Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования

Файлы: 1 файл

Otvety-1.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

5. Творческий потенциал  работников социальной сферы  (социальных педагогов, работников, психологов и т. д.).

Основные задачи исследования в области социальной педагогики (М.А. Галагузова):

1. Теоретические проблемы  социальной педагогики. К ним  относятся уточнение предмета  и объекта исследования науки,  разработка ее понятийно-категориального  аппарата на основе изучения  становления социальной педагогики за рубежом и в истории отечественной культуры, выявление принципов и методов исследования науки.

2. Проблемы социально-педагогической  деятельности. Это исследование  содержания, методов и средств,  используемых в деятельности  социального педагога, взаимосвязь социальной педагогики с социальной работой, специальной и коррекционной педагогикой; разработка технологий деятельности социального педагога с различными группами детей и в различных социально-педагогических учреждениях.

3. Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов. Это разработка концепции подготовки социальных педагогов, уточнение стандартов их профессиональной подготовки, разработка комплекса учебных пособий, разработка содержания, форм и методов семинарских, практических занятий и т. д.

7. Классификация  научных исследований. Теоретические  и эмпирические исследования Можно выделить следующие виды исследования:

1. Эмпирическое (наблюдение, описание, диагностика, эксперимент  и т. д.) как способ изучения  реальной действительности, практического опыта.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание –  чувственное познание. Рациональный элемент присутствует, но имеет подчиненное  значение. Признаками эмпирического  уровня является сбор фактов, их первичное  описание, обобщение и систематизация. Первоисточником фактов является реальная действительность: социальные ситуации развития личности, социально-педагогические явления, социально-педагогическая практическая деятельность. В научном исследовании могут быть использованы вторичные и третичные источники фактов: документы, научные труды других исследователей. Получение эмпирических данных осуществляется с помощью эмпирических и диагностических методов: наблюдение, методы опроса, изучение и анализ документов, тестирование, измерение социальных отношений путем социометрии и референтометрии и др.

2. Теоретическое (моделирование,  абстрагирование и т. д.) как  способ научного осмысления фактов, явлений, закономерностей и построения  научных теорий и концепций.

Теоретический уровень  исследования связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием закономерностей. Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием рационального – понятий, принципов, концепций, теорий и других конструктов «мыслительных операций». В связи с этим, широко используются такие методы научного познания как абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, аналогия, моделирование и др. На основе теоретического объяснения и познанных закономерностей осуществляется предсказание, научное прогнозирование.

Абстрагирование – общенаучный  метод познания, представляющий со-бой  мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений изучаемых предметов с одновременным мысленным выделением существен-ных, интересующих исследователя сторон, свойств, связей этих предметов.

Анализ и синтез –общенаучные методы теоретического познания; обо-значают  процессы фактического или мысленного разложения целого на части и обратного соединения частей в целое. Позволяют видеть разные стороны и свойства изучаемых процессов, определять их структуру и этапы развития, вы-делять тенденции и движущие силы.

Моделирование служит также  задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденций, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т. е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы.

8. Понятие о методологическом  обосновании социально-педагогического  исследования. Специфика методологических проблем социально-педагогических исследований обусловлена широким использованием достижений наук, исследующих проблемы человека, процессом разностороннего взаимопроникновения наук и необходимостью комплексного изучения всех сфер социальной практики. В то же время существует общая методология, в основе которой лежит учение об организации деятельности и представление теории как системы научного знания, описывающей и объясняющей совокупность социально-педагогических явлений. Сущность общей методологии состоит в формулировании гипотезы, построении теории социально-педагогического исследования и в проверке теоретической базы. В этом процессе различают этапы, связанные с формулировкой проблемы, гипотезы, выводов эмпирических следствий, связанных с гипотезой, определением методики исследования, проверкой адекватности и достоверности используемой методики, проверкой самой гипотезы и обобщением результатов с определением областей их применения. Методологический подход включает следующие уровни: философский (общие принципы познания, категории); общенаучный (общенаучные концепции); конкретно-научный (методы, принципы исследования); методический (специализированное методологическое знание). В соответствии с методологией В.В. Краевского, дескриптивные знания первых трех уровней включают основные положения философии в ее методологической функции, теоретический анализ сущности и закономерностей социально-педагогического процесса, особенностей социальной педагогики как науки, тогда как перспективные знания четвертого уровня отражают должное — процесс социально-педагогического развития в соответствии с целью, задачами и условиями, в которых он протекает.

С целью выявления дополнительного ресурса в развитии теории социально-педагогического исследования в теоретико-методологическую базу исследования целесообразно включать современные реалии, принципиально обновляющие духовный образ цивилизации: гуманизацию и экологизацию образования, информатизацию интеллектуализацию деятельности социального педагога.

Существенное значение имеет насыщение  методологических подходов к исследуемой  проблеме компонентами современного содержания образования, состоящими из новых представлений (образов, раскрывающих социокультурные смыслы деятельности); новых принципов (отличающих информационную цивилизацию от предыдущей индустриальной); возможностей новых социально-педагогических технологий (на основании решения проблем субкультуры людей с отклонениями в развитии и новых комплексов условий, определяющих нормы взаимодействия людей в современных информационных процессах).

Рассмотрим содержание методологических принципов, которые, с позиций социокультурных оснований  исследуемого процесса, направлены на раскрытие соответствующих сфер социальной практики

9. Область исследования  и критерии ее выбора. Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т. е. той сферы действительности (в нашем случае — педагогической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Выбор объектной области определяется такими объективными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных

проблем, новизна и  перспективность, и субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем. Выбор объектной области требует изучения объективной потребности в обновлении элементов образовательной системы, учета реальных условий и возможностей.

10. Проблема  исследования. Избрав направление научной работы, исследователь определяет проблему и тему исследования. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто  еще неизвестное науке, что предстоит  открыть, доказать. Иногда под проблемой  понимают также новое решение актуальной научной психологической или педагогической задачи. Однако в отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и реализовать его. Определить проблему исследования, значит -. выявить то объективно существующее в избранной предметной области противоречие (противоречия), разрешению которого и будет посвящена научная работа. Для этого требуется выяснить – что именно неизвестно, что надо доказать, какие научные знания для этого необходимы, имеются ли эти знания в науке на сегодняшний день? Если они есть, то насколько

полны и достаточны? Иначе говоря, исследователь должен быть убежден в том, что он начинает работу на действительно неизведанном ―поле  научного поиска.

Проблема в ее характерных чертах отражается в теме исследования. Ее актуальность определяется приоритетностью  злободневностью), научной значимостью, перспективностью и неразработанностью. Удачная, точная в смысловом отношении максимально краткая формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел и содержание, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Тесно связанные между собой шаги — определение проблемы и темы исследования. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы. Проблема понимается или как синоним практической задачи (проблема организации свободного времени детей, проблема профилактики трудновоспитуемости), или как нечто неизвестное в науке. В этом смысле проблема — мост от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании». Иными словами, проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что надлежит установить. В отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее. Сущность проблемы — противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучении состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе.

11. Цель и  задачи исследования. Исследовательская цель в психолого-педагогическом исследовании — это результат целеобразующей деятельности, проектирующей, в свою очередь, целенаправленную преобразующую деятельность субъектов образования — педагогов и воспитанников. Исследовательское целеполагание и есть выбор наиболее оптимальных с точки зрения потенциальных возможностей реальной педагогической действительности способов ее преобразования из существующего положения в новое, искомое, потребное состояние, в желаемое будущее. Итак, цель — это обоснованное представление об общих ко-

нечных или промежуточных  результатах поиска. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Реализованная с учетом конкретных условий задача синтезирует содержательную, мотивационно-побудительную и операционную стороны исследовательской деятельности и является ее своеобразным «фокусом». Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Однако обязательно должны быть выделены три группы задач. Чаще всего первая из основных групп задач — историко-диагностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая — теоретико-моделирующая — с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования; третья — практически-преобразовательная — с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций. Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным. Цель и непосредственные задачи научного педагогического исследования состоят в том:

  • чтобы найти общее у ряда единичных явлений,
  • вскрыть законы,
  • по которым возникают,
  • функционируют,
  • развиваются такого рода явления,
  • т.е. проникнуть в их глубинную сущность.

12. Объект и  предмет исследования. Объект исследования — это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного. Объект исследования в педагогике и психологии — это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии. Вот почему не совсем корректно называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами. Предмет исследования — это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. при создании и экспериментальной проверке проекта социально-педагогического комплекса в качестве относительно самостоятельных предметов исследования могут быть выделены: определение функциональных направлений и приоритетов в деятельности комплекса (целевой аспект), уточнение видов услуг и направлений работы (содержательный аспект), способы создания условий социальной реабилитации, комфортного общения, полноценного образования и развития, удовлетворения интересов детей, подростков (деятельностно-операционный аспект).

13. Гипотеза  исследования. Правила формулирования  научной гипотезы. Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Следовательно, гипотеза исследования – научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата. Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение, содержащееся в ней, носит проблематичный характер. О гипотезе можно говорить лишь как о корректнойили некорректной по отношению к предмету исследования.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"