Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:16, магистерская работа

Описание работы

Цель данной магистерской диссертации – обосновать возможности традиционной игрушки как средства развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в учебно-воспитательной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.
1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия
1.3. Роль традиционной игрушки в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Содержание эмпирического исследования влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
2.2. Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.3. Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент)
2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок
2.2.2. Основной блок (занятия по эмоциональному развитию)
2.4. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Заключение

Файлы: 1 файл

Диссертация - Акимова.docx

— 134.72 Кб (Скачать файл)

2. Эмоцию грусть дети характеризовали следующим образом – «мальчик грустный», «у него плохое настроение».

Вывод: Исходя из диаграммы на рис.2 (приложение 4), 58% всех испытуемых точно определили настроение героя картинки. То, что у героя «плохое настроение» решили 32% всех детей.

3. Эмоцию злость дети характеризовали следующим образом – «мальчик злой», «он плохой», «он грустный». 

Вывод: Исходя из диаграммы на рис.3 (приложение 4), 48% всех испытуемых верно определили эмоциональное состояние героя ситуации. Однако существенное количество детей (31%) дало качественную характеристику личности героя картинки – «плохой».

4. Эмоцию страх дети характеризовали следующим образом – «дети боятся, им страшно», «у детей плохое настроение», «они грустные».

Вывод: Исходя из диаграммы на рис.4 (приложение 4), половина всех испытуемых (50%) правильно определило эмоциональное состояние героев картинки.

5. Эмоцию обида дети характеризовали следующим образом – «девочка грустная», «у нее плохое настроение», «не знаю».

Вывод: Исходя из диаграммы на рис.5 (приложение 4), почти половина всех испытуемых (48%) эмоцию обида определили как грусть. Четверть испытуемых испытали затруднения в определении эмоционального состояния персонажа. То, что девочка на картинке чувствует обиду на своего друга дети определить не смогли.

6. Эмоцию вина дети характеризовали следующим образом – «девочка грустная», «у нее плохое настроение», «она плачет».

Вывод: Исходя из диаграммы на рис.6 (приложение 4), 41% всех испытуемых эмоцию вина определили как грусть. Четверть испытуемых испытали затруднения в определении эмоционального состояния героя ситуации. То, что девочке на картинке стыдно, и она чувствует вину, дети определить не смогли.

Общий вывод второго исследования:

Исследование понимания состояния людей, изображенных на картинке, показало, что дети среднего дошкольного возраста правильно определяют базовые эмоциональные состояния людей: радость, грусть, страх и злость, что подтверждает теоретические положения первой главы. Однако ответить на вопрос «Что чувствует сейчас мальчик (девочка)?» и дать точные названия эмоций («радость», «грусть», «страх», «злость») дети не смогли, заменив их называнием общего эмоционального фона (настроения): веселая – грустный, хорошее – плохое. В случае с определением эмоции «злость» детей давали качественную оценку личности ребенка в данной ситуации: злой, плохой.

Таким образом, в активном словаре детей среднего дошкольного возраста присутствуют слова «веселая», «грустный», «злой», «страшно», но отсутствуют такие слова, как «радость», «грусть», «злость», «обида», «вина», «стыд».

Затруднения в определении эмоционального состояния героев событий, изображенных на картинках испытали 16% всех детей.

Существенных различий в определении эмоциональных состояний героев ситуаций между испытуемыми трех групп не установлено.

3 метод исследования: Изучение социальных эмоций (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Подготовка: Выучить наизусть вопросы.

Проведение: Индивидуально.

Вопросы:

1) Можно  ли смеяться, если твой товарищ  упал? Почему?

2) Можно  ли обижать животных? Почему?

3) Нужно  ли делиться игрушками с другими  детьми? Почему?

4) Если  ты сломал игрушку, а воспитатель  подумал на другого ребенка, нужно  ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5) Можно  ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6) Можно  ли драться, если другой ребенок  отобрал у тебя игрушку? Почему?

1. На  первый вопрос «Можно ли смеяться, если твой товарищ упал?» испытуемые  всех трех групп ответили отрицательно. Объяснения были следующими: «ему  больно», «над этим нельзя смеяться, это плохо».

Вывод: Ответ «ему больно» говорит о сочувствии к сверстнику, умению сопереживать. Такой ответ дали 26% всех испытуемых (исходя из диаграммы на рис.1, приложение 5).Ответ «над этим нельзя смеяться, это плохо» указывает на владение детьми нормами поведения. Таких объяснений большинство – 42% (исходя из диаграммы на рис.1, приложение 5).

2. На  второй вопрос «Можно ли обижать  животных?» испытуемые всех трех  групп ответили отрицательно. Объяснения  были следующими: «им будет больно», «они могут укусить», «это плохо».

Вывод: Ответ «им будет больно» говорит о сочувствии к живому существу, умению сопереживать. Такой ответ дали 37% всех испытуемых (исходя из диаграммы на рис.2, приложение 5). Ответ «они могут укусить» дали 41% детей, а «это плохо», как норма поведения – 17% (исходя из диаграммы на рис.2, приложение 5).

Можно предположить, что ответ «могут укусить» больше относится к нормам поведения – родители часто предупреждают своего ребенка (в запретительной форме) о неблагоприятных последствиях общения с животными.

3. На  третий вопрос «Нужно ли делиться  игрушками с другими детьми?»  испытуемые всех трех групп  ответили как отрицательно, так  и положительно. Ответы и объяснения  звучали следующими образом: «да, они тоже хотят поиграть, могут  обидеться», «да, надо дружить», «да, но почему не знаю», «нет, потом  поиграют».

Общий процент положительных ответов – 83%, отрицательных – 17%.

Вывод: Исходя из диаграммы на рис.3 (приложение 5), 21% всех испытуемых ответили «да, им тоже хочется поиграть, они могут обидеться» говорит о способности встать на место другого человека, понять его, посочувствовать. Исходя из диаграммы на рис.3 (приложение 5), ответ «да, надо дружить» дали 35% детей.  Он указывает на владение детьми нормами поведения в коллективе.

4. На  четвертый вопрос «Если ты  сломал игрушку, а воспитатель  подумал на другого ребенка, нужно  ли сказать, что это ты виноват?»  испытуемые всех трех групп  ответили и отрицательно, и положительно. Ответы и объяснения звучали следующими образом: «да, будут ругать другого, а это не правильно», «да, нельзя ломать», «нет, будут ругать меня».

Общий процент положительных ответов – 77%, отрицательных – 17%.

Вывод: Исходя из диаграммы на рис.4 (приложение 5), большинство испытуемых (58%) ответили, что надо признаться, потому что нельзя ломать игрушки. Этот ответ указывает на владение детьми правилами поведения. Исходя из диаграммы на рис.4 (приложение 5), только 20% всех испытуемых посочувствовали  сверстнику, сказав, что его будут ругать не за что, а это плохо.

5. На  пятый вопрос «Можно ли шуметь, когда другие отдыхают?» испытуемые  всех трех групп ответили отрицательно. Объяснения были следующими: «им  будет плохо, голова заболит, обидятся», «будут ругать».

Вывод: Ответ «им будет плохо, голова заболит, обидятся» говорит о сочувствии к другим, умению сопереживать. Такой ответ дали 40% всех испытуемых (исходя из диаграммы на рис.5, приложение 5),. Ответ «будут ругать» указывает на владение детьми нормами поведения. Такой ответ дали 45 % всех испытуемых (исходя из диаграммы на рис.5, приложение 5).

6. На  шестой вопрос «Можно ли драться, если другой ребенок отобрал  у тебя игрушку?» испытуемые  всех трех групп ответили как  отрицательно, так и положительно. Однако положительных ответов  было не много – 7% всех испытуемых. Затруднились ответить – 33%.

Объяснения были следующими: «нет, ему будет больно», «нет, он тоже хочет поиграть», «нет, будут ругать», «да, надо отнять».

Вывод: Ответы «нет, ему будет больно», «нет, он тоже хочет поиграть» говорит о сочувствии к другим, умению поставить себя на место другого. Такой ответ дали 20% всех испытуемых (исходя из диаграммы на рис.6, приложение 5). Ответ «нет, будут ругать» указывает на владение детьми нормами поведения. Такой ответ дали так же 20 % всех испытуемых (исходя из диаграммы на рис.6, приложение 5).

Общий вывод третьего исследования: Его можно отобразить в сводной диаграмме на рис.1 (приложение 6), целью которой является установление соотношения между ответами, указывающими на владение детьми нормами и правилами поведения и способностями сочувствовать, сопереживать, вставать на место другого (социальные эмоции, эмпатия).

Исходя из диаграммы, можно отметить, что дети среднего дошкольного возраста в выборе решения, как поступить в той или иной ситуации руководствуются преимущественно нормами и правилами поведения. Социальные эмоции, эмпатия у 4-х летних детей развиты в меньшей степени.

Общий вывод контрольного эксперимента:

Констатирующий эксперимент проводился в начале средней группе.

Эмоциональная сфера детей, участвующих в эксперименте, развита не достаточно хорошо: словарь эмоций бедный, дети всех трех групп правильно определяют общий эмоциональный тон состояний людей, изображенных на картинке. Эмоции «обида» и «вина» дети не определяют. На вопрос «Что чувствует мальчик (девочка)?» ответить затрудняется абсолютное большинство детей. Социальные эмоции, эмпатия у 4-х летних детей развиты не достаточно.

 

2.3. Педагогическая  система развития эмоциональной  сферы детей дошкольного возраста  средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент).

2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок.

Общая цель блока: Дать детям элементарные представления о том, как жили люди в старину (дом, утварь, одежда и пр.), помочь им погрузиться в атмосферу древнерусского быта. Познакомить с некоторыми особенностями взаимоотношений в семье, семейными традициями.

Занятие №1.

Тема: «Дом без единого гвоздя».

Цель: Познакомить детей с мужской половиной древнерусской семьи, особенностями строительства избы. Дать представления о мужском труде в старину, взаимопомощи, уважении к старшим.

Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали… Семья» (мужская половина), телега, лошадь, конструктор «Бревенчатый дом».

Ход занятия:

  1. Мужская половина семьи.

В гости к детям приходят куклы: дедушка, батюшка и Ванюшка. Рассмотрите кукол, сравните их облик с обликом современного человека. В ходе размышлений необходимо сделать вывод о том, что куклы пришли к нам из далекого прошлого, из русской старины.

Ванюшка с дедушкой, батюшкой приглашают нас в лес. Путь предстоит не близкий. Батюшка запряг лошадь в телегу. Втроем в телеге не поместиться. Кто сядет в телегу? В ходе размышлений необходимо придти к выводу, что в телегу, прежде всего, надо посадить деда. Батюшка же пойдет рядом, поведет лошадь (перемещаемся с телегой и персонажами в другое место группы - дети самостоятельно везут телегу).

Мужчины взяли с собой топоры. Зачем? Батюшка будет рубить деревья, дедушка – обрубать с них ветки и снимать кору со стволов, а Ванюшка будет помогать отцу и деду (в этот момент хорошо провести физкультминутку-имитацию работы в лесу). Из деревьев получились бревна – ровные, гладкие. Погрузили мужчины бревна на телегу, и домой повезли (дети самостоятельно грузят бревна на телегу и везут ее на прежнее место).

  1. Сруб.

Как вы думаете, зачем батюшке с дедушкой понадобилось столько бревен? Рассматривая бревна и размышляя необходимо придти к выводу, что мужчины собрались строить дом. Мы можем им помочь (вместе сложите сруб, акцентируя внимание детей на углубления в бревнах и отсутствие необходимости использовать гвозди при строительстве). У нас получились стены дома – это сруб. Что не хватает ему, чтобы получился дом? Крыши, окон, двери. В старину окна и дверь вырубали топором. Говорят, что дома в старину не строили, а рубили (после занятия, из того же конструктора соберите дом, добавив окнами, дверь и крышу).

  1. Заключение.

Что нового, интересного узнали вы сегодня на занятии?

Занятие №2.

Тема: «Изба хоть и мала, да сердцу мила».

Цель: Познакомить детей с древнерусской семьей: бабушкой и дедушкой, батюшкой и матушкой, Машенькой, Ванюшкой и младенцем (самый старший, самый младший, родители, старики… ). Познакомить с избой, особенностями украшения фасада избы. Дать первые представления о печи и некоторой утвари, необходимой в быту.

Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали… Семья» (без набора одежды), игровой комплект «Жили-были, поживали… Изба» (печь, стол, скамейка, сундук, колыбель, постельные принадлежности, половик, деревянная посуда (6 ложек, 6 чашек, 2 миски, 4 тарелки), глиняный горшок, глиняная крынка. Телега, лошадь.

 

Ход занятия:

1. Русский  дом – изба.

Сегодня произошло волшебное превращение (рассмотрите фасад избы)! Простой рубленый дом превратился в красиво украшенную избу. В старину, ту часть избы, которая выходила на улицу называли лицом. Одно из украшений «лица» избы – лобовая доска (над окнами, горизонтальная). Как вы думаете, с чем сравнивали окна избы? С глазами. В старину глаза называли очи, созвучно: очи – окна. Вокруг окон-глаз наличники, украшенные птицами и цветами. Наличники, то еесть те, что на лице.

Заглянем внутрь (в доме – печь, лавки и полки). Что вы видите в избе? Почетное место в избе занимает печь (рассмотрите печь, отделив ее от трубы). Она таит в себе много секретов. Мы обязательно раскроем их все, но не сразу, постепенно. Как вы думаете, зачем в доме печь?

Что кроме печи вы видите в избе? Лавки (широкие, прикрепленные к стенам) и полки. Что не хватает в избе для того, чтобы в ней поселилась большая дружная семья?

2. «Вся  семья вместе, так и душа на  месте».

Возле избы собралась вся семья. С батюшкой, дедушкой и Ванюшкой мы уже знакомы. Кого еще видите вы возле избы? Бабушку, матушку с младенцем и Машеньку. Кто самый старший в семье? Бабушка и дедушка. Сколько детей в семье? Трое. Кто старший? Машенька. Сколько всего человек в семье? Семь.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста