Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:16, магистерская работа

Описание работы

Цель данной магистерской диссертации – обосновать возможности традиционной игрушки как средства развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в учебно-воспитательной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.
1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия
1.3. Роль традиционной игрушки в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Содержание эмпирического исследования влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
2.2. Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.3. Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент)
2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок
2.2.2. Основной блок (занятия по эмоциональному развитию)
2.4. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Заключение

Файлы: 1 файл

Диссертация - Акимова.docx

— 134.72 Кб (Скачать файл)

Чувствовали вы когда-нибудь вину, как Маша? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь такую же радость, как Маша? В какой ситуации?

Занятие №3.

Тема: «Сделал дело – гуляй смело».

Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «вина», «грусть», «сердитость», «радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.

Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали… Семья». Игровой комплект «Жили-были, поживали… Изба».

Эмоциональная ситуация №3 (приложение 8)

Ход занятия:

1. Внешний  анализ ситуации.

Заглянем в избу. По-моему, в ней что-то происходит.

Кого вы видите в избе? Матушку, Машеньку и Ванюшку. Что происходит сейчас в избе?

Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что Машенька с Ванечкой проснувшись рано утром сразу стали играть. Они не убрали за собой постель, не умылись, не оделись, не позавтракали. Мать призывает детей прежде сделать все дела, а уж потом взяться за игры.

2. Анализ  эмоционального состояния героев ситуации.

Обсудите эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Опорные вопросы: Какое настроение сейчас у матушки? Что она чувствует? Почему? Что говорит она своим детям? Что должны чувствовать сейчас брат с сестрой?

3. Проигрывание  ситуации, ее нормализация.

Поможем Маше с Ванечкой исправить свои ошибки?

Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Машей, кто-то Ванечкой, а кто-то матушкой. Ситуацию проигрываем несколько раз с той целью, чтобы каждый ребенок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать ее, проговорить, предложить свой вариант для ее нормализации.

4. Повторный  анализ эмоционального состояния героев.

После того, как ситуация в избе нормализовалась, обсудите то, как изменилось настроение героев. Опорные вопросы: Что чувствует мама после того, как ее дети извинились, навели порядок в избе, умылись, позавтракали и помогли маме помыть посуду? Что чувствуют дети после того, как они исправили свое поведение, и мама на них больше не сердится?

5. «Сделал дело – гуляй смело» (в качестве вывода)

Матушка поучает сына и дочь: «Сделал дело – гуляй (играй) смело» Что означает эта русская народная пословица?

6. Заключение (преемственность с личным опытом).

Что нового, интересного узнали вы сегодня на занятии?

Чувствовали вы когда-нибудь вину, как Маша и Ваня? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь такую же радость, как Маша и Ваня? В какой ситуации?

Занятие №4.

Тема: «В чем оплошаешь, за то и отвечаешь».

Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «вина», «стыд», «грусть», «обида», «сердитость», «радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.

Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали… Семья». Игровой комплект «жили-были, поживали… Изба», корова, кот.

Эмоциональная ситуация №4 (приложение 8).

Ход занятия:

1. Внешний  анализ ситуации.

Заглянем в избу. По-моему, в ней что-то происходит.

Кого вы видите в избе? Матушку, Ванюшку и кота. Как вы думаете, что происходит сейчас в избе?

Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что Ваня случайно пролил на пол молоко, и во всем обвинил кота. Мать разводит руками, она очень расстроена и сердится на сына. За что? Почему?

2. Анализ  эмоционального состояния героев ситуации.

Обсудите эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Опорные вопросы: Что чувствует в данный момент матушка? Почему? Что говорит она сыну? Что должен почувствовать Ванечка? Что должен сказать он маме? Чувствует ли кот что-нибудь в этой ситуации, как вы думаете?

3. Проигрывание  ситуации, ее нормализация.

Поможем Ванечке исправить свою ошибку?

Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Ванечкой, а кто-то матушкой. Ситуацию проигрываем несколько раз с той целью, чтобы каждый ребенок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать ее, проговорить, предложить свой вариант для ее нормализации.

4. Повторный  анализ эмоционального состояния героев.

После того, как ситуация в избе нормализовалась, обсудите то, как изменилось настроение героев. Опорные вопросы: Что чувствует мама после того, как ее сын признался в своей вине и извинился перед ней и котом? Что чувствует теперь Ваня?

5. «В чем оплошаешь, за то и отвечаешь» (в качестве вывода)

Матушка поучает сына: «В чем оплошаешь, за то и отвечаешь» Что означает эта русская народная пословица?

6. Заключение (преемственность с личным опытом).

Что нового, интересного узнали вы сегодня на занятии?

Чувствовали вы когда-нибудь такую же вину, как Ваня? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь такую же обиду, как кот? В какой ситуации?

Занятие №5.

Тема: «За добрые дела всегда похвала».

Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «обида», «вина», «стыд», «грусть», «сердитость», «радость». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.

Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали… Семья». Игровой комплект «жили-были, поживали… Изба», собака, щенок.

Эмоциональная ситуация №5 (приложение 8)

Ход занятия:

1. Внешний  анализ ситуации.

Посмотрим во двор. По-моему, здесь что-то происходит.

Кого вы видите во дворе? Батюшку, Машеньку, Ванюшку, собаку со щенком. Как вы думаете, что происходит сейчас во дворе?

Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что брат с сестрой и собаками возвращаются из леса с большой корзиной грибов, которую несет Маша. Их встречает батюшка, который рассержен тем, что его сын не помогает своей сестре нести тяжелую корзину.

2. Анализ  эмоционального состояния героев ситуации.

Обсудите эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Опорные вопросы: Что чувствует в данный момент Маша? Почему? Что чувствует батюшка? Почему? Что говорит он сыну? Что должен почувствовать Ванечка в этой ситуации? Почему? Что должен сказать он папе, сестре?

3. Проигрывание  ситуации, ее нормализация.

Поможем Ванечке исправить свою ошибку?

Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Ванечкой, кто-то батюшкой, а кто-то Машенькой. Ситуацию проигрываем несколько раз с той целью, чтобы каждый ребенок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать ее, проговорить, предложить свой вариант для ее нормализации.

4. Повторный  анализ эмоционального состояния героев.

После того, как ситуация нормализовалась, обсуждаем то, как изменилось настроение героев. Опорные вопросы: Что чувствует Маша после того, как брат извинился и помог ей донести до дома корзину? Что чувствует батюшка, глядя на то, что его сын исправил свою ошибку? Что говорит он сыну? Что чувствует теперь Ваня?

5. «За добрые дела всегда похвала» (в качестве вывода)

Батюшка рад, что сын осознал и исправил свою ошибку, он говорит ему: «За добрые дела всегда похвала». Что означает эта русская народная пословица?

6. Заключение (преемственность с личным опытом).

Что нового, интересного узнали вы сегодня на занятии?

Чувствовали вы когда-нибудь такую же обиду, как Маша? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь такую же вину, как Ваня? В какой ситуации? Чувствовали вы когда-нибудь такую же радость, как Маша? В какой ситуации?

Занятие №6.

Тема: «Любишь кататься – люби и саночки возить» или «мал да удал».

Цель: Познакомить детей с эмоциональными переживаниями «радость», «обида», «вина», «грусть». Развивать умение находить выход из проблемной эмоциональной ситуации. Обогащать словарь эмоций детей, их эмоциональный опыт.

Материал: Игровой комплект «Жили-были, поживали… Семья». Игровой комплект «жили-были, поживали… Изба», санки, щенок.

Эмоциональная ситуация №6 (приложение 8).

Ход занятия:

1. Внешний  анализ ситуации, домысливание сюжета.

Посмотрим во двор. По-моему, здесь что-то происходит.

Кого вы видите во дворе? Машеньку с Ванюшкой и щенка. Как вы думаете, что происходит сейчас во дворе?

Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что во дворе «поселилась» радость: зима, хорошая погода, снежная горка. Дети рады, что могут вместе покататься на больших санках с горы, им очень весело.

Как вы думаете, что произойдет дальше?

Подводящий диалог позволит сделать вывод о том, что Маше с Ванюшкой вновь захочется съехать с горы на санках. Но кто же потащит наверх, в гору большие, тяжелые санки?

Здесь возможны варианты:

1) Дети  позовут на помощь кого-нибудь  из взрослых. Но после рассмотрения  того, что происходит в избе, станет  ясно, что помочь им никто не  может (папа отсутствует, мама занята  с малышом, бабушка варит кашу, а дедушка приболел).

2) Маша  повезет санки в гору. Она –  старшая сестра, поэтому больше  и сильнее Вани.

3) Дети  вместе, дружно потащат санки  в гору.

2. Анализ  эмоционального состояния героев второго варианта ситуации.

Обсуждаем эмоции, которые испытывают в данный момент герои ситуации. Опорные вопросы: Что чувствует в данный момент Маша? Почему? Что чувствует бабушка, глядя на внуков в окно? Почему? Что должен почувствовать Ванечка, видя, что его сестре тяжело и обидно одной тащить санки в гору? Как должен поступить младший брат?

3. Проигрывание  ситуации, ее нормализация.

Поможем Ванечке исправить свою ошибку?

Дети принимают на себя роли героев ситуации. Кто-то становится Ванечкой, кто-то Машенькой, а кто-то бабушкой. Ситуацию проигрываем несколько раз, добиваясь того, чтобы каждый ребенок смог встать на место хотя бы одного героя ситуации, прочувствовать ее, проговорить, предложить свой вариант для ее нормализации (исправления).

4. Повторный  анализ эмоционального состояния героев второго варианта ситуации.

После того, как ситуация нормализовалась, обсуждаем то, как изменилось настроение героев. Опорные вопросы: Что чувствует Маша после того, как брат предложил ей свою помощь? Что чувствует Ванечка, помогая сестре? Вернулась ли радость во двор? Что чувствует бабушка, глядя в окно на внуков? Что говорит она домочадцам? Изменилось ли здоровье дедушки, после того как он узнал какие дружные у него внуки?

5. «Любишь кататься, люби и саночки возить» или «мал да удал» (в качестве вывода).

Маша поучает брата «любишь кататься, люби и саночки возить», а бабушка кричит Маше в окошко: «Братец-то твой «мал, да удал». Что означают эти русские народные пословицы?

6. Заключение (преемственность с личным опытом).

Что нового, интересного узнали вы сегодня на занятии?

Чувствовали вы когда-нибудь такую же обиду, как Маша? В какой ситуации? Часто ли вы помогаете своим родным, друзьям? Дарите ли радость близким и чужим?

 

 

Занятие №7.

Последнее заключительное занятие является обобщающей беседой, которая проходит в свободной форме. Собираемся возле избы, вспоминаем какие ситуации происходили с членами семьи, делимся впечатлениями…

Цель беседы: Обобщить представления детей о различных эмоциональных переживаниях «радость», «обида», «вина», «стыд», «грусть», «сердитость», определить уровень усвоения ими материала.

2.3. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент).

Контрольный эксперимент был проведен в январе 2012 года.

На сроки проведения контрольного эксперимент оказали влияние обстоятельства, сложившиеся в декабре в ДОУ, где проводилось эмпирическое исследование. Изначально контрольный эксперимент предполагалось провести в декабре 2011г, но с 5 декабря 2011г. по 15 января 2012г. в дошкольном отделении Центра Образования был объявлен карантин по скарлатине, а после по ветряной оспе. Группы частично закрывались, дети групп, включенных в эксперимент, дошкольное отделение посещали в очень малом составе (до 10 человек) или не посещали совсем. Педагогам переходить из группы в группу запрещалось.

По окончании новогодних праздников с детьми была проведена обобщающая беседа (занятие №7 педагогической системы), а после – диагностика (контрольный эксперимент).

В целях определения динамики развития эмоциональной сферы детей были проведены те же методы исследования, что и контрольном эксперименте:

1. Оценочная  шкала эмоциональных проявлений  ребенка (Г.А. Шалимова).

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста