Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа
Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………
У мамы – ведущая эмоциональная копинг-стратегия - «Агрессивность»
Анализ рисунка Руслана, 5 л 4 мес.
Рисунок
Руслана расположен ближе к
левому краю листа, что
По наблюдениям за мальчиком,
можно отметить наличие
Рисунок Данила 5л 10 мес.
Рисунок расположен ближе к средней линии листа, что говорит о его адекватной самооценке. По наблюдениям и беседе с ребенком, можно отметить решительность, уверенность. Животное у ребенка нарисовано большим, голова соразмерна с туловищем, но на голове мы можем заметить наличие иголок (как сказал сам ребенок, чтобы всех колоть, драться), четко прорисованы рот с наличием большого количества зубов, большие уши. Тело животного как бы в иголках с наконечниками. По словам ребенка, это и защита от врагов и для нападения, если кто-то мне не нравится. Что уже говорит о проявлении в поведении как физической, так и вербальной агрессии. Опора у ребенка основательная, ноги –лапы достаточно плотные, что говорит, о его настойчивости, с его мнением нужно считаться, либо протест, который может выражен быть как в прямой ,так и вскрытой форме.
Даниил использовал разные
У мамы ведущая копинг-стратегия – на эмоции - «эмоциональная разрядка».
Анализ рисунка Олега 5 л 6 мес.
Рисунок расположен ближе к верхнему краю, что говорит о высокой самооценке, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Голова животного смотрит влево, ребенок склонен фантазировать – и это отмечается в рисунке. Но родителям следует обратить внимание на то, что возможно у ребенка есть страхи неудач, что ведет к потери активности. Глаза у животного в виде обычных кружков, а вот рот открыт, как бы заштрихован, это также подтверждает, что мальчик недоверчив, несколько опаслив. У животного четко прорисованы большие когти и наличие иголок на теле. Рисунок выполнен в более темных тонах. В беседе мальчик придумал имя – «Когтерог» и дорисовал ему рога.
В конфликтных
ситуациях, в общении с
В рисунке Сережи 5 л 9 мес.
Рисунок расположен ближе к середине листа, что показывает,что у ребенка адекватная самооценка. Животное круглой формы без четкой обозначенной головы. В рисунке четко прорисованы большие заостренные уши, рот с зубами и язык, как бы повернут на право. Глаза прорисованы, причем выражение глаз – злое, в беседе ребенок так и сказал, что нарисовал так «специально», чтобы боялись. Тело животного с наличием с одной стороны панциря, с другой стрелы (по словам мальчика). Рисунок выполнен двумя цветными карандашами – красным и черным. Были предложено более 10 цветов, ребенок сразу взял два и рисовал только ими. Следует отметить, что большинство линий слабых, как бы паутинообразных, что говорит об некоторой утомляемости, либо с пониженным жизненным тонусом.
В группе
ребенок очень часто конфликтуе
Анализ рисунка Рената 5 л 10 мес.
Рисунок животного расположен ближе к низу и вправо, что говорит, о низкой самооценки, в то же время ребенок как бы претендует на лидерство, принятие его как личности, в связи с этим возможно бунтарские проявления в поведении. Голова животного в положении анфас, что говорит порой о присутствии эгоцентризма и бесконтрольности в поведении. Глаза четко прорисованы, у ребенка есть страхи, и он в беседе их называет, в поведении это тоже иногда проявляется. Рот у ребенка открыт, наличие небольших и в малом количестве зубов. На голове имеются маленькие рожки, на 4 лапах – наличие когтей, опора четкая, плотные лапы на четко прорисованной основы-травы.
Ребенок
может пойти на конфликт, иногда
сам провоцирует. В семье
Рисунок Игоря 5 л 7 мес.
Рисунок
расположен ближе к низу, само
животное небольшого размера,
уже говорит о низкой
Семья в
целом благополучная, но
Если сопоставить
результаты данных детей с
результатами их матерей, то
можно заметить, что существует
тесная взаимосвязь копинг-
В связи
с полученными результатами
Полученные данные мы подвергли сравнительному анализу с помощью коэффициента Фишера. Результаты экспериментальной группы по изучаемому показателю статистически различаются, следовательно, выборки различны.
По результатам эмпирического исследования была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная формирование продуктивных копинг-стратегий у матерей. Таким образом, гипотеза исследования о том, что у матерей с продуктивным копинг-поведением, дети имеют низкий уровень агрессивности подтвердилась.
3.3. Коррекционно-развивающая
программа-сопровождение,
Семьи, в которых матери «выплескивают отрицательную энергию», потому что живут под грузом многочисленных проблем, воспитываются дети, у которых чаще всего проявляются различные признаки агрессивности. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять проблемы и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в воспитании и социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Также родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, а именно матерями, которые воспитывают детей старшего дошкольного возраста.
Основополагающими принципами коррекционной работы являются следующие.
Психолого-педагогическая коррекция
В психокоррекционной работе с матерями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.
Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком и его матерью.
Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:
- создание оптимальных
условий для гармоничного
-гармонизация
-коррекция межличностных
взаимоотношений в семье (
- формирование психолого-
Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:
- обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
- обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка;
- коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
- коррекция внутреннего психологического состояния матери неуспеха, связанное с проявлением неадекватного поведения у ребенка постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его "маленьких" успехов;
- коррекция неконструктивных форм поведения матери (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
- осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;
- переход матери с позиции переживания за своего ребенка в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
- повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка.
Формы работы:
1) демонстрация матери ребенка приемов работы с ним;
2)конспектирование матерью
занятий, проводимых психологом
3) выполнение домашних заданий со своим
ребенком;
4) чтение матерью специальной
литературы, рекомендованной психологом;
5) реализация родителем (матерью) творческих
замыслов в работе с ребенком.