Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ.docx

— 107.55 Кб (Скачать файл)

  В организационном плане . педагогический  процесс приобретает свойство  целостности,  если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования  (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной  базы  (содержательно-конструктивная,  материально-конструк-тивная  и операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса  делового взаимодействия  педагогов и воспитанников по  поводу содержания образования,  усвоение которого последними - цель взаимодействия;

3) процесса  взаимодействия  педагогов   и  воспитанников  на Уровне  личных отношений (неформальное  общение);

4) процесса освоения воспитанниками  содержания  образования без   непосредственного  участия педагога (самообразование и самовоспитание).

          Как видно,  первый  и четвертый  процессы отражают предметные  отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные,  а следовательно,  и охватывают педагогический процесс в его целостности.

 

15.ЦЕЛОСТНОСТЬ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Главное интегративное  свойство педагогического  процесса как динамической системы - его  способность  к  выполнению  социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, что-

бы их выполнение соответствовало высокому уровню качества.  А это возможно  при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: 2  целостная,  гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность - синтетическое качество педагогического  процесса, характеризующее высший уровень  его развития, результат стимулирующих  сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. . Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее  единство  составляющих его компонентов,  их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий,  перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую  организацию  жизнедеятельности  воспитанников,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности:  сознание, чувства и волю. Любая  деятельность, наполненная нравственно-эстетическими  элементами,  вызывающая положительные  переживания и стимулирующая  мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей  действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к  единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как  часть и целое.  Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного,  нравственного, эстетического, трудового, физического  и других видов воспитания,  т.е. как обратное сведение в единый поток  механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый  педагогический процесс, который усилиями педагогов должен  постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника  и  специально организуемыми  влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

 

16.ЗАКОНОМЕРНОСТИ  И ПРИНЦИПЫ ЦПП.

Закономерности  ЦПП:

Этот  вопрос находится в состоянии  разработки. Нет единых подходов к  понятию закономерности, хотя оно  прочно вошло  в педагогику.

Закономерности  – объективные существенно-устойчивые повторяющиеся и необходимые  существенные связи между педагогическими  явлениями, предметами, процессами и  отдельными компонентами ПП.

Закономерности  ПП являются выражениями его сущности.

Группы  закономерностей ПП:

1)      закономерности обусловленные социальными условиями;

2)      закономерности обусловленные природой  человека;

3)      закономерности обусловленные сущностью  воспитания и обучения.

1 группа – это зависимость воспитания  и обучения от общих потребностей  и условий. От этого зависит  цель и конкретные задачи воспитания  и обучения, условия в которых  они будут осуществляться и  использование полученных результатов.

2 группа – а) определяющая роль  отводится деятельности и общению   в формировании личности;

б) зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых  особенностей ребенка.

3 группа –    а) взаимосвязь  процессов обучения, воспитания, образования  и развития личности;

б) взаимосвязь задач содержания методов  и форм воспитания и обучения в  ПП;

в) взаимосвязь группы и личности в  учебно-воспитательном процессе;

г) взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и  активной деятельностью воспитуемого.

Принципы  ЦПП:

Принципы  – основное исходное положение, в  основе которого лежат требования к  воспитанию и обучению и обеспечивающие их эффективность.

Организация ПП с их учетом и получишь высокий  результат.

Принципы  отражают внутреннюю сущность структуры  деятельности учителя и ученика  и определяют эффективность обучения.

1)                      Принцип гуманизации  - четко определяет гуманистическую основу взаимодействия педагога и ученика китайский философ Конфуций. Гуманной была педагогика А. С. Макаренко, П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. В настоящее время этот процесс возрождается в работах и педагогической деятельности В. А. Сухомлинского и учителей выступающих за педагогику сотрудничества: С. Н, Лысенковой, Шаталова, Е. Н. Ильина, В. А. Караковского и других. Сущность принципа – очеловечивание отношений учащихся между собой и педагогами в приоритетах человеческих ценностей. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности и доброжелательных отношений.

2)                      Принцип демократизации появился  еще в ранней буржуазной педагогике. Сущность его состоит в предоставлении  участникам педагогического процесса  определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

3)                      Принцип природосообразности впервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я. А. Коменским. Из русских педагогов следует выделить  К. Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике. Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом ставятся главными и определяющими факторами. Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного воздействия.

4)                      Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике 19 века и связан прежде всего с именем А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).

5)                      Принцип научности реализуется  в отборе содержания образования  и его соответствии современному  уровню развития науки и техники,  а следовательно, является основополагающим при разработке учебных планов, программ, учебников. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умениями и опытом научного поиска.

6)                      Принцип доступности. Все, что  передается детям и какие для  этого подбираются методы и  средства, должно соответствовать  их возрастным возможностям, уровню  обученности и воспитанности. Правила реализации принципа, разработаны Я. А. Коменским и другими авторами. Каждому ребенку надо изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не столько, чтобы исказить его научную сущность.

7)                      Принцип наглядности. Я. А. Коменский  считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, предоставлять  органам чувств, призывал изучать  сами вещи, а не чужие наблюдения  и свидетельства о них. Речь  идет о разумности мере, учете  специфики предлагаемого материала,  возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников. Польский  дидакт Ч. Куписевич сформулировал правила его реализации.

8)                      Принцип систематичности и последовательности. К. Д. Ушинский считал, что только  система, выходящая из самой  сущности предметов, дает нам  полную власть над нашими знаниями.

9)                      Принцип прочности. На усвоение  и запоминание любого материала  влияет много факторов, среди  которых немаловажное значение  имеет то, насколько интересно  и важно оно для ученика,  ценно в плане использования  в жизни.

Принцип связи теории с практикой и  с жизнью выражает необходимость  подготовки учащихся к правильному  использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности. Практика – критерий истинности полученного  нового знания. Когда учащиеся (воспитанники) выполняют всевозможные опыты, практические задания, анализируют свое поведение  в тех или иных ситуациях, они  получают подтверждение истинности или ошибочности полученных знаний.

 

17.ЭТАПЫ  ЦПП.

На  подготовительном этапе решаются следующие  задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Этап  осуществления педагогического  процесса (основной) можно рассматривать  как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные  элементы: постановка и разъяснение  целей и задач предстоящей  деятельности; взаимодействие педагогов  и учеников; использование намеченных средств и форм педагогического  процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер  стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического  процесса с другими процессами.

Важную  роль на данном этапе играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Оперативная обратная связь в  ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому  взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный этап).

 

18.ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ.

Особенность педагогической деятельности требует  от учителя обладания системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Учитель основной и средней  школы общается с той возрастной группой учащихся, которая имеет  достаточно разнообразные общие  и складывающиеся профессиональные интересы. Действенное педагогическое взаимодействие, появление межличностных отношений с ними происходит только при наличии у него широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях – социальной, культурной, научной, технической. На основе всех представленных качеств и формируется творческая, духовно богатая личность, которая привлекает молодежь, притягивает ее к себе. Кроме того, профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя обусловливаются глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.

Успешная  профессиональная деятельность предусматривает  овладение наставником основами общетеоретических дисциплин в  объеме, который нужен для решения  педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач. Среди этих задач можно выделить следующие:

– знание государственного языка Российской Федерации – русского языка, на котором  производится преподавание;

– знание об общих законах мышления и методах оформления его результатов в письменной и устной речи;

– знание основ философии, объясняющей  общие законы природы и бытия  человека, обеспечивающей выяснение  смысла собственной жизни и профессиональной деятельности;

– знание о мировой и отечественной  истории и культуре, формах и способах научного познания и их эволюции, места науки в развитии общества;

– знание основ экономической и социальной жизни общества.

Вне зависимости от специфики преподаваемой  дисциплины педагогу нужно знать  основы права и ведущие правовые документы, которые определяют социальную и образовательную политику государства. К таким документам относят:

– Конституцию и законы Российской Федерации;

– решения Правительства РФ и органов  управления образованием по вопросам образования;

– Конвенцию о правах ребенка.

Для защиты жизни и здоровья детей  учитель обязан знать: возрастную физиологию и основы школьной гигиены, правила  и нормы охраны труда, техники  безопасности и противопожарной защиты.

Компетентность  в области самостоятельной образовательной  деятельности обеспечивается владением  основ научной организации труда: способов поиска, обработки, хранения и использования информации, современных  информационных образовательных технологий, способов организации самостоятельной  работы, соблюдения режима труда и отдыха и т. д.

Система психолого-педагогических знаний, которые  нужны любому учителю, состоит из несколько блоков. Прежде всего это психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, основных психических процессах и психологических механизмах, лежащих в основе воспитания и обучения.

Учитель должен знать особенности педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к  личности педагога, основ профессионально-личностного  самовоспитания и саморазвития.

…………………………

Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное  повышение своего профессионального  уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками  создания благоприятных отношений  в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Обязательное для учителя качество - гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Душевная чуткость в характере учителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Неотъемлемое профессиональное качество учителя - справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"