Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:19, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить и выявить влияние копинг-стратегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические подходы к изучению понятия копинг-поведения в психологии.
Изучить проблему агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Выявить доминирующее поведение, копинг-стратегию матери.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ …………………………………………………………….
Теоретические подходы в исследовании копинг-поведения в психологии ………………………………………………………
Анализ видов копинг-поведения в психологии …………….
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………
2.1. Анализ понятий агрессия и агрессивность в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………
2.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОПИНГ-СТРЕТЕГИЙ МАТЕРИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………..
3.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования……………………………………….
Анализ полученных результатов и их
интерпретация
Коррекционно-развивающаяпрограмма-сопровождение,
направленная на формирование продуктивных копинг-стратегий
у матерей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………

Файлы: 1 файл

чистовик дипломная (1).doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

По мнению С.Фолькман и Р.Лазаруса, копинг выполняет две  основные функции:

- регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);

- управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции  осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение  зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами.

Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения [34].

Выделяются  два вида когнитивной активности — первичная и вторичная оценка.

Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или  ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями.

Вторичная оценка дополняет первичную. Она определяет, какими методами можно повлиять на негативное событие и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в данной ситуации.

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс  разрешения социальных проблем или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения — стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности[42].

Авторы выделили пять компонентов копинг-процесса.

1. Ориентация  в проблеме, подключение когнитивного  и мотивационного компонентов  для общего ознакомления.

2. Определение  и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.

3. Генерация  альтернатив, разработка многочисленных  возможных вариантов решения  проблемы.

4. Выбор оптимального  варианта решения проблемы.

5. Выполнение  решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности.

Интересной  на наш взгляд представляется расширенная  классификация копинга, которую  предложили американский исследователь  Кавер и его сотрудники [53]. По их мнению, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копинг-стратегиям авторы отнесли следующие:

  1. "активный копинг" - активные действия по устранению источника стресса;
  2. "планирование" - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;
  3. "поиск активной общественной поддержки" - поиск помощи, совета у своего социального окружения;
  4. "положительное истолкование и рост" - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;
  5. "принятие" - признание реальности ситуации [4].

Отдельно Кавер выделяет такие копинг-стратегии как "обращение  к религии", "использование  алкоголя и наркотиков", а также "юмор.

Копинг представляет собой многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях [44].

Вопрос о  динамики копинга напрямую связан с  проблемой прогноза того или иного  поведения человека в стрессовой ситуации.

Социальный контекст копинга, а именно специфика и особенности события, с которыми взаимодействует человек в процессе преодоления, способны влиять на процесс совладания. Значение ситуационных детерминант подчеркивается в ряде работ [3, 17, 30 и др.].

Так, например, С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что "…ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка" [45, С.20]. Х Хекхаузен пишет о том, что "особенности ситуации … в большей степени детерминируют поведение, чем диспозиции субъекта" [44].

Л.И. Анцыферова указывает на то, что поведение  во многом детерминировано не объективно заданной ситуацией, а ее субъективной оценкой и восприятием, однако нельзя недоучитывать и объективные  показатели ситуации, которые отражаются в субъективной репрезентации индивида [3].

Зарубежные  исследователи Сингер и Девидсон отмечают, что люди по-разному интерпретируют стрессовую ситуацию. Они могут оценивать  ее как угрозу или как требование. Стрессовые последствия, по мнению ученых, возможны только в том случае, если событие воспринимается индивидом как угроза, если же событие воспринимается как требование, то это вызовет другой способ ответа на него. По их мнению, оценка того или иного стрессового события зависит от оценки личности своих ресурсов совладания со стрессором, которые могут быть основаны на индивидуальном опыте, знаниях или практики или же на самооценке, восприятии собственной компетентности и др. На сегодняшний день, как указывают Сингер и Девидсон, вопрос остается открытым по поводу того, какие характеристики среды или личности могут оказывать наибольшее влияние на процесс преодоления [16].

От того, как  у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Л.И. Анцыферовой, зависят стратегии, которые будет  использовать человек при разрешении трудной ситуации. Результат когнитивного оценивания – вывод человека о том, сможет ли он разрешить данную ситуацию или нет, сможет ли он контролировать ход развития событий или ситуация неподконтрольна ему. По словам Л. И. Анцыферовой, если субъект расценивает ситуацию как подконтрольную, то он склонен применять для ее разрешения конструктивные копинг – стратегии [3].

Следует отметить, что различные стрессовые ситуации, неопределенность события для человека может являться следствием как объективно заданных параметров ситуации (ее изменчивость и высокая динамика), так и его субъективной интерпретации, которая связана с личностными особенностями человека, отсутствием опыта или навыков в решении данного типа жизненных событий. На сегодняшний день исследования копинга только начинают развиваться в различных прикладных аспектах психологической науки. Однако уже сейчас ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления ситуаций человеком в условиях неопределенных социальных условий жизни.

       По мнению ведущего специалиста в области изучения «способов совладания» Р. Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования.

        Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

         Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего [42].

       К. Матени и другие исследователи высказали предположение, что преодоление стресса можно рассматривать с позиций оперативных и превентивных воздействий на стрессовую ситуацию и реакции человека на нее. Оперативное преодоление стресса предусматривает попытку ликвидации или снижения реакции на воздействующий стрессор; превентивное преодоление заключается в предотвращении влияния стрессора либо за счет изменения когнитивной оценки при восприятии требований ситуации, либо посредством повышения сопротивляемости, устойчивости к воздействию стресса[45].

          Авторы считают, что превентивное преодоление включает такие способы, как:

1)  избегание стрессоров путем регулирования условий жизни и деятельности;

2)  оптимизация уровня требований ситуации к человеку;

3)  изменение поведения, вызывающего стресс;

4)  развитие личных ресурсов для преодоления стресса.

         В оперативном преодолении стресса они выделили следующие классы поведения:

1)  контроль за воздействующими стрессорами и признаками стресса – оценка ситуации и выбор адекватной индивидуально предпочтительной стратегии поведения;

2)  «наступление» на стрессоры – определение возможности прямого устранения стрессоров (решение проблемы, поиск недостающей информации и т.д.);

3)  Организация ресурсов – мобилизация эффективных усилий по преодолению стресса;

4)  Переносимость воздействия стрессоров – повышение устойчивости к ним путем когнитивной переоценки их воспринимаемой значимости, волевых усилий и т.д.;

5)  Понижение возбуждения – уменьшение психической напряженности за счет применения методов коррекции состояния [31].

         Г.Вебер  считает, что основной репертуар стратегий психологического преодоления стресса содержит следующие формы: 

 а)  реальное (когнитивное или поведенческое) решение проблемы; 

 б)  поиск социальной поддержки; 

 в)  переоценка ситуации в свою пользу; 

 г)  защита и отвержение проблемы; 

 д)  уклонение и избегание; 

 е)  сострадание к самому себе; 

 ж)  понижение самооценки; 

 з)  эмоциональная экспрессия[26].

           Классификация видов стратегий преодоления стресса («совладания»), разработанная Л.И.Анцыферовой, построена с учетом особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и рабочих ситуаций. Ею выделены преобразующие стратегии, приемы приспособления к трудным ситуациям, вспомогательные приемы самосохранения, «метастратегические техники» жизни, приемы совершенствования нравственного начала личности.

        Автор отмечает, что «совладание – это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом… не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» [3]. Нужно и можно учить борьбе с жизненными трудностями, но какими приемами следует пользоваться, решает сам субъект, исходя из своих индивидуально-психологических особенностей, жизненного опыта, значимости событий и других факторов.

     На основании анализа литературы по стратегиям совладающего поведения и результатов собственных исследований В.А.Бодрова предлагается классификация некоторых наиболее типичных стратегий поведения и когнитивно-эмоциональных действий по преодолению трудных жизненных ситуаций (см. табл.1).

Таблица 1

Классификация стратегий преодоления стресса

Тип стратегий

Превентивное преодоление

Оперативное преодоление

I.  Преобразующие

1) «антиципирующие»

2)перестройка  когнитивной структуры

3) коррекция  своих ожиданий

4) решение проблемы

5) «рационализация»

6) «компенсация»

7) практические  действия и вербальные формы  реагирования

8) «идущее вниз  сравнение»

9) «идущее вверх  сравнение»

II.  Приспособление к трудным ситуациям

10) идентификация личности  с более удачливыми людьми

11) снижение  психической напряженности

12) «проекция»

13) «оппозиция»

14) «замещение»

15) изменение  своего отношения к ситуации

16) изменение  личностных свойств

17) установление  социальных взаимосвязей

 

III.  Контроль за стрессом

Продолжение таблицы 1

18) поиск необходимой  информации

19) знание ощущений при стрессе, особенностей его проявления

20) знание: на  чем фокусировать контроль

IV.  «Самораскрытие» и «катарсис»

 

21) «катарсис»

22) «самораскрытие»

23) стимуляция  адекватного поведения в стрессовых  условиях

V. Избегание трудных ситуаций

24) «фокусирование на эмоциях»

 

25) «конструктивное  отвлечение внимания»

26) «подавление»  и «отрицание»

27) «интеллектуализация»

28) «пассивный  протест»

VI.  «Самопоражающие» стратегии

29) курение, прием наркотиков  и алкоголя, самолечение

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния копинг-стретегий матери на проявление агрессивности у ребенка старшего дошкольного возраста