Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими академическими достижениями.
Задачи дипломного исследования:
1.Проанализировать содержание понятия «академическая успешность».
2.Выявить детерминанты, влияющие на академическую успешность учащихся.
3.Описать социально-психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического профиля старшеклассника с высокой академической успешностью ……………………………………………………………………………………………..7
1.1. Содержание понятия «академическая успешность» ………………………..........7
1.2. Детерминанты «академической успешности»……………………………………15
1.3. Социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности ………………………………………..…………………...27
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью………………………40
2.1.Общая характеристика организации эмпирического этапа исследования и психодиагностических методик………………………………………………………...40
2.2.Интерпретация и анализ результатов эмпирического исследования……………50
Заключение……………………………………………………………………...............68
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ТАТЬЯНЫ КУЛТЫГИНОЙ.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в нашей дипломной работе под социально-психологическим профилем мы понимаем совокупность социально-психологических характеристик личности. В свою очередь, к социально-психологическим характеристикам личности мы относим те свойства и качества личности, которые формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия.

Согласно изучению существующих теоретических и эмпирических работ по интересующей нас теме, социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в сфере учебы  сверстниками отличается такими особенностями как:

  • высокий уровень социального интеллекта,
  • развитые коммуникативные способности,
  • уверенность и независимость в межличностных отношениях,
  • конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

1.В последнее десятилетие в российской педагогике и психологии ведется дискуссия о содержании понятия «академическая успешность»,  но существует вполне объективированный критерий успешности любой деятельности – это положительный результат деятельности; академическая успешность, соответственно, предполагает высокую результативность в учебной деятельности, определяемую как раз показателем «академической успеваемости».

Хорошая успеваемость школьника или студента есть реальный результат, позволяющий судить об определенных достижениях, имеющих место быть в действительности, а не только в субъективном переживании. Даже при понимании того факта, что для достижения сходных результатов разные люди затрачивают разные усилия, мы не можем обесценивать академические достижения, которые имеют свой вес, т.е. оценку.

Таким образом, в нашем дипломном исследовании, под академической успешностью мы будем понимать результативность учебной деятельности, выраженную в учебных достижениях, оцениваемых как учебная, или академическая, успеваемость.

2.Академическая  успешность зависит от различных  факторов, среди которых исследователями  выделяются социологические, педагогические, психологические.

К социологическим факторам исследователи традиционно относят влияние культуры, социальных институтов и групп.

Педагогические условия (методы обучения, учебная среда, стиль педагогического воздействия) существенным образом  влияют на формирование стремления у учащегося к достижению академической успешности, и на достижение высоких результатов.

Социологические и педагогические факторы являются детерминантами первичного порядка для формирования личности, ориентированной на академические достижения или безразличие к ним.

Психологические детерминанты: познавательная активность, проявляющаяся в учебной мотивации, высокий уровень мотивации достижений, адекватная или чуть завышенная самооценка, хороший (не обязательно высокий) уровень интеллектуального развития, развитые волевые качества и способность самостоятельно организовывать собственную деятельность (дисциплинированность).

Под социально-психологическим профилем мы понимаем совокупность социально-психологических характеристик личности. В свою очередь, к социально-психологическим характеристикам личности мы относим те свойства и качества личности, которые формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия.

Согласно изучению существующих теоретических и эмпирических работ по интересующей нас теме, социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в сфере учебы  сверстниками отличается такими особенностями как:

  • высокий уровень социального интеллекта,
  • развитые коммуникативные способности,
  • уверенность и независимость в межличностных отношениях,
  • конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКА С ВЫСОКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТЬЮ

2.1. Общая характеристика эмпирического  исследования и психодиагностических  методик

На основании теоретического анализа заявленной проблемы в качестве рабочей  гипотезы мы выдвинули предположение о том, что социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в сфере учебы  сверстниками отличается более высоким уровнем развития социального интеллекта и коммуникативных способностей, большей уверенностью и независимостью в межличностных отношениях, преобладанием конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Для проверки гипотезы нами было разработано и проведено эмпирическое исследование.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 9 и № 10 города Куйбышева.  В исследовании приняло участие 52 старшеклассника, обучающихся в 10-11 классах. По половому составу группы испытуемых гетерогенны. 

Исследование проходило в несколько этапов:

  1. Подбор психодиагностического инструментария, который соответствует гипотезе нашего исследования.
  2. Распределение испытуемых в экспериментальную и контрольную группу на основании уровня академической успешности. В экспериментальную группу вошли старшеклассники, имеющие средний балл по четвертным отметкам за прошедший и текущий учебный год от 4,5 и выше; контрольную группу составили старшеклассники со  средним баллом от 2,7 до 3, имеющие в недавнем школьном анамнезе четвертные отметки «неудовлетворительно».
  3. Диагностический этап эмпирического исследования:

Определение специфики социально-психологического профиля старшеклассника с высоким уровнем академической успешности с помощью следующих диагностических методик: методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, методики выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) В.В.Синявского, В.А.Федорошина, опросника диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной), а также применения метода математической обработки диагностических данных – t- критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок.

  1. Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования специфики социально-психологического профиля старшеклассника с высоким уровнем академической успешности.
  2. Формулировка  выводов.

Представим характеристику психодиагностических методик исследования.

Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Цель: диагностика различных аспектов социального интеллекта.

Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста: субтест № 1 – «Истории с завершением» (субтест измеряет фактор познания результатов поведения, т. е. способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем), субтест № 2 – «Группы экспрессии» (субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно, способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека), субтест № 3 – «Вербальная экспрессия» (субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, а именно, способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации), субтест № 4 – «Истории с дополнением» (субтест измеряет фактор познания систем поведения, т. е. способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях). Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест – вербальный.

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит 12-15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

Интерпретация результатов.

Субтест № 1 - «Истории с завершением»

Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

Субтест № 2 - «Группы экспрессии»

Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» - интуиции. В психологии широко известны исследования, доказывающие большое значение невербальных средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербально.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык). В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

Субтест № 3 - «Вербальная экспрессия»

        Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).

Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Субтест № 4 - «Истории с дополнением»

Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Лица с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Интерпретация композитной оценки социального интеллекта

Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:

  • 1 балл - низкий социальный интеллект;
  • 2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);
  • 3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма);
  • 4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный);
  • 5 баллов - высокий социальный интеллект.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью