэмоционального благополучия детей на первых этапах обучения в школе.

         3. Проведение диагностической работы с детьми будет эффективно, если её органично включать в урочную систему в виде игровых и творческих заданий для детей.

          4. В целях снятия дополнительного  эмоционального напряжения первоклассников психологическую поддержку целесообразно осуществлять психологу опосредованно через специально обученных родителей и учителей.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический  анализ современного состояния  проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.

2. Изучить обыденные представления участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) о школе и школьных требованиях.

3. Выявить динамику  психоэмоциональных состояний детей,  поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.

4. Разработать программу психологической поддержки первоклассников (включающую работу со школьниками первого класса, их родителями и учителями) и наметить пути её реализации в адаптационный период.

5. Провести апробацию  эффективности разработанной программы  психологической поддержки первоклассников и выяснить результативность её внедрения методом оперативной диагностики.

Методы  исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, констатирующий эксперимент (психосемантический метод, анкетирование), психодиагностические методы (интервью, тесты), формирующий эксперимент. Использовались следующие методики: ДДЧ, тест «Моя семья», рисуночная методика «Экран настроения». Обработка данных осуществлялась с помощью проведения контент-анализа, метода классификации, а также с помощью методов математической статистики (с применением компьютерных программ).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

*обоснованна  возможность совершенствования  процесса адаптации первоклассников  к школе с помощью программы  психологической поддержки, использующей, как средство оценки эффективности протекания данного процесса, оперативную диагностику;

*предложено  органичное вписывание диагностических  методик в педагогический процесс при обучении первоклассников в период адаптации (игровые процедуры знакомства, уроки рисования, специальные задания на уроке, предлагаемые с целью разрядки и т.п.), которые позволили снизить тревожность детей при обследовании, вследствие этого, получить более достоверный результат и исключить стрессогенные факторы, связанные с ситуацией тестирования у психолога;

*обосновано  использование психосемантического  подхода для изучения ожиданий от предстоящего школьного обучения у участников образовательного процесса, который показал, что различия в ожиданиях у субъектов образовательного процесса от обучения ребенка в школе являются фактором дестабилизирующим психоэмоциональную сферу первоклассников;

*разработана  система психологической поддержки  первоклассников, которая включает  работу психолога с учителями  и родителями в период адаптации  детей в школе и направлена  на сближение позиций детей,  педагогов, родителей;

*определена предпочтительность проективных методик в период адаптации первоклассников к школе; установлено, что недостаточная валидность проективных тестов не является фактором, ограничивающим их применение в адаптационный период.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для органичного вхождения первоклассников в школу и создания условий для их психологической диагностики и поддержки; в создании программы психологической поддержки, которая внедрена в работу в школе и имеет положительные результаты. Положения и выводы, содержащиеся в исследованиях, могут быть использованы как в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений, так и в процессе подготовки педагогических кадров в средних специальных и высших учебных заведениях.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Обыденные представления о школе у субъектов, включенных в образовательный процесс (детей, родителей и учителей), значимо различаются, что является одной из причин эмоциональной дестабилизации детей на ранних этапах адаптации к школе;
  2. Стабилизации эмоционального состояния первоклассников на этапе их вхождения в школьную жизнь, способствует специально разработанная программа, позволяющая скоординировать действия всех субъектов образовательной деятельности (первоклассников, родителей, учителей, психолога).
  3. На первых этапах адаптации первоклассников к школе психологическую поддержку психологу целесообразно осуществлять опосредованно через работу с педагогами и родителями, а коррекционную работу проводить лишь в отдельных случаях.
  4. Оперативную психологическую диагностику, определяющую эмоциональное состояние первоклассников, целесообразно включать непосредственно в образовательный процесс в виде игровых и творческих заданий, проводимых в естественных условиях урока.

Информация о работе Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь