Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………

Файлы: 1 файл

чистовик дипломная (1).doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

6) обсуждение различных  тем по воспитанию  детей старшего дошкольного возраста.

6) Психокоррекция

       Полная реализация программы  осуществляется в течение одного  учебного года и включает в  себя лекции, семинары, индивидуальные  консультации, тренинги для матерей (можно использовать для родителей), а также совместные детско-родительские мероприятия.        

Психокоррекционное направление  реализуется и виде индивидуальной и групповой психокоррекции.

Задачами этого  направления являются:

  • формирование новых жизненных ориентиров матери ребенка;
  • коррекция взаимоотношений в диаде мать - ребенок;
  • коррекция личностных нарушений у матери ребенка;
  • коррекция неадекватных поведенческих реакций матери как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);

 

     Задача психолога заключается  в том, чтобы помочь участнику  группы расширить существующий в  его сознании собственный образ "Я" путем интеграции полученной информации (специально спрограммированных типичных ситуаций, в которых приходится бывать участнику группы, а также личностно-философских установок, полученных частично от психолога, частично от других лиц, путем анализа примеров из жизни реальных или литературных героев и т. д.).        












     Срок реализации  программы: октябрь 2011- апрель 2012 г.

Учебно-методическое обеспечение

Условия реализации программы

а). Материально- технические условия.

  1. Наличие помещения, предназначенного для лекционных, тренинговых и релаксационных занятий, в соответствии с требованиями к естественному и искусственному освещению, к воздушно-тепловому и температурному режиму.
  2. Наличие удобных рабочих столов и стульев.
  3. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).

б). Организационные  условия.

Наполняемость групп: 8-10 человек

Количество  часов занятий: Групповых занятий: занятия; тренинги, семинары – 21.

Индивидуальные: беседы, консультации -  по запросу родителей.

Прогнозируемые  результаты.

  • Повышение компетентности в вопросах психологии развития и общения.
  • Изменение педагогической позиции у матери во взаимодействии с ребёнком.
  • Снижение уровня проявления признаков агрессивности у детей.
  • Появление детско-взрослой развивающей общности.

I. Организационно - деятельностная карта.

Содержание работы

Деятельность психолога

Деятельность матери

Действие психолога

Смысл данного действия

для психолога

Смысл данного действия для родителя (ребёнка)

Действие матери

Просвещение

Чтение лекций, проведение семинаров.

Расширить представления  о развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, индивидуальных особенностей ребёнка, повысить социально-культурный уровень знаний.

Проблематизировать  сложившиеся стереотипы родителя относительно своего ребёнка и себя как родителя.

Получение психологической  информации.

Слушание лекций, участие  в обсуждениях конкретных тем, фиксирование интересующего материала лекций, семинаров.

 Тренинги  

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместные  занятия детей и родителей

Проведение деловых  игр и упражнений с матерями  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение  игр и упражнений с родителями и детьми 

 

 

Формировать умение принять  роль другого (например, ребёнка) способность  видеть, слышать, анализировать и  прогнозировать детские проявления, испытать эмоциональное состояние, которое возникает у ребёнка или взрослого в той или иной ситуации, определять их причины и находить оптимальные пути взаимодействия, научить общаться, признавая принципы равенства. Оснащение позиции матери.

Формирование  доверительных отношений между  ребёнком и взрослым, умение взаимодействовать  с близким человеком, чувствовать  ответственность за другого, передавать и принимать на себя роль лидера. Создание условий для развития личностной зрелости матери. Изменения её позиции в реальном общении с ребёнком в психологически безопасной ситуации

Психологическая поддержка  со стороны группы, разрушение стереотипа “одиночества”.

Родитель - повышение  родительской самооценки, реализация родительской заботы, формирование умений организовывать семейный досуг.

Ребёнок - удовлетворение потребности в родительском внимании, совместной игровой деятельности со взрослыми.

Участие в деловых  играх и выполнение упражнений, обсуждение и анализ действий, эмоций и результатов (узнал, понял, почувствовал).  

 

Участие в организованной игровой деятельности

 Консультации

Индивиду-альное консульти-рование

Изучение проблемы конкретной семьи, выявление причины, возникшей ситуации, поиск путей  решения данного вопроса. Создание условий для выращивания позиции мудреца в процессе совместного поиска решения проблемы, диалога психолога и матери.

Психологическая поддержка.

Рассказ о трудных  ситуациях.


 

Программа-сопровождение  для работы, направленной на развитие у матери адекватной оценки событий, развитие позитивного жизненного настроя и создание условий для освоения матерями определённых психолого-педагогических позиций в отношении своего ребенка.

«Материнская любовь»

Тема 

Основное содержание

Форма проведения

Кол-о

часов

1

«Дети – цветы жизни»

1. «Дети в нашей  жизни» - выступление психолога.

2. Обсуждение полученных  результатов (без озвучивания  имен и фамилий).

3. «Утверждение» плана  работы.

Групповое

Лекция

1

2

«Мой ребенок –  и я его люблю и уважаю»

  1. Приветствие и знакомство. «Колобок добра»
  2. «Самопрезентация.»
  3. «Ребенок в нас»
  4. «Пойми чувства ребенка».

Притчи «Я выбираю блаженство», «Жизнь прекрасна».

Тренинг

1,5 ч.

3

«Почему матери ненавидят  своих детей»

  1. Чтение статьи «Почему матери ненавидят своих детей» и обсуждение
  2. Обсуждение причин возмо<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__


Информация о работе Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста