Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ.docx

— 107.55 Кб (Скачать файл)

19.ХАРАКТЕРИСТИКА  ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.

При традиционной системе обучения главную  роль играет деятельность учителя. Эту  систему составляют дидактические  концепции Я. Коменского, И. Песталоцци и И. Гербарта. Традиционно структура обучения заключается в четырех стадиях: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения заключается в представлении материала через объяснение к пониманию, обобщению, а затем использованию знаний. Гербарт старался сформировать и классифицировать деятельность учителя.

Однако  эта система подверглась критике  к началу ХХ в. за авторитарность, книжность и «неучтение» интересов ребенка, за то, что она не содействует развитию мышления, творчества и самостоятельности ребенка. Отчего в начале ХХ в. возникают новые подходы.

……………………………….

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским. Термин «традиционное обучение»  подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классноурочной технологии следующие:

– учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного  обучения;

– класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить  в школу в одно и то же время  года и в заранее определенные часы дня;

– основной единицей занятий является урок;

– урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним  и тем же материалом;

– работой учащихся на уроке руководит  учитель: он оценивает результаты учебы  по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

– учебные книги (учебники) применяются  в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время  передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают  знания в готовом виде без раскрытия  путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков  этого типа обучения можно назвать  его ориентированность в большей  степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс  в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Кроме того, отсутствует возможность  приспособить темп обучения к различным  индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным  обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).

 

20.ХАРАКТЕРИСТИКА  ПЕДОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Появляется  педоцентрическая концепция, в которой основную роль играет ребенок и его деятельность. Этот подход основывается на системе педагога Дж. Дьюи, который предлагал создавать процесс обучения, учитывая интересы и потребности ребенка, чтобы приобретение знаний происходило в виде спонтанной деятельности.

Стадии  процесса обучения отражают исследовательское  мышление, научный поиск. Всевозможная деятельность детей – сочинения, рисунки, практические работы, театр («педагогика  действия») – инициирует познавательную деятельность, формирует мышление и умения.

Но  если использовать только такую дидактику, во всех предметах происходит потеря систематичности, расход большого количества времени и понижение уровня знаний.

...................................

педоцентрическая концепция. Настоящая теория ставит ребенка и его деятельность во главу угла. Приверженцами и разработчиками этого учения считают Дж. Дьюи, Г. Кершенштейна, В. Лая. Педагоги стремятся выстроить процесс обучения таким образом, чтобы он был интересен в первую очередь ребенку, базировался на его потребностях, жизненном опыте. В таком случае учеба носит естественный характер. Ребенок сам осознает необходимость получения тех или иных знаний.

При столкновении с проблемой у ученика  должен возникнуть мотив к ее преодолению. Проблема учителя в этом случае –  помочь в решении проблемы, показать пути выхода из ситуации, но ни в коем случае не настаивать на выполнении задания. Педоцентрическую концепцию называют «педагогикой действия», ведь обучение ведется через активную деятельность ученика. Считается (и не без оснований), что данная доктрина способствует развитию творческого мышления.

Однако  педоцентрическая концепция переоценивает способность ребенка к активной самостоятельной деятельности, что зачастую приводит к необоснованной трате времени и снижению уровня обученности. А знания носят случайный характер.

21.ХАРАКТЕРИСТИКА  СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Ее  суть заключается в том, чтобы  использовать положительные стороны  как одной, так и другой доктрины. Современная концепция считает, что и учение, и преподавание –  есть неотъемлемые составляющие процесса обучения. Эта система разработана  и основана на концепциях, предложенных П. Гальпериным, Л. Занковым, В. Давыдовым, К. Роджерсом. Элементами современной концепции являются такие направления, как проблемное обучение, программирование, развивающее обучение, педагогика сотрудничества. 
Современная дидактическая концепция основана на взаимодействии и взаимопонимании педагога и ученика. Учебный процесс построен на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности ученика. Задача учителя – поставить цель, проблему; он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации.

..........................

оскольку ни педоцентрическая, ни педагогоцентрическая системы не могут удовлетворить потребности современной дидактики, разработана современная дидактическая система.

Ее  суть заключается в том, чтобы  использовать положительные стороны  как одной, так и другой доктрины. Современная концепция считает, что и учение, и преподавание –  есть неотъемлемые составляющие процесса обучения. Эта система разработана  и основана на концепциях, предложенных П. Гальпериным, Л. Замковым, В. Давыдовым, К. Роджерсом, Бруненром. Элементами современной концепции являются такие направления, как проблемное обучение, программирование, развивающее обучение, педагогика сотрудничества.

Современная дидактическая концепция основана на взаимодействии и взаимопонимании  педагога и ученика. Учебный процесс построен на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности ученика. Задача учителя – поставить цель, проблему; он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации. Но, в отличие от педоцентрической концепции, учитель не вынужден ждать, пока ученик найдет проблему, он искусственно создает ее. В ходе совместной деятельности учителя и ученика задача должна быть разрешена. В обучении приветствуются коллективная деятельность и анализ знаний.

В современной российской школе еще  сильна традиционная классно-урочная  система, в которой учитель –  есть непререкаемый авторитет. Но в  модернизации современной школы  на смену традиционным концепциям приходят новые педагогические направления, способствующие решению множества  проблем в современной школе.

На  данный момент в дидактике обозначилось два противоречия: между теорией  и практикой (т. е. дидактикой и практикой  обучения) и между образованием и  обучением (внутри самой теории). Согласно теории, содержание образования подразделяется на 4 вида:

1) знания о природе, обществе, технике,  человеке, искусстве и т. д.;

2) способы деятельности (умения и  навыки), овладение которыми необходимо  человеку, чтобы сохранять и пополнять  культуру;

3) опыт творческой деятельности;

4) опыт эмоционального и ценностного  отношения к реальности, к людям,  к самому себе.

Данная  теория показывает место знаний, умений и навыков в структуре содержания образования и, следовательно, показывает отличие образования от содержания обучения. Сущности образования и  обучения в деятельности характеризуются  содержательностью и предметностью. Значит, представленная теория должна быть справедлива и для обучения, и для образования, а также  выполнять функцию объединения  между ними и устранения противоречий. У данной теории можно выделить два  основания:

1) инвариант состава;

2) инвариант видов деятельности  человека при освоении содержания  человеческого опыта.

22.СУЩНОСТЬ  ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.

Термин  «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

Наряду  с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.

Дидактика является частью педагогики, которая  изучает важнейшие проблемы теоретических  основ обучения. Основной задачей  дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс  обучения, и использование их для  успешного достижения задач образования.

Личность  в процессе обучения должна овладеть той стороной общественного опыта, которая включает знания, практические умения и навыки, а также способы  творческой деятельности. Общепринято  называть законом в дидактике  внутреннюю существенную связь явлений  обучения, которая определяет их необходимое  проявление и развитие. Но процесс  обучения отличается одной характеристикой  от других явлений общественной жизни, и соответственно законы обучения, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность.

Практически все последствия общественной жизни  являются результатом индивидуальной деятельности, которая направлена на цели и объекты. С другой стороны, деятельность обучения преследует достаточно узкие, ограниченные социальные цели, которые соотносятся непосредственно  с законами обучения. Заметим, что  совсем не обязательно, что законы обучения и цели его субъектов совпадают.

Цели  обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения  эмпирических знаний. Появился интерес  к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий  его осуществления.

Рассматриваемое отличие законов обучения как  социальной деятельности от других видов  общественной жизни и их законов  предполагает еще одну трудность  определения законов в дидактике. Законы общественной жизни не обеспечивают достижение каждой индивидуальной цели. Обучение же предполагает цели относительно каждого обучаемого. Заметим, что  обучение каждого индивида – следствие  множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием обучения, поэтому реализация этого множества крайне затруднительна. Следовательно, и достигнуть цели обучения по отношению ко всем обучающимся трудно.

Дидактика и психология обучения. Психология и дидактика тесно связаны между собой. Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект – процесс обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека.

Дидактика изучает условия (организационные  формы, методы, средства обучения), которые  необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в  соответствии с их психологическими закономерностями. Поэтому осмысленное  построение системы организационных  форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических  механизмов усвоения человеком системы  знаний, умений, способностей. То есть дидактика должна строиться на основе данных педагогической психологии.

Знание  психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых  они реализуются, составляют необходимую  основу для разработки методик обучения, выступающих как главное средство педагогической деятельности. Невозможно осмысленно пользоваться и разрабатывать  методики обучения, не зная психологических  закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются.

Существует  непрерывная цепочка связей: «педагогическая  психология» – «дидактика» –  «методика» – «практика». Эти связи  отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью  учебного процесса является формирование личности. Образование – процесс  и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное  образование.

Простая педагогическая ситуация состоит в  организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной  деятельности: процесс учения и организация  этого процесса педагогом. Педагог  в этой ситуации должен составить  представление о деятельности и  транслировать его ученику.

Ученик  должен принять эту деятельность, войти в нее и выполнить. Функции  педагога, таким образом, состоят  в сознании представления о деятельности у ученика и в вовлечении ученика  в деятельность. Наконец, педагог  осуществляет контроль исполнения и  результата деятельности. Контроль, следовательно, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности.

Если  результат контроля отрицательный, то процесс повторяется.

Если  проблемная ситуация заключается в  непонимании учеником задаваемого  представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность делится на части, согласно этапам вхождения  и осуществления деятельности. Затем  эти рефлексивные знания превращаются в нормативные, и снова педагог  демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, контроль осуществления деятельности и т. д. Такова логика дидактики. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную  деятельность ученика и управляющей  ею.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"