Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:16, магистерская работа

Описание работы

Цель данной магистерской диссертации – обосновать возможности традиционной игрушки как средства развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в учебно-воспитательной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.
1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия
1.3. Роль традиционной игрушки в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Содержание эмпирического исследования влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
2.2. Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.3. Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент)
2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок
2.2.2. Основной блок (занятия по эмоциональному развитию)
2.4. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Заключение

Файлы: 1 файл

Диссертация - Акимова.docx

— 134.72 Кб (Скачать файл)

Предложенное классификационное основание позволяет четко отделить игру как ведущую деятельность от игровой формы любой другой деятельности, которую инициирует взрослый. Ни одна педагогическая классификация не в состоянии это сделать, так как она определяет игры «по форме». Данная, психологическая, классификация имеет совершенно иную цель, определяя внутреннюю сущность игры, независимо от ее формы.

Исходя из классификации игр С.Л. Новоселовой, Е.В. Трифонова отмечает, что в условиях дошкольного образовательного учреждения игра представлена в разных формах, которые необходимо четко различать:

• игра как деятельность, побуждаемая игровым мотивом, специфика которого состоит в том, что мотив игры заключается в ней самой (в условиях педагогического процесса такая игра представлена самодеятельными играми; их развивающая функция состоит в том, что именно в процессе этой деятельности формируются основные возрастные новообразования);

• игра как форма организации образовательного процесса, содержание этих игр определяется взрослым в соответствии с теми или иными образовательными задачами (в условиях детского сада они представлены обучающими играми, а также организацией занятий в игровой форме, функция которых связана с обогащением представлений детей, закреплением освоенных способов действий и пр.);

• игра как форма организации жизни детей, содержание этих игр отбирается или направляется взрослым в соответствии с теми или иными воспитательными задачами (в педагогическом процессе они представлены коллективными сюжетно-ролевыми играми, играми с правилами и др.; функция их связана с социализацией детей – практическим освоением правил и норм, формированием детского коллектива).

Организация жизни детей в детском саду обязательно должна включать все перечисленные формы. Но при этом следует помнить, что доминирование двух последних может привести к депривации игры как ведущей деятельности на фоне ее тотальной эксплуатации.

Таким образом, игра как педагогическая форма может создавать благоприятные условия для успешного обучения ребенка, активизации его развития. В игре же, как деятельности, формируются возрастные новообразования, которые вне игры сформированы быть не могут либо будут серьезно деформированы.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что становление и развитие самодеятельной игры – важнейшая задача дошкольного образования. Реализация ее возможна благодаря применению зарекомендовавшего себя комплексного метода педагогической поддержки детских самодеятельных игр, разработанного Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой. Данный метод включает в себя четыре компонента:

1. Обогащение знаний детей, расширение представлений об окружающем мире. При отсутствии этого компонента ребенок не будет играть, какая бы богатая в содержательном отношении предметная среда ни была предложена ему для деятельности, сколь искусен бы ни был взрослый, затевающий с ребенком игры.

Общеизвестно, что ребенок играет не с игрушкой, а со сложившимся у него образом мира, как бы вынося его вовне и преобразуя или утверждая в своей игре. Необходимо всемерно обогащать знаниями детей, их представления не только о предметном мире, но и о социальных взаимоотношениях в разных областях действительности.

Еще одно непременное условие: чтобы та или иная информация выступала основой для игры, она обязательно должна быть эмоционально значимой для ребенка, вызывать желание поучаствовать в сходной ситуации, примерить на себя тот или иной образ, прожить то или иное событие.

Обогащение опыта, знаний детей – необходимый, но недостаточный компонент комплексного метода. Он разрешает вопрос «во что» играть, «как» играть – это уже содержание следующего компонента.

2. Обогащение игрового опыта. Педагог должен «научить» ребенка не определенному набору игровых действий в той или иной ситуации, а сформировать у него умение создавать условную, мнимую ситуацию, «вживаться» в нее и действовать в ней не «как должно», а адекватно придуманным условиям и обстоятельствам, активно и творчески преобразуя их по ходу игры, создавая новые проблемные ситуации и разрешая их в игре.

3. Создание развивающей предметной среды. Игровая предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детей, а также следующим требованиям:

• проблемность, состоящая в том, что ребенок, действуя в такой среде, обнаруживает и практически решает комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности;

• обобщенность, т.е. нейтральность по отношению к смысловому полю игры, функциональная универсальность;

• сомасштабность элементов игровой среды между собой, позволяющая сочетать ее элементы в любых комбинациях;

• трансформирумость игровой среды в соответствии с меняющимися игровыми задачами.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми. Оно необходимо каждый раз, как только игра начинает «стопориться». Помочь продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный новый сюжетный поворот можно как во время игры, так и вне ее.

Чаще всего проблемы у детей бывают с началом игры. Педагог может помочь организовать игру, начав сюжетное действие, а потом незаметно выйти из нее, когда дети перехватили инициативу.

Так происходит возврат к первому компоненту метода, а точнее переход уже на совершенно иной уровень. Двигаясь все время по спирали, от компонента к компоненту, самодеятельная детская игра получает все возможности для своего развития и саморазвития.

Создание условий для становления и развития игровой деятельности позволяет решить ряд задач, обеспечивающих полноценное развитие детей, успешную социализацию и эмоциональное благополучие [17].

Выводы из первой части первой главы:

1. Дошкольный  возраст является сенситивным  периодом для развития  эмоциональной  сферы ребенка, структуру которой  составляют различные эмоциональные  переживания, значимое место среди  которых занимают социальные  эмоции и эмпатия.

2. Дошкольники  имеют не достаточные представления  об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

3. Развитие  эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, освоение им различных эмоциональных  состояний происходит в его  ближайшем социуме, при взаимодействии  со сверстниками и взрослыми.

4. Основную траекторию эмоционального развития в дошкольном возрасте задает игра – ведущая деятельность. В ней интенсивно развиваются эмоциональное воображение и предвосхищение – необходимые условия для прогнозирования, предвидения последствий своих и чужих поступков. В игре формируются социальные эмоции, закладываются основы для развития эмпатии.

5. Игра – ведущая деятельность возникает всегда по инициативе ребенка. Инициатива принадлежит тому, кто определяет цели, способы и средства осуществления игры. Взрослый может предложить тему игры, вдохновить детей на игру, раскрыть детям потенциал игровых средств.

6. Использование комплексного метода педагогической поддержки детских самодеятельных игр благотворно влияет на становление и развитие игры-деятельности, которая является основой, необходимым условием для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия.

Игрушка – непосредственный спутник игры детей, стимул для создания самых разнообразных игр, средство для воплощения самых невероятных идей, удовлетворения самых необычных фантазий.

Игрушка дарит детям «радость, удовлетворяющую их творчество. С помощью игрушек дети дополняют свое понимание жизни, расширяют мир грез, часто делятся с ними своим горем и радостью». Такое определение сути игрушки дает Николай Дмитриевич Бартрам – собиратель, исследователь, создатель детских игрушек, основатель музея игрушки в Сергиевом Посаде.

Традиционная игрушка сопровождала игру детей много лет назад, предметом для игры становится она и сегодня. Что такое «традиционная игрушка»? Ее определения мы не нашли ни в одном словаре. В целях формулировки понятия «традиционная игрушка» разделим его на части, чтобы в последствие объединить.

Начнем с анализа определений понятия «традиция» (от латинского tradition – передача, trader – передавать), выделив ключевые слова:

- Традиция  – стихийно сложившаяся система образов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей (философская энциклопедия).

- Традиция  – способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен, эпох (новая философская энциклопедия, 2003г).

- Традиция  – передача, трансляция духовных ценностей жизни от поколения к поколению. На традиции основана культура (словарь изобразительного искусства, 2004-09гг).

- Традиция  – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (толковый словарь иноязычных слов, 2004г).

- Традиция  – явление материальной или  духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению (археологический словарь, Г. Матюшин, 1998г).

Обобщая все вышеперечисленные определения, основываясь на выделенных ключевых словах, можно сделать вывод, что традиция – это понятие, тесно связанное с историей и культурой целого народа, вошедшее в жизнь людей, оказывающее влияние на их образ мыслей, систему норм и правил поведения. Традиция непосредственно связана с духовными ценностями, нравственными идеалами людей.

Традицию отличает устойчивость во времени. Лишь те традиции передаются из поколения в поколение, которые прошли долгий, эпохальный путь, укоренились в нашей жизни, стали значимы для нас.

Проанализируем определения понятия «игрушка», с выделением ключевых слов:

- Игрушка  – предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребенку познавать мир, приучает его к целенаправленной осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций (большая советская энциклопедия).

- Игрушка  – название различного рода предметов, используемых в игровой сфере. Эстетический уровень игрушки позволяет считать ее разновидностью искусства вообще и декоративно-прикладного в частности. Художественные особенности игрушки связаны с историко-культурным развитием общества (гуманитарный словарь).

- Игрушка  – специально изготовленный предмет, служащий для развлечения и психического развития ребенка. Игрушки – изображения людей и животных, копии предметов, позволяют ребенку познать их роль и функциональное назначение, способствует развитию различных форм общения (современная энциклопедия).

- Игрушка  – предмет, предназначенный для детской игры, служащий целям воспитания; произведение искусства, синтезирующее выразительные средства скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и театрального искусства. Идейно-художественный характер игрушки связан с историко-культурным развитием общества (художественная энциклопедия).

Обобщая все вышеперечисленные определения, основываясь на выделенных ключевых словах, можно сделать вывод, что игрушка – это, прежде всего, предмет для детской игровой деятельности. В функции игрушки входит не только развлечение детей, но и их воспитание и развитие: познавательное, социальное, эмоциональное, эстетическое, физическое.  Игрушки позволяют более естественно организовать общение ребенка с другими детьми и с взрослыми.

Игрушка – не просто предмет для игры, это произведение искусства, отражающее в себе особенности историко-культурного развития общества. Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества.

Объединим определения понятий «традиция» и «игрушка». Традиционная игрушка – это одновременно и предмет для детской игровой деятельности, и произведение искусства, идейно-художественный характер, которой отражает особенности историко-культурного развития общества большого периода времени (эпохи, нескольких веков). Храня в себе культурные традиции предыдущих поколений, их ценностные ориентиры, традиционная игрушка служит, прежде всего, духовно-нравственному развитию детей.

Опираясь на выведенное нами определение, важно отметить, что традиционной можно назвать ту игрушку, которая отвечает двум основным требованиям – она должна соответствовать историко-культурным традициям своего народа, как по форме, так и по содержанию.

По своей форме традиционная игрушка должна быть выполнена на основе традиций русских мастеров-игрушечников. Игрушечный промысел уходит своими корнями в глубинку. Русская деревня – это то место, где родилась когда-то истинно народная игрушка.

Исследовательница народной игрушки Галина Львовна Дайн периодом активной деятельности народных промыслов игрушки называет конец XIX – начало XX века. В своей книге «Русская народная игрушка» она пишет: «Они (промыслы1) возникали в разное время, развивались в разных социально-экономических условиях. Обычно изготовление игрушки начиналось рядом с другим, главным, ремеслом – гончарным, токарным, слесарным… Начиналось как дело побочное не на пустом, а хорошо обжитом месте. В самой жизни, в потребностях быта коренились традиции народных игрушек. И делали их, используя знакомые приемы, какими лепили и украшали посуду, расписывали бытовую утварь…»

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста