Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ.docx

— 107.55 Кб (Скачать файл)

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ  НАУКИ

Педагогика  – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим  поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с  греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогки является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.

Педагогика  как наука изучает теорию педагогического  процесса, направленного на гармоничное  развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как  «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно  определить как изучение целенаправленного  воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования  и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной  педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам  можно отнести:

1) изучение истории развития педагогического  знания и его использования  в обществе;

2) проведение исследований по актуальным  педагогическим проблемам;

3) разработку адекватных педагогических  теорий и практических рекомендаций;

4) разработку систем функционирования  педагогических учреждений и  повышение их эффективности;

5) разработку форм, методов, средств  и технологий педагогической  работы;

6) приоритетную разработку актуальных  проблем гражданского, нравственного,  правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;

7) разработку вопросов управления  педагогическими учреждениями, педагогическими  системами, педагогической деятельностью,  его научного, организационного, методического,  учебно—технического и кадрового обеспечения;

8) разработку системы профессионально—педагогической  подготовки руководителей, должностных  лиц, специалистов разных ведомств  и пр.;

9) участие в международных педагогических  проектах, обмене информацией, изучение  зарубежного опыта педагогической  работы;

10) подготовку научно—педагогических  и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных  педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.

Педагогика  – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование  настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения  младшему.

 

2.ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие  – процесс последовательного  изменения физических, психических  и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление  его личности.

Воспитание  – целенаправленный, систематический  и планомерный процесс формирования личности человека в современных  условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому  результату, отвечающему социальному  заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое  и т. д.

Образование – процесс и результат интеллектуального  развития личности, усвоение системы  знаний, умений, навыков.

Обучение  – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Педагогическая  деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.

Педагогическое  взаимодействие является движущей силой  педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения  в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.

Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность»  в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического  процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей  и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта  и др.

Педагогическое  взаимодействие организуется для решения  какой—либо педагогической задачи –  материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.

Педагогическая  технология – это последовательная система взаимодействия педагога и  учащегося, основанная на применении тех  или иных методов воспитания и  обучения с целью решения педагогических задач.

Таким образом, педагогический процесс можно  представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося  с учетом содержания образования  и воспитания, с использованием различных  педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

 

3.МЕТОДЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой  комплекс методов, сочетание которых  дает возможность с наибольшей достоверностью выполнять исследование. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне  изучить исследуемую проблему, все  ее аспекты и параметры.

Методы  исследования  - это способы познания объективной реальности. С помощью  методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых  явлений. Методы педагогических исследований обусловлены следующими особенностями:

- Результаты обучения и воспитания  зависят от одновременного воздействия  очень многих причин и условий.  Неоднозначный характер педагогических  процессов ограничивает возможности  применения известных в науке  методов. Поэтому в педагогическом  исследовании используется совокупность  методов.

- Педагогические процессы характерны  своей неповторимостью. У педагога-исследователя  нет возможности провести «чистый»  эксперимент. При повторном исследовании  никогда не удается воспроизвести  те же самые условия и «материал».

- В педагогическом исследовании  берется во внимание основная  тенденция, выводы формулируются  в обобщенной форме.

- Педагогическое исследование должно  проводиться без ущерба физическому  и психическому здоровью детей,  процессу их обучения и воспитания.

Конечная  цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.

Методы  педагогических исследований - пути и  способы познания объективной реальности педагогических явлений раскрывают процедурную часть педагогического  исследования, которая предполагает составление плана исследования, описание методов и техники сбора  дан­ных, способов их  анализа, а также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы:

- этап работы с научной информацией  (цель: найти информацию об объекте  исследования и обработать ее);

- этап преобразования поступившей  информации  (цель:  смодифицировать,  преобразовать найденные знания  об объекте исследования);

- этап творческого разрешения  проблемы исследования (цель: самостоятельно  открыть закономерности, присущие  исследуемому объекту).

Структура педагогического исследования определяется различными комбинациями перечисленных  этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными  повторениями и изменениями. Обратите внимание, что каждый этап подчинен определенной цели. Способ достижения поставленной цели называют методом. Поэтому  выполнение педагогического исследования предполагает использование следующий методов:

Методы  работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки  полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

Методы  научного познания: наблюдение, сравне­ние, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. Выделяют также специальные методы педагогического исследования: метод наблюдения, опросные методы, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др.

Мето­ды творческого решения проблемы исследования: метод струк­турного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.

 

4.СУЩНОСТЬ  ВОСПИТАНИЯ.

     Воспитание - есть  один  из  факторов  формирования  лич-ности. Оно заключается в том, что люди  хотят теми  или иными средствами  достигнуть  определённой  цели – развивать и образовывать у воспитанника опред. качества. Качественное  своеобразие воспитания, в отличие от  других  факторов  формирования  личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит  определённую  цель  и, стремясь  достигнуть  этой  цели, находит средства, ведущие к её  осуществлению. Таким образом, воспитание  есть  такое общественное  отношение, в котором одни  люди  воздействуют  на  других  в целях направленного формирования  личности. Там, где есть  воспитание, учитываются движущие  силы  развития, возрастные, типологические  и индивидуальные  особенности воспитуемых. Там, где есть  воспитание, на  полную  мощность  используются  положительные и ослабляются отрицательные влияния микро-среды. Там, где есть  воспитание, человек раньше  оказывается способным к самовоспитанию. Процесс воспитания  направлен на  формирование  социально важных  качеств личности, на  создание  и расширение  круга её  отношений к окружающему миру – к обществу, к людям,  к самому  себе. Чем шире, разнообразнее и глубже  система отношений личности  к разл.  сторонам  жизни, тем богаче  её  собственный духовный  мир.

 

     Воспитание (как общественное явление) - сложный и противоречивый социально-исторический  процесс передачи новым поколениям  общественно-исторического опыта,  осущест-вляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений

     Педагогический процесс - способ  организации воспитатель-ных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педаго-гический процесс - процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы. Исследование педагогического процесса - основа педагогики. В соответствии с педагог. процессом соз-даются методы, методики, приемы педагогической деятельности.

………………………………………….

Воспитание  – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

 

Основа  воспитания – социальное действие, которое М. Вебер определял как  направленное решение проблем, сознательно  ориентированное на ответное поведение  партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов  поведения людей, с которыми человек  вступает во взаимодействие. Отличительная  черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.

 

Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают  как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы  определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.

 

Наиболее  общие явные функции воспитания:

 

1) планомерное создание условий  для относительно целенаправленного  развития членов общества и  удовлетворения ими ряда потребностей;

 

2) подготовка необходимого для  развития общества «человеческого  капитала», в достаточной мере  адекватного общественной культуре;

 

3) обеспечение стабильности общественной  жизни через трансляцию культуры;

 

4) регулирование действий членов  общества в рамках социальных  отношений с учетом интересов  половозрастных и социально-профессиональных  групп.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"