Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………

Файлы: 1 файл

чистовик дипломная (1).doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Ключ 

А. Когнитивные  копинг-стратегии

 

1. Игнорирование - «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее,

чем трудности» (О).

  1. Смирение - «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться» (Н).

3. Диссимиляция - «Это  несущественные трудности, не  все так плохо, в основном  все хорошо» (О).

4. Сохранение самообладания - «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния) (О).

5. Проблемный анализ - «Я стараюсь проанализировать, все  взвесить 

и объяснить себе, что  же случилось» (П).

6. Относительность - «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои - это пустяк» (О).

  1. Религиозность - «Если что-то случилось, то так угодно Богу» (О).

8. Растерянность - «Я  не знаю, что делать и мне  временами кажется, что мне  не выпутаться из этих трудностей» (Н).

9. Обоснование смысла - «Я придаю своим трудностям  особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам» (О).

10. Установка собственной  ценности - «В данное время я  полностью не могу справиться  с этими трудностями, но со  временем смогу справиться и  с ними, и с более сложными»  (О).

 Б. Эмоциональные копинг-стратегии

 

1. Протест - «Я всегда  глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую» (О).

2. Эмоциональная разрядка - «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю  и плачу» (Н).

  1. Подавление эмоций - «Я подавляю эмоции в себе» (Н).

4.  Оптимизм - «Я всегда  уверен, что есть выход из трудной  ситуации» (П).

5.  Пассивная кооперация - «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне» (О).

6. Покорность - «Я впадаю в состояние безнадежности» (Н).

7.  Самообвинение - «Я считаю себя виноватым и  получаю по заслугам» (Н).

8.  Агрессивность - «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» (Н).

В. Поведенческuе  копинг-стратегии 

1. Отвлечение - «Я погружаюсь  в любимое дело, стараясь забыть  о трудностях» (О).

2. Альтруизм - «Я стараюсь  помочь людям, и в заботах  о них забываю о своих горестях» (О).

3. Активное избегание  - «Стараюсь не думать, всячески  избегаю сосредоточиваться на  своих неприятностях» (Н).

4. Компенсация - «Стараюсь  отвлечься и расслабиться (с помощью  алкоголя, успокоительных средств,  вкусной еды и т. п.)» (О).

5. Конструктивная активность - «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.) (О).

6. Отступление - «Я  изолируюсь, стараюсь остаться наедине  с собой» (Н).

7. Сотрудничество - «Я  использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей» (П).

  1. Обращение - «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» (О).

Опросник  «Ребенок глазами взрослого» Романов А.А.

Цель: выявление реакций  (агрессивности) в поведении у ребенка.

Инструкция: Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка.

 Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, складываются полученные баллы.

Уровень I – низкий (от 0 до 67 баллов). Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью. 
Уровень II – средний (от 67 до 134 баллов). Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень III – высокий (от 134 до 201 балла). Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень IV – очень высокий (от 201 до 268 баллов). Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

  Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.

Методика «Несуществующее  животное» (интерпретационная версия М.З. Дукаревич и П.В. Яньшина).

Цель методики: диагностика личностных особенностей, выявление признаков агрессивного поведения и эмоционального состояния ребенка.

Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что  животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это  не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

        Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Итак, на что  следует обратить внимание.

Расположение  на листе

В норме рисунок располагается  на средней линии листа или  чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили. 
Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее  рисунок уходит вправо, тем сильнее  проявляется "бунтарство" по отношению  к чему-то важному для рисующего. 
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

      Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или  заменяющие ее элементы

      Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

        Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой  в положении анфас говорит  о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно  крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих. 
Глаза 
Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании  своей привлекательности. 
Рот 
Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.

Язык обозначает потребность  в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.

Открытый рот без  прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак  готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши 
Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности. 
Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой.

      Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует  изображение облегченной опорной  части - маленькие лапки, например. 
Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются  над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих. 
Хвост - Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость. 
Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько  хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в  стороны и у животного большие  уши - самооценка ребенка сильно зависит  от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии 
Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста