Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Педагогическая психология как отрасль знания
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ПЕД.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

По С.Л. Рубинштейну, предполагает не столько наименование его компонентов и их количество, сколько понимание того, что все входящие в условие процессы -- восприятие, запоминание, мышление «формируются в самом ходе обучения». Они находятся в двустороннем процессе обучения, где взаимосвязаны и взаимообусловлены учитель--ученик и учебный материал. Это, по С.Л. Рубинштейну, первый и основной принцип правильной трактовки самих этих процессов в учебной деятельности и усвоения в целом.

Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: «...первичное ознакомление с материалам, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом -- в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике». Каждая из этих стадий связана с другой и обусловлена характером взаимодействия учителя -- ученика. Каждая из них определяет конечный эффект усвоения. Начальный этап ознакомления с учебным материалом, или «первая встреча» с ним, имеет большое значение для всего процесса усвоения.

Осмысление -- это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа -- запоминания. Запоминание учебного материала есть, по С. Л. Рубинштейну, не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Главное, что все время должно осуществляться не только «повторительное», но и свободное воспроизведение учебного материала.  Четвертый этап усвоения -- применение на практике -- есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели.

Специфика организации обучения и воспитания в целях психического развития дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши, взрослого .

13. Специфика организации обучения и воспитания в целях психического развития дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши, взрослого

В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения. Основой интеллектуального развития ребенка до школы считалось совершенствование сенсорной культуры, развитие речи, расширение его кругозора и накопление знаний о явлениях природы и общественной жизни. При этом неоднократно подчеркивалось, что вооружение знаниями детей дошкольного возраста является одним из условий развития психических процессов и различных видов деятельности. Тем самым предполагалось делать акцент на приоритете знаниевого компонента в общем развитии ребенка и процессе его целенаправленного обучения.

Один из важных моментов воспитания детей младшего школьного возраста заключается в постепенном увеличении самостоятельности ребенка, что позволяет школьнику почувствовать себя в новой роли и осознать свою значимость наравне со взрослыми. Одновременно воспитание младших школьников должно базироваться на постоянной поддержке со стороны родителей и учителей.

Как и в дошкольном возрасте, в период обучения в начальной школе у детей интенсивно развиваются познавательные интересы. Задача педагога в воспитании младших школьников — максимально поддержать в них стремление к получению знаний с помощью системы поощрений и оценок. Злоупотребление порицанием и наказаниями в воспитании учащихся чаще всего приводит не к установлению дисциплины в классе, а к утрате школьниками интереса к процессу обучения.

В начальной школе у детей начинается формирование склонностей к определенным видам деятельности и дисциплинам. Поэтому воспитание младших школьников должно быть направлено не столько на углубленное изучение отдельных предметов, сколько на получение разносторонних знаний в естественных и гуманитарных дисциплинах и искусстве. Не менее важно физическое воспитание школьников. Занятия спортом призваны компенсировать последствия пассивного образа жизни в городе, а кроме того, научить детей преодолевать свою лень, слабость, инертность, что в конечном счете развивает самодисциплину.

Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту (от 10—11 до 15 лет), который считают переломным. Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей.  
Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельностиСоветская психология установила, что движущими силами психического развития в этом возрасте является возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения,подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых психологических качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития. 
Итак, чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психического развития.. 
Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому за-поминанию изучаемого материала.  
В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов 
На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.  
Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.  
обучение взрослых: взрослому человеку, который обучается, — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

  1. он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
  2. взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
  3. взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
  4. процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
  5. процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

 

 

  1. Место и функции учебной деятельности в системе других видов деятельности человека

Будучи познавательной, учебная деятельность так или иначе направлена на генезис центрального звена субъекта какой-либо деятельности, т.е. является подкомпонентом соответствующего подготовительного компонента этой деятельности.

Подготовительный характер учебной деятельности (учения) можно считать общепризнанным в психологии, хотя и имеются тенденции пересмотреть эту позицию. В концепции так называемого инновационного обучения эта деятельность предстает как "полиморфная, преобразующая", включающая в себя и игру, и труд, и творчество. Совершенствование образовательной системы предполагает поиск эффективных методов и организационных форм обучения, обеспечивающих комплексное решение главных задач - освоения учащимися общественного опыта, развития их личности и творческого потенциала.

Вместе с тем фундаментальное направление психолого-педагогических исследований должно быть прежде всего нацелено на

выявление наиболее характерного, принципиального соотношения учебной деятельности с прочими видами деятельности.

Однако и другие деятельности могут обеспечивать познавательный результат, вносящий вклад в решение той же задачи, например исследование, игра, труд или такое усвоение, которое протекает вне специально организованных условий, а также деятельность стихийного общения.

Поэтому следующий вопрос связан с выявлением отличительных особенностей учебной деятельности в ее сравнении с другими деятельностями, рассматриваемыми в аспекте познавательного эффекта.

Приобретение опыта в качестве стабильно получаемого побочного продукта происходит в труде, игре, стихийном общении, а также преднамеренном познании другого опыта. Так, в труде совершенствуется умение выполнять соответствующую деятельность, упрочиваются знания, используемые в ней. Естественно, трудовая деятельность имеет своей целью получить некий "деловой" продукт, хотя и необязательно вещественный. Игра, даже если она организуется для того, чтобы ребенок что-то усвоил, самим ребенком осуществляется ради чего-то другого. Вместе с тем в ней достигается приобретение ребенком тех или иных знаний и умений; при этом опыт получается также стабильно, в каждом цикле этой деятельности, в частности, осуществляется умственное развитие. В качестве стабильного побочного продукта получение опыта может происходить и в деятельности стихийного общения, а также в ходе преднамеренного приобретения какого-либо другого опыта (например, совершенствование учащимся умения учиться в ходе учебной деятельности).

В этих же видах деятельности опыт может приобретаться и в качестве случайного побочного продукта. Стихийное общение и преднамеренное познание другого опыта также могут сопровождаться подобными незапланированными и случайными открытиями новых истин или способов выполнения каких-либо действий.

Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без осознанной цели. Можно выделить три типа: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цель - овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце процесса.

Помимо дидактической игры и стихийного общения, приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается в свободном наблюдении, при чтении художественной литературы, просмотре кинофильмов, спектаклей.

Что касается дидактической игры, то есть два ее вида: игры, в которых ребенок усваивает опыт, и игры, в которых он самостоятельно открывает для себя какие-либо закономерности. Строго говоря, поскольку открытие планируется обучающим, а получаемый опыт является новым только для играющего субъекта, а не для общества, этот вариант также следует рассматривать как усвоение, имеющее некоторую специфику в своей процедуре, - именно поэтому игра и в этом случае остается дидактической.

 В свою очередь, усвоение  также предполагает два случая: когда опыт дан в готовом  виде, но субъект усвоения должен  самостоятельно подготовить все  или некоторые условия, обеспечивающие процесс усвоения, и когда он выполняет только лишь познавательные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подготовляются другими людьми.

Этот последний случай заслуживает особого внимания, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом обществе и заключающегося в передаче старшим поколением младшему опыта, которым располагает общество.

Этот вид деятельности и есть учебная деятельность. Вместе с тем и самообучение, которое никогда не бывает полным (поскольку в нем имеются компоненты, выполняемые другими людьми), также может рассматриваться как вариант учебной деятельности, хотя и не основной.

Собственно учебная деятельность также может выполняться в различных вариантах, которые можно объединить в две группы: когда учащийся обладает полноценным умением учиться и реализует собственно познавательный процесс без посторонней помощи и внешних материальных носителей его алгоритма, и - противоположный случай - когда обучающий по ходу усвоения подсказывает, какие познавательные действия он должен выполнять в данный момент.

 

  1. Взаимосвязь видов деятельности в процессе усвоения социального опыта .

Процесс Социализации. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в Социализации. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе Социализации. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы др. людей. (Е. З. Басина.)

 

 

 

  1. Становление и развитие учебной деятельности на разных возрастных этапах усвоения социального опыта.

 

На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой УД у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"