Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования

Файлы: 1 файл

Otvety-1.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

 Значение выборочного  метода состоит в том, что  при минимальной численности  обследуемых единиц проведение исследования осуществляется в более короткие сроки и с минимальными затратами труда и средств. Это повышает оперативность статистической информации, уменьшает ошибки регистрации.

 Проведение исследования  социально — экономических явлений  выборочным методом складывается из ряда последовательных этапов:

1) обоснование (в соответствии  с задачами исследования) целесообразности  применения выборочного метода;

2) составление программы  проведения статистического исследования  выборочным методом;

3) решение организационных вопросов сбора и обработки исходной информации;

4) установление доли  выборки, т.е. части подлежащих  обследованию единиц генеральной  совокупности;

5) обоснование способов  формирования выборочной совокупности;

6) осуществление отбора  единиц из генеральной совокупности для их обследования;

7) фиксация в отобранных  единицах (пробах) изучаемых признаков;

8) статистическая обработка  полученной в выборке информации  с определением обобщающих характеристик  изучаемых признаков;

9) определение количественной оценки ошибки выборки;

10) распространение обобщающих  выборочных характеристик на  генеральную совокупность.

 В генеральной совокупности  доля единиц, обладающих изучаемым  признаком, называется генеральной  долей (обозначается р), а средняя величина изучаемого варьирующего признака — генеральной средней (обозначается ).

 В выборочной совокупности  долю изучаемого признака называют  выборочной долей, или частостью  (обозначается ), а среднюю величину  в выборке — выборочной средней  (обозначается ).

Ошибка выборки —  это объективно возникающее расхождение  между характеристиками выборки  и генеральной совокупности. Она  зависит от ряда факторов: степени  вариации изучаемого признака, численности  выборки, методом отбора единиц в  выборочную совокупность, принятого уровня достоверности результата исследования.

В статистике применяются  различные способы формирования выборочных совокупностей, что обусловливается  задачами исследования и зависит  от специфики объекта изучения.

 Основным условием  проведения выборочного обследования является предупреждение возникновения систематических ошибок, возникающих вследствие нарушения принципа равных возможностей попадания в выборку каждой единицы генеральной совокупности. Предупреждение систематических ошибок достигается в результате применения научно обоснованных способов формирования выборочной совокупности.

Существуют следующие  способы отбора единиц из генеральной  совокупности:

1) индивидуальный отбор  — в выборку отбираются отдельные  единицы;

2) групповой отбор  — в выборку попадают качественно однородные группы или серии изучаемых единиц;

3) комбинированный отбор  — это комбинация индивидуального  и группового отбора.

 Способы отбора  определяются правилами формирования  выборочной совокупности.

 Выборка может быть:

 — собственно-случайная;

 — механическая;

 — типическая;

 — серийная;

 — комбинированная.

69. Количественный  анализ и его виды. Количественные методы привлекаются с целью выразить в числовых характеристиках различные стороны явлений или связи между ними.

К основным методам количественного описания явлений и их закономерностей относятся:

 шкалирование, корреляционный  анализ, факторный анализ, регрессионный  анализ, применяются и другие  математические методы.

Шкалирование представляет собой отображение какого-либо свойства объекта или явления в числовом множестве.

 Построение и разновидности  шкал определяются характеристиками  измеряемого свойства объекта  и способом числового отражения.

 Полученные с помощью  той или иной шкалы показатели  различных свойств объекта подвергаются затем корреляционному анализу, если исследователь задается целью выявить связи между различными измеряемыми ха- рактерист иками.

 Самой первой формой  корреляционного анализа является  установление попарной зависимости  переменных.

B случае, когда матрица интеркорреляций очень велика, необходимо вычленить из нее комплексы наиболее тесно связанных переменных.

70. Организация  социально-педагогического исследования. Этапы научно-исследовательской  работы.

Этапы исследования: организационный; этап теоретического обоснования проблемы; диагностический; преобразующий (собственно поисковый, эксперименталь-ный); итоговый; обобщающий; этап апробации и внедрения результатов в практику.

Этапы педагогического  исследования:

Определение проблемы и  постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.

Вычленение точно очерченного  круга явлений, составляющих предмет  и объект исследования.

Построение рабочих  гипотез.

Выбор методов исследования.

Проведения исследования и оформление результатов.

Внедрение в практику.

Организация исследования зависит от многих факторов, но больше всего — от его вида, т. е. от того, является ли оно коллективным, комплексным  или индивидуальным. Коллективное исследование связано с разработкой группой участников работы общей темы, когда каждый из исследователей выполняет какую-то часть общей работы. Комплексное исследование — разновидность коллективного. Оно отличается многопредметностью (несколько предметов исследования) и многоаспектностью, например, включает психологический, социально-педагогический, технологический, управленческий аспекты, причем результаты его интегрируются и выражаются в виде педагогических или организационнопедагогических выводов, моделей и рекомендаций. Индивидуальное исследование проводится одним исследователем, и его организация представляет собой самоорганизацию деятельности.

Первый этап — ориентировочный. Он предполагает объективный анализ и оценку образовательной ситуации в стране, регионе, городе (районе) или микрорайоне, изучение социального заказа общества и государства образованию, запросов населения, насыщенности и запросов рынка образовательных услуг, поиск возможных «социальных ниш» для предложения образовательных услуг, оценку успехов, достижений и проблем, стоящих перед коллективом или органами управления.

Второй этап — диагностический (если необходимая диагностика уже проведена, то на этом этапе упорядочиваются, актуализируются ее результаты). Изучается уровень развития интересующих исследователей педагогических процессов и явле-

ний, исторический и современный  опыт решения аналогичных (или близких) проблем.

Третий этап — постановочный. Определяются исходные теоретические позиции, цели и задачи поиска, проектируется

модель будущего, преобразованного состояния исследуемого процесса, учреждения, системы, их новое «лицо». Происходит генерирование ведущих идей и замысла преобразования, подбор «носителей» нововведений, намечаются способы введения нового и отслеживания эффективности нововведений. Главная задача этого этапа — оптимизация условий для творческого поиска.

Четвертый, преобразующий, основной по времени и объему работы этап исследования. Выпоняется запланированная  работа (эксперимент, создание и реализация авторских программ и проектов, введение усовершенствованных технологий, моделей управления и т. д.)-

Пятый, заключительный этап включает итоговую диагностику, обобщение, интерпретацию и оценку результатов, пред-

ставление итогового  аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие доку-

менты (учебные планы, программы, рекомендации, положения  и т.д.).

71. План и  программа исследования. Исследовательский  проект. Основное содержание исследовательского проекта — раскры-

тие содержания звеньев будущего исследования. Наряду с этим в проекте должны быть отражены вопросы организационного, ма-

териального и кадрового  обеспечения поиска, факторы риска  и способы компенсации возможных упущений, форма представле-

ния результата, а также содержание и способы управления опытно-экспериментальной работой. Проект может быть заменен исследовательской программой. Отличие последней в том, что содержание работы изложено не по основным логическим блокам, а по направлениям работы с выделением этапов и мероприятий по их осуществлению. Отдельные блоки логической проработки проекта или программы целесообразно подробнее разработать в других документах, составляющих в совокупности с исследовательским проектом (программой) пакет документов, обеспечивающих исследовательский процесс и представляемых сначала на экспертизу, а затем на утверждение в районные, городские или областные органы власти или управления.

В пакет документов обычно входят: концепция; исследовательский проект (программа);устав учреждений нового типа, примерные положения об их подразделениях и службах; учебные планы и программы (прежде всего оригинальные, авторские);штатное расписание, положение об оплате труда, о порядке комплектования штатов; смета необходимых расходов, проекты нового строительства и другие документы, обосновывающие запрашиваемые финансовые средства.

72. Показатели  качества социально-педагогического  исследования и критерии его  оценки. Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.). Нужно различать два способа представления научной новизны результатов исследования: описание новизны и ее содержательное изложение. Простое описание (упоминание) полученных исследователем научных результатов уместно в том случае, когда новые результаты входят в состав других характеристик исследования, например, защищаемых положений или заключения о теоретической значимости работы. Для экспертизы качества исследовательской работы может потребоваться содержательное изложение новых результатов, объединенное с их описанием, чтобы читатель мог ясно представить, в чем конкретно они состоят.

Критерий теоретической  значимости определяет влияние результатов  исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые  стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.

Критерий готовности результатов психолого-педагогического  исследования к использованию и  внедрению определяет степень этой готовности:

а) результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;

б) результаты исследования в основном готовы к внедрению, разработаны  психолого-педагогические указания, методические предписания;

в) результаты не готовы к внедрению.

73. Требования  к социально-педагогическому исследованию. Требования к научному исследованию в социальной педагогике : актуальность, новизна, практическая значимость. Критерии эффективности исследования: образовательный; критерий успешности осуществляемой деятельности, социологический, критерий индивиуально-личностного развития; критерий психологического комфорта, валеологический.

74. Этические  проблемы научного исследования. Этические проблемы и принципы исследовательской деятельности в социальной педагогике : принцип профессиональной компетентности, принцип ненанесения ущерба испытуемому, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности, принцип позитивно ориентированной активности, прикладной характер исследования, максимальная корректность исследования.

Наука - социальное явление. Она создается сообществом ученых и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. этика науки - совокупность моральных норм, нравственных и ценностных принципов, принятых учеными и определяющих их поведение в научном сообществе. Система норм очерчивает круг допустимого, возможного, приемлемость поведения в рамках социального института. Система ценностей определяет, что является должным, т.е. во имя чего люди следуют принятым нормам и вообще действуют. Если говорить о социальном институте науки, то здесь главной позитивной санкцией является признание коллег, как современных, так и ученых последующих поколений. Признание может выражаться в разных формах - от цитирования в научных трудах до увенчания престижной научной премией. Того, кто допускает отклонение от принятых в науке норм (фальсификация результатов эксперимента, приписывание себе чужих достижений, плагиат - воспроизведение того, что сделано другими, без ссылки на них), ожидают негативные санкции - игнорирование научным сообществом того, что делает данный ученый, а если в научной литературе нет упоминаний - цитат или ссылок на работы, то это значит, что для науки он попросту не существует. В общем случае взаимоотношения между обществом и социальным институтом науки можно представить как взаимообмен. От науки общество получает прежде всего научные знания, которые участвуют в формировании культуры и мировоззрения людей, открывают новые промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии, новые источники сырья и энергии, средства связи и транспорта, даже новые сферы человеческой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"