Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования

Файлы: 1 файл

Otvety-1.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

―промежуточного характера‖, они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). В связи с тем, что общенаучные логические методы познания приоре используются в любом психолого-педагогическом исследовании, независимо от того на теоретическом или эмпирическом уровне оно проводится, необходимо раскрыть их сущность более подробно. Напомним, что к ним относятся методы анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, индукции, дедукции и аналогии.:

1. Анализ (греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

2. Синтез (греч. – соединение, сочетание, составление) – объединение реальное или мысленное различных сторон, частей предмета в единое целое.

3. Абстрагирование (лат. – отвлечение) как метод научного познания рассматривают с нескольких позиций:

· сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);

· процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование);

· результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле);

· мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков.

Существуют различные  виды абстракций:

– абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых  методов (от остальных свойств при  этом отвлекаются).

– изолирующая абстракция – акты так называемого ―чистого отвлечения при котором выделяются некоторые свойства и отношения, которые начинают рассматриваться  как самостоятельные индивидуальные предметы (―абстрактные предметы‖ – ―доброта‖, ―эмпатия‖ и т. п.);

– абстракция актуальной бесконечности в математике – когда бесконечные множества рассматриваются как конечные.

– абстракция потенциальной  осуществимости – основана на том, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе математической деятельности.

4. Идеализация как метод научного познания чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

5. Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов, результатом которого выступает обобщенное понятие, суждение, закон, теория.

6. Индукция (лат. – наведение) – логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

7. Дедукция (лат. –  выведение): – во-первых, переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; во-вторых, процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям).

8. Аналогия (греч. – соответствие, сходство) – метод научного познания при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.

9. Моделирование как  метод научного познания представляет  собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

31. Анализ и  синтез как методы теоретического  исследования. К теоретическим методам исследования относятся методы теоретического анализа, синтеза, моделирования.

Анализ — это метод  познания, содержанием которого является процесс мысленного расчленения  на части предмета исследования, выявления  свойств внутренних и внешних  связей как изучаемого предмета, так  и его частей.

Синтез — это мысленное  соединение выделенных путем анализа частей, сторон, свойств предмета исследования в некоторое новое мысленное образование, которое отражает существо изучаемого явления, причем целостная система как результат синтеза служит основой для дальнейшего познания предмета изучения. Однако синтез — это не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, а образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей. Путем анализа и синтеза только и можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников социально-педагогического процесса: детей, взрослых, руководителей,

педагогов, «схватить» несоответствия, «уловить» реальные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие.

Различают несколько видов анализа, в том числе анализ по элементам и анализ по единицам.

Элементный  анализ — это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого.

Анализ по единицам предполагает расчленение процесса с сохранением целостности его элементарных структурных элементов, каждый из которых удерживает важнейшие признаки целостного процесса.

После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, композиции, интеграции результатов анализа в общей системе. На основе синтеза предмет воссоздается как субординированная система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

32. Информационный  поиск. Метод анализа научной  литературы. Изучение литературы, рукописей, документов, материалов, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы позволяет отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему. Алгоритм работы с литературой:

1. Составление списка  подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи в сборниках,

реферативные обзоры, исторические и текущие архивы, авторефераты диссертаций и диссертации. Библиографию по теме  исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о  каждом источнике: автор, название, место  и год издания, издательство, количество страниц.

2. Определение способа  обработки содержания: изучение  с конспектированием; выборочное  чтение, сопровождающееся выписками;  общее ознакомление и т.п.

3. Результаты изучения  литературы по каждому вопросу  полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, изложив суть отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающие т различающиеся в них,

обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения. Важно подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор

работы, высказать свое отношение к авторской позиции, к полученным исследователями выводам.

 Изучение документов и продуктов деятельности школьников — обязательная составляющая социально-педагогического исследования. Следует помнить, что документы в зависимости от статуса классифицируется на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, государственных и общественных учреждений и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы), а также документы, составленные отдельными работниками, — отчеты, описания, статистические обобщения. При анализе документов исследователю следует:

- различать описание  событий и их оценку;

- выяснить (особенно при  разрешении конфликтных ситуаций) намерения составителей документа;

- уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ (располагала к объективности  или способствовала искажению  информации);

- помнить, что первичные  документы более надежны, чем  вторичные; официальные — более  надежны, чем неофициальные; личные — более надежны, чем безличные.

33. Наблюдение  как метод социально-педагогического  исследования. К эмпирическим методам исследования относят все способы получения и добывания научных фактов.

Это обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), диагностические, экспериментальные, праксиметрические и другие методы.

Основными видами обсервационных методов являются объективное наблюдение и самонаблюдение.

 К современным видам  наблюдения следует отнести метод  анализа взаимодействия как разновидность прямого наблюдения и метод оценивания как модификацию косвенного наблюдения.

Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и  систематическое восприятие и

фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений  и процессов. Особенностями наблюдения как научного метода являются: направленностью к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксации; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов. Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым (―инкогнито‖); констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации). Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность,

техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Так, серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения. Наблюдатель записывает в протокол только то, что прямо или косвенно содействует решению изучаемой проблемы. Это – подлинные факты, кото-

рые наиболее точно представляют конкретную ситуацию. В связи с этим наблюдение как метод исследования предполагает вы-

полнение исследователем следующих правил: четкое определение  цели наблюдения; составление, в зависимости от цели, программы наблюдения; – детальная фиксация данных наблюдения; применение систем категорий и оценочных шкал. Программа наблюдения должна точно определять последовательность работы, выделять наиболее важные объекты наблюдения, способы фиксации результатов (протокольные записи, дневники наблюдений и т.д.).

Наблюдение как научный метод служит определенной исследовательской цели, носит систематический характер, результаты его фиксируются. Основное преимущество его в том, что оно дает данные о поведении, делах, поступках людей. Оно требует активного сотрудничества исследователя с испытуемым.

34. Требования  к научному наблюдению. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно социальные процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним признакам их можно отследить, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать результаты.

Согласно В.А. Ядову, научное  наблюдение отличается от обыденного тем, что а) подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; б) планируется по заранее обдуманной процедуре; в) все данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Об использовании метода наблюдения как познавательного инструмента можно говорить лишь в том случае, когда: выделены задачи и гипотезы; определены объект и предмет наблюдения, а также категории, условия, единицы наблюдения; подготовлен инструментарий (дневник, протокол, аудиовизуальные технические средства фиксации и т.д.).

Социологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель  должен отчетливо представлять и  понимать, что он собирается наблюдать  и для чего, иначе наблюдение превратится  в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому научное наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему отделить закономерное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.

Для того чтобы превратить обыденное наблюдение в научный  метод, необходимо,:

1) вычленить в программе  исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения;

2) определить в общей  программе исследования или специальной  программе наблюдения:

♦   объект наблюдения ♦   предмет наблюдения, ♦   категории наблюдения ♦   наблюдаемые  ситуации♦   условия наблюдения, ♦   единицы наблюдения

3) подготовить инструментарий наблюдения, а именно:

♦   дневник наблюдения ♦   карточки наблюдения ♦   протокол наблюдения ♦   классификатор  контент-анализа ♦   аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;♦   программу обработки данных наблюдения;

4) провести пилотаж  (апробировать) инструментарий, внести  в него, если потребуется, должные  коррективы, размножить его в  необходимом количестве экземпляров;

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"