Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ.docx

— 107.55 Кб (Скачать файл)

Возраст, с которого допускается прием  граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования  определяются Уставом образовательного учреждения. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное  учреждение до получения им основного  общего образования. По решению органа управления образовательным учреждением  за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения  Устава образовательного учреждения допускается  исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших  возраста четырнадцати лет.

Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии  соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.

Основная  школа должна закладывать прочный  фундамент общеобразовательной  подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его  полноценного включения в жизнь  общества. Для глубокого усвоения основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обязательных предметов, охватывающих 75-80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы.

Основная  школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации Совет  школы может принять решение  о введении в школе одного или  нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический  и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля  обучения.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется  в пределах образовательных программ начального профессионального или  среднего профессионального образования  с учетом профиля получаемого  профессионального образования.

В настоящее время проявляется  тенденция преобразования общеобразовательных  школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофильные школы и  др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при  вузах и университетах. Такие  изменения в процессе получения  образования выявляют следующие  особенности:

тесное  увязывание разных ступеней образовательного процесса;

создание  прочных основ профессиональной ориентации;

создание  основ для осмысленного выбора будущей  профессии молодежью;

ориентация  на социальный заказ.

Вечерние  и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно  на базе школ третьей ступени. Учреждения профессионального образования:

начального (училища);

среднего (техникумы, колледжи);

высшего (институты, университеты, академии);

послевузовского (аспирантура, докторантура);

курсы, институты повышения квалификации и переподготовки.

Профессиональные  образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возможность  повышения уровня образования.

В Федеральном законе ст. 21 посвящена профессиональной подготовке, имеющей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащихся, она может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях:

учебно-производственных мастерских;

межшкольных учебных комбинатах;

учебных участках (цехах);

в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии;

в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование имеет  целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях  начального профессионального образования (профессионально-технических и  иных училищах).

Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее  профессиональное образование может  быть получено в образовательных  учреждениях среднего профессионального  образования или на первой ступени  образовательных учреждений высшего  профессионального образования.

Высшее  профессиональнее образование имеет  целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования  на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно  может быть получено в высших учебных  заведениях.

Высшее  образование - образование, содержание которого ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной  России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, приобщения их к научно-исследовательской работе.

Послевузовское  профессиональное образование предоставляет  гражданам возможность повышения  уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального  образования. Последипломное образование - это реализация непрерывного образования  через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения  квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и  докторантурой.

Аспирантом  является человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в  аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Докторант - это человек, имеющий ученую степень  кандидата наук и готовящий диссертацию  на соискание ученой степени доктора  наук.

 

13.СУЩНОСТЬ  ЦПП.

Педагогический  процесс как динамическая педагогическая система 

Педагогический  процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов  и воспитанников,  направленное на решение развивающих и образовательных  задач.

Педагоги  и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического  процесса.  Взаимодействие субъектов  педагогического  процесса (обмен  деятельностями) своей конечной целью  имеет присвоение воспитанниками опыта,  накопленного человечеством во всем его многообразии.  А успешное освоение опыта,  как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов  и воспитанников  на содержательной основе с использованием разнообразных  средств есть сущностная характеристика педагогического  процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель,  понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания  и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

  Педагогическая задача -  основная  единица  педагогического процесса.  Развивающаяся во времени основная  единица педагогического процесса,  по которой только и можно  судить о  его  течении,  должна  удовлетворять следующим  условиям:  обладать всеми существенными  признаками педагогического процесса;  являться общей  при реализации  любых педагогических целей;  наблюдаться при выделении путем  абстрагирования в любом реальном  процессе.  Именно этим условиям  отвечает педагогическая задача  как единица педагогического  процесса.

В реальной  педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов  и воспитанников возникают разнообразные  ситуации.  Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность.  Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и  есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет  задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная  последовательность решения бесчисленного  множества задач разного уровня сложности,  а воспитанники, в  свою  очередь,  включены в их решение,  так как взаимодействуют с  педагогами,  то и с этой точки  зрения  единицей  педагогического  процесса есть все основания рассматривать  материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию,  характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом,  движение педагогического процесса,  его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности,  но все  они имеют общее свойство, а  именно: являются задачами  социального  управления.  Однако "клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно  считать только оперативные задачи,  ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их  то,  что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов: 

анализа ситуации и постановки педагогической задачи;  проектирования вариантов  решения и выбора оптимального для  данных  условий;

осуществления плана решения задачи на практике,  включающего организацию взаимодействия,  регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

анализа результатов решения.

Движущие  силы педагогического процесса.  Поступательное движение  педагогического  процесса от решения одних задач  к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных  и своевременного осознания и  устранения субъективных педагогических  противоречий,  являющихся следствием ошибочных педагогических решений.

Наиболее  общим внутренним противоречием  объективного  характера,  определяющим  движение педагогического процесса,  является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые  к ним предъявляются со стороны  общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или,  наоборот, занижены, то  они не становятся источниками движения школьника,  а следовательно,  и всей педагогической системы к намеченной цели.  Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении.  Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников,  их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми.

В последние годы в связи с демократизацией  образования  выявилось главное  внутреннее противоречие педагогического  процесса и развития личности в детском  возрасте.  Это  несоответствие  между активно-деятельной  природой  ребенка  и социальнопедагогическими условиями его жизни.  Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных:  между общественными интересами и интересами личности;  между коллективом и личностью;  между сложными  явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся  следующие:  между целостностью  личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического  процесса;  между  отставанием процесса  генерализации  знаний  и умений и нарастающей  необходимостью применять преимущественно  обобщенные знания и умения; между  индивидуальным  творческим  процессом  становления личности и массово-репродуктивным  характером  организации   педагогического  процесса;  между  определяющим  значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно  на  словесное  воспитание; между возрастающей  ролью гуманитарных  предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации  педагогического процесса и др.

 

14.КОМПАНЕНТЫ  ЦПП.

В содержательном  плане целостность  педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования  опыта, накопленного  человечеством  во взаимосвязи его четырех элементов: знаний,  в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков;  опыта  творческой  деятельности и опыта эмоционально-ценностного  и волевого отношения к окружающему  миру.  Реализация основных элементов  содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных,  развивающих и воспитательных функций  цели педагогического процесса.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"