Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:16, магистерская работа

Описание работы

Цель данной магистерской диссертации – обосновать возможности традиционной игрушки как средства развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в учебно-воспитательной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.
1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия
1.3. Роль традиционной игрушки в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Содержание эмпирического исследования влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
2.2. Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.3. Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент)
2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок
2.2.2. Основной блок (занятия по эмоциональному развитию)
2.4. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Заключение

Файлы: 1 файл

Диссертация - Акимова.docx

— 134.72 Кб (Скачать файл)

6) В процессе  взаимодействия с традиционными  куклами, ребенок познает свой  внутренний мир, формирует собственный  эмоциональный образ, учится распознавать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать (В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, В.В. Абраменкова и др.).

Цель формирующего эксперимента:

Раскрыть потенциал традиционной игрушки для становления и развития самодеятельной игры – необходимого условия развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Задачи формирующего эксперимента:

1) Определить, являются ли созданные педагогом  на основе традиционной игрушки  и проигранные вместе с детьми  эмоциональные ситуации мотивом  для самостоятельной творческой  игры детей, то есть, осуществляется ли переход от игры-формы к игре-деятельности.

2) Выявить  влияние созданных педагогом  эмоциональных ситуаций на характер  игры: развивают ли дети заданную  педагогом эмоциональную траекторию  ситуаций, сохраняют ли заложенные  педагогом эмоциональные образы  персонажей.

3) Определить, переносят ли дети полученный эмоциональный опыт в реальные ситуации.

Средством формирующего эксперимента является игровой комплект «Жили-были, поживали…», разработанный автором данной магистерской диссертации (приложение 1). Основа комплекта – семья кукол в русской народной одежде: бабушка, дедушка, мама, папа, трое детей.

Куклы комплекта можно с полной уверенностью отнести к традиционной игрушке, так как они отвечают всем ее требованиям. Выполнены куклы на основе традиций русских мастеров-игрушечников – ручное изготовление, натуральные материалы, традиционный декоративно-пластический стиль.

Традиционность кукол также доказывает то, что выполнены они в Сергиевом Посаде – столице «забавочного» ремесла, мастерами из древней династии игрушечников.

Галина Дайн в своей книге «Сергиев Посад – столица русской игрушки» пишет: «Сергиев Посад – уникальное место на земле: духовный центр православия и город-столица русской игрушки. Незнаемое нигде сродное соседство! Только здесь древняя монастырская культура дала благодатный исток народному «кукольному» промыслу, обеспечив высочайший профессионализм ремесла и художества местных мастеров-игрушечников в течение более двух столетий. Игрушечный посад с торговыми лавками так и лепился к Троице-Сергиевой Лавре, жил под ее крылами, от нее питался духом и мастерством. По количеству, разнообразию и художеству производимого игрушечного товара городу не было равных. В XIX Сергиев Посад называли «столицей потешного царства», «русским Нюрнбергом».

Традиционность кукол также доказывает условность их образов, намеченные черты лица. Благодаря этому кукол можно наделить любым настроением и характером, создать необходимый эмоциональный образ.

Традиционны куклы и по содержанию. Три поколения семьи помогут организовать игровые ситуации на тему отношений между детьми и родителями, братьями и сестрами. На этом этапе важна роль взрослого – транслятора знаний о том, как жили люди в старину, каким обычаям и традициям следовали, какие семейные ценности передавали своим детям.

Русский дом (изба) – не просто игровой атрибут. Дом с печкой и утварью – это, своего рода, азбука древнерусского жилища. Все здесь, как в старину: русская печь – «кормилица, поилица, теласогревательница», большой стол для семейной трапезы, колыбель и люлька, большой берестяной сундук с одеждой и праздничной скатертью, глиняная и деревянная посуда, незамысловатые игрушки для детей и много другое (порядка 50-ти предметов).

Как только в избе появляется семья кукол, дом сразу «оживает». Перед ребенком открывается мир русской старины со всеми ее заботами, радостью и горестью. Дом с утварью позволяет значительно расширить и обогатить содержание самодеятельных творческих игр, увеличить возможности для создания различить эмоциональных ситуаций.

Система работы с комплектом:

1. Проникновение «внутрь» эмоциональной ситуации (форма – занятие по эмоциональному развитию).

     1.1. Внешний анализ ситуации (Что происходит в избе? Что делают герои ситуации?).

     1.2. Анализ эмоционального состояния героев ситуации в данный момент (Какое настроение у героев ситуации? Что чувствуют? Что говорят друг другу?).

     1.3. Проигрывание ситуации в целях ее нормализация (выбор ролей, диалоги).

     1.4. Повторный анализ эмоционального состояния героев после нормализации ситуации.

     1.5. Русская народная пословица (в  качестве вывода)

     1.6. Заключение (преемственность с  личным опытом).

2. Перенос  эмоционального опыта в игровую  деятельность (форма – самодеятельная игра).

Данная система основана на комплексном методе педагогической поддержки детских самодеятельных игр. В систему включены все четыре компонента метода:

1. Создание развивающей предметной среды. Так как формирующий эксперимент основан на традиционных игрушках, включенных в игровую среду, то мы намеренно поменяли местами компоненты метода. Игровой комплект «Жили-были, поживали…» обогатит развивающую предметную среду ДОУ, не нарушив требования, предъявляемые к ней.

2. Обогащение знаний детей. Используя кукол и атрибуты к ним, воспитатель создает проблемные ситуации, близкие и понятные детям, основанные на русских народных пословицах. Разыгрывая с детьми различные сюжеты, педагог помогает им проникнуть «внутрь» эмоциональных ситуаций, прожить их вместе с персонажами. На этом этапе, получая представления об особенностях взаимоотношений между членами кукольной семьи, дети непосредственно (подспудно) получают знания об особенностях быта людей в старину, их семейных обычаях и традициях. Таким образом, дети расширяют свои представления об окружающем (истории и культуре родной страны), приобретают эмоциональный опыт.

 3. Обогащение игрового опыта. Во время занятия, которое проходит в игровой форме, происходит формирование эмоциональных образов героев ситуации, создание общего эмоционального фона между ними. Занятие всегда заканчивается на позитивной ноте, что должно способствовать возникновению положительного эмоционального импульса для дальнейшего развертывания сюжета. Игра-форма должна перейти в игру-деятельность, инициатива в игре должна перейти детям.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми. Теперь взрослый становится наблюдателем, его включение в игру возможно либо по просьбе детей, либо в том случае, когда игра начинает «стопориться» и он может помочь продолжить сюжетную линию или предложить неожиданный новый поворот событий (активизирующее общение взрослого с детьми).

Для проведения эмпирического исследования было выбрано три группы детей:

Группа А (20 детей) – основная экспериментальная группа.  В игровой среде этой группы постоянно находился комплект «Жили-были, поживали…», были созданы условия, способствующие организации детьми самостоятельных игр с комплектом.

Раз в неделю, в один и тот же день (четверг), педагог проводил с детьми занятия по эмоциональному воспитанию на основе этого комплекта. Всего было проведено 10 занятий: 3 – ознакомительных, 7 – основных. Каждый раз после занятия детям давали возможности организовать самостоятельные игры с комплектом. Продолжительность игр ограничивалась только режимными моментами ДОУ.

Группа В. С этой группой детей раз в неделю проводились занятия по эмоциональному развитию (идентичные занятиям группы А). Но сразу после занятий игровой комплект из группы уносили.

Группа С. Это контрольная группа, в ней формирующий эксперимент не проводился.

2.2. Изучение уровня  развития эмоциональной сферы  у детей среднего дошкольного  возраста (констатирующий эксперимент).

Констатирующий эксперимент был проведен в сентябре 2011года.

В целях определения уровня развития эмоциональной сферы детей были выбраны следующие методы исследования:

1. Оценочная  шкала эмоциональных проявлений  ребенка (Г.А. Шалимова).

2. Изучение  понимания состояния людей, изображенных  на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

3. Изучение  социальных эмоций (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

1 метод исследования: Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (Г.А. Шалимова).

В целях выявления общего эмоционального фона групп, на каждого ребенка заполнялась таблица эмоциональных проявлений. Таблица составлена на основе эмоциональных проявлений детей, на которые как на особо значимые указывал чешский психолог Й. Шванцара.

Эмоциональные проявления

интенсивность

Обстоятельство

0

1

2

3

4

Сверхчувствительность

           

Возбуждаемость

           

Капризность

           

Боязливость

           

Плаксивость

           

Злобность

           

Веселость

           

Завистливость

           

Ревность

           

Обидчивость

           

Упрямство

           

Жестокость

           

Ласковость

           

Сочувствие

           

Агрессивность

           

Нетерпеливость

           

Примечание: 0 – нет, 1 – немного, 2 – средне, 3 – очень много, 4 – крайне много.

В течение сентября месяца за детьми велось наблюдение во время их свободной игровой деятельности, на занятиях и во время других режимных моментов. Содействие в заполнении таблиц оказывали воспитатели групп, психологи.

Проанализировав интенсивность эмоциональных проявлений каждого ребенка, мы выявили особенности общего эмоционального фона групп детей (диаграмма на рис.1, приложение 2).

Выводы:

Общий эмоциональный фон группы А является благополучным. В данной группе преобладают дети с высокой интенсивностью эмоциональных проявлений «возбужденность» и «веселость». Таких эмоциональных проявлений как «жестокость», «агрессивность», «ревность», «завистливость» выявлено не было.

Общий эмоциональный фон группы В является благополучным. В данной группе преобладают дети с высокой интенсивностью эмоциональных проявлений «возбуждаемость», «капризность». Такого эмоционального проявления как «жестокость» выявлено не было.

Общий эмоциональный фон группы С является благополучным. В данной группе преобладают дети с высокой интенсивностью эмоциональных проявлений «возбуждаемость», «упрямство». Таких эмоциональных проявлений как «жестокость», «ревность», «завистливость» выявлено не было.

В целом, в группе А выявлена самая высокая интенсивность эмоциональных проявлений.

2 метод исследования: Изучение понимания состояния людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Подготовка исследования: Подбор картинок с изображением детей, у которых ярко выражены эмоциональные состояния: радость, грусть, злость, страх, обида, вина. В данном исследовании использовался демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально издательства Весна-дизайн «Наши чувства и эмоции» (приложение 3). На картинках данного материала изображены дети в различных ситуациях.

Проведение исследования: Исследование проводилось с каждым ребенок индивидуально. Ребенку последовательно были показаны все 6 картинок. Вопросы, которые были заданы ребенку: «Кто изображен на картинке? Что он (она) делает? Что он (она) чувствует сейчас (в данный момент)? Как ты догадался об этом?»

В результате проведенного исследования было выявлено следующее:

1. Эмоцию радость дети характеризовали следующим образом – «девочка веселая», «у нее хорошее настроение».

Вывод: Исходя из диаграммы на рис.1 (приложение 4), эмоцию радость дети определили как пребывание в веселом (43% всех испытуемых) либо хорошем (57%) настроении. То, что девочка, изображенная на картинке, чувствует «радость» дети не сказали.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста