Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………

Файлы: 1 файл

чистовик дипломная (1).doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ  В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ  ПСИХОЛОГИИ  …………………………………………………………….

    1. Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
    2. Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………

2.1. Анализ понятий  агрессия и агрессивность в  трудах отечественных и зарубежных исследователей………………

2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..

           3.1.      Общая характеристика экспериментальной выборки и

           методов исследования……………………………………….

    1. Анализ полученных результатов и их  

                  интерпретация

    1. Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,

направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий

у матерей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ  А …………………

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б  ………………

ПРИЛОЖЕНИЕ  В …………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г ………………………………………………

3

 

 

7

 

7

 

14

24

 

 

 

29

 

29

33

 

 

39

40

43

45

47

49

51

52


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   

    Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг-поведение), изучается с 50-60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии – Лазарус, Фолкман, Эндлер, Паркер, Шайдер, Моос, Ратер, Фрайденберг, Мадди и другие.

      В отечественной психологии копинг-поведение  изучается с конца 90-х, тогда  появились первые публикации  по проблеме совладания в России  - Л.А. Китаев-Смык, К.А. Абульханова,  В.А. Бодров. В российской психологии в настоящее время все чаще используют понятие «совладающее поведение»  - Л.И. Анцыферова.

       Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием, адаптацией и выработкой личностью эффективных стратегий преодоления ситуаций, связанных с неопределенностью, различными стрессовыми ситуациями.

       Семья оказывается средой, где растущий человек впервые попадает в неприятные для себя жизненные ситуации. В последнее время одним из таких наиболее распространенных событий оказывается ситуация проявления домашнего насилия в семье или "жестокости к детям", а также проявление агрессивности у детей.

        Всё чаще проявление равнодушия матери к ребенку, эмоциональное разрешение (крик, применение физических наказаний) личных и бытовых проблем отражается на ребенке, на появления у ребенка проявления агрессивных форм поведения.

       Актуальность  темы заключается и в том,  что проблема совладающего поведения (копинг-поведения) со сложными ситуациями малоизученна.

       Исходя  из актуальности выдвинутой проблемы, мы выбрали тему нашего исследования: «Влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности  у ребенка старшего дошкольного возраста»

       Объект: копинг-статегии как процесс совладания со стрессом.

       Предмет: копинг-стратегии матери и агрессивность.

        Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности  у ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

    1. Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
    2. Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
    3. Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.
    4. Выявить уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

5. Выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление

     агрессивности у ребенка  старшего дошкольного возраста.

    1. Разработать коррекционную программу, направленную на

     формирование у матерей копинг-стратегии поведения,

     направленную на решение задач.

         Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у матерей с продуктивным копинг-поведением, дети имеют низкий уровень агрессивности.

Методологическая основа исследования:

- положение Н.А. Сироты, В. М. Ялтонского о том, что существуют 3 группы поведенческих стратегии, которые могут носить адекватный и неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации;

- исследования Т.Л. Крюковой о критериях и видах совладающего поведения (копинг-поведения) - 
- положение Л.И.Анцыферова и В.А. Бодрова, о том, что выбранный вид стратегии поведения в преодолении стресса человеком, зависит откогнитивного и поведенческого уровня регуляции;

- положение А.А. Романова, о том, что анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий; 2) факторов, провоцирующих их появление 3) условий, при которых они закрепляются.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические:   
  • методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой);
  • методику определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма;
  • опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов).
  • методика «Несуществующее животное» (интерпретационная версия М.З. Дукаревич и П.В. Яньшина).
  1. Интерпретационно-описательные методы исследования представлены количественным и качественным анализом полученных результатов.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания о поведении матери в стрессовой ситуации и его влиянии на агрессивное поведение ребенка старшего дошкольного возраста.

Практическая  значимость данной работы состоит в том, что коррекционную программу, направленную на формирование у матери в стрессовой ситуации поведения, направленного на решение задачи, можно использовать психологами и воспитателями ДОУ для работы с родителями.

Надежность и достоверность  данных полученных в работе обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, количественным анализом эмпирического материала.

Экспериментальной базой исследования является: МБДОУ  «Детский сад «Солнышко»,  п. Шира.

Структура работы: введение, три главы, заключение, выводы, библиографический список (64 источника),   приложения.

Основное содержание работы изложено на страницах, включая     таблиц и      рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

 

    1. Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии

 

       Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году. Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития.

       Позже Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

       Как показано Лазарусом, стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами [26].

        Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определепроизвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля.

      Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными.

Проблеме  совладания со стрессом посвящено множество исследований. Среди них наиболее популярны работы, изучающие механизм действия копинг-стратегий (поведенческих стратегий), их связь с копинг-ресурсами (личностными ресурсами) и другими психологическими характеристиками. В этих работах определяются стили совладающего поведения, изучается его влияние на процессы адаптации, самочувствие людей. Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения.

Установлено, что психическое и физическое самочувствие зависит от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Использование активных совладающих поведенческих стратегий и относительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия. А к его ухудшению и нарастанию негативной симптоматики приводят избегание проблем и применение пассивных стратегий, направленных не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения [3].

В использовании  копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий.

Исследование  стратегий преодоления стресса, используемых студентами, показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации. Кроме того, было установлено, что люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.п.), которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям, а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг-стратегий.

Исследуя  половые различия в стиле преодоления  стресса, Н.Эндлер и Д.Паркер пришли к выводу, что у женщин молодого возраста стиль преодоления депрессии более эмоционален и более ориентирован на избегание. Однако и мужчины, и женщины с явно выраженной депрессивной симптоматикой более склонны к эмоциональному стилю преодоления стресса, чем люди с менее выраженной депрессией [34].

Т.А. Вилле  исследовал поведенческие копинг-стратегии, которые включают действия, способствующие или не способствующие употреблению психоактивных веществ. Поведение, направленное на избегание контактов с людьми, употребляющими наркотики, облегчает противостояние социальному давлению и уменьшает вероятность наркотизации. Поиск социальной поддержки у лиц, не употребляющих наркотики, способствует прекращению наркотизации. Поведение же, направленное на реализацию поведенческой стратегии «поиск удовольствия», поиск поддержки у наркоманов, способствует усилению наркотизации[11].

Интерес исследователей к проблеме совладания со стрессом привел к тому, что за последние 15 лет увеличилось число работ, авторы которых пытались не только изучить, но и измерить копинг-поведение, создавая для этой цели специальные анкеты.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста