Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа
Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………
Другие детали
Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.
Название животного
Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.
Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.
Словообразования с
книжно-научным, латинским окончанием
- рептилиус - выражает стремление подчеркнуть
уровень своего развития, эрудиции.
Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания,
слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.
Иронично-юмористичные -
пузыроид, пельмеш - выражает такое
же иронично-снисходительное
Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус
- возможно, обозначают инфантильность.
Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию,
что, возможно, имеет защитный характер
как способ ухода от действительности.
Теперь, когда вы проанализировали
все детали, выпишите их все, рассмотрите
полученные результаты и сведите
их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как
я уже говорила, невозможно составить
с помощью одного теста, но именно рисуночная
методика, насколько показывает мой опыт,
выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.
Попробуйте проверить своего ребенка,
пусть это будет для него игрой, подключите
знакомых и близких, только предупредите,
что умение рисовать в этом деле не имеет
никакого значения и все тестируемые могут
вволю пофантазировать.
При интерпретации результатов след
Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного - это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни).
В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Как и общая агрессивность, она может скрываться при изображении просто несуществующего животного, проявляясь лишь в рисунке злого и страшного животного. Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляется отношение к возможной агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображен панцирь, чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространено изображение игл, как у дикобраза, или колючек. Примером может служить животное под названием дракон (рис. ниже). У него две руки, шесть ног, на теле - колючки, "чтоб его никто не кусал", и многочисленные укусы, изображенные в виде кругов с точкой в центре.
Невротическая агрессия, как и защитная, представляет собой ответную реакцию на неблагоприятную внешнюю ситуацию. Однако это значительно более обобщенная реакция, чем защитная агрессия: она направлена не непосредственно на источник потенциальной угрозы, а на все окружение. В таких случаях говорят, что человек из-за своих неудач зол на весь мир. Признаком невротической агрессии в тесте "Несуществующее животное" служит сочетание невротических и агрессивных проявлений. При этом очень распространен случай, когда в исходном варианте теста (просто несуществующее животное) присутствует только невротическая симптоматика, а агрессия проявляется в рисунке злого и страшного животного (рис. ниже).
Штриховка с сильным нажимом говорит о высокой тревожности и эмоциональной напряженности. Особая тщательность штриховки позволяет предположить, что Валера отличается также высоким уровнем ригидности. Тщательно подчеркнутый контур - свидетельство высокого уровня контроля. Показателем хорошего контроля принято считать также изображение длинной шеи.
Следовательно, невротическая симптоматика не должна быть особенно заметна в поведении мальчика, так как на уровне внешних проявлений она тормозится благодаря повышенному самоконтролю.
Грубое искажение формы глаз (в данном случае - превращение их в агрессивные острия) - один из показателей невротизации. Невротизация проявилась также в резком изменении стиля описания. Если описание просто несуществующего животного сделано вполне литературно, развернутыми фразами, то при описании злого и страшного животного используются рубленые, предельно упрощенные фразы; нарушается согласование, появляются грубые ошибки внимания ("питанием это чудовища являются...").
Рассмотрим полученные
результаты проведенного
3.3 Анализ полученных результатов и их интерпретация
Рассмотрим результаты по данным методикам.
Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Методика применялась в стандартном варианте. Родителям-мамам была предложена анкета из 48 утверждений-реакций в стрессовых ситуациях.
В анкетировании приняли 50 мам, в возрасте 22-45 лет. Были получены следующие результаты.
Таблица 2
Преобладающая реакция матерей в стрессовых ситуациях
(по методике «Копинг-
адаптированный вариант Т.А. Крюковой)
Кол-о |
% | |
На решение |
32 |
64 |
На эмоции |
8 |
16 |
На избегание |
10 |
20 |
Из полученных результатов нами было отмечено, что наибольшее число матерей – 64% в стрессовых ситуациях стараются не действовать на эмоциях, не стараются избегать каких-либо сложностей, трудностей, а адекватно ситуации решить возникшие проблемы, при этом большинство не выплескивают отрицательные эмоции на детей. Протокол обследования смотри в приложении А.
Результаты по «Методике определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма.
Данная методика была проведена также с матерями детей старшего дошкольного возраста и была предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Были получены следующие результаты, которые мы оформили в виде таблицы 3.
Таблица 3
Показатели индивидуальных копинг-стратегий у матерей
(по методике «Определение
индивидуальных копинг-
Копинг-стратегии |
Кол-во |
% | |
когнитивные |
непродуктивные |
3 |
6 |
продуктивные |
1 |
2 | |
относительные |
46 |
92 | |
поведенческие |
непродуктивные |
6 |
12 |
продуктивные |
4 |
8 | |
относительные |
40 |
80 | |
эмоциональные |
непродуктивные |
4 |
8 |
продуктивные |
19 |
38 | |
относительные |
27 |
54 |
По значениям сырых тестовых баллов хорошо видна склонность к большему использованию относительных копинг-стратегий у матерей. Необходимо отметить, что согласно методике определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, каждый вид копинг-стратегии может классифицироваться как продуктивный, относительно продуктивный и непродуктивный. Соответственно данные в таблице 3 показывают большой процент количества относительных копинг-стратегий от 54% - 92% в когнитивной, в эмоциональной, поведенческой группе.
Среди вариантов эмоционального копинга у матерей отмечено преобладание адаптивных форм (продуктивных и относительных) – 92%: при столкновении с трудностями большинство используют «Оптимизм»- 38%, «Эмоциональная разрядка» - 8%, реже встречалось неадаптивное копинг-поведение – 8%: «Пассивная кооперация» - 14%, «Самообвинение» - 2%(1 чел.), «Покорность» - 2%. Следует обратить внимание на показатель «Агрессивность» - у троих матерей – 6%. Из разговора с женщинами: «они становятся «злыми», порой вымещая на ребенке свою агрессию вербальную и физическую (подзатыльники, шлепки).
Адаптивные формы когнитивных стратегий -2%, реже неадаптивные — 6% и относительно адаптивные — 92%. Из адаптивных и относительно адаптивных форм чаще встречались: «Дессимиляция» - 24%, «Сохранение самообладания» - 16%, «Относительность» - 14%, «Игнорирование» - 14, «Обоснование смысла» - 10%. Такие формы когнитивных копинг-стратегий считаются успешными в преодолении трудностей, направлены на анализ возникших проблем и путей выхода из них, на повышение самоконтроля и самооценки, усиливающих уверенность в возможности совладания с ситуацией угрозы, психологическое благополучие индивида. Из неадаптивных форм у матерей: «Смирение» - 4%, «Растерянность» - 2%.
У 8% матерей среди поведенческих стратегий чаще всего использовались адаптивная форма «Сотрудничество» - 8%. Эта копинг-стратегия относится к способствующим успешной адаптации и выражается в активном поведении личности по разрешению сложных ситуаций. Многие матери старались забыть о своих неприятностях, погружаясь в любимое дело, исполняя свои заветные желания. Почти с такой же частотой матерями выбиралось неадаптивное поведение - 12%. А именно «Активное избегание» - 10% и «Отступление» - 2%, предполагающее отказ от решения проблем. Двое из матерей иногда «решают свои проблемы» с помощью алкоголя, лекарственных средств. Большинство матерей выбирали относительно адаптивные типы копинг-поведения – 40%, адаптивность которых зависит от значимости ситуации, «Компенсацию» - 18%, «Альтруизм» - 28%, «Отвлечение» - 24%, «Конструктивную активность» и «Активное избегание» по 10%. то есть поведение, отражающее стремление к временному отходу от решения проблем. При временных и незначимых трудностях такое поведение может считаться адаптивным, помогая успешно преодолевать трудности, но при длительных и значимых стрессовых воздействиях оно может расцениваться как дезадаптивное, способствующее поддержанию эмоционального напряжения, связанного с этими воздействиями. Чаще женщины – матери, стараются забыть о своих неприятностях, погружаясь в любимое дело, исполняя свои заветные желания.
Результаты опросника «Ребенок глазами взрослого» Романова А.А мы оформили в таблицу. Данную анкету-опросник заполняли родители совместно с воспитателями в индивидуальных беседах.
Таблица 4
Проявление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
(по методике «Опросник
глазами взрослого А.А.
Уровень проявления агрессивности |
Дети матерей с копингом, направленным на решение задачи (32 чел) |
Дети матерей с копингом, направленным на эмоции (8 чел) |
Дети матерей с копингом, направленным на избегание (10) | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
низкий (от 0 до 67б) |
32 |
64% |
2 |
4% |
9 |
18% |
средний (от 67до 134 б) |
- |
- |
6 |
12% |
1 |
2% |
высокий (от 134 до 201 б) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
очень высокий (от 201-268 б) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Из полученных результатов можно заметить, что у большинства детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет – у 86% - низкий уровень, что вероятнее всего, что у отдельного ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Лишь у 14% - средний уровень. У данных детей есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Рассмотрим
результаты методики «
Рассмотрим, у Арины, 5л. 8 мес.
Рисунок расположен ближе к низу листа, что может говорить о низкой самооценки, неуверенности в себе, нерешительности. Голова животного повернута вправо, что говорит некой активности, порой проявления упрямства. Глаза у животного четко прорисованы, даже обведены другим цветом, что может говорить о наличии тревожности – страха у ребенка. Зубы у животного прорисованы и открыты, также показан язык. Следует отметить сильный нажим при рисовании, подтверждает наличие тревожности либо эмоциональной напряженности. Арина прорисовала также подобие прически, либо наличие шерсти, что говорит о ранимости, чувствительности девочки. В рисунке в целом следует отметить наличие острых выступов, темные цвета.