Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:16, магистерская работа

Описание работы

Цель данной магистерской диссертации – обосновать возможности традиционной игрушки как средства развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в учебно-воспитательной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.
1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия
1.3. Роль традиционной игрушки в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Содержание эмпирического исследования влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
2.2. Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.3. Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент)
2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок
2.2.2. Основной блок (занятия по эмоциональному развитию)
2.4. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Заключение

Файлы: 1 файл

Диссертация - Акимова.docx

— 134.72 Кб (Скачать файл)

В телеге – утварь, которая необходима для жизни в доме. Поможем расставить в избе мебель, разложить вещи (дети самостоятельно расставляют мебель, раскладывают вещи так, как они считают нужным).

Поселите семью в избе. И взрослые, и дети живут в одной комнате. «В тесноте, да не в обиде!» Чердак – для вещей.

Как вы думаете, чего еще не хватает в доме?

4. Заключение.

Что нового, интересного узнали вы сегодня на занятии?

После этого занятия дети несколько дней играют в избе самостоятельно, педагог не подсказывает им, как должна стоять мебель, где лежать вещи и т.д.

В свободное время, собравшись у избы, проводим эксперимент: помещаем в печь свечу и ждем 5-7 мин. Печь должна нагрееться… В старину про печь так говорили: «Она и поилица, и кормилица, и тела согревательница». Что это значит, как вы думаете?

В свободное время можно собраться у избы, чтобы разгадать загадки, выучить потешки.

Загадки по теме:

Толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато, когда сыта –

От Федоры теплота.      

(Печь)

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало – не пропало,

Румяной булкой стало.      

(Печь)


Потешки по теме:

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь, горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.


Занятие №3.

Тема: «Жили-были, поживали… ».

Цель: Познакомить детей с особенностями быта в старину: на чем спали, как ели, как умывались… Дать детям представления о традициях застолья, правилах поведения за столом, отношении к хлебу.

Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали… Семья» (без набора одежды).  Телега, лошадь. Игровой комплект «Жили-были, поживали… Изба» (комплектация прошлого занятия, а также люлька, рукомойник, полотенце, ушат, которые необходимо положить в телегу), хлеб, слепленный из соленого теста.

Ход занятия:

1. Как  спали в старину.

Как живет-поживает семья в избе? Все ли у них хорошо? Всего ли хватает?..

Где спят в избе дедушка и бабушка, батюшка и матушка, Машенька, Ванечка, младенец? Размышляя, необходимо придти к выводу, что бабушка с дедушкой спят на печке (у пожилых людей часто болят ноги, спина – на печи они прогревают «старенькие косточки»), Ванечка спит в колыбеле, Машенька – на сундуке, а батюшка с матушкой делают себе постель, придвигая к лавке скамейку. Где же спит младенец?..

Сегодня батюшка привез еще утварь для дома. В телеге есть постелька для малыша. Найдите ее. Это люлька. Ее подвешивали к потолку, у печки. Как вы думаете, почему именно у печки? Там теплее, а еще там часто хлопочет матушка (еду готовит). А почему люльку нельзя просто поставить на лавку? Зачем подвешивать ее к потолку? Покачиваясь на крепких веревках, люлька сама убаюкивает младенца. А еще она так меньше места занимает, ведь в избе тесновато.

2. Как  умывались в старину.

Что вы обычно делаете перед тем как лечь в постель? В избе вся семья перед сном обязательно умывается. Только из чего же? Поищем в телеге. Это рукомой (рукомойник, умывальник). Он должен висеть на стене (дети вешают рукомой на стену). Куда же будет стекать грязная вода? Найдите в телеге емкость под грязную воду. Это ушат. Он так называется, потому что его ручки напоминают уши. Что должно висеть над рукомоем, как вы думаете? Полотенце (рушник, рукотерка). Достанем его из телеги…

3. Как  ели в старину.

Подошло время обедать. Накроем на стол. Всем ли хватает ложек, чашек, тарелок? Ложек и чашек хватает всем, кроме младенца. А вот тарелок на всех не хватает. Почему, как вы думаете?

Давным-давно, в старину люди ели без тарелок. Черпали ложкой из общего горшка (ставим в центр глиняный горшок, раздаем членам семьи деревянные ложечки). Сначала брал кашу из горшка самый старший в семье – дедушка, потом батюшка, дальше – женщины, а дети – в конце. Если кто-то не соблюдал своей очереди и лез вперед – получал от старшего ложкой по лбу. Самое почетное место за столом – угол. Его называли красный. Там сидел самый старший – дедушка, рядом – батюшка и Ванюшка. Последними за стол, на скамейку, садились женщины.

«Худ обед, коли хлеба нет» – так говорили в старину. Что это значит, как вы думаете?  Без хлеба обед не вкусный. Хлеб всегда ставили в центр стола (ставим хлеб на стол), дед разрезал хлеб и раздавал его членам семьи.

4. Заключение.

Что нового, интересного узнали вы сегодня на занятии?

В свободное время можно собраться у избы, чтобы разгадать загадки, выучить потешки, колыбельные.

Загадки по теме:

Жил Кирилл

Много людей кормил,

А разбился

Под плетнем очутился.      

(Горшок)

Ножек – четыре,

Шляпок – одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(Стол)

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки.

(Стол)

Сами не едим,

А людей кормим.

(Ложки)

На стене висит

В обе стороны глядит.   

(Рукомой)

Уши есть,

А головы нет.

(Ушат)


Потешки:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся!

Потягушеньки, потягушеньки!

На Машу с Ваней порастушеньки!

Растите, деточки, здоровые,

Как яблоньки садовые!

Ваня, Ванечка, не плачь,

Несет колик калач.

Недалеко на мостике –

Несет калач на хвостике.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!


Колыбельные песенки:

Спи, сыночек, мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою.

Ты дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

Баю-бай, баю-бай.

Ты, собачка, не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшку не буди.

Мой Ванюшка будет спать,

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

Вырастет побольше.


2.2.2. Основной  блок (занятия по эмоциональному развитию).

Общая цель блока: Развивать умение распознавать эмоциональные состояния других людей. Учить находить решения по нормализации проблемных эмоциональных ситуаций. Развивать эмоциональное воображение и эмоциональное предвосхищение. Обогащать «язык» эмоций. Развивать социальные эмоции, эмпатию.

 

Занятие №1.

Тема: «Жадность – всякому горю начало».

Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «обида», «вина», «жадность», «грусть», «радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.

Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали… Семья». Игровой комплект «жили-были, поживали… Изба». Телега (в телеге – лошадка-качалка, мячик из бересты, балалайка).  Лошадь.

Эмоциональная ситуация №1 (приложение 8).

Ход занятия:

1. Внешний  анализ ситуации.

Заглянем в избу. По-моему, в ней что-то происходит.

Кого вы видите в избе? Дедушку и его внуков: Машеньку и Ванечку. Как вы думаете, что происходит сейчас в избе?

Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что Ванечка с Машей сорятся из-за лошадки-качалки, которую батюшка привез детям с ярмарки. Дедушка старается примирить внуков между собой.

2. Анализ  эмоционального состояния героев ситуации.

Обсуждаем эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Опорные вопросы: Какое настроение сейчас у Маши? Что она чувствует? Почему? Что говорит Маша брату? Какое настроение сейчас у Вани? Что чувствует он в данный момент? Почему? Что говорит Ваня сестре? Какое настроение сейчас у деда? Почему он огорчен? Что говорит он внукам? Кто не прав в этой ситуации? Почему?

3. Проигрывание  ситуации, ее нормализация.

Поможем деду померить внуков?

Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Ваней, кто-то Машей, кто-то дедом. Ситуацию проигрываем несколько раз, с той целью, чтобы каждый ребенок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать ее, проговорить, предложить свой вариант для ее нормализации.

4. Повторный  анализ эмоционального состояния героев.

После того, как ситуация в избе нормализовалась, обсуждаем то, как изменилось настроение героев. Что чувствуют они теперь, после примирения?

5. «Жадность  – всякому горю начало!» (в качестве вывода)

Примерив Ванюшку с Машенькой, дед учит внуков: «Жадность – всякому горю начало!» Что означает эта русская народная пословица?

Дети померились. В этот момент батюшка принес еще одну игрушку, которую он купил на ярмарке своим детям. Что это? Мячик. Как теперь поступят дети? Какое настроение сейчас у детей? Что они чувствуют?

Дополнительно: Машенька села на скамейку и загрустила. Она мечтает о кукле, но папа не привез дочке куклу. Тогда бабушка взяла простую деревянную ложку и завернула ее в свой платочек. Потом достала из печки уголек и нарисовала глазки. И получилась… кукла! Как вы думаете, понравилась она Маше? Что чувствует теперь девочка?

6. Заключение (преемственность с личным опытом).

Что нового, интересного узнали вы сегодня на занятии?

Чувствовали вы когда-нибудь обиду, как Маша? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь вину за свое поведение, как Ваня? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь такую же радость, как Маша и Ваня? В какой ситуации?

Занятие №2.

Тема: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «вина», «грусть», «радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.

Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали… Семья». Игровой комплект «жили-были, поживали… Изба».

Эмоциональная ситуация №2 (приложение 8).

Ход занятия:

1. Внешний  анализ ситуации.

Заглянем в избу. По-моему, в ней что-то происходит. Кого вы видите в избе? Бабушку, матушку и Машеньку. Чем заняты они? Что происходит сейчас в избе?

Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что Машенька ленится, сидя на печи, в то время как бабушка готовит тесто для пирогов, а матушка присматривает за малышом. Мать призывает дочь спуститься с печи и помочь бабушке.

2. Анализ  эмоционального состояния героев ситуации.

Обсуждаем эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Опорные вопросы: Какое настроение сейчас у матушки? Что она чувствует? Почему? Что говорит она дочери? Какое настроение сейчас у бабушки? Что чувствует она в данный момент? Почему? Права ли Маша в данной ситуации? Что должна она чувствовать сейчас?

3. Проигрывание  ситуации, ее нормализация.

Поможем Маше исправить свою вину перед родным пожилым человеком?

Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Машей, кто-то матушкой, а кто-то бабушкой. Ситуацию проигрываем несколько раз с той целью, чтобы каждый ребенок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать ее, проговорить, предложить свой вариант для ее нормализации.

4. Повторный  анализ эмоционального состояния героев.

После того, как ситуация в избе нормализовалась, обсуждаем то, как изменилось настроение героев. Опорные вопросы: Что чувствуют они после того, как Маша извинилась и предложила свою помощь бабушке?

5. «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» (в качестве вывода)

Бабушка поучает внучку: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» Что означает эта русская народная пословица?

6. Заключение (преемственность с личным опытом).

Что нового, интересного узнали вы сегодня на занятии?

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста