Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими академическими достижениями.
Задачи дипломного исследования:
1.Проанализировать содержание понятия «академическая успешность».
2.Выявить детерминанты, влияющие на академическую успешность учащихся.
3.Описать социально-психологический профиль старшеклассника с высокой академической успешностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического профиля старшеклассника с высокой академической успешностью ……………………………………………………………………………………………..7
1.1. Содержание понятия «академическая успешность» ………………………..........7
1.2. Детерминанты «академической успешности»……………………………………15
1.3. Социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности ………………………………………..…………………...27
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью………………………40
2.1.Общая характеристика организации эмпирического этапа исследования и психодиагностических методик………………………………………………………...40
2.2.Интерпретация и анализ результатов эмпирического исследования……………50
Заключение……………………………………………………………………...............68
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ТАТЬЯНЫ КУЛТЫГИНОЙ.doc

— 952.00 Кб (Скачать файл)

Не подтвердилось положение гипотезы о том, что старшеклассникам с высоким уровнем академической успешности свойственна большая независимость в межличностных отношениях, нежели их менее успешным в учебе сверстникам.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование конкурентно способной личности является одной из важнейших педагогических задач во всем мире; не составляет исключения в этом плане и современная Россия. Личность, ориентированная на достижение и при этом способная нести ответственность за качество выполняемой деятельности, - это социально задаваемый образец адаптивной личности, на который ориентирована  российская педагогическая практика. Высокие учебные достижения, или «академическая успешность», ученика или студента могут быть интерпретированы как первый индикатор  адекватного формирования социально востребованного типа личности.

Различные исследования детерминации академической успешности школьника ориентированы в значительной степени на изучение педагогических факторов, а также индивидуальных детерминант зачастую когнитивного  и мотивационного плана.

Какие же социально-психологические особенности характеризуют успешного школьника? Данный вопрос, к сожалению, до сих пор остается вне исследовательского интереса современных психологов. А ведь сегодняшняя школа должна ориентироваться на формирование не только когнитивной, знаниевой стороны взрослеющего человека, но и активно способствовать развитию таковых его качеств и способностей, которые позволят стать полноценным членом современного общества, способным осуществлять эффективное социальное взаимодействие и занять достойное место в системе социальных отношений.

Обращение же нашего исследовательского интереса к личности учащегося именно старших классов обусловлено тем фактом, что данный возрастной период весьма важен в становлении социально-психологической культуры, а также выступает ответственным этапом подготовки к переходу на новую ступень – получение профессионального образования.

В начале дипломного исследования нами была поставлена цель - выявить социально-психологические особенности учащихся старших классов с высокими  академическими достижениями.

Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

  1. Проанализировано содержание понятия «академическая успешность», под которой в нашем дипломном исследовании мы понимаем результативность учебной деятельности, выраженную в учебных достижениях, оцениваемых как учебная, или академическая, успеваемость.
  2. Выявлены детерминанты, влияющие на академическую успешность учащихся, среди которых исследователями выделяются социологические, педагогические, психологические. К социологическим факторам исследователи традиционно относят влияние культуры, социальных институтов и групп. Педагогические условия (методы обучения, учебная среда, стиль педагогического воздействия) существенным образом  влияют на формирование стремления у учащегося к достижению академической успешности, и на достижение высоких результатов. Социологические и педагогические факторы являются детерминантами первичного порядка для формирования личности, ориентированной на академические достижения или безразличие к ним. Психологические детерминанты: познавательная активность, проявляющаяся в учебной мотивации, высокий уровень мотивации достижений, адекватная или чуть завышенная самооценка, хороший (не обязательно высокий) уровень интеллектуального развития, развитые волевые качества и способность самостоятельно организовывать собственную деятельность (дисциплинированность).
  3. Описан социально-психологический профиль  старшеклассника с высокой академической успешностью. Под социально-психологическим профилем мы понимаем совокупность социально-психологических характеристик личности. В свою очередь, к социально-психологическим характеристикам личности мы относим те свойства и качества личности, которые формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия. Согласно изучению существующих теоретических и эмпирических работ по интересующей нас теме, социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в сфере учебы  сверстниками отличается такими особенностями как высокий уровень социального интеллекта, развитые коммуникативные способности, уверенность и независимость в межличностных отношениях, конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
  4. Разработано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление социально-психологических характеристик  старшеклассника с высоким уровнем академической успешности. На основании теоретического анализа заявленной проблемы нами была выдвинута следующая гипотеза: социально-психологический профиль старшеклассника с высоким уровнем академической успешности по сравнению с менее успешными в сфере учебы  сверстниками отличается более высоким уровнем развития социального интеллекта и коммуникативных способностей, большей уверенностью и независимостью в межличностных отношениях, преобладанием конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Для проверки гипотезы было разработано и проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ СОШ № 9 и № 10 города Куйбышева.  В исследовании приняло участие 52 старшеклассника, обучающихся в 10-11 классах. Эмпирическое исследование основывалось на проведении таких психодиагностических методик, как: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) В.В.Синявского, В.А.Федорошина, опросник диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной), а также применения метода математической обработки диагностических данных – t- критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок.
  5. Обобщены результаты теоретического и эмпирического этапов исследования и сделаны следующие выводы.
    • Социальный интеллект у старшеклассников с высоким уровнем академической успеваемости выше, чем у их сверстников, испытывающих значительные затруднения в учебной деятельности, по таким параметрам, как: способность понимать последствия поведения, способность понимать невербальный язык общения, способность понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия, а также в целом по композитной оценке.
    • Респонденты экспериментальной группы отличаются более высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей.
    • Учащиеся старших классов, преуспевающие в учебной деятельности, отличаются от своих менее успешных в учебе сверстников более высокими показателями по таким параметрам межличностных отношений, как авторитарность (проявляющаяся в уверенности, авторитетности) и дружелюбие. Однако старшеклассники с высокой академической успешностью являются менее альтруистичными в отличие от слабоуспевающих школьников.
    • Испытуемые из экспериментальной группы отличаются большей выраженностью таких конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации, как компромисс и сотрудничество. Кроме это, они значительно реже, чем представители контрольной выборки, проявляют склонность к выбору стратегии избегания, в большинстве случаев являющейся неконструктивной.

На основании данных выводов, мы можем заключить, что выдвинутая нами гипотеза исследования нашла свое диагностическое подтверждение по следующим положениям:

  • более высокий уровень развития социального интеллекта и коммуникативных способностей
  • уверенность в межличностных отношениях
  • преобладанием конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Не подтвердилось положение гипотезы о том, что старшеклассникам с высоким уровнем академической успешности свойственна большая независимость в межличностных отношениях, нежели их менее успешным в учебе сверстникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина Ю.Е., Коноводова А.С. Взаимоотношение подростков в школьном коллективе// Вопросы впсихологии. 1988. - №3. – с. 64-71.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Изд-во МГУ, 1988. - 432 с.
  3. Андреенко Е. В. Социальная психология : учебное пособие для вузов / Е. В. Андреенко; под ред. В. А. Сластенина. - Москва: Академия, 2001. – 264c
  4. Анцупов А. Я. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Анцупов А. Я., А. И. Шипилов. - 4-е изд, испр. и доп. - Москва: Эскимо, 2009. - 512 с. - Электрон. версия печ. публ. - URL: http://swotanaliz.ru/eratostbenes/konfliktritor/a_ja__ancupov_konfliktologija.html, свободный (дата обращения: 20.04.2015).
  5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе// Психология формирования и развития личности. М., 1981. – 248 с.
  6. Белинская Е. П. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов: рекомендовано М-вом образования РФ/ Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
  7. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. - М.: Педагогика, 2008. - 511 с.
  8. Битянова М. Р. Социальная психология: учебное пособие/ М. Р. Битянова. - 2-е изд., перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 368 с.
  9. Бодалев А. А. Личность и общение: избранные труды/ А. А. Бодалев. - Москва: Педагогика, 1983. - 272 с.
  10. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://psychology.academic.ru/ (дата обращения: 25.04.2015).
  11. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК ; Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 672 с.
  12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Спб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
  13. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - Москва: Академия, 2000. - 624 с.
  14. Габай Т.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Т.Ф. Габай. - М., 2003. - 156 с.
  15. Гапоненко М. Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / М. Н. Гапоненко. - URL: www.teoria-practica.ru/-7-2012/psychology/gaponenko.pdf (дата обращения: 15.04.2015).
  16. Гасанова П. Г. Коммуникативная компетентность и самосознание личности / П. Г. Гасанова, Д. М. Даудова// Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 7. - с. 30-35.
  17. Голдованская И. Б. Коммуникативная компетентность с позиции педагогики / И. Б. Голдованская// Педагогика. - 2008. - № 1. - с. 121-123.
  18. Гордеева Т.О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы// Психология обучения. - 2010. - № 6. - с. 17−32.
  19. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Академия. - 2006.-217 с.
  20. Гребнева Д.М. Учебная успешность как процесс и результат педагогического взаимодействия// Педагогическое образование в России. 2011 №1.- с. 251-255.
  21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
  22. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- Спб. : Питер, 2007. - 592 с.8.
  23. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник – М.: КСП, 2001.- 238 с.
  24. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л.: изд-во ЛГУ, 1985.- 168 с.
  25. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов : учебник для вузов / О. Ю. Ермолаев. - Москва : Московский психологический институт : Флинта, 2002. - 336 с.
  26. Журавлев А. Л. Социальная психология: учебное пособие для вузов/ А. Л Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 416 с.
  27. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности// http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 20.04.2015).
  28. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий/ Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 701 с.
  29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб.:Питер, 2008. - 512 с.
  30. Ионина О.С. Психологические основы академической успешности студентов // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии. – 2013. – № 2
  31. Калмыкова О. В. Эмпатия, как фактор, влияющий на статусное положение студента в группе [Электронный ресурс] / О. В. Калмыкова. - URL: http://www.docme.ru/doc/192521/kalmykova/ (дата обращения: 27.03.2015).
  32. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.
  33. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. - М.: Педагогика, 1997. - 174 с.
  34. Кобра Ф.Х. Влияние эмоционального и познавательного интелекта на повышение академической успеваемости. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. – Душанбе, 2013.
  35. Крайг Г. Психология развития = Human development / Grace J. Craig / Грэйс Крайг ; [пер. с англ. Н. Мальгиной и др. ; автор предисл. А. А. Алексеев]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2000. - 987 с.
  36. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов: рекомендовано М-вом образования РФ / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.
  37. Крутий И. А. Мониторинг социально-психологического портрета студента вуза / И. А. Крутий// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 2. - С. 32-34.
  38. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов/ В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 544 с.
  39. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ/ Т. Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 106-109.
  40. Лазарев В.П. Управление социально-психологическим климатом корабельного коллектива: дис. …канд. психол. наук. – Москва, 1984. – 175 с.
  41. Локтионова Т. Е. Влияние коммуникативных процессов на психологический климат в учебном коллективе / Т. Е. Локтионова// Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 11. - С. 20-23.
  42. Майэрс Д. Социальная психология = Social psychology: учебное пособие / Д. Майэрс. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 752 с.
  43. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 374 с.
  44. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Просвещение, 1972. - 166 с.
  45. Мешков Н.И.Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. - М.: Издательство Мордовского ун-та, 1991. - 84 с.
  46. Мильченко Л.В. Индивидуально психологические особенности старшекласников
  47. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление.-2-е изд. - М.: Издательство «Слайдинг», 2007. - 96 с.
  48. Панасенко Л.П. Влияние академической группы на успешность учения студентов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ленинград, 1974. – 22 с..
  49. Продиблох Н.Е. Факторы успешности учебной деятельности студентов//http://freeref.ru/wievjob.php?id=6223 (дата обращения: 02.04.2015).
  50. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: психологическая служба в вузе [Текст] / Ф.М. Рахматуллина. – Казань, 1981. – 262 с.
  51. Реан А.А, Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 327 с.
  52. Решетова, О.В. Коммуникативная компетентность как фактор успешной учебной деятельности студентов: методические рекомендации / О.В.Решетова. Оренбург: Издательство ГОУ ОГУ, 2005. - 75 с.
  53. Савенков А. И. Педагогическая психология. В 2 т. Т.2. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с.
  54. Сафонова М.В. Психологические и социальные факторы школьной успешности и психического здоровья учащихся: Дис. … канд. псих. наук. – Новосибирск, 2003. – 171 с..
  55. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии. - Спб.: Речь, 2006. - 352 с.
  56. Сидоров С.В. Структура академической успешности [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/2-1-0-211 (дата обращения: 17.04.2015)
  57. Смирнов С. Д., Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Малахова С. И. О связи интеллектуальных и личностных характеристик студентов с успешностью их обучения//Вестник моского ун-та. - сер. 14. психология.- 2007. - № 3 – С.23-37.
  58. Собкин В.С., Калашникова В.А. Социология школьной отметки// http://www.sevcbs.ru/joomla/index.php?option=com_content&view (дата обращения: 27.04.2015)
  59. Сомов М.А. Влияние успеваемости школьника на его положение в системе межличностных отношений в классе: Дис. …канд. псих. наук, Москва, 1984. – 135 с.
  60. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с.
  61. Статусно-ролевые отношения в ученической группе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dgr.ru (дата обращения: 20.04.2015).
  62. Толковый словарь Ожегова URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/253666 (дата обращения: 27.03.2015)
  63. Федотов В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности: Дис. .канд. психол. наук. – Москва, 1987. – 231 с..
  64. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
  65. Холмогоров В.А. Референтность группы как фактор эффективности деятельности подразделений специального назначения ФСО России: Дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2011. – 280 с..
  66. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - Спб.:Питер, 2009. - 608 с.
  67. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов. - Автореф. на соискание учен. степени канд. пед. наук.- М., 2009. - 26 с.
  68. Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki
  69. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – Москва: Педагогика, 1989. – 560 с.
  70. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (2013 г.) //http://psychology_pedagogy.academic.ru/19197) (дата обращения: 27.03.2015)

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 – Сырые баллы по методике исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (экспериментальная группа)

 

№ п/п

Субтест 1 "Истории с завершением"

Субтест 2 "Группы экспрессии"

Субтест 3 "Вербальная экспрессия"

Субтест 4 "Истории с дополнением"

Композитная оценка

1

10

9

7

9

35

2

8

7

11

9

35

3

11

10

13

13

47

4

10

12

9

10

41

5

7

8

9

9

33

8

10

10

8

11

39

7

6

9

9

9

33

10

8

11

10

12

41

9

7

8

7

7

29

10

11

10

9

10

40

11

12

15

10

12

49

12

9

9

7

7

32

13

8

8

8

8

32

14

9

9

7

7

32

15

11

11

9

9

40

16

13

9

12

10

44

17

10

12

9

9

40

18

9

9

8

8

34

19

6

8

5

7

26

20

11

14

8

12

45

21

9

9

10

10

38

22

12

6

6

6

30

23

9

9

5

7

30

24

7

7

8

8

30

25

8

8

7

7

30

26

9

12

10

9

40

Среднее

9,23

9,58

8,50

9,04

36,35


 

 

 

Таблица 2 – Сырые баллы по методике исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (контрольная группа)

 

№ п/п

Субтест 1 "Истории с завершением"

Субтест 2 "Группы экспрессии"

Субтест 3 "Вербальная экспрессия"

Субтест 4 "Истории с дополнением"

Композитная оценка

1

9

7

7

10

33

2

7

8

10

9

34

3

11

12

9

9

41

4

10

8

11

8

37

5

7

7

10

9

33

6

9

10

9

8

36

7

11

6

8

11

36

8

7

8

7

9

31

9

7

7

6

7

27

10

8

11

9

8

36

11

10

7

8

10

35

12

9

9

6

8

32

13

8

6

7

8

29

14

7

9

8

6

30

15

12

8

8

11

39

16

6

13

8

9

36

17

5

7

4

6

22

18

6

9

9

8

32

19

7

11

9

7

34

20

8

6

8

8

30

21

7

9

6

6

28

22

9

12

10

10

41

23

8

9

6

6

29

24

10

7

9

7

33

25

6

6

4

5

21

26

7

9

8

6

30

Среднее

8,12

8,50

7,85

8,04

32,50


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 1 – Сырые данные по методике выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) В.В.Синявского, В.А.Федорошина (экспериментальная группа)

 

№ п/п

Коммуникативные

Организаторские

Сырые значения

Коэффициент

Оценка

Сырые значения

Коэффициент

Оценка

1

12

0,60

3

12

0,60

2

2

17

0,85

5

16

0,80

4

3

13

0,65

3

12

0,60

2

4

10

0,50

2

13

0,65

2

5

13

0,65

3

15

0,75

4

6

14

0,70

4

10

0,50

1

7

11

0,55

2

17

0,85

5

8

15

0,75

4

14

0,70

3

9

20

1,00

5

17

0,85

5

10

16

0,80

5

11

0,55

1

11

12

0,60

3

16

0,80

4

12

14

0,70

4

13

0,65

2

13

12

0,60

3

10

0,50

1

14

20

1,00

5

17

0,85

5

15

13

0,65

3

13

0,65

2

16

14

0,70

4

18

0,90

5

17

13

0,65

3

16

0,80

5

18

17

0,85

5

17

0,85

5

19

12

0,60

3

11

0,55

1

20

16

0,80

5

13

0,65

2

21

14

0,70

4

14

0,70

3

22

15

0,75

4

13

0,65

2

23

11

0,55

2

14

0,70

3

24

10

0,50

2

12

0,60

2

25

15

0,75

4

14

0,70

3

26

19

0,95

5

13

0,65

2

Среднее

14,15

0,71

3,65

13,88

0,69

2,92

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей старшеклассника с высокой академической успешностью