Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………

Файлы: 1 файл

чистовик дипломная (1).doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Другие  детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком  психопатологии или просто проявлением  особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название  животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот  и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с  книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть  уровень своего развития, эрудиции. 
Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое  же иронично-снисходительное отношение  и к действительности.  
Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность. 
Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите  полученные результаты и сведите  их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.  
Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.       

При интерпретации результатов следует обратить внимание также на качественный анализ оценки выполнения методики.

     Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного - это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни).   

     В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Как и общая агрессивность, она может скрываться при изображении просто несуществующего животного, проявляясь лишь в рисунке злого и страшного животного.   Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляется отношение к возможной агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображен панцирь, чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространено изображение игл, как у дикобраза, или колючек. Примером может служить животное под названием дракон (рис. ниже). У него две руки, шесть ног, на теле - колючки, "чтоб его никто не кусал", и многочисленные укусы, изображенные в виде кругов с точкой в центре.

         Невротическая агрессия, как и защитная, представляет собой ответную реакцию на неблагоприятную внешнюю ситуацию. Однако это значительно более обобщенная реакция, чем защитная агрессия: она направлена не непосредственно на источник потенциальной угрозы, а на все окружение. В таких случаях говорят, что человек из-за своих неудач зол на весь мир. Признаком невротической агрессии в тесте "Несуществующее животное" служит сочетание невротических и агрессивных проявлений. При этом очень распространен случай, когда в исходном варианте теста (просто несуществующее животное) присутствует только невротическая симптоматика, а агрессия проявляется в рисунке злого и страшного животного (рис. ниже).         

Штриховка с сильным  нажимом говорит о высокой  тревожности и эмоциональной  напряженности. Особая тщательность штриховки  позволяет предположить, что Валера отличается также высоким уровнем ригидности. Тщательно подчеркнутый контур - свидетельство высокого уровня контроля. Показателем хорошего контроля принято считать также изображение длинной шеи.

       Следовательно, невротическая симптоматика не должна быть особенно заметна в поведении мальчика, так как на уровне внешних проявлений она тормозится благодаря повышенному самоконтролю.

         Грубое искажение формы глаз (в данном случае - превращение их в агрессивные острия) - один из показателей невротизации. Невротизация проявилась также в резком изменении стиля описания. Если описание просто несуществующего животного сделано вполне литературно, развернутыми фразами, то при описании злого и страшного животного используются рубленые, предельно упрощенные фразы; нарушается согласование, появляются грубые ошибки внимания ("питанием это чудовища являются...").

   Рассмотрим полученные  результаты проведенного обследования  в следующем параграфе.

 

3.3 Анализ полученных результатов и их интерпретация

 

 

     Рассмотрим результаты по данным методикам.

Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Методика применялась в стандартном варианте. Родителям-мамам была предложена анкета из 48 утверждений-реакций в стрессовых ситуациях.

В анкетировании приняли 50 мам, в возрасте 22-45 лет. Были получены следующие  результаты.

Таблица 2

Преобладающая реакция  матерей в стрессовых ситуациях

(по методике «Копинг-поведение  в стрессовых ситуациях» 

адаптированный вариант  Т.А. Крюковой)

 

Кол-о

%

На решение

32

64

На эмоции

8

16

На избегание

10

20


 

      Из полученных результатов нами было отмечено, что наибольшее число матерей – 64% в стрессовых ситуациях стараются не действовать на эмоциях,  не стараются избегать каких-либо сложностей, трудностей, а адекватно ситуации решить возникшие проблемы, при этом большинство не выплескивают отрицательные эмоции на детей. Протокол обследования смотри в приложении А.

       Результаты  по «Методике определения индивидуальных копинг-стратегий» Э. Хайма.

      Данная  методика была проведена также с матерями детей старшего дошкольного возраста и была предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Были получены следующие результаты, которые мы оформили  в виде таблицы 3.

Таблица 3

Показатели индивидуальных копинг-стратегий у матерей

(по методике «Определение  индивидуальных копинг-стратегий»  Э.Хайма)

Копинг-стратегии

Кол-во

%

когнитивные

непродуктивные

3

6

продуктивные

1

2

относительные

46

92

поведенческие

непродуктивные

6

12

продуктивные

4

8

относительные

40

80

эмоциональные

непродуктивные

4

8

продуктивные

19

38

относительные

27

54


     

      По значениям сырых тестовых баллов хорошо видна склонность к большему использованию относительных копинг-стратегий у матерей. Необходимо отметить, что согласно методике определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, каждый вид копинг-стратегии может классифицироваться как продуктивный, относительно продуктивный и непродуктивный. Соответственно данные в таблице 3 показывают большой процент количества относительных копинг-стратегий от 54% - 92% в когнитивной, в эмоциональной, поведенческой группе.

Среди вариантов эмоционального копинга у матерей отмечено преобладание адаптивных форм (продуктивных и относительных) – 92%: при столкновении с трудностями большинство используют «Оптимизм»- 38%, «Эмоциональная разрядка» - 8%, реже встречалось неадаптивное копинг-поведение – 8%: «Пассивная кооперация» - 14%, «Самообвинение» - 2%(1 чел.), «Покорность» - 2%. Следует обратить внимание на показатель «Агрессивность» - у троих матерей – 6%. Из разговора с женщинами: «они становятся «злыми», порой вымещая на ребенке свою агрессию вербальную и физическую (подзатыльники, шлепки). 

Адаптивные формы когнитивных стратегий -2%, реже неадаптивные — 6% и относительно адаптивные — 92%. Из адаптивных и относительно адаптивных форм чаще встречались: «Дессимиляция» - 24%, «Сохранение самообладания» - 16%, «Относительность» - 14%, «Игнорирование» - 14, «Обоснование смысла» - 10%. Такие формы когнитивных копинг-стратегий считаются успешными в преодолении трудностей, направлены на анализ возникших проблем и путей выхода из них, на повышение самоконтроля и самооценки, усиливающих уверенность в возможности совладания с ситуацией угрозы, психологическое благополучие индивида. Из неадаптивных форм у матерей: «Смирение» - 4%, «Растерянность» - 2%.

У 8% матерей среди поведенческих стратегий чаще всего использовались адаптивная форма «Сотрудничество» - 8%. Эта копинг-стратегия относится к способствующим успешной адаптации и выражается в активном поведении личности по разрешению сложных ситуаций. Многие матери старались забыть о своих неприятностях, погружаясь в любимое дело, исполняя свои заветные желания. Почти с такой же частотой матерями выбиралось неадаптивное поведение - 12%. А именно «Активное избегание» - 10% и «Отступление» - 2%, предполагающее отказ от решения проблем. Двое из матерей иногда «решают свои проблемы» с помощью алкоголя, лекарственных средств. Большинство матерей выбирали относительно адаптивные типы копинг-поведения – 40%, адаптивность которых зависит от значимости ситуации, «Компенсацию» - 18%, «Альтруизм» - 28%, «Отвлечение» - 24%, «Конструктивную активность» и «Активное избегание» по 10%. то есть поведение, отражающее стремление к временному отходу от решения проблем. При временных и незначимых трудностях такое поведение может считаться адаптивным, помогая успешно преодолевать трудности, но при длительных и значимых стрессовых воздействиях оно может расцениваться как дезадаптивное, способствующее поддержанию эмоционального напряжения, связанного с этими воздействиями. Чаще женщины – матери, стараются забыть о своих неприятностях, погружаясь в любимое дело, исполняя свои заветные желания.

      Результаты опросника «Ребенок глазами взрослого» Романова А.А мы оформили в таблицу. Данную анкету-опросник заполняли родители совместно с воспитателями в индивидуальных беседах.

Таблица 4

Проявление агрессивности  у детей старшего дошкольного  возраста

(по методике «Опросник  глазами взрослого А.А. Романова)

Уровень проявления агрессивности

Дети матерей с копингом, направленным на решение задачи (32 чел)

Дети матерей с копингом, направленным на эмоции (8 чел)

Дети матерей с копингом, направленным на избегание (10)

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

низкий

(от 0 до 67б)

32

64%

2

4%

9

18%

средний

(от 67до 134 б)

-

-

6

12%

1

2%

высокий

(от 134 до 201 б)

-

-

-

-

-

-

очень высокий

(от 201-268 б)

-

-

-

-

-

-


 

       Из  полученных результатов можно  заметить, что у большинства детей  старшего дошкольного возраста - 5-6 лет – у 86% - низкий уровень, что вероятнее всего, что у отдельного ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

 Лишь у 14% - средний уровень. У данных детей есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

      Рассмотрим  результаты методики «Несуществующее  животное». Экспериментальным группе дошкольников – 5-6 лет было предложено задание нарисовать «несуществующее животное». Анализ рисунков показал, что у большинства ярких проявлений агрессивности нет. Лишь у 8 детей отмечаются различные признаки проявления.

    Рассмотрим, у Арины, 5л. 8 мес. 

       Рисунок расположен ближе к низу листа, что может говорить о низкой самооценки, неуверенности в себе, нерешительности. Голова животного повернута вправо, что говорит некой активности, порой проявления упрямства. Глаза у животного четко прорисованы, даже обведены другим цветом, что может говорить о наличии тревожности – страха у ребенка. Зубы у животного прорисованы и открыты, также показан язык. Следует отметить сильный нажим при рисовании, подтверждает наличие тревожности либо эмоциональной напряженности. Арина прорисовала также подобие прически, либо наличие шерсти, что говорит о ранимости, чувствительности девочки. В рисунке в целом следует отметить наличие острых выступов, темные цвета.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста