Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ.docx

— 107.55 Кб (Скачать файл)

 

Воспитание  – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и  семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.

 

Результаты  и эффективность воспитания в  условиях современного общества готовностью  и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной  творческой деятельности, позволяющей  им ставить и решать задачи, не имеющие  аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

 

В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями:

 

1) анализ ответов на прямо поставленные  вопросы;

 

2) оценочные суждения (на примере  какой-либо ситуации из жизни  или из книги);

 

3) сочинения на свободную тему («Мой  идеал», «Что такое нравственность?»  и т. п.);

 

4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем;

 

5) личная беседа учителя с учеником.

 

5.ЦЕЛЬ  ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ.

Цель  воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в  процессе воспитательной работы. Обстоятельное  знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает  его работе необходимую осмысленность  и направленность.

Цели  и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.

Цель  воспитания определяется потребностями  развития общества и зависит от способа  производства, темпов социального и  научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Сейчас  целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В  современной школе основным содержанием  обучения и воспитания является овладение  научными знаниями о развитии природы  и общества, а методика приобретает  все более демократический и гуманистический характер.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его  методики. Между ними существует органическое единство. Это единство выступает  как существенная закономерность педагогики.

Формирование  всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как  объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое  обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые  должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и  включением ее в производственный труд.

В развитии и формировании личности большое  значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

Ключевой  проблемой в процессе всестороннего  и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего  и гармоничного развития личности выступает  техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.

Велика  роль и моральных принципов в  развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается  духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких  эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию.

Воспитание  должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что  все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой.

Первостепенное  значение имеет создание в школе  условий овладения основами современных  наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и  развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической  сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.

2. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель».

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание как целенаправленный процесс  берет свое начало с периода разделения труда. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного  строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном  подчинении им интересов отдельной  личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в  данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них  преданиями и верованиями. Видное место  в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых.

Впервые зачатки образования появились  в странах Древнего Востока. Наибольшее распространение в этих странах  получили три типа школ:

1) жреческие школы создавались  при храмах;

2) дворцовые школы готовили писцов-чиновников;

3) военные школы готовили военачальников. Наиболее широким и многопредметным  было содержание образования  в жреческих школах.

Возникновение профессии педагога связано с  историей развития школ в Древнем  Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается  Марк Фибий Квинтилиан (римлянин).

На  острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности  храмов и дворцо– \ вых хозяйств.

В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо. Критские писцы установили твердые правила письменности:

Афинские  учебные заведения были частными, платными. Всего было два типа школ:

1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);

2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).

В эпоху эллинизма (III–I вв. до н. э.) школы  становятся достаточно организованными учреждениями:

1) имеют свои помещения, учителей  и руководителей;

2) любой свободнорожденный ребенок  мог получить образование в  государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет);

3) был открыт ряд философских  школ, игравших роль высших учебных заведений;

4) высшими учебными заведениями  руководили выдающиеся мыслители  того времени.

Основные  системы воспитания в Древней Греции.

1. Спартанская система обучения. Большое  внимание в спартанской системе  обучения уделялось военно-физической подготовке.

2. Афинская система обучения. Ее  принципиальным отличием от спартанской  системы было презрение к физическому  труду, который считался уделом  рабов. Как особая наука зарубежная педагогика формируется в начале XVII в. Среди педагогических деятелей зарубежной буржуазной педагогики: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт. Я. А. Коменский (1592–1670) написал труд «Великая дидактика» которая призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном языке.

 

6. личность, как объект и субъект воспитания

Воспитание  растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно  требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как  на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так  и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Вопрос  об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, системы ценностных ориентации, линию поведения.

 

7.ВОЗРАСТНАЯ ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.

Важную  роль в развитии психологической  науки сыграла созданная Д.Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка". Идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева послужили опорой для Д. Б. Эльконина, который при построении периодизации основывался на следующем.

Во-первых, он рассматривал возрастное развитие как общее изменение личности, формирование нового плана отражения  действительности, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения  и ценностных установок. При этом Д. Б. Эльконин исходил из того, что понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение. Данное положение подтверждается, в частности, тем, что в настоящее время пересматриваются традиционно сложившиеся представления о возрастных возможностях детей. Тем не менее психологические особенности возраста существуют как наиболее типичные, характерные, указывающие на общее направление развития.

Все три эпохи - раннего детства, детства, подросткового возраста - построены  по одному и тому же принципу и состоят  из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей  происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались". Таков логический каркас теории Д. Б. Эльконина, допускающий, как легко видеть, во многом различные содержательные интерпретации ведущих деятельностей в разные периоды (в этом, кстати, также одна из сильных сторон его теории).

Теперь  скажем в заключение, как Д. Б. Эльконин содержательно интерпретировал ведущие деятельности, характерные для разных периодов.

В период младенчества (I период, I эпоха) это - «непосредственно-эмоциональное  общение со взрослыми... на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия»

В период раннего детства (П период, I эпоха) - «предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами»

В дошкольном возрасте (I период, II эпоха) - «ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что... ребенок моделирует в ней отношения между людьми... На этой основе у ребенка формируется  стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению»

В младшем школьном возрасте (II период, II эпоха) ведущей деятельностью является обучение, в ходе которого «...происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка» (там  же).

Разработанная Д. Б. Элькониным периодизация позволила раскрыть многие важные особенности психического развития ребенка, прежде всего закономерности смены ведущих типов деятельности, появление основных новообразований на разных возрастах и др. Продуктивность рассматриваемой периодизации и адекватность ее реальному процессу детского развития подтверждена многочисленными эмпирическими исследованиями различных этапов онтогенеза, проведенными в последние 20 лет. Действенность периодизации Д. Б. Эльконина подтверждается результатами экспериментальных исследований не только в возрастной и педагогической, но и в социальной психологии.

Характеристика  возрастной периодизации

 

Существуют  разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти  периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии. Здесь мы рассмотрим возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина, так как, на мой взгляд она более наглядна.

 

.1 Младенчество

 

Период  младенчества (от 0 до 2-х лет) это - «непосредственно-эмоциональное  общение со взрослыми на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия» Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой с практическим действием, - ощупыванием, прикосновением, сдавливанием.

К концу первого года у младенцев  уже появляются первые совместные действия, они начинают подражать друг другу, затевая шумные совместные игры: догонялки, прятки. Все эти действия встречаются  редко и отличаются краткостью. Особенность  их в неустойчивом внимании к сверстнику - ребенок потеряет его из виду на секунду и словно забывает о нем, отвлекаясь на другой предмет, или очень  быстро устает от сверстника.

В совместной деятельности со взрослыми отношения чаще всего строятся по типу полной зависимости или по типу следования заданному образцу. Здесь присутствует, естественно односторонняя ориентировка во взаимоотношениях.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"