Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими академическими достижениями.
Задачи дипломного исследования:
1.Проанализировать содержание понятия «академическая успешность».
2.Выявить детерминанты, влияющие на академическую успешность учащихся.
3.Описать социально-психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического профиля старшеклассника с высокой академической успешностью ……………………………………………………………………………………………..7
1.1. Содержание понятия «академическая успешность» ………………………..........7
1.2. Детерминанты «академической успешности»……………………………………15
1.3. Социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности ………………………………………..…………………...27
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью………………………40
2.1.Общая характеристика организации эмпирического этапа исследования и психодиагностических методик………………………………………………………...40
2.2.Интерпретация и анализ результатов эмпирического исследования……………50
Заключение……………………………………………………………………...............68
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ТАТЬЯНЫ КУЛТЫГИНОЙ.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

И.Н. Зотова делает вывод, что в структуру социально-психологической компетентности включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие характеристики:

- коммуникативные знания;

- коммуникативные умения;

- коммуникативные способности [27].

Рассмотрим поподробнее каждую из характеристик:

Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны.

Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, - и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.

Емельянов Ю.Н. характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности, он считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих характеристик:

  • способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли;
  • способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях,
  • умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;
  • способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми;
  • осознание своих ценностных ориентаций, потребностей;
  • техники работы с людьми;
  • перцептивные возможности [24].

Таким образом, определив круг характеристик личности, образующих ее социально-психологический профиль, обратимся к специфике их проявления в аспекте академической успешности старшеклассников, представленной в существующих теоретических и практических психологических исследованиях.

Одним из интегральных показателей социально-психологического профиля личности, как нами указывалось ранее, выступает социальный интеллект. Перейдем к теоретическому анализу особенностей социального интеллекта в зависимости от уровня академической успешности учащегося.

Социальный интеллект позволяет школьнику более грамотно строить отношения с учителями, а в отметках зачастую присутствует не только объективный компонент (оценка знаний, умений и навыков), но и субъективный (симпатии учителя).

Как указывают Т. Н. Тихомирова и  Д. В. Ушаков, существует достаточно высокая связь показателей социального интеллекта и академической успеваемости. Результаты их исследования свидетельствуют, что корреляция общего балла   по социальному интеллекту по всей выборке с оценками составляет 0,57. Если учесть, что корреляция общего интеллекта со школьными оценками бывает обычно в районе 0,5–0,6, то можно констатировать, что социальный интеллект как предиктор школьной успеваемости не уступает общему интеллекту.

Необходимо отметить, что в исследовании Т. Н. Тихомировой и  Д. В. Ушакова отмечается, что корреляция между академической успешностью и социальным интеллектом существует в аспекте отношений учащихся с различными субъектами: родителями, педагогами и сверстниками.  В то же время корреляция по шкалам взаимоотношений с учителями и родителями существенно выше, чем по шкале отношений со сверстниками. Шкалы отношений со взрослыми сближаются между собой и оказываются более мощным предиктором школьных отметок, чем отношения со сверстниками [60].

Важным в аспекте темы нашей дипломной работы является тот факт, что по результатам анализируемого исследования  у одиннадцатиклассников отмечаются более высокие показатели  взаимосвязи между социальным интеллектом и академической успеваемостью. Уровень корреляций общего балла по тесту с успеваемостью составляет 0,66, что даже несколько выше обычных корреляций общего интеллекта с успеваемостью. Вероятно, эти результаты обусловлены тем, что высокие показатели успеваемости являются практически более важным делом в 11-м классе, и в этих условиях социальный интеллект проявляет себя в большей степени.

В диссертационном исследовании «Влияние эмоционального и познавательного интеллекта на повышение академической успеваемости старшеклассников» также приводятся результаты, свидетельствующие о том, что старшеклассники с высоким уровнем академической успешности обладают более развитым эмоциональным интеллектом (который мы также рассматриваем, как один из показателей социально-психологического профиля личности) [34].

Современному человеку для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных навыков, включающим не только традиционные, но и связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности.

Многие психологи отмечают, что существует связь между общением и учебной деятельностью (В.Л. Арбенина, Л.И. Карлинская, В.Т. Лисовский, П.Г. Медведев, Л.В. Мешьшикова, С.И. Мещерякова, Р.М. Фатыхова и др.). С одной стороны, учебная деятельность опосредована общением по трем линиям: общение с учителями, родителями и одноклассниками.

С другой стороны, общение в старшем школьном возрасте опосредовано учебной деятельностью. Будучи необходимым условием полноценной учебной деятельности, общение влияет на все остальные сферы деятельности старшеклассника как фактор генеза и как условие функционирования. Традиционно коммуникативные умения – это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Среди коммуникативных умений также выделяют: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.

Исследования О.В.Решетовой показывают, что чем выше показатель коммуникативных навыков, тем более субъект познания успешен в учебной деятельности [52]. Академически успешные старшеклассники проявляют уверенность в общении с различными субъектами образовательного пространства – с педагогами и одноклассниками в ситуациях как учебного, так и внеучебного взаимодействия. Обладая необходимым набором коммуникативных знаний, хорошо успевающие школьники умело предотвращают конфликтное взаимодействие либо используют конструктивные стратегии для его разрешения. Неуспешные старшеклассники более робкие, неуверенные в общение, с трудом устанавливают контакт, редко выступают инициаторами в общении и поддерживают разговор, с трудом выходят из различных конфликтных ситуаций общения, чаще испытывают трудности в процессе межличностной и деловой коммуникации. Учащиеся  с низкой успеваемостью чаще по сравнению с академически успешными сверстниками занимают пассивную позицию в общении. Для таких школьников характерен подчиненный тип отношений со сверстниками, что в конечном итоге отражается на их групповом статусе. Низкий уровень развития коммуникативных навыков детерминирует неспособность старшеклассника к активной деятельности в учебном процессе, что проявляется в более низких баллах.

Старшеклассникам в зависимости от уровня успеваемости характерна разная степень выраженности таких индивидуально-психологических особенностей, как школьная тревожность и физиологическая сопротивляемость стрессу. Несмотря на то, что данные параметры лишь опосредованно можно отнести к социально-психологическому профилю личности, мы все же считаем нужным кратко осветить этот аспект. Поскольку понятие школьной тревожности включает в себя и эмоциональные переживания учащегося, связанные с социальными ситуациями взаимодействия, презентации себя другим, а, соответственно, в определенной степени детерминирует социальное Я взрослеющего человека. В диссертационном исследовании Л.В.Мильченко «Индивидуально-психологические особенности старшеклассников с разным уровнем успеваемости»  представлены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что хорошо успевающим учащимся характерна социальная смелость, то есть свобода в проявления себя в ситуациях социального взаимодействия, уверенность в презентации себя другим людям [46]. Среднеуспевающим учащимся старших классов свойственен повышенный уровень страха самовыражения и страха не соответствовать ожиданиям окружающих. У слабоуспевающих школьников определен повышенный уровень фрустрации потребности в достижении успеха, страха не соответствовать ожиданиям окружающих и страха в отношениях с учителями.

Интересен тот факт, что очень мало исследований о взаимосвязи успеваемости с межличностными отношениями старших подростков, а исследований о влиянии межличностных отношений на успешность обучения нет вовсе. В данном возрасте это, можно сказать, активное становление межличностных отношений, их влияния на поведение человека в обществе равных себе.

Из наших личных наблюдений следует, что дети, начиная общаться друг с другом, обмениваются опытом. В данное время наиболее показательным является овладение различными сложными техническими устройствами и связанным с ними программным обеспечением. Причем родители и педагоги часто отмечают свою некомпетентность, и даже обращаются к детям за помощью. Необходимо отметить, что тот процесс обучения самоорганизаван и протекает наравне с социализацией. Поэтому можно сделать вывод, что учебная деятельность человека выходит за рамки официальной обучающей среды, например, общеобразовательной. И помимо заданных педагогом процессов, формирующих знания, умения и навыки, существуют еще и параллельные им процессы взаимодействия между сверстниками, которые также участвуют в учебной деятельности и оказывают влияние на ее успешность[46].

Опосредованно вопросы специфики моделей межличностных отношений в аспекте успешности деятельности учащегося подвергались рассмотрению в различных современных исследованиях психологов.

Так, М.В. Сафонова при анализе психологических и социальных факторов успеваемости выявила, что она отрицательно связана с поведенческими и эмоциональными проблемами подростков, и положительно с – социометрическими выборами и просоциальным поведением [54].

М.А. Сомов при исследовании влияния успеваемости на систему межличностных отношений в классе выявил ряд особенностей: позиции лидеров обычно занимают отличники, успеваемость является главным критерием оценки школьниками друг друга, лидер своими ценностными ориентациями воздействует на ценностные ориентации одноклассников и тем самым формирует ценностно-ориентационное единство класса [59].

Л.П. Панасенко выявил, что влияние группы на успеваемость студента зависит от психологического климата [48]. 

Ф.М. Рахматуллина отмечает, что оптимальные межличностные отношения в студенческой группе способствуют наибольшей успешности в учебной деятельности, а также способствуют максимальной удовлетворенности студентов своей деятельностью [50].

В.П. Лазарев выявил, что социально-психологический климат в воинском коллективе положительно коррелирует с уровнем боевой готовности и результатами деятельности [40].

В.В. Федотов определил, что в первичных учебно-боевых коллективах результативность учебно-боевой деятельности связана со сплоченностью, коэффициентом удовлетворенности взаимоотношениями, а также мотивационной и целевой осознанностью деятельности каждым участником коллектива [63].

В.А. Холмогоров при исследовании факторов эффективности деятельности коллективов пришел к выводам, что основными факторами являются: ценностно-ориентационное единство и уровень референтности внутри коллектива [65].

Реализуя индивидуальные модели общения и взаимодействия в ходе учебной и внеучебной деятельности, члены коллектива (в том числе и классного) занимают определенную статусную позицию в иерархии межличностных отношений. По результатам исследования Ю.Е.Алешиной и А.С.Коноводовой, старшеклассники с различным уровнем академической успешности характеризуются определенными особенностями социометрического статуса [1].

Так, средний балл по учебной успеваемости «звезд» и «изолированных» значимо различается  в классах, имеющих явную направленность на приобретение знаний. Этот факт позволяет предположить, что хорошая успеваемость, возможно, не обеспечивает высокого статуса, но выступает как его обязательное условие. Связь между успеваемостью и статусом обнаружена и в классах с коммуникативной направленностью, хотя среди «звезд» есть средние и даже слабые ученики, однако среди «изолированных» их все-таки несколько больше. «Звезды», как отмечают авторы исследования,  в целом с большим интересом относятся к учебе и больше помогают в учебе другим, чем низкостатусные члены коллектива.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью