Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа
Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………… 2.1. Анализ понятий
агрессия и агрессивность в
трудах отечественных и зарубеж 2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного
возраста………………………………………………………… ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ 3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования…………………………
интерпретация
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий у матерей ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ВЫВОДЫ …………………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………… ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………… ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………… |
3
7
7
14 24
29
29 33
39 40 43 45 47 49 51 52 |
ВВЕДЕНИЕ
Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг-поведение), изучается с 50-60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии – Лазарус, Фолкман, Эндлер, Паркер, Шайдер, Моос, Ратер, Фрайденберг, Мадди и другие.
В отечественной психологии
Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с функционированием, адаптацией и выработкой личностью эффективных стратегий преодоления ситуаций, связанных с неопределенностью, различными стрессовыми ситуациями.
Семья оказывается средой, где растущий человек впервые попадает в неприятные для себя жизненные ситуации. В последнее время одним из таких наиболее распространенных событий оказывается ситуация проявления домашнего насилия в семье или "жестокости к детям", а также проявление агрессивности у детей.
Всё чаще проявление равнодушия матери к ребенку, эмоциональное разрешение (крик, применение физических наказаний) личных и бытовых проблем отражается на ребенке, на появления у ребенка проявления агрессивных форм поведения.
Актуальность темы заключается и в том, что проблема совладающего поведения (копинг-поведения) со сложными ситуациями малоизученна.
Исходя
из актуальности выдвинутой
Объект: копинг-статегии как процесс совладания со стрессом.
Предмет: копинг-стратегии матери и агрессивность.
Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
5. Выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление
агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
формирование у матерей копинг-стратегии поведения,
направленную на решение задач.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у матерей с продуктивным копинг-поведением, дети имеют низкий уровень агрессивности.
Методологическая основа исследования:
- положение Н.А. Сироты, В. М. Ялтонского о том, что существуют 3 группы поведенческих стратегии, которые могут носить адекватный и неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации;
- исследования Т.Л. Крюковой о критериях
и видах совладающего поведения (копинг-поведения)
-
- положение Л.И.Анцыферова и В.А. Бодрова,
о том, что выбранный вид стратегии поведения
в преодолении стресса человеком, зависит
откогнитивного и поведенческого уровня
регуляции;
- положение А.А. Романова, о том, что анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий; 2) факторов, провоцирующих их появление 3) условий, при которых они закрепляются.
Методы исследования:
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания о поведении матери в стрессовой ситуации и его влиянии на агрессивное поведение ребенка старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что коррекционную программу, направленную на формирование у матери в стрессовой ситуации поведения, направленного на решение задачи, можно использовать психологами и воспитателями ДОУ для работы с родителями.
Надежность и достоверность данных полученных в работе обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, количественным анализом эмпирического материала.
Экспериментальной базой исследования является: МБДОУ «Детский сад «Солнышко», п. Шира.
Структура работы: введение, три главы, заключение, выводы, библиографический список (64 источника), приложения.
Основное содержание работы изложено на страницах, включая таблиц и рисунков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году. Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития.
Позже Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.
Как показано Лазарусом, стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами [26].
Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определепроизвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля.
Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными.
Проблеме
совладания со стрессом посвящено множество исследован
Установлено, что психическое и физическое самочувствие зависит от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Использование активных совладающих поведенческих стратегий и относительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия. А к его ухудшению и нарастанию негативной симптоматики приводят избегание проблем и применение пассивных стратегий, направленных не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения [3].
В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий.
Исследование стратегий преодоления стресса, используемых студентами, показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации. Кроме того, было установлено, что люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.п.), которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям, а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг-стратегий.
Исследуя половые различия в стиле преодоления стресса, Н.Эндлер и Д.Паркер пришли к выводу, что у женщин молодого возраста стиль преодоления депрессии более эмоционален и более ориентирован на избегание. Однако и мужчины, и женщины с явно выраженной депрессивной симптоматикой более склонны к эмоциональному стилю преодоления стресса, чем люди с менее выраженной депрессией [34].
Т.А. Вилле
исследовал поведенческие копинг-стратегии
Интерес исследователей к проблеме совладания со стрессом привел к тому, что за последние 15 лет увеличилось число работ, авторы которых пытались не только изучить, но и измерить копинг-поведение, создавая для этой цели специальные анкеты.