Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими академическими достижениями.
Задачи дипломного исследования:
1.Проанализировать содержание понятия «академическая успешность».
2.Выявить детерминанты, влияющие на академическую успешность учащихся.
3.Описать социально-психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического профиля старшеклассника с высокой академической успешностью ……………………………………………………………………………………………..7
1.1. Содержание понятия «академическая успешность» ………………………..........7
1.2. Детерминанты «академической успешности»……………………………………15
1.3. Социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности ………………………………………..…………………...27
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью………………………40
2.1.Общая характеристика организации эмпирического этапа исследования и психодиагностических методик………………………………………………………...40
2.2.Интерпретация и анализ результатов эмпирического исследования……………50
Заключение……………………………………………………………………...............68
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ТАТЬЯНЫ КУЛТЫГИНОЙ.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

Старшеклассники же испытывающие трудности в обучении хуже понимают связь между поведением и его последствиями. В связи с этим они нередко совершают ошибки (в том числе и противоправные действия), могут попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других, плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

По субтесту 2, диагностирующему «способность понимать невербальный язык общения», нами также выявлены различия между экспериментальной и контрольной выборками, находящиеся в диапазоне тенденций (t эмпирическое 1, 9 при критическом значении равном 2). Более высокие средние значения в группе старшеклассников с высоким уровнем академической успешности свидетельствуют о большей развитости у них способности правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Скорее всего, «сильные» учащиеся придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации, ведь именно чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других людей. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению исследователей, лежит в основе «шестого чувства» - интуиции.

Можно предположить, что неуспешные в учебе старшеклассники хуже владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, в общении в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, так как зачастую не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

Достоверно значимые различия между экспериментальной и контрольной группами нами выявлены и по параметру  «способность  понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия». Полученные данные свидетельствуют о том, что респонденты экспериментальной группы в большей степени способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Можно сказать, что успешным в учебной деятельности старшеклассникам в большей мере свойственна способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения.

Школьникам же с низкой академической успеваемостью чаще свойственны некоторые затруднения в понимании динамики межличностных отношений. По сравнению со своими  «сильными» в учебе сверстниками они имеют более низкую способность уяснять мотивы поведения людей путем логических рассуждений, выстраивать недостающие звенья в развитии событий, предсказывать последствия поведения субъектов взаимодействия. Это в некоторой степени позволяет прогнозировать у них более низкие (по сравнению с хорошо успевающими учащимися) возможности адаптации  в различных системах человеческих взаимоотношений, в том числе и в учебной сфере.

                 Таким образом, делая вывод по результатам методики изучения социального интеллекта в целом, мы можем заключить, что по трем из четырех субтестов выявлены значимые различия, свидетельствующие о том, что социальный интеллект выше у старшеклассников с высоким уровнем академической успеваемости, чем у их сверстников, испытывающих значительные затруднения в учебной деятельности, по таким параметрам, как:

  • способность понимать последствия поведения
  • способность понимать невербальный язык общения
  • способность понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия,

а также в целом по композитной оценке. Данные результаты дают нам основание утверждать, что первое предположение гипотезы нашего дипломного исследования нашло свое диагностическое подтверждение.

Для проверки второго предположения, выдвинутого в гипотезе, о том, что старшеклассники, преуспевающие в учебной деятельности, обладают более развитыми коммуникативными способностями, обратимся к данным методики КОС-1 В.В.Синявского, В.А.Федорошина.

Результаты исследования («сырые» данные)  по методике  изучения коммуникативно-организаторских способностей В.В.Синявского, В.А.Федорошина приведены в Приложении Б: таблица 1 представляет данные, полученные при диагностике экспериментальной группы, таблица 2 – результаты контрольной группы.

Полученные данные в экспериментальной и контрольной группе по методике исследования коммуникативно-организаторских способностей были сопоставлены нами  с помощью t-критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок.

 

 

 

 

 

Таблица  2 - Результаты расчета t-критерия Стьюдента для показателей коммуникативных и организаторских способностей по методике КОС -1 В.В.Синявского, В.А.Федорошина

Показатель

Х

Y

t эмп.

Коммуникативные

способности

3,65

3,08

1,9 тенд.

Организаторские

способности

2,92

2

2,4*


Примечание: Х – старшеклассники с высоким уровнем академической успешности, а Y – учащиеся старших классов с низкой успеваемостью

при n=52


     2,00 при р≤ 0,05*

t кр =          2,68 при р≤ 0,01**

 

Представленные в вышеприведенной таблице данные, являются свидетельством того, что старшеклассники, характеризующиеся  успешностью в учебной деятельности, имеют более развитые коммуникативные способности, чем их слабоуспевающие сверстники. «Сильным» в учебе учащимся старших классов  свойственен более высокий уровень развития коммуникативных способностей, включающих в себя проявление инициативы в общении, умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения, непринужденно вести себя в новом коллективе. В трудных, нестандартных ситуациях зачастую такие школьники принимают самостоятельные решения, а не полагаются на других; отстаивают свое мнение, но при этом  учитывают мнение своего собеседника; проявляют наблюдательность к собеседнику; владеют вербальными и невербальными средствами общения, логической и четкой речью.

