Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Педагогическая психология как отрасль знания
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ПЕД.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. 
Для педагогической психологии в целом и для определения типического «психологического портрета» обучающегося на каждой ступени образовательной системы важно положение Д.Б. Эльконина: «то, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде» [238, с. 45]. За изменениями в развитии ребенка педагогическая система может «не поспевать» (Л.С. Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрастного становления ребенка. 
 
Ж. Пиаже [173] подошел к определению типических особенностей субъекта разного возраста с позиции развития его интеллекта. Он основывался на исходных положениях своей теории: а) принципе равновесия как устойчивом отношении частей и целого, к которому стремится интеллектуальное развитие, обеспечиваемое соотношением между функциями (адаптацией, ассимиляцией, аккомодацией), и б) структурности, где структура есть «умственная система или целостность, принципы, активности которой отличны от принципов активности частей, которые эту структуру составляют» [150, с. 22—23]. Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта вслед за образованием сенсомоторного интеллекта и появлением языка, или «символической функции», делающей возможным его усвоение, что происходит, по его мнению, от 1,5 до 2 лет. Соответственно 
 
— от 1,5 до 2 лет «начинается период, который тянется до 4 лет и характеризуется развитием символического и допонятийного мышления; 
 
— в период от 4 до 7-8 лет образуется, основываясь на предшествующем, интуитивное (наглядное) мышление, прогрессивные сочленения которого вплотную подводят к операциям; 
 
— с 7-8 до 11-12 лет формируются конкретные операции, т. е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции; 
 
— с 11—12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект» [173, с. 177]. 
 
Если сопоставить приводимые по разным основаниям в схемах Ж. Пиаже и Л.С. Выготского возрастные границы периодов, например дошкольного и младшего школьного возраста, то очевидно, что они в целом совпадают.

 При этом отмечается, что каждый возрастной период в жизни человека определяется совокупностью многих факторов, выступающих и в качестве его показателей. Д.Б. Эльконин называет три основных показателя, фактора, обусловливающих как само развитие, так и его периоды. «Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития,— это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями: 
 
1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 
 
2) основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития); 
 
3) основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности)» Все эти показатели, по Д.Б. Эльконину, находятся в сложном отношении взаимодействия и взаимовлияния.  
^

26. Общее понятие и  характеристика  учебной   деятельности 

Для развития умственной активности используются различные методы: усовершенствование  учебных  программ и т.д. Но многие ученики все же не умеют учиться даже в старших классах.

Основная цель учения - в подготовке к будущей самостоятельной деятельности. Основное средство - это усвоение обобщенных результатов того, что создано человечеством. Процесс учения протекает не стихийно: учитель владеет запасом знаний, который нельзя просто так «переложить» в голову ученика. Учение имеет место там, где действия человека основываются на осознанной цели усвоить ЗУН, формы поведения, и это значит, что это специфически человеческая деятельность.

Учение - это субъективная деятельность, преобразующая собственно значимое содержание знаний, общее для всех, в личностное образование. Происходит персонификация знания, которое становится достоянием ученика как субъекта учения.

В отечественной и зарубежной психологии используется также понятие « учебная   деятельность ». Чаще всего считается, что понятия «учение» и « учебная   деятельность » одинаковы по значению, но не всегда.

В содержание понятия « учебная   деятельность » входит не только учение как процесс и результат, но и структурная организация этого процесса, а самое главное - субъектность учения.

Разница между этими двумя понятиями состоит в том, что учение - это субъективная  деятельность  ученика, а  учебная   деятельность  - это организованная деятельность в школе.

Основные характеристики  учебной   деятельности

1.  Она специально направлена  на овладение  учебным  материалом  и решение  учебных   задач . 2.  В  учебной   деятельности  усваиваются общие способы действий и научные понятия.3.  И.И.Ильясов: Общие способы действий предваряют решение  задач .4.  (Эльконин)  Учебная   деятельность  ведет к изменениям в самом субъекте, это ее основная характеристика.5.  (Лингард И.) Изменения психических свойств и поведения учащихся зависят от результатов их собственных действий.

В  учебной   деятельности  выделяются предмет, средства, способы, продукты, результаты и  структура .

Предмет УД: это усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, алгоритмов, в процессе чего развивается сам ученик.

Средства УД: 1) мыслительные действия (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение и т.д.); 2) языковые, знаковые средства, в форме которых усваиваются знания.Способы УД: Репродуктивные, проблемные, творческие, исследовательско-познавательные действия; переход от внешних предметных действий к внутренним (умственным).

Продукт УД: Структурированные знания, умение решать  задачи , формирование теоретического мышления, накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества.

Результаты УД: Могут быть:

Положительные: потребность продолжать учение, познавательный интерес, стремление к самообразованию, продолжить учебу.

Отрицательные результаты: нежелание учиться, непосещение занятий, отрицательное отношение к школе, уход из школы и т.д.

    1. Теория учебной деятельности

Теория учебной деятельности разработана в отечественной психологии на базе культурно-исторической теории (Л.С.Выготский), принципа единства психики и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), в контексте психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). Она явилась одним из подходов в отечественной психологии к процессу учения реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка (В.В.Давыдов, А.К.Маркова, 1981). 

Само понятие «учебная деятельность» появилось сравнительно недавно. В начале 60-х гг. Д.Б.Эльконин сформулировал следующий подход к учебной деятельности. «Основной единицей (клеточкой) учебной деятельности является учебная задача… Основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект». Вместе с тем он подчеркивал, что, «никакое изменение в субъекте невозможно вне осуществляемых им самим предметных действий» (Д.Б.Эльконин, 1961, с.12-13). По определению Д.Б.Эльконина, учебная деятельность – это специфическая форма индивидуальной активности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, а также происходят изменения в самом ученике. 

По мнению В.В.Давыдова, учебная деятельность должна отвечать следующим требованиям: 
- объектом усвоения должны быть теоретические понятия (т.е. школьники должны усвоить основные понятия, составляющие теорию данного предмета);

  • процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;
  • результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая состоит из таких компонентов как учебные потребности, мотивы, задачи, действия и операции.

Таким образом, главным содержанием учебной деятельности является усвоение обобщенных способов действия в сфере научных понятий и происходящие на этой основе качественные изменения в психическом развитии ребенка.

Согласно Д.Б.Эльконину, учебная деятельность - это прежде всего ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В то же время, структура учебной деятельности является одинаковой для учащихся любого возраста.

В структуру учебной деятельности входят:1) мотивация; 2) учебные задачи; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.

Учебная мотивация выступает как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения.

^ Учебная задача - это специфическая задача, решение которой позволяет усвоить общие способы решения относительно широкого круга задач в данной области. Учебная задача отличается от конкретно практических задач тем, что ее цель и результат состоят в изменении действующего субъекта, в творческом развитии личности ученика.

^ Учебные действия  специфические, умственные преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятия и построение предметной или знаковой модели, в частности, выступают:-

  • действие планирования - включает в себя выбор пути достижения цели, оптимального способа решения из предложенных возможностей;
  • действие моделирования способов решения в графической, знаковой или буквенной форме;
  • действие конкретизации общего способа, выработанного в ходе решения учебной задачи (В.В.Давыдов, 1972; А.З.Рахимов, 1996).

^ Действие самоконтроля (или контроль, переходящий в самоконтроль) - это определение соответствия учебных действий условиям учебной задачи на основе предполагаемых результатов.

^ Действие самооценки (или оценки, переходящей в самооценку)– определение степени усвоения общего способа решения учебной задачи и соответствия результата учебных действий их конечной цели.

Технология уроков по системе развивающего обучения разработана А.З.Рахимовым (1996). Урок, согласно технологии А.З.Рахимова, состоит из трех этапов.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап – включает проверку творческой домашней работы, выравнивание знаний и формулировку учебной задачи.
  2. Ориентировочно-исполнительский этап – этап решения учебной задачи и формирования учебных действий.
  3. Рефлексивно-оценочный этап – итоговая рефлексия и общая самооценка.

 

    1. Характеристики, предмет, средства, способы, результат и продукт учебной деятельности

Основные характеристики учебной деятельности

И.И. Ильясов Отмечаются три основные характеристики учебной деятель¬ности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специаль¬но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб¬ных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и на¬учные понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач.

Еще 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте Эльконин 5) из¬менения психических свойств и поведения обучающегося «в за¬висимости от результатов действий» И.Лингарт

Предметное содержание учебной деятельности

Предмет - усвоение знаний, овладение обоб¬щенными способами действий, отработка приемов и способов дей¬ствий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осу¬ществляется, рассматривают в трех планах. 1) интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация 2) знаковые, языковые в форме которых усваивается зна¬ние и воспроизводится индивидуальный опыт 3) фоновые знания, посредством включения в кото¬рые новых знаний структурируется опыт.

Способы учебной деятельности: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия

Продуктом учебной деятельности является структурирован¬ное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Также внутреннее новообразо¬вание психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смыс¬ловом планах.

Результатом учебной деятельности является поведение субъ¬екта - это либо испытываемая им потребность продолжать эту деятельность, либо нежелание.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как

мотивация - может быть вну¬тренней, внешней.

учебные за¬дачи - определенное учебное задание в определенной учебной ситуации, совокупностью ко-торых представлен учебный процесс. Отличие учебной задачи - ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предме¬тов, с которыми он действует. Сложная систе¬ма информации о явлении, объекте, процессе, в ко¬торой четко определена часть сведений, а остальная неиз¬вестна. В задаче выделяются цель, объекты, их функции. В некоторых указа¬ны способы и средства решения. Л.М.Фридман в состав любой задачи входят части: предметная область; отношения, которые связывают объекты;  требование задачи; оператор задачи - совокупность действий которые надо произвести чтобы вы¬полнить. Способ решения задачи -  процедура, кото¬рая при ее осуществлении решателем может обеспечить реше-ние данной задачи. Решение зада¬чи различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования учебной деятельности и развития субъекта. Накапливается опыт применения знаний, что способствует разви¬тию приемов логического поиска и развивает исследовательские способности. Средства решения могут быть ма¬териальными, материализованными (тексты, схемы, формулы) и идеальными (знания). Решение задачи предполага¬ет несколько этапов. 1 понимание задачи, 2 «принятие» задачи обучающимся, 3 решение вы¬зывает эмоциональное переживание.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"