Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………

Файлы: 1 файл

чистовик дипломная (1).doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

У мамы – ведущая эмоциональная  копинг-стратегия - «Агрессивность» 

Анализ рисунка Руслана, 5 л 4 мес.

     Рисунок  Руслана расположен ближе к  левому краю листа, что говорит  о его застенчивости. Голова  животного смотрит в анфас,  что может говорить порой о  бесконтрольности поведения, причем  голова меньше туловища. Глаза  обозначены в виде точек, без четкой прорисовки. На голове большое количество маленьких и больших рожек. Рот нарисован очень большим. причем несколько зубов выпирающих вперед(как в изображении вампиров). В беседе с ребенком, выяснено, это чтобы укусить, если кто будет приближаться и драться. Следует отметить отсутствие ушей, в общении Руслан часто не обращает внимание на обращение или замечания взрослых. К сожалению, лап или каких-либо ног у животного нет, что говорит о порой необдуманности действий мальчика, может быть нет поддержки со стороны близких. Хотя ребенок не теряет надежды и не всё так мрачно в его развитии. Он рисует солнце и рядом человека (женского пола), может быть даже мамы, на вопрос: - кто это? он ответил – «не знаю»….через некоторое время ответил – «это друг его».  В рисунке в основном наличие темных цветов, хотя есть и желтый, зеленый, красный.

        По наблюдениям за мальчиком,  можно отметить наличие физической  или вербальной агрессии. Ребенку  требуется коррекционная работа. Мама ребенка воспитывает его одна, часто проблемы решает с помощью алкоголя. Ведущая копинг-стратегия – «самообвинение» 

Рисунок Данила 5л 10 мес.

Рисунок расположен ближе к средней линии листа, что говорит о его адекватной самооценке. По наблюдениям и беседе с ребенком, можно отметить решительность, уверенность. Животное у ребенка нарисовано большим, голова соразмерна с туловищем, но на голове мы можем заметить наличие иголок (как сказал сам ребенок, чтобы всех колоть, драться), четко прорисованы рот с наличием большого количества зубов, большие уши. Тело животного как бы в иголках с наконечниками. По словам ребенка, это и защита от врагов и для нападения, если кто-то мне не нравится. Что уже говорит о проявлении в поведении как физической, так и вербальной агрессии. Опора у ребенка основательная, ноги –лапы достаточно плотные, что говорит, о его настойчивости, с его мнением нужно считаться, либо протест, который может выражен быть как в прямой ,так и вскрытой форме. 

        Даниил использовал разные цвета,  что уже говорит о том, что коррекционно-развивающая работа, которая проводится психологом с ребенком уже месяц, даёт свои результаты. Раньше мальчик использовал черный либо синий карандаш.

    У мамы ведущая  копинг-стратегия –  на эмоции - «эмоциональная разрядка».

Анализ рисунка Олега 5 л 6 мес.

Рисунок расположен ближе к верхнему краю, что говорит о высокой самооценке, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Голова животного смотрит влево, ребенок склонен фантазировать – и это отмечается в рисунке. Но родителям следует обратить внимание на то, что возможно у ребенка есть страхи неудач, что ведет к потери активности. Глаза у животного в виде обычных кружков, а вот рот открыт, как бы заштрихован, это также подтверждает, что мальчик недоверчив, несколько опаслив. У животного четко прорисованы большие когти и наличие иголок на теле. Рисунок выполнен в более темных тонах. В беседе мальчик придумал имя – «Когтерог» и дорисовал ему рога.

      В конфликтных  ситуациях, в общении с другими  детьми у ребенка чаще проявляется драчливость – ударить, поставить под ножку, нежели вербальная агрессия. В беседе с мамой, дома он иногда получает подзатыльники, у мамы ведущая эмоциональная копинг-стратегия – «протест».

В рисунке Сережи 5 л 9 мес.

Рисунок расположен ближе к середине листа, что показывает,что у ребенка адекватная самооценка. Животное круглой формы без четкой обозначенной головы. В рисунке четко прорисованы большие заостренные уши, рот с зубами и язык, как бы повернут на право. Глаза прорисованы, причем выражение глаз – злое, в беседе ребенок так и сказал, что нарисовал так «специально», чтобы боялись. Тело животного с наличием с одной стороны панциря, с другой стрелы (по словам мальчика). Рисунок выполнен двумя цветными карандашами – красным и черным. Были предложено более 10 цветов, ребенок сразу взял два и рисовал только ими. Следует отметить, что большинство линий слабых, как бы паутинообразных, что говорит об некоторой утомляемости, либо с пониженным жизненным тонусом.

      В группе  ребенок очень часто конфликтует с большинством ребят, мешает вести занятия, дразнится - друзей нет. Работа ведется в течении нескольких месяцев. На данный момент будет предложено и коррекционно-развивающая работа маме. У мамы чаще всего настроение сниженное, но преобладанием пессимистических установок. Ведущая копинг-стратегия – на эмоции, направлена на «покорность». Папа в данной семье злоупотребляет алкоголем. 

Анализ рисунка Рената 5 л 10 мес.

   Рисунок животного расположен ближе к низу и вправо, что говорит, о низкой самооценки, в то же время ребенок как бы претендует на лидерство, принятие его как личности, в связи с этим возможно бунтарские проявления в поведении. Голова животного в положении анфас, что говорит порой о присутствии эгоцентризма и бесконтрольности в поведении. Глаза четко прорисованы, у ребенка есть страхи, и он в беседе их называет, в поведении это тоже иногда проявляется.  Рот у ребенка открыт, наличие небольших и в малом количестве зубов. На голове имеются маленькие рожки, на 4 лапах – наличие когтей, опора четкая, плотные лапы на четко прорисованной основы-травы.

      Ребенок  может пойти на конфликт, иногда  сам провоцирует. В семье преобладает  авторитарный стиль воспитания  в основном со стороны папы, мама при этом занимает копинг-стратегию  «Избегания» - «пассивная кооперация», некоторого «отстранения», хотя есть желание помочь себе и сыну, в целом изменить обстановку в семье.

Рисунок Игоря 5 л 7 мес.

      Рисунок  расположен ближе к низу, само  животное небольшого размера,  уже говорит о низкой самооценке  ребенка. Животное нарисовано темными цветными карандашами. Голова животного больше, чем тело животного, что доказывает, что ребенок по наблюдениям и беседах с воспитателем и мамой стремится хорошо заниматься, любознательный. Но на голове наличествует большое количество иголок, уши большие, но не заостренные, рот открыт, зубы прорисованы четко. Мальчик часто дерзит, перебивает, может нагрубить, нахамить взрослым, детям. Тело животного покрыто шерстью, все 4 лапы имеют когти, что уже показывает о его чувствительности – сам мальчик не любит когда его критикуют, проводят разъяснительные беседы – слезы, истерики, швыряние предметов. Опоры ребенок ни какой не нарисовал, что может говорить об импульсивности, а также о том что, у ребенка нет «человека»-друга, эмоциональной поддержки.

    Семья в  целом благополучная, но родители  заняты в основном материальным  обеспечением, сыном занимаются  «время от времени», при этом  – у мамы есть желание изменить  ситуацию. Ведущая копинг-стратегия  у мамы – эмоциональная, «агрессивность».

     Если сопоставить  результаты данных детей с  результатами их матерей, то  можно заметить, что существует  тесная взаимосвязь копинг-стратегии  матери и наличие проявления  агрессии у собственного ребенка. 

    В связи  с полученными результатами нами  разработана коррекционно-развивающая программа для матерей, на развитие копинг-стратегии у матери на решение задач, что предполагает наличие у матери адекватной оценки событий, развитие позитивного жизненного настроя и создание условий для освоения матерями определённых психолого-педагогических позиций в отношении своего ребенка.

        Полученные данные мы подвергли сравнительному анализу с помощью коэффициента Фишера. Результаты экспериментальной группы по изучаемому показателю статистически различаются, следовательно, выборки различны.

        По результатам эмпирического  исследования была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная формирование продуктивных  копинг-стратегий у матерей. Таким образом, гипотеза исследования о том, что у матерей с продуктивным копинг-поведением, дети имеют низкий уровень агрессивности подтвердилась.

 

 

3.3. Коррекционно-развивающая  программа-сопровождение, направленная  на формирование продуктивных  копинг-стратегий у матерей

 

Семьи, в которых матери «выплескивают отрицательную энергию», потому что живут под грузом многочисленных проблем, воспитываются дети, у которых чаще всего проявляются различные признаки агрессивности. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять проблемы и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в воспитании и социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Также родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, а именно матерями, которые воспитывают детей старшего дошкольного возраста.        

Основополагающими принципами коррекционной работы являются следующие.

  • Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка, создании условий для его гармоничного развития.
  • Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
  • Принцип оказания личностно - ориентированной помощи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
  • Принцип формирования положительного отношения к ребенку у матери. Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка.
  • Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых матерями во взаимоотношениях с ребенком. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
  • Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей и психологом.

Психолого-педагогическая коррекция      

В психокоррекционной работе с матерями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.

Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия  с ребенком и его матерью.

Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:

- создание оптимальных  условий для гармоничного развития  ребенка развитии в семье;

-гармонизация психологического  климата в семье;

-коррекция межличностных  взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

- формирование психолого-педагогических  знаний и умений, повышение воспитательской  компетентности матери.

Ориентируясь  на эти цели, психолог решает следующие  задачи:

- обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

- обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка;

- коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;

- коррекция внутреннего психологического состояния матери неуспеха, связанное с проявлением неадекватного поведения у ребенка постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его "маленьких" успехов;

- коррекция неконструктивных форм поведения матери (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;

- осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;

- переход матери с позиции переживания за своего ребенка в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

- повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка.

Формы работы:

1) демонстрация матери  ребенка приемов работы с ним;

2)конспектирование матерью  занятий, проводимых психологом
3) выполнение домашних заданий со своим ребенком;

4) чтение матерью специальной  литературы, рекомендованной психологом; 
5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста