Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ.docx

— 107.55 Кб (Скачать файл)

Кризис 1 года связан с актуализацией предметно - практической стороны деятельности, в процессе которой ребенок осваивает  социальный опыт, вырабатывает способы  обращения с предметами, оценивает  свои действия, утверждает позицию <Я> среди других.

2.2 Раннее детство

 

В период раннего детства (2-4 года) - «предметно-орудийная  деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными  способами действий с предметами»

Раннее  детство ребенка проходит среди  людей (взрослых и сверстников, старших  и младших детей), которые применяют  по отношению к их жизненной активности санкции в виде наказания («нельзя», «табу»), ограничивая ее.

Психологическое пространство ребенка начинает приобретать  семантическую глубину, появляются и проявляются первые обобщения  переживаний, вызванных встречами  со скрытыми от непосредственного наблюдения свойствами предметов, в том числе  и своих собственных.

Решение ребенком важнейшей задачи развития - овладение самоконтролем - осуществляется на фоне действия наказания со стороны  взрослых. Естественно, что не только его, но и других - прощения и поощрения  тоже.

Кризис  трех лет - упрямство и негативизм малыша - испытание силы -Я каждого из участников взаимодействия: и ребенка, и взрослого. К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив свое Я, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми, обществом.

 

2.3 Дошкольный возраст

 

В дошкольном возрасте - середина детства (5-7 лет) - «ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что... ребенок моделирует в ней отношения между людьми... На этой основе у ребенка формируется  стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению»

Возможность экспериментировать с собственным  Я и не-Я, создающаяся в середине детства, переживание дифференцированных отношений (свои - чужие) с людьми создает условия для осознания границ собственного психологического пространства. Это осознание происходит очень сложно и связано с воздействием на его разные свойства - собственно психологические и телесные.

В это время дети подвергают свое тело разным воздействиям, проверяя известные им сведения о его свойствах или устраивают эксперименты.

Нарастающая дифференциация чувств требует некой упорядоченности, наверное, естественной шкалой для этого становится само тело ребенка. Именно в это время им решается задача установления своей половой идентификации. Половая принадлежность становится тем основанием, которое позволяет удержать разлетающиеся, когда-то целостные чувства, сделать их предметно отнесенными.

Успех ребенка в разных видах деятельности самым тесным образом связан с  признанием его сверстниками, - это  проявление обусловленного отношения  человека к человеку (проще говоря, любят или хорошо относятся только за что-то, а не просто так - бескорыстно).

В литературе середина детства связывается  с кризисом шести лет как периодом потери ребенком непосредственности и  спонтанности в активности, а приобретения произвольности и опосредованности, то есть поведение становится многоплановым  -разделяется план реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение; разделяется план предметный и отношенческий; становятся дифференцированными чувства, выделяется и осознается переход одного чувства в другое.

Ребенок уже не просто реагирует, усваивает, он уже и многое делает «понарошку», «специально», применяя для воздействия на себе и на других известные ему закономерности человеческих отношений и свойства предметов.

Опасность этого периода состоит в том, что ребенок еще не знает меры своим силам как физическим, так  и умственным, поэтому его воздействие (как на себя, так и на других) может  быть чрезмерным, взрослым надо обязательно  пресекать агрессивное манипулирование  и насилие.

 

.4 Конец детства

 

Период  конца детства (8-12 лет) редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним  из самых стабильных периодов жизни  человека

В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего - начало среднего школьного  возраста.

В младшем школьном возрасте ведущей  деятельностью является обучение, в  ходе которого «...происходит интенсивное  формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка».Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности.

Считается, что самой главной задачей  является установление и осуществление  социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание  себя как владельца тайны собственного Я (непрозрачного для других). Границы  собственного психологического пространства ребенок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных  средств, выглядящих для наблюдателя  как появление скрытности, как  бы подтекста в отношениях ребенка  с другими людьми. Одновременно это  связано со структурированием своего психологического пространства - дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции (для себя).

Именно  в это время все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое  пространство как устойчивые элементы, организующие его, так как все  эти навыки связываются с переживаниями  целесообразности потраченных усилий по организации своего Я.

Усвоение  научных понятий формирует внутренний план действий ребенка; в нем проявляется  содержательная ориентировка на все  измерения времени («это уже знаю», «это изучу», «этого не знаю», «это буду знать»). Усвоение закономерностей  вещей и явлений позволяет  предвидеть свои действия и преобразования предметов, что отражается в умении планировать собственные движения в пространстве и времени.

Произвольность  поведения, управление своими психическими процессами, внутренний план действий будут определяться содержанием  взаимоотношений и взаимодействий ребенка со взрослым как носителем общественно значимых способов действия и подлинно нравственных отношений.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

У 6-9-летнего ребенка происходит появление  теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень  социального развития, когда ребенок  не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать  себя как субъекта, вступить в широкий  круг общественных отношений.

2.5 Подростковый возраст

 

Подростковый  возраст (13-17 лет) - один из сложных периодов человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся  психологических структур, возникают  новые образования, но и закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для  этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение  установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения  по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Наряду  со стремлением ко взрослости у подростков отчетливо обнаруживается ярко выраженная потребность в общении со сверстниками.

В 15 лет вычленяется новый промежуточный  рубеж социального развития (<я  в обществе>). Если в первом полугодии 14-летнего подростка больше всего  интересует самооценка и принятие его  другими, то уже у 15-летнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального  развития. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к реализации себя. Происходит активное формирование самосознания, социальной позиции ответственного субъекта.

2.6 Юность

периодизация  психический младенчество детство

Юность (18-22) в конкретных социальных условиях.

Психологическое пространство человека весьма неоднородно, это делает целостность его Я  неустойчивой, восприятие жизни как  моей-жизни колеблется, часто по причинам, непонятным самому человеку.

Развившееся тело, стремление Я к интегрированности с новой силой обостряет потребность (тоску) в подтверждении реальности собственного Я, обладающего не только потенциальной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой другими людьми силой. Появляется готовность к установлению особого отношения с другими. Я уже назвала его отношением дружбы.

У человека в юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость  в интегрировании разных проявлений жизни своего Я - он чувствует, переживает возможность этого как направленность течения жизни, но для осуществления  интеграции нужна сила, нужна энергия, позволяющая преодолеть противоречивость разных проявлений жизни, ее глобальную противоречивость - наличие в жизни  смерти.

Источником  такой силы, такой энергии становится друг - другой человек, который своим  присутствием дает необходимую психологическую  информацию для интеграции Я.

Кроме проблемы независимого существования  своего Я - целостного, интегрированного, узнавшего свои свойства с помощью  идентификации их в друге, в юношеском  возрасте актуальными для развития (именно психического развития!) становятся задачи независимого существования. Для их осуществления необходимы умения и навыки организации своей социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия ответственных решений.

Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его  способности проявить и сохранять  свою индивидуальность; в это время  уже есть основания для преодоления  страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через  противостояние с другими людьми юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного  воздействия другого.

 

8.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА И ОСОБЕННОСТИ  УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С НИМИ.

В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических  функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок  уровень развития зрительного и  слухового восприятия.

На  начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность  детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана  с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и выделять отдельные свойства предметов. Наблюдение быстро формируется в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень – уровень произвольного наблюдения.

Память  в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.

Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и  наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась  в памяти, даже если это абстрактный  материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном  направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что  они еще не могут сознательно  анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Периоды развития мышления:

1) преобладание наглядно-действенного  мышления. Период схож с процессами  мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически  доказывать свои умозаключения.  Они выстраивают суждения на  основе отдельных признаков, чаще  всего внешних;

2) дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все  еще судят о предметах по  внешним признакам, но уже способны  выделить и соединить отдельные  части, объединив их. Так, обобщая,  дети учатся абстрактному мышлению.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок  либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок  знакомится с письменной речью.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"