Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ.docx

— 107.55 Кб (Скачать файл)

………………………………………

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью вместо игры становится учение, изменяется уклад  жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка  с окружающими.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются  функции больших полушарий головного  мозга, усиливается аналитическая  и синтетическая функции коры. Быстро развивается и психика  ребенка. Повышается точность работы органов  чувств. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и в то же время остротой и  свежестью. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка  начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

Мышление  у детей начальной школы развивается  от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль учителя. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешнего четвероклассника насчитывает примерно 3500-4000 слов.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени  очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет  ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Однако ученики начальной  школы не умеют распорядиться  своей памятью и подчинить  ее задачам обучения.

 

9.ГУМАНИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ. ДЕКЛАРАЦИЯ ООН О  ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Гуманистическая педагогика требует ставить ученика  в центр школьных отношений и  делать все, чтобы он получил максимальное развитие.

Гуманистическую педагогику чаще всего называют инновационной. Но инновационная она только для  нас лучшие западные системы уже  давно эволюционируют в сторону  гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых  отношений. Гуманизм - это целостная  концепция человека как наивысшей  ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства  личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих  способностей, создание для этого  соответствующих благоприятных  условий (жизни, труда, обучения и т. д.). Гуманистическая педагогика - система  научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного  участника учебно-воспитательного  процесса, развивающегося по своим  возможностям. С позиций гуманизма  конечная цель воспитания состоит в  том, чтобы каждый воспитанник мог  стать полномочным субъектом  деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

………………………………………………………………..

Польский  писатель, педагог, врач Януш Корчак вместе с двумястами детей Дома сирот в 1942 г. шагнул в газовую камеру лагеря Треблинка. Он сделал это, чтобы дети не знали, что их отправляют умирать. У Януша Корчака был выбор: бежать из гетто или остаться с детьми и разделить их мученическую гибель. Людям, которые предлагали ему бежать, он ответил, что человек должен на деле подтвердить то, во что верит, и что внушал детям. Он остался верен учительскому долгу и выбрал второе.

Личность, деятельность и книги замечательного польского педагога Я. Корчака оказали  огромное влияние на Василия Александровича Сухомлинского. Узнав о его подвиге, Сухомлинский пишет: «Я понял: чтобы  стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Одну из своих  книг он так и назвал – «Сердце  отдаю детям».

Но  это была не просто метафора: талантливый  педагог, писатель, Сухомлинский всего  себя посвятил сложному, но благородному делу воспитания детей. И хотя с 1942  г. носил в своей груди осколки  немецкой свинцовой пули, он никогда  не искал для себя легкой жизни. Им написаны 41 монография и брошюра, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок; издано полное собрание сочинений в 5 толстых томах – для педагогов, родителей. С 17 лет начал он педагогическую деятельность. С 29 лет в должности директора возглавил Павлышскую школу и бессменно проработал в ней 22 года (1948–1970  гг.).

Создал  коллектив единомышленников. Учителя  не просто работали, они творили  под руководством В.А.  Сухомлинского. Павлышская школа превратилась в экспериментальную площадку, в своеобразную авторскую школу, где наяву реализовывались гуманистические идеи Василия Александровича. Например, одна из них – «воспитание без наказания». Эта идея пронизывает всю деятельность и труды В.А.  Сухомлинского.

Для прочтения и конспектирования рекомендуем  вам статьи «Воспитание без наказания», «Не бойтесь быть ласковыми», «На  нашей совести человек», «Осторожно, ребенок», «Рождение добра», «Письмо  о педагогической этике», «Самый отстающий  в классе» (т. 5, ПСС).

В повседневной практике он отстаивал  главную философскую идею своей  жизни: гуманное общество могут создать  лишь гуманные люди, но таких людей  может воспитать только гуманизм.

В ходе учебы вы глубже познакомитесь  на занятиях по педагогике с личностью, наследием В.А.  Сухомлинского, с  тем огромным вкладом в развитие мировой и отечественной педагогической науки и практики, которые внес своим трудом замечательный педагог.

Наш совет вам: читайте его произведения, они многому вас научат и помогут  формированию вашего профессионализма.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человеческих отношений между людьми.

Гуманность  – человечность, человеколюбие, уважение к людям.

Гуманный – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью.

С 1984  г. в основу перестройки отечественного образования положены ряд принципов (интеграции всех воспитывающих сил  общества; дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного  проявления и развития способностей каждого школьника; демократизации – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов), важнейший  из которых – принцип гуманизации образования:

усиление  внимания к личности каждого ребенка  как к высшей ценности общества;

установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими  качествами.

Что же конкретно предполагает гуманизация образования?

Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным.

Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как Личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности.

Гуманизация образования предполагает также необходимость помочь ребенку, школьнику, студенту самореализоваться в жизни.

Средством гуманизации образования является, в частности, его гуманитаризация – проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин, а также увеличение доли гуманитарного образования в разных педагогических системах образования.

Гуманитарный  – а) относящийся к человеку и  его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам  человека; б) гуманитарные науки –  общественные науки (философия, история, политология, право, экономика), филология, искусствоведение.

………………………………………………

Декларация  прав ребенка

Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года

обязано давать ребенку лучшее, что оно  имеет,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка  с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное  благо и на благо общества, правами  и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и  женщин как отдельных лиц, а также  добровольные организации, местные  власти и национальные правительства  к тому, чтобы они признали и  старались соблюдать эти права  путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные  в настоящей Декларации права. Эти  права должны признаваться за всеми  детьми без всяких исключений и без  различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального  или социального происхождения, имущественного положения, рождения или  иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная  защита и предоставлены возможности  и благоприятные условия, которые  позволяли бы ему развиваться  физически, умственно, нравственно, духовно  и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании  с этой целью законов главным  соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального  обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным  в физическом, психическом или  социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование  и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви  и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и  обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка  должно быть руководящим принципом  для тех, на ком лежит ответственность  за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность  игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах  быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного  минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться  работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или  образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая  может поощрять расовую, религиозную  или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также  в полном сознании, что его энергия  и способности должны посвящаться  служению на пользу других людей.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"