Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими академическими достижениями.
Задачи дипломного исследования:
1.Проанализировать содержание понятия «академическая успешность».
2.Выявить детерминанты, влияющие на академическую успешность учащихся.
3.Описать социально-психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического профиля старшеклассника с высокой академической успешностью ……………………………………………………………………………………………..7
1.1. Содержание понятия «академическая успешность» ………………………..........7
1.2. Детерминанты «академической успешности»……………………………………15
1.3. Социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности ………………………………………..…………………...27
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью………………………40
2.1.Общая характеристика организации эмпирического этапа исследования и психодиагностических методик………………………………………………………...40
2.2.Интерпретация и анализ результатов эмпирического исследования……………50
Заключение……………………………………………………………………...............68
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ТАТЬЯНЫ КУЛТЫГИНОЙ.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

Интересными, на наш взгляд, являются данные, полученные нами по параметру «Альтруистичность». Нами выявлены различия, находящиеся в диапазоне тенденции, между экспериментальной и контрольной группами. По сравнению средних показателей мы можем сделать вывод, что данная характеристика в большей степени выражена у школьников из контрольной группы. Можно предположить, что слабоуспевающие старшеклассники по сравнению с успешными в учебе сверстниками более склонны к деликатности, проявлению мягкости и доброты. Они чаще проявляют свое эмоциональное отношение к людям в сострадании, заботе, являются более бескорыстными и отзывчивыми. По нашему предположению, в реальной практике взаимодействия школьные отличники и хорошисты тоже часто демонстрируют альтруистичные проявления, такие, как отзывчивость, готовность прийти на помощь и так далее. Однако, если анализировать «пусковые» механизмы альтруистичных проявлений, то скорее всего разница между подростками из  экспериментальной и контрольной групп заключается в том, что слабоуспевающие старшеклассники делают это «по велению сердца» и «по доброте душевной», а учащиеся с высокой академической успеваемостью делают это сознательно, поскольку понимают социальную «выгоду» такого поведения.

Таким образом, по итогам анализа результатов методики ДМО мы можем сделать вывод, что достоверно значимые различия и различия, находящиеся в диапазоне тенденции, нами выявлены по следующим параметрам:

  • авторитарность
  • дружелюбность
  • альтруистичность.

По результатам методики ДМО Т.Лири нами оформлена дискограмма, позволяющая наглядно представить социально-психологический профиль старшеклассников в аспекте их академической успешности.

Дискограмма 1 – Профиль особенностей межличностных отношений старшеклассников в аспекте их академической успешности

 

 

Анализ выраженности особенностей межличностных отношений в группе старшеклассников с высоким уровнем академической успешности позволяет нам сделать вывод, что их межличностные отношения  в большей степени характеризуются:

  • дружелюбностью (средний балл - 7,88) и
  • авторитарностью (средний балл - 7,08).

Менее всего представленной характеристикой их межличностных отношений является позиция зависимости (средний балл - 4,15).  

Из дискограммы 1 видно, что наиболее выраженными особенностями межличностных отношений в группе слабоуспевающих  учащихся, выступают:

  • альтруистичность (средний балл – 7,58) и
  • дружелюбность (средний балл – 6,62). 

Наименее всего выражена позиция зависимости (средний балл – 3,85), так же, как и в экспериментальной группе испытуемых.

Для проверки положения гипотезы о том, что у старшеклассников с высоким уровнем успеваемости преобладают конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, обратимся к анализу результатов, полученных по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).

Результаты исследования («сырые» данные)  по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) приведены в таблицах 1-2 Приложения Г.

Полученные данные в экспериментальной и контрольной группе по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» были сопоставлены нами  с помощью t-критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок.

Таблица № 4 - Результаты расчета t-критерия Стьюдента для показателей методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной)

Шкала

X

Y

t эмп.

Соперничество

4,92

4,12

1,3

Компромисс

6,85

5,73

1,9 тенд.

Сотрудничество

6,46

5,27

2*

Избегание

3,00

3,69

2,1*

Приспособление

4,58

4,92

0,7


Примечание: Х – старшеклассники с высоким уровнем академической успешности, а Y – учащиеся старших классов с низкой успеваемостью

при n=52


        2,00 при р≤ 0,05*

t кр =              2,68 при р≤ 0,01**

 

Из таблицы 4 видно, что нами выявлены достоверно значимые различия  по шкале «Сотрудничество». Сравнение средних значений свидетельствует, что данная стратегия поведения в конфликтной ситуации  в большей степени свойственна старшеклассникам с высоким уровнем учебной успешности.  Это значит, что «сильные» в учебе школьники склонны проявлять большую активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом свои интересы. Они предпочитают открытый обмен мнениями, поскольку заинтересованы в выработке общего решения. Такая стратегия позволяет школьникам, преуспевающим в учебе, всесторонне обсуждать с оппонентами интересующие вопросы и вырабатывать общие решения с соблюдением интересов всех участников.

Достоверно значимые различия выявлены нами также по такому параметру, как «Избегание». Сравнение средних значений позволяет сделать вывод о том, что данная стратегия более выражена в поведенческом репертуаре старшеклассников, испытывающих значительные трудности в учебной сфере. Это выражается в нежелании школьников отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздержании от высказывания своей позиции, уклонении от спора. Таким образом «отъявленные» двоечники» и «слабые» троечники стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». Получается, что при такой стратегии молодые люди не учитывают ни своих интересов, ни интересов других участников взаимодействия. В большинстве случаев взаимодействия данную стратегию трудно назвать продуктивной. Однако при некоторых обстоятельствах она может быть полезной: 1) когда предмет конфликта не очень важен; 2) когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения.

Старшеклассники с высоким уровнем академической успешности реже используют стратегию избегания, что является, на наш взгляд, достаточно конструктивным. Поскольку наиболее значимые конфликтные ситуации зачастую возникают между людьми, находящимися в долгосрочных отношениях, а это требует открытого обсуждения всех спорных вопросов. Стратегия избегания существующих трудностей приводит к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

В диапазоне тенденции нами выявлены различия по шкале «Компромисс». Из таблицы 4 видно, что средние значения по этому параметру выше в экспериментальной группе. Соответственно, мы можем предположить, что стратегия - компромисс является более выраженной в поведенческом репертуаре «сильных» в учебе учащихся, чем у их слабоуспевающих сверстников. Старшеклассники с высоким уровнем академической успешности зачастую ориентированы хотя на частичное удовлетворение  интересов обеих сторон конфликта. Ведь для данной стратегии одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения. Старшеклассники с высоким уровнем академической успешности, обладая достаточно развитым социальным интеллектом (что нами уже было описано ранее), возможно, предпочитают компромисс в качестве промежуточного этапа разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.  

Таким образом, анализ результатов математической обработки данных методики К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) позволил нам выявить значимые различия между экспериментальной и контрольной выборками по параметрам: компромисс, сотрудничество и избегание.

На основании существующих теоретических и практических наработок по психологии конфликта  можно сказать о том, что сотрудничество и компромисс в преобладающем большинстве случаев являются конструктивными стратегиями, что позволяет нам говорить о подтверждении той части нашей гипотезы, которая отражает специфику конфликтного взаимодействия.

Обратимся к анализу выраженности отдельных стратегий поведения в конфликтной ситуации у школьников из экспериментальной и контрольной групп.

 

 

Диаграмма 1 – Выраженность стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации у старшеклассников с высоким уровнем академической успешности (по результатам методики «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»)

 

 

Диаграмма 1 наглядно демонстрирует, что наиболее выраженными стратегиями взаимодействия в конфликте в поведенческом репертуаре старшеклассников с высоким уровнем академической активности являются компромисс и  сотрудничество. В большинстве случаев данные стратегии являются эффективными  и приводят к быстрому  и конструктивному разрешению конфликта. Наименее выраженной стратегией конфликтного взаимодействия у данных школьников является стратегия избегания, зачастую относимая к неконструктивным моделям поведения.

Такая приоритетность стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации, на наш взгляд, является достаточно оптимальной, что является дополнительным подтверждением гипотезы нашего дипломного исследования.

 

 

 

Диаграмма 2 – Выраженность отдельных стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации в поведенческом репертуаре старшеклассников с низким уровнем академической успешности

 

 

 

Диаграмма 2, представляющая приоритетность выбора стратегий в конфликтной ситуации у слабоуспевающих старшеклассников, демонстрирует, что у них так же, как и у их «сильных» в учебе сверстников, основными моделями поведения выступают компромисс и сотрудничество. Однако процентные доли этих стратегий несколько ниже, чем у школьников с высоким уровнем успеваемости. Наименее предпочтительной выступает стратегия избегания, как и у школьников из экспериментальной группы. Отличием является только частота выбора данной стратегии.

 

   

 

 

 

 

 

 ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II

На основании теоретического анализа заявленной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза: социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в сфере учебы  сверстниками отличается более высоким уровнем развития социального интеллекта и коммуникативных способностей, большей уверенностью и независимостью в межличностных отношениях, преобладанием конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Для проверки гипотезы было разработано и проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ СОШ № 9 и № 10 города Куйбышева.  В исследовании приняло участие 52 старшеклассника, обучающихся в 10-11 классах.

Эмпирическое исследование основывалось на проведении таких психодиагностических методик, как: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) В.В.Синявского, В.А.Федорошина, опросник диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной), а также применения метода математической обработки диагностических данных – t- критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок.

Анализ результатов вышеназванных диагностических методик с учетом применения t –критерия Стьюдента позволил нам сформулировать следующие выводы:

1. Социальный интеллект у старшеклассников с высоким уровнем академической успеваемости выше, чем у их сверстников, испытывающих значительные затруднения в учебной деятельности, по таким параметрам, как:

  • способность понимать последствия поведения
  • способность понимать невербальный язык общения
  • способность понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия, а также в целом по композитной оценке.

2. Респонденты экспериментальной  группы отличаются более высоким  уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей.

3. Учащиеся старших классов, преуспевающие  в учебной деятельности, отличаются  от своих менее успешных в  учебе сверстников более высокими  показателями по таким параметрам  межличностных отношений, как авторитарность (проявляющаяся в уверенности, авторитетности) и дружелюбие. Однако старшеклассники с высокой академической успешностью являются менее альтруистичными в отличие от слабоуспевающих школьников.

4. Испытуемые из экспериментальной  группы отличаются большей выраженностью  таких конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации, как компромисс и сотрудничество. Кроме этого, они значительно реже, чем представители контрольной выборки, проявляют склонность к выбору стратегии избегания, в большинстве случаев являющейся неконструктивной.

На основании данных выводов, мы можем заключить, что выдвинутая нами гипотеза исследования нашла свое диагностическое подтверждение по следующим положениям:

  • более высокий уровень развития социального интеллекта и коммуникативных способностей
  • уверенность в межличностных отношениях
  • преобладанием конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью