Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:13, контрольная работа
Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида и воздействуют на его поведение и дело. Особая роль тут отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относится и состояние стресса. В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Стресс вызывают все серьезные события жизни: свадьба и развод, рождение ребенка и смерть прабабушки, переезд и смена работы...
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие стресса……………………………………………………………........4
2. Психологические признаки стресса…………………………………………...7
3. Динамика развития стрессового состояния…………………………………..9
4. Влияние стресса на поведение и дело человека…………………………….12
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы………..…………………………………………………….14
Министерство сельского
Инженерный факультет
Кафедра педагогики и психологии
Заочное отделение ТО-6
Эмоциональная сфера личности
Контрольная работа по Психологии
Вариант № 9
Руководитель
ст. преподаватель
Студент
ТО -6 (подпись) (дата)
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие стресса……………………………………………………………
2. Психологические признаки стресса…………………………………………...7
3. Динамика развития стрессового состояния…………………………………..9
4. Влияние стресса на поведение и дело
человека…………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список литературы………..………………………………………
Введение
Эмоциональная
сфера человека является особым классом
психических процессов и состояний, которые
отражают непосредственные переживания
индивида и воздействуют на его поведение
и дело. Особая роль тут отводится эмоциональным
состояниям, характеризующимся высоким
эмоциональным напряжением. К ним относится
и состояние стресса. В психологии стресс
понимается как состояние психического
напряжения, возникающее у человека в
процессе деятельности в наиболее сложных
условиях, как в повседневной жизни, так
и при особых экстремальных состояниях.
Стресс вызывают все серьезные события
жизни: свадьба и развод, рождение ребенка
и смерть прабабушки, переезд и смена работы...
Вносят свой вклад и мелочи, которым, казалось,
можно не придавать особого значения:
поспорили с коллегой, проиграла любимая
команда, автобусную остановку перенесли
дальше от дома... Жители крупных городов
сталкиваются со стрессовыми ситуациями
особенно часто. Причины - интенсивный,
напряженный ритм жизни, большое количество
окружающих людей, многие из которых находятся
в плохом настроении (вспомните давку
в транспорте), зачастую - более ответственная
и нервная, чем у сельских обитателей,
работа. Воздействие одной и той же стрессовой
ситуации на разных людей может быть совершенно
различным. Одного обокрали - он заработал
в два раза больше, другого обокрали - он
с горя запил и тоже совершил преступление.
Таким образом, стресс может оказывать
как положительное, так и отрицательное
влияние на дело человека, включая более
того полную ее дезорганизацию.
Задачей данной работы
является последовательное рассмотрение
особенностей стрессового состояния,
динамики его развития, а также влияния
стресса на поведение человека, в том числе
и криминогенное влияние.
1. Понятие стресса
О стрессе говорят и пишут много, часто противоречиво. Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как "состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует дело человека, нарушает нормальный ход его поведения". [Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., "Просвещение", 1994] Г. Селье, который ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование", состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях.
[ Леонова А.
Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4]
Дословно это слово
переводится как "напряжение", и довольно
часто им обозначается просторный круг
состояний человека. Но это постоянно
- напряжение всего организма человека,
отвечающего на влияние различных факторов,
как физических, так и психологических.
Итак, понятием "стресс" охватывается
большое разнообразие психически крайне
напряженных состояний, вызванных различными
экстремальными воздействиями (стрессорами).
Различаются физиологический стресс (перенапряжение
физиологических функций) и психологический
стресс. Физиологический стресс вызывается
непосредственным действием неблагоприятного
стимула на организм. Например, мы погружаем
руку в ледяную воду и у нас возникают
стереотипные реакции (мы
выдергиваем руку из воды).
Психологический стресс как более сложное
интегративное состояние требует обязательного
анализа значимости ситуации с включением
интеллектуальных процессов и личностных
особенностей индивида. [Еникеев М.И. Юридическая
психология. - М., 1999.] Если при физиологическом
стрессе реакции индивида стереотипны,
то при психологическом – индивидуальны
и не постоянно предсказуемы. Психологический
стресс может возникать не в силу объективных
характеристик ситуации, а в связи с субъективными
особенностями восприятия ее человеком.
Поэтому невозможно выделить универсальные
психологические стрессоры и универсальные
ситуации, вызывающие психологический
стресс в равной мере у всех людей. Например,
более того очень слабый раздражитель
в определенных условиях может игрывать
роль психологического стрессора или
один, более того очень сильный раздражитель,
не может начать стресс у всех без исключения
людей, подвергшихся его воздействию.
Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального
состояния человека, особенно в судебно-следственной
практике. Психологический стресс подразделяется
на информационный и возбудимый. Информационный
стресс возникает в условиях оперативно-информационной
перегрузки человека при выполнении им
усложненных управленческих функций с
высокой степенью ответственности за
последствия принимаемых решений (например,
в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный
стресс возникает в экстремальных, крайне
опасных ситуациях (внезапное нападение,
стихийные разрушения, личностно значимые
"стратегические" конфликты). Еще
Селье введением понятий "эустресс"
и "дисстресс" дифференцировал понимание
стресса. Эустресс - положительные эмоциональные
реакции организма на предъявляемые к
нему требования, соответствующие его
ресурсам; дисстресс - эмоционально-стрессовые
состояния, характеризуемые отрицательными
переживаниями в силу недостатка имеющихся
ресурсов для реализации предъявляемых
требований. Но и в том и в другом случае,
каким бы стресс не был - положительным
или отрицательным, это постоянно будет
состояние убытки равновесия. Таким образом,
можно отметить, что стресс присущ самой
нашей жизни, он - неотъемлемый компонент
существования.
Согласно ситуация
стресса может стать критической для субъекта
лишь в том случае, когда он нацелен на
неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение
потребности, подчинившей себе все его
существо, и при условии, что он не предполагает
возникновения каких-либо препятствий
во внешнем или внутреннем мире и не предполагает
необходимости их преодолевать. Внутренней
необходимостью для субъекта в данном
случае является получение неотложного
(здесь-и-теперь) удовлетворение своей
потребности.
2. Психологические признаки стресса
Психологические
признаки, по которым можно определить,
что человек пребывает в
Депрессии. Обычно
депрессия дает о себе ведать появлением
необычной гневливости и
Возникают трудности
с принятием решения и выполнением задуманного.
Стресс обычно означает потерю контроля,
ограничение выбора. В таких условиях
очень трудно принять решение, более того
самое простое, а главное - его исполнить.
Таким образом, можно увидеть, что стресс
оказывает серьезное влияние на физическое
и психическое самочувствие человека.
3. Динамика развития стрессового состояния
Три основные стадии
в развитии общего адаптационного синдрома
были выделены ещё Селье.[ Леонова
А. Костикова Д. На грани стресса
/ В мире науки 2004. № 4] За описанной
динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко
прослеживаются связи с перестройкой
функциональных систем обеспечения деятельности
и, соответственно, изменений типов поведенческой
активности. В общих чертах картина выглядит
следующим образом. Первая стадия, которая
называется стадия тревоги, характеризует
момент столкновения организма со стрессовым
воздействием. На этой стадии реакции
возникают практически мгновенно и связаны
с экстренной подготовкой к действиям
в новых условиях. Поскольку изначально
характер произошедшего не ясен, то в работу
включается заданный природой механизм
защитного реагирования "борьба или
бегство", требующий, прежде всего мощной
активизации. За коротким периодом приостановки
текущей деятельности, который при чрезмерной
интенсивности стресс-фактора может привести
к шоку или более того летальному исходу,
следует бурный активности, сопровождающейся
сильными эмоциональными реакциями, которые
хорошо известны каждому из личного опыта:
перехватило дыхание, защемило сердце,
пересохло в горле, замер от страха, эти
первичные стрессовые реакции быстро
переходят в повышенное возбуждение, гнев,
озлобленность, беспокойство. На этой
стадии резко возрастает мобилизация
защитных сил, повышающих сопротивляемость
организма. Далее следует стадия резистентности,
или устойчивой сопротивляемости стрессу,
выражающаяся в стойком повышении уровня
адаптационных ресурсов. На этой стадии
помимо усиления мобилизации происходит
активизация функций внимания, памяти,
мыслительных процессов, что дает вероятность
человеку найти адекватный способ преодоления
затруднений и перестроить свое поведение.
По сути дела, это стадия продуктивного
напряжения. Как только выход из сложной
ситуации найден, развитие стресса прекращается,
и организм переходит на нормальный режим
функционирования. Однако часто, несмотря
на повышенную мобилизацию ресурсов, человек
не находит позитивного разрешения ситуации,
поиск новой тактики и стратегии поведения
затягивается. В этом случае развивается
дистресс, который в обыденном сознании,
собственно, и связывают со стрессом. Для
данного периода характерно появление
элементов дезорганизации целенаправленного
поведения: совершение случайных, необдуманных
действий и ошибок, неоправданный опасность,
пассивное пережидание и др. Именно в тот
самый момент люди обращаются за помощью
к окружающим. Проблему на этой стадии
часто может разрешить, например, телефонный
звонок, подсказка, совет, просто участие.
Однако если затруднение по-прежнему не
преодолевается, стресс вступает в свою
третью стадию - истощение, когда возникают
серьезные нарушения биологической и
психологической адаптации. Данный период
чреват возникновением болезней стресса,
причем затрагиваются и глубинные личностные
процессы, регулирующие поведение человека,
вследствие чего развиваются пограничные
состояния. К ним относятся в первую очередь
неврозы - обратимые состояния, связанные
с нарушением психологических, эмоциональных
и мотивационных компонентов деятельности.
Депрессия, агрессивность, тревога, фобии
и т.д. - все это укоренившиеся проявления
последствий стресса на психологическом
уровне, которые позже могут перерасти
в тяжелые психические расстройства.
Человек, находящийся
в состоянии стресса на стадии истощения,
в повседневной жизни может долгое пора
производить ощущение физически и психически
здорового. Однако что-то в характере подспудно
меняется. Прекрасный специалист вдруг
становится недееспособным (синдром "выгорания"),
добрый и мягкий человек превращается
в раздражительного и подозрительного
субъекта и т.д. В таких случаях обычно
говорят о сильных личностных деформациях.
Это типичный и весьма распространенный
вид нарушений, связанный, как правило,
с выполнением социально значимых функций,
профессиональной деятельностью, когда
человек буквально превращается в деспота.
Заболевание распространено среди врачей,
педагогов, продавцов, работников социальных
служб. Каждый из нас, вероятно, не раз
сталкивался с подобными персонажами:
учителем, который тиранит учеников, врачом,
который, похоже, ненавидит пациентов
и т.д. Причем в таких случаях страдают
не, только окружающие, но и сама "зловредная
личность".
Подобные нарушения
либо перерастают, в конечном счете, в
тяжелые психосоматические клинические
заболевания, либо толкают своих жертв
к аномальному, часто асоциальному поведению:
суициду, наркомании, пьянству. В каждом
конкретном случае можно проследить цепочку
нанизывающихся товарищ на друга неразрешенных
стрессовых ситуаций, которые и приводят
к столь плачевным результатам.
4. Влияние стресса на поведение и дело человека
Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечнососудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении. Стресс дезорганизует дело человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). [ Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 1999.] В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом. При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом). Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться - человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами. Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, отбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.
Заключение
В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс. Психологические признаки, по которым можно определить, что человек пребывает в состоянии стресса: депрессии, дезорганизованность, несамостоятельность и другое.
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены ещё Селье. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении уровня адаптационных ресурсов. Затем стресс вступает в свою третью стадию - истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации. Стресс дезорганизует дело человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям, в результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.