Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования

Файлы: 1 файл

Otvety-1.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности.

57. Сравнительный  социально-педагогический эксперимент  и способы его организации. О сравнительном эксперименте речь идет в тех случаях, когда исследователь осуществляет выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности, сравнивая между собой контрольный и экспериментальный объекты. В качестве таких объектов могут выступать

группы обучающихся или воспитываемых. Как правило, в этом случае в экспериментальных группах организуются специальные педагогические изменения, которые, по мнению исследователя, должны привести к позитивным результатам. В контрольных группах подобные изменения не осуществляются. В этом случае имеется возможность сравнения полученных результатов. Существует и другой способ проведения сравнительного педагогического эксперимента, когда контрольного объекта нет, а сравниваются несколько экспериментальных вариантов между собой, чтобы отобрать лучший.

Сравнение используется при применении различных методов (наблюдения, эксперимента и т.д.), в  единстве с генетическим методом. Оно  важно для объяснения явлений  и тогда, когда собственно разъяснения  нет, но на первый план выходит сопоставление явлений.

58. Технология  экспериментального исследования. В технике проведения эксперимента чаще всего выделяют две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая — контрольной. В первой группе реализуется новое решение, во второй исследовательские задачи решаются традиционно. Экспериментатор получает возможность сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих его гипотезу.

Успешное проведение эксперимента зависит от его тщательного  планирования и организации. План эксперимента включает следующие компоненты:

- цель и задачи эксперимента;

- место и время проведения  эксперимента и его объем;

- характеристика участвующих  в эксперименте;

- описание условий,  в которых проходит эксперимент;

- описание методики  проведения эксперимента;

- описание методики  наблюдения за ходом эксперимента;

- описание методики  обработки результатов эксперимента;

- описание методики  интерпретации результатов эксперимента. Кроме того, следует помнить исследователю  и о том, что в эксперименте  участвуют школьники, поэтому план эксперимента должен включать и меры по компенсации возможных негативных для учащихся последствий проводимого исследования.

Проведение психолого-педагогического  эксперимента предполагает три основных этапа работы.

Первый этап – подготовительный. Он включает в себя решение следующих задач: формулирование гипотезы, то есть того положения, выводы о правильности которого следует проверить, выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта – анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

Второй этап – непосредственное проведение эксперимента. Этот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в психолого-педагогическую практику. Здесь создается экспериментальная ситуация, суть которой заключается во внутренних и внешних условиях эксперимента, когда изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

Завершающий этап – подведение итогов эксперимента: описание результатов осуществления экспериментальной системы мер; характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты; описание особенностей субъектов экспериментального воздействия; данные о затратах времени, усилий и средств; указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

59. Понятие  об опытно-экспериментальной работе. Критерии эффективности опытно-экспериментальной работы..

60. Требования  к экспериментальному исследованию в социальной педагогике. Достоинства и недостатки социально-педагогического эксперимента. Строгий научный педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим четырем критериям: 

а) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, какого-либо принципиально  нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата; 

б) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между  воздействием и его результатом;  

в) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и  конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента; 

г) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.

61. Изучение, анализ  и обобщение опыта социально-педагогической работы. Научное изучение, анализ и обобщение опыта служат различным исследовательским целям: выявлению существующего уровня решения образовательных, воспитательных, социально-профилактических и иных задач, узких мест и конфликтов, возникающих в практике, изучению доступности и эффективности научных рекомендаций, выявлению элементов нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых

коллективов и работников. Предметом изучения при использовании указанного метода может быть опыт массовый (для выявления ведущих тенденций), опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых, как известно,

надлежит учиться), но особое значение имеет изучение передового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики крупицы нового, оригинальные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые

формы организации обучения и воспитания.

Необходимо иметь в  виду, что понятие «передовой опыт»  имеет не только абсолютный, но и относительный смысл. То, что давно

освоено одним коллективом, может быть перспективным, передовым для другого.

Положительный опыт —  это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям. Этот опыт, как правило, опережает тот уровень, который достигнут в массовой практике.

Передовой опыт — это  опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся

на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу

этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов.

Критерии передового опыта:

Актуальность и перспективность, соответствие требованиям жизни, тенденциям общественного развития и научно-технического прогресса.

Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса.

Соответствие основополагающим положениям современных социальных наук.

Устойчивость, стабильность положительных результатов.

Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты (педагог, школа, микрорайон).

Оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов  и воспитанников для достижения положительных результатов.

Оптимальность опыта в целостном социально-педагогическом процессе.

Оптимальность опыта в целостном социально-педагогическом

процессе.

Последовательность (процедура) работы с опытом складывается из четырех  основных этапов:

1. Выявление, первичная  диагностика и оценка опыта  (по приведенным выше шжазателям)

2. Описание социально-педагогических  явлений (или их реконструкция  по документам и свидетельствам) в их реальном последовательности, опирающееся на накопленный фактический  материал и его систематизацию

3. Теоретико-методологический анализ, главным содержанием которого является выделение нелуших s. i.a ; идей, замысла, технологии его воплощения.

4. Обобщение и рекомендации, связанные с выявлением обусловивших  успех факторов, закономерных связей  между нововведениями и результатами, научных основ опыта, с квалификацией и оценкой результатов и определением условий их распространения.

Теоретико-методологический анализ заключается в выделении и специальном рассмотрении отдельных сторон, связей или зве-

ньев опыта. Только хорошо проанализированный опыт может быть сколько-нибудь глубоко обобщен, ибо обобщение основано на установлении закономерных связей, сквозных линий между задачами, замыслами, идеями воспитателей, средствами, способами деятельности, различными сторонами педагогического процесса и внутренним миром воспитанников, их деятельностью и полученными результатами.

62. Изучение  случая. Сущность такого исследования заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию. Для того чтобы усилить научное обоснование метода «анализ случая», надо соблюсти некоторые требования, особенно в начальной стадии его применения.

Прежде всего — это определение типологических особенностей объекта, установление его отнесенности к соответствующему клас-су объектов. Это делается через нахождение у них значимых об-щих признаков, достаточных для идентификации. При этом еле- дует отметить и уникальные особенности объекта исследования, те его частные признаки, которые не являются типичными для генеральной совокупности, но и не противостоят ей, допустимы с точки зрения положительного влияния на результат.

Важно также четко  выделить предмет исследования: он должен быть тот же, что в генеральной совокупности. Это же относится и к постановке проблемы. И предмет исследований, и проблема не могут быть упрощены за счет особенностей метода. Их coot- ветствие макромасштабу можно обеспечить определением пара-метров анализа, т.е. оцениваемых признаков и связей.

Можно выделить две разновидности  таких исследований. Одна из них  — монографический «анализ случая». Его стратегия предполагает выявление взаимосвязи предмета исследования с объектом: развитие какого-то процесса рассматривается в зависимости от эволюции организационно-экономической и социокультурной среды его протекания, когда эта среда представляет собой его непосредственную и относительно замкнутую «над-систему» (например, предприятие)31.

Другая разновидность «анализа случая» (назовем ее сквозной, или межобъектной) выделяет предмет исследования, пересекающий границы разных объектов, которые не образуют для него какой-либо единой среды, например текучесть кадров с одного предприятия на другое, маятниковая миграция, межорганизационные процессы нововведений и т.д.

Главное преимущество «анализа случая» — разнообразие информативности.

63. Биографический  метод исследования. Биографический метод (основанный на анализе дневников, автобиографий, воспоминаний, сохранившихся школьных сочинений, документов и т. п.) позволяет получить полезную для психолога информацию: как формировалась у данного человека склонность к определенной деятельности; кто из людей, с кем сталкивался человек в своей жизни, и как повлиял на формирование его личности; какие качества, способности, когда и как проявлялись. Реальное течение жизни, биография человека обусловливают то, какая личность и какие психологические особенности у него складываются.Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдения и по сути является еще одной разновидностью этнографического подхода к “анализу случая”. Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда — группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п. В центре внимания социолога здесь оказывается документальное, или устное, описание событий с точки зрения самого “случая” . Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания “истории жизни” могут использоваться и вторичные источники — мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п.

64. Метод фокус-групп.  Дельфи-метод. Фокус-группа— беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отведенном помещении. Р. Крюгер определил фокус-группу как тщательно распланированную дискуссию, предназначенную (задуманную) для получения мнений по определенной теме в неугрожающей, доверительной обстановке.

С появлением современных  технологий непосредственный контакт  все чаще заменяется опосредованным — опрос проводится при помощи телефона и Интернета (электронная почта). Включенное в название метода слово «фокус» обозначает предметную концентрацию, сосредоточенность опрашиваемых на одном вопросе и, в связи с этим, его всестороннее обсуждение.

Фокус-групповое обсуждение выглядит предпочтительнее анкетирования или личного интервью по ряду причин:

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"