Полученные статистические данные по методике КОС – 1 позволяют нам говорить о том, что предположение гипотезы нашей дипломной работы о наличии у старшеклассников с высоким уровнем академической успешности  более развитых коммуникативных способностей подтвердилось.

При анализе различий между экспериментальной и контрольной группами по параметру «Организаторские способности», нами выявлено, что старшеклассники, преуспевающие в учебной сфере, обладают более развитым организаторским потенциалом, чем их неуспешные в учебе сверстники ( достоверность значимых различий   -  р≤ 0,05). Это является свидетельством того факта, что школьники с высоким уровнем учебной успеваемости лучше умеют планировать собственную деятельность и при наличии возможности могут правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации.

В целом описывая психологический портрет успешного старшеклассника  в коммуникативно-организаторской сфере его проявления можно сказать, что в соответствии со средней оценкой по методике КОС-1 его можно охарактеризовать следующими особенностями. Такие школьники обычно не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Анализ результатов методики ««Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, о которой пойдет дальше речь в нашей дипломной работе, необходим нам для проверки положения гипотезы исследования о том, что старшеклассникам с высоким уровнем академической успеваемости в большей мере свойственны независимость и уверенность в межличностных отношениях по сравнению со школьниками с трудностями в обучении.

Результаты исследования («сырые» данные)  по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири приведены в таблицах 1-2 Приложения В.

Полученные данные в экспериментальной и контрольной группе по методике ДМО были сопоставлены нами  с помощью t-критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок.

Таблица 3 - Результаты расчета t-критерия Стьюдента для показателей межличностных отношений по методике ДМО Т. Лири

Шкала

X

Y

t эмп.

Авторитарность

7,08

5,19

2,3*

Эгоистичность

5,19

5,88

1,2

Агрессивность

5,23

5,50

0,4

Подозрительность

6,15

5,12

1,6

Подчиняемость

5,65

6,35

0,7

Зависимость

4,15

3,85

0,5

Дружелюбность

7,88

6,62

1,9 тенд

Альтруистичность

6,12

7,58

1,9 тенд


Примечание: Х – старшеклассники с высоким уровнем академической успешности, а Y – учащиеся старших классов с низкой успеваемостью

при n=52


     2,00 при р≤ 0,05*

t кр =          2,68 при р≤ 0,01**

 

 

Из таблицы видно, что существуют значимые различия по шкале «Авторитарность» (вероятность ошибки - р≤ 0,05). По средним значениям, приведенным в таблице, видно, что эта характеристика межличностных отношений в большей степени свойственна испытуемым экспериментальной группы. Отсюда следует вывод, что старшеклассники с высоким уровнем академической успеваемости в межличностных отношениях зачастую проявляют себя доминантными, уверенными, энергичными и компетентными, могут выступать в роли авторитетных лидеров, требующих к себе уважения.

Шкала «Авторитарность» методики ДМО позволила нам, подтвердить выдвинутое предположение гипотезы о том, что успешные в учебе старшеклассники проявляют большую уверенность в межличностных отношениях.

Что касается такой характеристики межличностных отношений, как независимость (указанной нами также в гипотезе исследования), то ее выраженность мы определяли по шкале «Зависимость» методики ДМО. Как следует из таблицы, в ходе исследования нами не выявлено значимых различий по данному параметру, поэтому мы можем сделать вывод, что положение гипотезы о большей независимости старшеклассников с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в учебе сверстниками не подтвердилась.

В качестве дополнительных характеристик межличностного общения, отличающих успешных в учебе старшеклассников от менее успешных учащихся нами выявлены: дружелюбность и альтруистичность.

По шкале «Дружелюбность» выявлены различия в диапазоне тенденции с более высокими средними значениями в экспериментальной группе. Это позволяет нам предположить, что отличительными характеристиками межличностного общения старшеклассников, успешных в учебе, являются склонность к сотрудничеству, кооперации, компромиссность в решении проблем и в конфликтных ситуациях, проявления «сознательной» конформности. Такие школьники предпочитают следовать условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, часто выступают инициативными энтузиастами в достижении целей группы, стремятся помогать, чувствовать себя в центре внимания, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

На наш взгляд, полученные результаты по шкале «Дружелюбность» по своему смысловому содержанию в значительной степени согласуются с результатами исследований социального интеллекта. Ведь старшеклассник, достаточно хорошо осознающий последствия своего поведения, понимает, что добиться желаемых результатов во взаимодействии с другими людьми (в том числе и со школьными учителями) в преобладающем большинстве случаев можно именно с помощью таких проявлений дружелюбия, как компромиссность, «сознательная» конформность, соблюдение правил «хорошего тона» и так далее.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью