Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования

Файлы: 1 файл

Otvety-1.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

5) составить план и  (или) сетевой график выполнения  наблюдения (кто, где, когда его проводит);

6) разработать инструкцию  наблюдателям, провести их обучение и инструктаж;

7) осуществить комплекс  операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

35. Виды наблюдения. В педагогике различают виды наблюдений: систематическое и простое; непосредственное и опосредованное;

кратковременное и длительное. Отчет о наблюдениях включает: указание места, времени, обстоятельств  наблюдения; информацию о роли наблюдателя  в группе; подробное описание фактов, явлений, их анализ и интерпретацию наблюдателя;

характеристику наблюдаемых, их взаимоотношений, особенностей жизнедеятельности.

 Наблюдение — активная форма чувственного познания, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира.

По регулярности проведения наблюдение может быть:

а) систематическое. Характеризуется  прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в  течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта;

б) случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации.

По месту наблюдение может быть:

а) полевое. Производится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с изучаемым объектом;

б) лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяется педагогом. Основное достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами наблюдения, возможность выявить все факторы ситуации и установить связь между ними.

По степени формализации наблюдение может быть:

а) контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее  определяется, какие из элементов (на них сосредотачивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют  наибольшее значение для педагога, а также формируется специальный план записи наблюдений до начала сбора информации; б) неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы процесса он будет изучать.

По степени участия  наблюдателя в исследовании ситуации, наблюдение подразделяется на следующие виды:

а) включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель в  той или иной степени непосредственно  включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом того или иного объединения. В таких условиях наблюдение помогает исследователю глубже разобраться в изучаемой проблеме;

б) не включённое. Исследователь находится вне изучаемого объекта или явления. Не включённое наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны.

Наблюдение также может  быть лонгитюдное (продольное), когда, например, изучаются условия развития ребенка в семье с 1 по 11 класс (т. е. наблюдение ведется на протяжении дли-тельного времени, в данном случае — 10 лет); ретроспективное (обращенное к прошлому), когда изучаются биографические данные ученика и его родителей.

Наблюдение может быть организовано с трех позиций:

— с нейтральной (присутствует сторонний наблюдатель, например, студент, приглашенный на урок опытного педагога);

— с позиции руководителя (когда студент сам ведет урок в ходе прохождения педагогической практики);

— с включением исследователя  в реальную деятельность (студент участвует в принятии решения совместно с учителями на педагогическом совете).

36. Технология  наблюдения.

Понятие процедуры наблюдения относится к конкретизации методики наблюдения и включает определение  порядка основных этапов ее реализации, а также использование технических средств для фиксации данных. Все перечисленные аспекты помогают определить этапы всей процедуры наблюдения:

I. Этап подготовки: составление  исходных представлений об объекте  наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики на-

блюдения как способа  отчета наблюдателя (формализованное  или неформализованное).

II. Этап разработки  схемы наблюдения (программы): выбор  техник наблюдения и последовательность  их применения. Иногда для

уточнения рекомендуется  провести предварительное наблюдение. Перед проведением наблюдения нужно провести техническую

подготовительную работу:

- заготовить регистрационные  листы;

- точно знать в какой  форме будет вестись запись;

- проверить наличие  записывающих средств;

- продумать ситуацию включения в наблюдение;

- определить место,  с которого можно наилучшим  образом увидеть то, что интересует;

- согласовать график  наблюдения с ходом реальной  жизни наблюдаемых людей.

III. Этап проведения  наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Результатом является протокол.

IV. Этап обработки и  интерпретации результатов. Обработка результатов наблюдений обусловлена его целями, выбранным видом и составленной программой.

 

37. План и  программа наблюдения. Программа наблюдения – это алгоритм, которого придерживается наблюдатель в процессе проведения наблюдения. Четкое следование программным пунктам позволяет поднять объективность результатов наблюдения, однозначно декодировать полученную информацию разными исследователями и ее верифицировать.

Для правильного составления  программы наблюдения нужно соблюдать  требования к соблюдению программ наблюдения:

1) сформулировать и  записать цель и предмет наблюдения;

2) определить единицы,  которые будут фиксироваться  при наблюдении, и все их выписать, убедившись, что они раскрывают изу-

чаемый психологический  феномен;

3) определить и описать  ситуации, в которых будет проводиться  наблюдение;

4) установить временные  рамки наблюдения и составить  его график;

5) определить форму  регистрации наблюдаемых объектов и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, которые

будут получены в разное время или в разных ситуациях;

6) разработать или  заготовить бланки регистрации  наблюдаемого явления, если имеется  такая необходимость.

Таким образом, программа  наблюдения составляется по следующему плану:

1. Цель наблюдения.

2. Объект (отдельные индивиды  или группа) и предмет наблюдения (поведение).

3. Ситуации, в которых  будет проводиться наблюдение.

4. Временные рамки  наблюдения и его график.

5. Форма регистрации  данных.

6. Возможность сопоставления  наблюдаемых фактов, получен-

ных в разное время  и в разных ситуациях.

7. Бланки наблюдения (для  формализованного наблюдения).

38. Достоинства  и недостатки метода наблюдения. Преимущества метода наблюдения:

1) естественность наблюдаемых психических и личностных

проявлений; 2) возможность  применения при исследовании субъектов, с которыми затруднено проведение экспериментальной  процедуры (например, маленькие дети);  3) возможность исследовать человека системно как целостную личность.

Недостатки метода наблюдения:

1) пассивная роль наблюдателя,  ожидающего интересующие его  явления; 2) трудность формализации  данных и проведения их количественного  анализа; 3) трудность установления  причин наблюдаемых явлений.

Преимущества  наблюдения в сравнении с опросом

Недостатки  наблюдения как метода

Независимость от желания  респондента участвовать в исследовании Невозможность ученого повлиять на поведение или ответы респондента в случае «бесконтактного» наблюдения Более высокая объективность исследования Возможность восприятия таких форм поведения, которые не могут быть точно вербали-зированы или осознаны Возможность учета окружающей ситуации

Трудно обеспечить репрезентативность (например, при наблюдении поведения покупателей в магазине случайная выборка невозможна) Поведение обследуемых людей может отличаться от естественного, если наблюдение открытое (эффект наблюдения)

Сложности применения наблюдения

Трудоемкость, большие  затраты времени, влияние субъективных особенностей наблюдателя, трудности интерпретации, обусловленные неоднозначной связью между мотивами и формами поведения


 39. Общая характеристика методов опроса. Опросный метод — возможность получения значительного объема информации в короткие сроки в результате опроса, обусловленного особенностями конструирования включенных в опросный лист вопросов. Метод опроса используется в научном исследовании в различных формах: письменной (анкетирование), устной (беседа, интервью) и социометрической.

Стандартизированный и  нестандартизированный, выборочный и сплошной, одноразовый и многоразовый, групповой и индивидуальный.

Анкета представляет собой совокупность упорядоченных  по содержанию и форме вопросов. Анкетирование как письменный опрос продуктивен, документален, гибок в получении и обработке информации. Существует несколько типов анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа содержит готовые для выбора анкетируемого ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой, т. е. часть ответов предлагается на выбор и в то же время остается возможность свободной формулировки ответов для анкетируемого. Одной из разновидностей анкет, широко используемых в системе педагогических наук, является анкета с балльной оценкой, или шкалирование. Шкалированием называется способ превращения качественных факторов в количественные ряды. Например, исследуем отношение учащихся к тому или иному учебному предмету по пятибалльной шкале:

 Равнодушное Беседа  — это диалог исследователя  с испытуемыми по заранее разработанной  программе. В живом контакте  исследователя и испытуемого  появляется возможность индивидуализации  вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений.

Метод интервью основан  на том, что исследователь задает тему для выяснения точки зрения испытуемого по изучаемому вопросу.

Социометрический опрос  — это измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней, определить социометрический индекс личности. Однако с помощью социометрического метода только фиксируются имеющиеся отношения в коллективе, но не объясняются; кроме того, при оценке даются не только имеющиеся, но и желаемые отношения.

Среди недостатков методов  опроса можно указать следующие:

· субъективность получаемой информации (респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них);

· искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования,  определении выборочной совокупности (―выборки‖), интерпретации данных;

· необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.

40. Виды опроса. Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Одна из трудностей, с  которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это  обеспечение достоверности и  надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит  субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

Опрос может быть групповым  и индивидуальным; устным и письменным.

Интервью – это  метод получения необходимой  информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ».

Беседа, как правило, не ограничена во времени и порой  с трудом «укладывается» в первоначально  заданное русло. В интервью же «навязывается» темп и план разговора, опрашивающий более жестко держится в рамках обсуждаемых  вопросов. В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь – опрашивающий сохраняет нейтральную позицию, лишь фиксирует ответы, высказывания и опрашиваемому часто трудно бывает понять отношение со стороны опрашивающего к его ответам (принимает ли он их, верит ли, разделяет ли такие же).

Анкетирование – это  проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор  структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается  в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных. е взгляды). Значительная часть допроса в процессе проводимого следствия проходит в форме интервью. Опрос направлен на выявление глубинных характеристик, внутренние механизмы формирования этих поступков.

Различают: групповой  опрос, индивидуальный, очный, заочный, устный, письменный.

41. Виды вопросов, применяемых в опросных методиках. При составлении анкеты используются несколько вариантов построения вопросов.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"