Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Файлы: 1 файл

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ.docx

— 107.55 Кб (Скачать файл)

Объектом  науки является реальный процесс  обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.

Теория  обучения как наука включает в  себя несколько категорий.

Сущность  процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного  процесса.

Методы  обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.

Принципы  обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.

Содержание  школьного образования. Выявляет взаимосвязи  различных видов обучения в общеобразовательной  школе.

Организация обучения. Занимается вопросами организации  учебной работы, обнаруживает новые  формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний  день является урок.

Деятельность  учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.

Деятельность  учащихся. Поведение и работа ученика  в ходе реализации образовательного процесса.

Являясь педагогической дисциплиной, дидактика  оперирует теми же понятиями, что  и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность»  и др.

Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения  учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование  реализуется под влиянием обучения.

Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя  и учащихся, в ходе которого, главным  образом, осуществляется образование  и вносится существенный вклад в  воспитание и развитие личности.

Обучение  не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.

Обучение  представляет собой единство процессов  преподавания и учения. Преподаванием  называют процесс деятельности преподавателя  в ходе обучения, а учением –  процесс деятельности ученика. Учение происходит также и во время самообразования. Из выявленных дидактикой закономерностей  вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.

Обучение  выполняет одну из основных задач  развития личности – передать молодому поколению знания из опыта человечества, сформировать необходимые в жизни  умения и навыки, взгляды и убеждения.

Начальное обучение содержит в себе большие  потенциальные возможности для  всестороннего развития младших  школьников. Раскрыть и реализовать  эти возможности – важнейшая  задача дидактики начального обучения.

Обучение  ставит перед индивидуальным развитием  ученика задачу – овладеть современным  для данной эпохи уровнем знаний. Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического. Общественно-историческое познание всегда идет впереди индивидуального.

Обучение  – особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Вне обучения общественно-историческое развитие отрывается от индивидуального  и теряет один из источников своего самодвижения.

Процесс обучения сопряжен с развитием и  формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией.

Мотивация – это процесс, побуждающий двигаться  к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к  деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и  внутренняя. Многие педагоги склонны  чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.

Однако  существует мнение, что систематический  длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание  учеников трудиться и даже может  совершенно разрушить его.

Важно развивать внутренние мотивы ученика. Уровень внутренних потребностей у  каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям (потребность в выживании, в безопасности, в принадлежности, в самоуважении, творческие потребности и потребность  в самоактуализации).

Обучение  возникло еще на самых ранних стадиях  развития человечества и заключалось  в передаче молодым поколениям опыта  предков. Древний охотник должен был научиться владеть оружием, приготовить пищу, изготовить орудия труда, защититься от недругов. Подобный вид обучения характерен и для  животного мира, когда мать учит своих детенышей охотиться, укрываться от врагов. Древний человек смотрел  на своих старших сородичей, наблюдал за их речью, поведением и пытался  повторить все то, что они делали. Таким образом, получалось, что ребенок  занимался самообразованием, ведь в  примитивных племенах не было специально подготовленных педагогов.

В ходе эволюции с усложнением человеческих отношений усовершенствовалась  и система обучения: появились  особые заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение стало целенаправленным процессом.

Попробуем сравнить первоклассника, который не умеет ни читать, ни писать, и выпускника школы. Что превратило ребенка, не знающего основ грамоты, в высокоразвитую личность, способную к творческой деятельности и осмыслению действительности? Этой силой явилось обучение.

Но  знания не могут быть просто так  переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима  лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Не зря французский физик Паскаль говорил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Из этого можно сделать вывод о том, что обучение – это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации.

 

23.ФУНКЦИИ  ОБУЧЕНИЯ.

Исследуя  свой предмет, дидактика выполняет  следующие основные функции: познавательную (научно-теоретическую); практическую (конструктивно-техническую).

Познавательная  функция

Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней  связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и устанавливает  количественные и качественные зависимости  между ними.

Одновременно  дидактика выполняет практическую, т. е. утилитарную, или служебную, функцию  по отношению к общественной жизни:

1) она предоставляет педагогам  (или другим лицам, занимающимся  обучением и просветительской  деятельностью) теоретические предпосылки  и нормы, применение которых  на практике повышает ее эффективность;

2) дидактика исследует явления  общественной деятельности, имеющей  цель обучения и переподготовки  людей, соответственно изменяющимся  историческим идеалам и социальным  потребностям.

Практическая (конструктивно-техническая) функция  тесно связана с познавательной функцией. Когда ученый переходит  от отображения обучения к его  конструированию, то он осуществляет конструктивно-техническую  функцию.

Дидактическая деятельность состоит из действий учителей и учеников. Эти действия вызывают определенные последствия:

1) рациональное обучение влечет  за собой учение; 2) в результате  учения учащийся получает знания, умения и навыки, формирует свои  убеждения, установки, мировоззрение  и собственную систему ценностей;

3) вызванное обучением (или самим  предметом) учение приводит к  различным изменениям в личности  учащегося.

Типичный  дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к  работе учащихся или к результатам  учения. Этот факт позволяет:

1) установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех  действиях;

2) раскрыть важные зависимости  между дидактическим поведением  учителя в определенных условиях;

3) раскрыть зависимости между поведением  учащихся в ходе учения и  изменениями, которые произошли  под влиянием действий учителя  и их собственной деятельности.

Современная дидактика видит процесс обучения как единый взаимообусловленный  процесс. Обучение рассматривается  как движение, имеющее несколько  неотделимых друг от друга функций. Тремя важнейшими функциями обучения являются образовательная, воспитательная и развивающая функции. Для обучения гармонично развитой, конкурентоспособной  личности педагог должен постоянно  совершенствовать способы интеллектуальной деятельности ученика.

24.ПРИНЦИПЫ  ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать  способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения –  это теоретическая база для понимания  обучения. Как правило, они носят  вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок  для конкретных действий, но благодаря  раскрытию их возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят  в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения – объективный процесс, учитывающий  субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование  двух групп закономерностей и  сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей  обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние  закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как  образовательный, так и воспитательный  характер. В ходе его реализации  влияние на ученика может склоняться  в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного  повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности  и сознательности работы ученика  и учителя.

4. Процесс обучения требует от  обучаемого применения поисковых  методов и анализа изученного  материала.

В процессе обучения, кроме дидактических  законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они

преимущественно определяют взаимоотношения ученика  и учителя в процессе обучения.

Закономерности  обучения также можно поделить на два вида:

1) объективные, присущие процессу  обучения по его сущности, проявляющиеся как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа деятельности обучающего и содержания образования;

2) закономерности, проявляющиеся в  зависимости от предпринимаемой  обучающим и обучающимся деятельности  и средств, следовательно, и  содержания образования, которым  они пользуются.

Таким образом, процесс обучения – объективный  процесс, окрашенный субъективными  особенностями его участников.

 

25.ОБЩЕЕ  ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Под понятием содержание образования подразумевают  систему знаний, умений, навыков, отношений  и творческой деятельности, которыми овладевает ученик в ходе процесса обучения.

Стержневой  социальной функцией обучения является развитие личности, отвечающей потребностям общества. Обучение строится на базе отношений, выработанных человечеством в ходе исторического развития. Каждый из школьных предметов имеет образовательную  установку. Более того, каждый предмет  важен для повышения общего уровня развития ученика. В современной  образовательной системе каждый школьник имеет право выбрать  предметы для обучения. Такие курсы  называются элективными, т. е. курсами  по выбору. Система рассчитана на то, чтобы ученик мог заниматься профильными  для себя предметами и не тратить  время на изучение «ненужных» предметов.

Содержание  образования основано на общественном опыте человечества, который включает в себя опыт физического, эстетического, трудового, научного и нравственного  развития общества и удовлетворяет  потребностям общества.

Потребности социума являются определяющим фактором при характеристике содержания образования. Знания, умения и навыки (ЗУН) – это  система практических, нравственных и мировоззренческих идей, накопленных  поколениями и специально отобранных в соответствии с целями развития общества.

1. Знание – это понимание, способность  анализировать, воспроизвести и  применить на практике определенные  элементы общественного опыта,  выраженные в понятиях, категориях, законах, фактах, теориях.

2. Умение – способность применить  на практике полученные в процессе  обучения знания.

3. Навык – составной компонент  умения, доведенный до совершенства.

4. Отношение – способность к  оценке и эмоциональному восприятию  опыта поколений.

5. Творческая деятельность – высшая  форма человеческой активности  и самовыражения.

Возможно выделить несколько законов, в соответствии с которыми должно строиться содержание образования.

1. На любой стадии обучения оно  должно следовать одной цели  – формирование всесторонне,  гармонично развитой, конкурентоспособной  личности. Для достижения этой  задачи важно обеспечить умственное  развитие, эстетическое, нравственное, физическое воспитание, трудовую  подготовку.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"