Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………

Файлы: 1 файл

чистовик дипломная (1).doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Авторы опросников чаще всего исходили из потребности исследовать:

1. отдельные, конкретные ситуационные копинг-стратегии;

2. стратегии, разделенные по основным сферам психической деятельности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие);

3. базисные стратегии копинг-поведения, включающие когнитивные, поведенческие и эмоциональные варианты реагирования на стресс и объединенные из отдельных ситуационно-специфических копинг-стратегий по принципу активности-пассивности совладания со стрессом;

4. отдельные ситуационно-специфические  копинг-стратегии и базисные копинг-стратегии, для чего в опросники включались шкалы, нацеленные на изучение тех и других и типов стратегий.

Л. Перлин и К. Шулер  впервые использовали метод интервью для измерения копинг-поведения взрослых испытуемых. Они выделили три копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые изменяют ситуацию; ответы, которые изменяют значение или оценку ситуации; ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений [17].

Р. Лазарус  и С. Фолькман создали опросный лист «Способы копинга», состоящий из 118 пунктов, который в последующем в различных модификациях стал одним из наиболее популярных инструментов измерения копинг-поведения. Методика определяет 8 видов ситуационно-специфических копинг-стратегии: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности.

В последующие  годы были разработаны различные  варианты опросников для изучения копинг-поведения. А. Биллингс и Р. Моос создали опросник, с помощью которого выделили три вида копинга: нацеленный на оценку; нацеленный на проблему; нацеленный на эмоции. Е. Хейм предложил методику исследования особенностей копинг-поведения, дифференцированных по основным сферам психической деятельности, в которой выделялось более 25 ситуационно-специфических копинг-стратегий. Эти стратегии были разделены на три группы: более адаптивные, менее адаптивные и имеющие неопределенное влияние на адаптацию [17].

Также была создана шкала копинг-поведения, в которой выделяются две формы копинг-поведения: характерологическую и ситуационную.

В 1990 году появился многомерный  опросник, определяющий 3 вида копинга: ориентированный на задачу; ориентированный на эмоции; ориентированный на избегание.

Дж. Амирхан  на основе факторного анализа разнообразных  конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания.

Можно выделить основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться исследователям копинг-поведения, так Т.Л. Крюкова отмечает: 

1. Проблема выделения  критериев совладающего поведения.  В связи с этим важно прояснить  соотношение понятий «совладающее  поведение» и «психологическая защита» - с одной стороны, и понятий «адаптация», «саморегуляция» и «совладающее поведение», - с другой. Критериями совладающего поведения выступают его осознанность, целенаправленность, конролируемость ситуации, адекватность ситуации и моменту времени, регуляция уровня стресса, значимость выбора стратегии поведения для психологического благополучия субъекта, социально- психологическая обусловленность и возможность обучения этому виду поведения.

2. Проблема определения  понятия «копинг-ресурс», или «ресурс совладающего поведения» личности, а также изучение различных групп этих ресурсов. Копинг-ресурс – это те средства, возможности, осознанное использование которых позволяет получить желаемый результат, т.е. справиться с трудной ситуацией. Обычно выделяют внешние (средовые) и внутренние (индивидуально-психологические) ресурсы совладающего поведения. Одна из задач практической психологии – помощь в осознании и актуализации имеющихся ресурсов совладания данным субъектом, то есть расширение доступного поля ресурсов.

3. Проблема изучения детерминант совладающего поведения, то есть личностного (диспозиционного), ситуационного (динамического) и социокультурного факторов совладающего поведения.

4. Проблема измерения совладающего поведения, или диагностика совладающего поведения. Наиболее распостраненным является субъективный отчет испытуемого о поведении в той или иной ситуации. Однако перспективным является изучение совладающего поведения комплексно, сочетая количественные и качественные методы анализа, затрагивающие не только когнитивно-поведенческую сферу, но и феноменологию переживаний субъекта[29].

        Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях (Фрайденберг, Левис) учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными [9], то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом.

Понятие "копинг" интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию  личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный  на оценку, - преодоление стресса,  включающее в себя попытку  определить значение ситуации  и ввести в действие определенные  стратегии: логический анализ, когнитивная  переоценка и др.

2. Копинг, нацеленный  на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный  на эмоции, - преодоление стресса,  включающее в себя когнитивные,  поведенческие усилия, с помощью  которых человек пытается уменьшить  эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие[31].

В третьем подходе  копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью  переживания ситуации и многими  другими факторами. Р.Лазарус и  С.Фолькман обозначили психологическое  преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

          Таким образом, копинг-поведение (совладающее поведение) понимается как совокупность гибких, динамичных поведенческих и когнитивных усилий человека, цель которых – справиться с трудными, напрягающими, превосходящими имеющиеся ресурсы ситуациями.

 

 

1.2. Анализ видов копинг-поведения в психологии

 

      Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность:

- проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий)

- эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия) [6].

       По Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспект.

        Моос и Шеффер предлагают выделять три копинг-стратегии:

 -сфокусированная на оценке (установление для себя значения ситуации);

- сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);

- сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).

       Перлин и Шулер предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии:

 - стратегия изменения способа видения проблемы,

- стратегия изменения проблемы,

- стратегия управления эмоциональным дистрессом [3].

            Моос и Шеффер и, Перлин и Шулер выделяют в стратегии «фокусировка на проблеме» действия двух типов: когнитивные («фокусировка на оценке» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («фокусировка на проблеме» и «стратегия изменения проблемы», соответственно).

        Некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание[46].

          В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе [44].           

Многие из классификаций  копинг-стратегий, возникавшие вслед  за классификацией Лазаруса и Фолкмана, составлялись в той же традиции, предлагая дихотическое разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме».

Таким образом, многие классификации  копинг-стратегий, в основном, сводятся к различению между активными, фокусированными  на проблеме усилиями справиться с внешними запросами проблемы против более интроспективных усилий переформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она лучше соответствует внешним требованиям.

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека.

Психологами Н.Я. Сирота и  В.М. Ялтонским был предложен  опросник, в котором, все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

1. Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

2. Стратегия поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может  использовать пассивные способы  избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.

Стратегия избегания  — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности [31].

Наиболее  эффективным является использование  всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Р.Лазарус выделил  три типа стратегий совладания с  угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста