Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ.docx

— 107.55 Кб (Скачать файл)

2. Важнейшим критерием построения  содержания образования является  научная база обучения. Обучение  должно включать в себя строго  научные утверждения, соответствующие  современному состоянию науки.

3. Содержание учебного материала  по предмету не должно противоречить  положениям официальной науки,  должно строиться в соответствии  с логикой официальной науки.  Учебный материал необходимо  связывать с другими учебными  предметами.

4. Теоретические знания не должны  быть получены в отрыве от  практических занятий. Связь теории  и практики – необходимое условие  нормального обучения.

5. Содержание образования должно  строиться в соответствии с  возрастными и психологическими  особенностями ребенка.

6. Содержание образования должно  нести в себе профориентационную направленность, содержать элементы технического и трудового обучения.

Содержание  современного образования направлено на всестороннее развитие ученика в  соответствии с его интересами и  потребностями и новейшими достижениями современной науки и техники. Это позволяет формировать конкурентоспособную  личность на базе школы.

Содержание  образования отражено в учебных  программах, учебных планах, учебно-методических комплектах и учебных пособиях.

 

26.ФАКТОРЫ ,ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в  которой находят концентрированное  выражение как интересы общества, так и интересы личности.

  Цель современного образования  - развитие тех свойств личности,  которые нужны ей и обществу  для включения в социально  ценную деятельность. Такая цель  образования утверждает отношение  к знаниям,  умениям и навыкам  как средствам, обеспечивающим  достижение полноценного,  гармоничного  развития эмоциональной,  умственной, ценностной,  волевой и физической  сторон личности. Знания, умения  и навыки необходимы для применения  в жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства  в образовательных учреждениях поэтому не самоцель,  а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

Человек -  система  динамическая,  становящаяся  личностью и проявляющаяся в  этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.  Следовательно,  с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

Динамика  личности как процесс  ее  становления  представляет собой изменение во времени свойств и качеств  субъекта,  которое и составляет онтогенетическое развитие человека. Осуществляется оно в процессе деятельности.  Другими словами, деятельность имеет  одним из своих продуктов развитие самого  субъекта.  Речь  идет  об учении как ведущем виде деятельности,  обеспечивающем необходимые условия  для успешного развития личности и сочетающемся с  другими видами деятельности (трудовой,  игровой, общественной). Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования.  Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу,  как содержание особым образом организованной  деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

 

27.ТЕОРИЯ  ФОРМИРОВНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

сновные теории формирования содержания  образования сложились в конце XVIII - начале XIX в.  Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования.

Первую  еще  называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма.  Ее сторонники считали, что основная цель образования  состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.  Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я. А. Коменский, много лет  своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся.

Сторонниками  материальной теории формирования содержания образования были многие известные  педагоги XIX столетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня,  о  чем  свидетельствует анализ  содержания некоторых программ и  учебников,  перегруженных информацией  настолько, что учащиеся просто не в  силах ее усвоить.

Формальная  теория  формирования содержания образования,  или дидактический формализм, рассматривала  обучение только как средство  развития  способностей  и познавательных интересов учащихся. Главным критерием поэтому при отборе  учебных предметов должна служить развивающая ценность учебного предмета,  наиболее сильно представленная в математике и классических языках.  Теоретическую основу  дидактического формализма составляло положение о переносе знаний и умений,  приобретаемых в одной области деятельности,  в другую.

Сторонники  дидактического формализма были уже  в древности. К ним  относился  Гераклит,  по мнению которого "многознание уму не научает". Аналогичную позицию занимал Цицерон. В Новое время теорию дидактического формализма, принципиальной основой которой была философия И. Канта,  а также неогуманизм,  выдвигал Песталоцци. По его мнению, главной целью обучения должно стать усиление "правильности мышления учеников,  или формальное образование". В Германии  близкие взгляды изложил А. Дистервег в своем "Руководстве для немецких учителей" (1850).

Заслуга представителей  формальной  теории отбора содержания образования состоит в том, что они обратили внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т.д. Слабость этой теории  была  обусловлена тем,  что в программах обучения прежде всего отражались инструментальные предметы  (языки, математика). Подобно тому как познание фактов (предметов,  явлений,  событий и процессов) влияет на формирование мышления, так и развитие мышления обусловливает возможность овладения учеником знаниями фактологического характера.  Эта двусторонняя  диалектическая  зависимость не была достаточно четко осознана ни представителями энциклопедизма,  определявшими обучение через его содержание,  ни сторонниками  формализма,  которые переоценивали в обучении значение субъективно-процессуальной стороны.

Обе теории   были   подвергнуты   глубокой  научной  критике К. Д. Ушинским.  Он писал, что "формальное развитие рассудка... есть несущественный  признак,  что рассудок развивается  только в действительных реальных знаниях".

Школа, по его мнению, должна обогащать  человека знаниями и в то  же  время  приучать  его  пользоваться  этим  богатством.   С К. Д. Ушинского  в российской педагогике утверждается идея обеспечения единства материального  и формального подходов к отбору содержания образования.

 

28.НОРМАТИВНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ,ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ.

уществует государственный образовательный стандарт и образовательные программы, которые определяют цели, содержание образовательного процесса, устанавливают критерии. Стандарты образования имеют федеральный и региональный компоннент, а также компонент конкретного образовательного учреждения, и хорошо, когда они воплащаются в квалификационной характеристики его выпускника. Педагогическое значение последней в том, что она помогает: уточнить учебный план и входящий в него набор учебных дисциплин; правильно распределить часы по учебным дисциплинам; разобрать комплексный план личностно-формирующей работы, включающей меры по обеспечению достижения положительного результата к концу срока образования; оценить достигаемые результаты и вклады в них ответственных субъектов образовательного процесса. При выпуске из образовательного учреждения выпускник должен обладать социальными, профессиональными, деловыми качествами: цивилизованного человека, гражданина, профессионала, сппециалиста. ПЕДАГОГИческие характеристики выпускника должны отличаться: образованностью, обученностью, развитостью..... Образовательные программы  воплощают в содержании требования ГОСТов, достижения наук, уроки успешного опыта. В структуре современного образования определены три основных цикла учебных дисциплин: 1) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.; 2) общие математические и естественно-научные; 3) общепрофессиональные.

Документы, определяющие содержание образования.

Содержание  образования отражено в учебных  планах , программах, учебных пособиях и учебниках. УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки учащегося или специалиста. В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных предметов и оссновных видов производственной практики. Учебный план составляется в соответствии с учетом формы обучения (дневн, заочн.,вечерн), уровня базовой подготовки. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательноссть изучения учебного материала. Программа содержит пояснительную записку – методическое руководство для преподавателя. В ней раскрываются( место назначения предмета в системе подготовки учащегося, образовательные и воспитательные задачи, связь учебного предмета с другими, приводится  примерный тематический план.  Учебные программы содержат списки литературы, тематикии курсовых проектов и работ).  В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия. ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ: 1) систематизация академических предметов 2) пересмотр содержания образования с учетом международных стандартов 3) усиление дифференциации содержания образовани, ориентированной на насстоящий уровень развития умственных возможностей  учащихся. 4) включение в содержание образования материала, актуального для повседневной жизни и развития учащихся 5) подготовка новых учебников, отвечающих современным требованиям, на конкурсной основе

 

29.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ЕГО  РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ.

Конституция Российской Федерации гарантирует  каждому гражданину страны равные возможности  для получения образования, общедоступность  и бесплатность. Для обеспечения  этих и других требований в российском образовании разработан Государственный  образовательный стандарт. В федеральном  законодательстве это понятие трактуется следующим образом:

«Государственный  стандарт общего образования – это  система норм и требований, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников  образовательных учреждений, а также  основные требования к обеспечению  образовательного процесса».

Кроме обеспечения вышеназванных требований, ГОСТ образования дает возможность  для разграничения образовательных  услуг, финансируемых за счет бюджетных  средств и за счет учащегося. Он определяет требования к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт.

На  основании государственного образовательного стандарта:

1) разрабатываются базисный учебный  план, образовательные программы,  учебные планы образовательных  учреждений и программы по  учебным предметам;

2) производится объективная и единая  оценка деятельности учащихся  во всех общеобразовательных  учреждениях страны;

3) определяется объем финансирования  образовательных услуг, реализуемых  учебным заведением;

4) определяется уровень оснащенности  образовательных учреждений;

5) устанавливается эквивалентность  документации об образовании.

В состав стандарта общего образования  входит три компонента: федеральный  компонент, региональный компонент  и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент  образовательного законодательства  включает в себя обязательный  минимум содержания образовательных  программ.

2. Региональный компонент. Каждый  регион РФ имеет возможность  выстроить учебную деятельность  в соответствии со своими экономическими  и социальными потребностями.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета  и руководства образовательного  учреждения в учебный план  могут быть внесены изменения  в соответствии с пожеланиями  учащихся и педагогов.

Базовыми  для реализации государственного образовательного стандарта являются следующие концептуальные положения.

1. Личностный подход к обучению.

2. Деятельностная направленность.

3. Межпредметность.

4. Воспитательный и развивающий  потенциал.

5. Профильность.

6. Формирование информационной культуры.

 

30.ПРИНЦИПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

 

2. Научности, проявляющейся в соответствии  предлагаемых для изучения в  школе знаний последним достижениям  научного, социального и культурного  прогресса.

 

3. Последовательности, заключающейся  в планировании содержания, развивающегося  по восходящей линии, где каждое  новое знание опирается на  предыдущее и вытекает из него.

 

4. Историзма, означающего воспроизведение  в школьных курсах истории  развития той или иной отрасли  науки, человеческой практики, освещение  в связи с изучаемыми проблемами  деятельности выдающихся ученых.

 

5. Систематичности, предполагающей  рассмотрение изучаемых знаний  и формируемых умений в системе,  построение всех учебных курсов  и всего содержания школьного  обучения как систем, входящих  друг в друга и в общую  систему человеческой культуры.

 

6. Связи с жизнью как способа  проверки действенности изучаемых  знаний и формируемых умений  и как универсального средства  подкрепления образования реальной  практикой.

 

7. Соответствия возрастным возможностям  и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система  знаний, умений предлагается для  освоения.

 

8. Доступности, определяемой структурой  учебных планов и программ, способом  изложения научных знаний в  учебных книгах, а также порядком  введения и оптимальным количеством  изучаемых научных понятий и  терминов.

 

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет  своей целью овладение основами важнейших наук о природе и  обществе, развитие мировоззрения и  нравственно-эстетической культуры. Техническое  образование знакомит учащихся в  теории и на практике с основными  отраслями промышленного производства.

 

Требования  к содержанию обучения в средней  общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании образования  прослеживаются два аспекта –  национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования  являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"