Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими академическими достижениями.
Задачи дипломного исследования:
1.Проанализировать содержание понятия «академическая успешность».
2.Выявить детерминанты, влияющие на академическую успешность учащихся.
3.Описать социально-психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического профиля старшеклассника с высокой академической успешностью ……………………………………………………………………………………………..7
1.1. Содержание понятия «академическая успешность» ………………………..........7
1.2. Детерминанты «академической успешности»……………………………………15
1.3. Социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности ………………………………………..…………………...27
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью………………………40
2.1.Общая характеристика организации эмпирического этапа исследования и психодиагностических методик………………………………………………………...40
2.2.Интерпретация и анализ результатов эмпирического исследования……………50
Заключение……………………………………………………………………...............68
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ТАТЬЯНЫ КУЛТЫГИНОЙ.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет психологии

Кафедра психологии

 

 

Социально-психологический профиль старшеклассника

с высокой академической успешностью

 

Дипломная работа по дисциплине:

Теория развития и психология личности

 

Выполнила студентка  400 группы

        

Култыгина Татьяна Владимировна   _________________

                                                          (подпись, дата)

 Направление  подготовки: 050400.62  Психолого-педагогическое  образование

                            

Профиль:  Психология образования

Форма обучения:  очная

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель

каф. псих. М.Г.Сухорукова

  ______________

                                                                                      

         (подпись)

___________________

 

           (оценка)

«____» ______________ 20_____г.

Куйбышев 2015

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3                                                                                                                            

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического профиля старшеклассника с высокой академической успешностью                                                                                                              ……………………………………………………………………………………………..7

1.1. Содержание понятия  «академическая успешность» ………………………..........7

1.2. Детерминанты  «академической успешности»……………………………………15

1.3. Социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности ………………………………………..…………………...27

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью………………………40

2.1.Общая характеристика  организации эмпирического этапа  исследования и психодиагностических  методик………………………………………………………...40

2.2.Интерпретация  и анализ  результатов эмпирического исследования……………50

Заключение……………………………………………………………………...............68

Список использованных источников……………………………………..................73

Приложение……………………………………………………………………………79

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Формирование конкурентно способной личности является одной из важнейших педагогических задач во всем мире; не составляет исключения в этом плане и современная Россия. Личность, ориентированная на достижение и при этом способная нести ответственность за качество выполняемой деятельности, - это социально задаваемый образец адаптивной личности, на который ориентирована  российская педагогическая практика. Высокие учебные достижения, или «академическая успешность», ученика или студента могут быть интерпретированы как первый индикатор  адекватного формирования социально востребованного типа личности.

Различные исследования детерминации академической успешности школьника ориентированы в значительной степени на изучение педагогических факторов, а также индивидуальных детерминант зачастую когнитивного  и мотивационного плана.

Какие же социально-психологические особенности характеризуют успешного школьника? Данный вопрос, к сожалению, до сих пор остается вне исследовательского интереса современных психологов. А ведь сегодняшняя школа должна ориентироваться на формирование не только когнитивной, знаниевой стороны взрослеющего человека, но и активно способствовать развитию таковых его качеств и способностей, которые позволят стать полноценным членом современного общества, способным осуществлять эффективное социальное взаимодействие и занять достойное место в системе социальных отношений.

Обращение же нашего исследовательского интереса к личности учащегося именно старших классов обусловлено тем фактом, что данный возрастной период весьма важен в становлении социально-психологической культуры, а также выступает ответственным этапом подготовки к переходу на новую ступень – получение профессионального образования.

 

 

 

Объект нашей дипломной работы - «академическая успешность».

Предмет исследования – социально-психологические  особенности старшего школьника с высоким уровнем академической успешности.

Цель дипломного исследования – выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими  академическими достижениями.

Задачи дипломного исследования:

1.Проанализировать содержание  понятия «академическая успешность».

2.Выявить детерминанты, влияющие  на академическую успешность  учащихся.

3.Описать социально-психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью.

4.Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление социально-психологических характеристик  старшеклассника с высоким уровнем академической успешности.

5.Обобщить результаты  теоретического и эмпирического этапов исследования и сделать выводы.

Гипотеза исследования: в качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в сфере учебы  сверстниками отличается более высоким уровнем развития социального интеллекта и коммуникативных способностей, большей уверенностью и независимостью в межличностных отношениях, преобладанием конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Теоретико-методологические основания дипломной работы:

В отечественной философии и психологии непосредственно вопросами успешности личности занимались В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов, С. В. Ковалев, М. Е. Литвак, В. Н. Панкратов и др. Среди зарубежных учёных, исследующих успешность в «практическом плане», следует отметить Р. Ассаджиоли, М. Аткинсона, Р. Бэндлер,Дж. Грехем, У. Джемса, Д. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностические методы и методики, методы математической статистики.

Эмпирическая база. Дипломное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 и № 10 города Куйбышева.  В исследовании приняло участие 52 старшеклассника, обучающихся в 10-11 классах.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что нами самостоятельно уточнены критерии академической успешности, раскрыто содержание понятия «социально-психологический профиль», структурирован теоретический материал о социально-психологических особенностях личности.

Практическая значимость дипломной работы. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы для планирования и реализации развивающих психологических программ  со старшеклассниками в аспекте уровня их академической успешности. Подобная психологическая помощь, ориентированная на развитие социально-психологических ресурсов старшеклассников, является актуальной, поскольку будет способствовать повышению не только уровня академической успеваемости, но и в целом – уровня жизненной успешности личности в рамках школьного пространства и в дальнейшем за его пределами.

Выводы, полученные нами в ходе эмпирического исследования, могут быть востребованы практическими психологами, классными руководителями, учителями-предметниками и другими специалистами в общеобразовательных типах учебных учреждений, в лицеях и гимназиях, а также в профильных школах.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обозначена актуальность темы, определены объект и предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, выдвинута гипотеза исследования, описаны теоретико-методологические основания  дипломной работы, определены методы исследования, теоретическая и практическая значимость, представлена структура работы.

В первой главе представлено теоретическое обоснование специфики социально-психологического профиля старшеклассника с высоким уровнем академической успешности: раскрыто содержание понятия «академическая успешность»; определены факторы, детерминирующие академическую успеваемость школьников; выявлены социально-психологические особенности старшеклассников в аспекте уровня их академической успешности.

Во второй главе представлен план эмпирического исследования, раскрыто содержание психодиагностических методик, проинтерпретированы диагностические результаты, сделаны выводы относительно специфики социально-психологического профиля старшеклассников с высоким уровнем академической успешности.

В заключении сделаны общие выводы по дипломной работе.

Список литературы содержит 70 источников.

В приложении представлены психодиагностические данные проведенного эмпирического исследования.

Апробация и внедрение. Результаты дипломного исследования представлены в форме доклада 16 апреля 2015 года на ХХ научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири». В сборнике материалов по итогам конференции нами опубликована статья по теме дипломной работы «Социально – психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью».  Материалы для публикации по теме дипломной работы «Психологический профиль хорошо успевающего старшеклассника»  представлены нами на XVIII Региональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве» (22-23 апреля 2015 года, г.Омск). Статья будет опубликована во втором сборнике по итогам конференции в октябре 2015 года.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКА С ВЫСОКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ

 

1.1. Содержание понятия «академическая успешность»

 

Тема успешности, в той или иной степени, присутствует во многих исследованиях, касающихся проблемы личности. В отечественной философии и психологии непосредственно вопросами успешности личности занимались В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов, С. В. Ковалев, М. Е. Литвак, В. Н. Панкратов и др. Среди зарубежных учёных, исследующих успешность в «практическом плане», следует отметить Р. Ассаджиоли, М. Аткинсона, Р. Бэндлер,Дж. Грехем, У. Джемса, Д. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Философские и психологические исследования, прямо или косвенно затрагивающие тему успешности, пересекаются с такими категориями как активность, воля, деятельность личности. С точки зрения деятельностного подхода, успех — это максимальное совпадение цели и результата. Личностный поход в оценке успешности предполагает учитывать удовлетворённость личности процессом и результатами деятельности. Исследования показывают, что притязания, достижения и удовлетворенность человека достигнутыми результатами имеют четкое соотношение, зависящее от его индивидуальных особенностей. Таким образом, философское и психологическое обоснование феномена «успешность» имеет прямое отношение к проблеме самоидентификации личности, её самооценке.

Большинство педагогов-исследователей рассматривают успешность учебной деятельности обучающихся как характеристику темпов, напряжённости, индивидуального стиля работы, степени прилежания и усилий, прилагаемых ими для достижения учебных целей.

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам успешности учебной деятельности школьников и студентов (Э.А.Голубева, В. А. Аверин, Н. И. Мешков, А. А. Реан,С. Д. Смирнов, В. А. Якунин и др.), наблюдается явный дефицит исследований, направленных на содержательный анализ самого понятия «академическая успешность».

М. Р. Шабалина полагает, что в педагогической литературе и практике, как правило, происходит  подмена понятия «успешность» понятием «успеваемость», что, по сути, стимулирует стремление обучающихся добиваться учебных целей любой ценой; поддерживает мотивы соревнования и конкуренции, не подкрепляя достигнутые результаты их значением для личностного развития. А это, в определенной степени, несет в себе опасность с точки зрения внутреннего переживания человеком удовлетворенности своей деятельностью, поскольку первые социально значимые успехи личность достигает и переживает именно в период обучения [67].

Проведенный М.Р.Шабалиной  анализ понятия «академическая успешность» в его связях с другими педагогическими категориями (эффективность и результативность учебного процесса, академическая успеваемость, реальные учебные возможности обучающихся и т.д.) позволил ей сделать вывод, что академическая успешность как педагогическая категория включает в себя: результативность учебной деятельности учащегося и эффективность используемых им способов достижения учебных целей; субъективную удовлетворенность обучающегося процессом и результатами учения, т.е. переживание своей успешности. Являясь интегральным образованием, академическая успешность, с  ее точки зрения,  проявляется на трёх уровнях: деятельностно-практическом, ориентированном на достижение значимых целей обучения; психологическом, учитывающем субъективную удовлетворённость личности обучающегося процессом и результатами учебной деятельности; ментально-аксеологическом, предполагающем соотнесение результатов учебной деятельности с нравственными путями достижения успеха.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью